Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 15:29, курсовая работа
Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу финансовых результатов деятельности торговой организации (прибыли и рентабельности). С его помощью вырабатывается стратегия и тактика развития торгового предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль над их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности торговли, оцениваются результаты деятельности организации, его подразделений и работников.
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Розничный товарооборот и прибыль: экономическая сущность и
методика анализа………… ………………………………………………………..5
2. Экономический анализ розничного товарооборота и прибыли в Буда-Кошелевском райпо
2.1 Организационно-экономическая характеристика Буда-Кошелевского райпо……………………………………………………………………………… ..24
2.2 Анализ розничного товарооборота и факторов, влияющих на
его развитие ………………………………………..…………………………… …28
2.3.Анализ прибыли и рентабельности………………………………………… .32
3. Пути и резервы увеличения розничного товарооборота, и повешение
рентабельности торговой деятельности Буда - Кошелевского райпо……….…39
Заключение………………………………………………………………………... 44
Список использованных источников………………………………………….46 Приложение
Введение
Переход к рыночной экономике требует от организаций повышения эффективности торговли, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т.д.
Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу финансовых результатов деятельности торговой организации (прибыли и рентабельности). С его помощью вырабатывается стратегия и тактика развития торгового предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль над их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности торговли, оцениваются результаты деятельности организации, его подразделений и работников. Квалифицированный экономист, финансист, бухгалтер, аудитор должен хорошо знать не только общие закономерности и тенденции развития экономики в условиях перехода к рыночным отношениям, но и тонко понимать проявления общих, специфичных и частных экономических законов в практике своей организации, своевременно замечать тенденции и возможности повышения эффективности торговли. Он должен владеть современными методами экономических исследований, методикой системного, комплексного экономического анализа, мастерством точного, своевременного, всестороннего анализа результатов хозяйственной деятельности. Именно поэтому данная тема актуальна и требует изучения.
В условиях рыночной экономики основа экономического развития – прибыль, важнейший показатель эффективности работы организации, источник его жизнедеятельности. Рост прибыли создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства организации и удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и работников. За счет прибыли выполняются обязательства организации перед бюджетом, банками и другими организациями.
В настоящие время главной целью торговой организации должна быть получение максимальной прибыли, при этом товарооборот выступает как важнейшее и необходимое условие, без которого не может быть достигнута эта цель. Поскольку торговая организация получает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемых товаров, то задача максимизации прибыли вызывает необходимость постоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли, относительного снижения расходов на реализацию и расходов на оплату труда. В сфере розничной торговли показатель товарооборота является важнейшей характеристикой деятельности организации. Развитие розничного товарооборота должно быть тесно увязано с таким экономическим показателем, как спрос, поступление товаров, товарные запасы, прибыль, численность работников, расходы на оплату труда.
В процессе работы по некоторым
хозяйственным операциям у
Получение прибыли - непременное условие и цель предпринимательства любой хозяйственной структуры. Прибылью (рентабельностью) оценивается эффективность хозяйствования, прибыль - главный источник финансирования экономического и социального развития; прибыльность служит основным критерием выбора инвестиционных проектов и программ оптимизации текущих затрат, расходов, финансовых вложений.
Таким образом, прибыль (и ее относительная модификация - рентабельность) обрела важнейшую, ведущую роль в новом хозяйственном и финансовом механизме управления социально-экономическим развитием. Это база финансовой устойчивости и обеспечения доходов организаций, государства, населения.
Исходя из актуальности темы и степени ее разработанности, в настоящем исследовании была поставлена следующая цель. Цель работы: оценка товарооборота и прибыли Буда – Кошелевского райпо, внесение предложений по выявлению и использованию резервов роста объема товарооборота и прибыли в данной организации.
Актуальность вызвана тем, что розничный товарооборот - основной социально-экономический показатель, от действенности анализа которого в увязке с прибылью зависит не только своевременное выявление резервов увеличения доходов, экономии расходов организаций потребкооперации. Но и степень удовлетворения спроса сельского населения в условиях реализации Программы возрождения белорусского села.
Для достижения данной цели в курсовой работе будут решаться следующие задачи:
- рассмотрение сущности товарооборота и прибыли;
- изучение роли товарооборота и прибыли и их значения в экономике;
- рассмотрение состава и структуры товарооборота и прибыли торговой организации, внешних и внутренних факторов влияющих на товарооборот и прибыль;
- изучение методики анализа, расчета факторов влияющих на товарооборот и прибыль;
- пути и резервы увеличения розничного товарооборота, и повешение рентабельности торговой деятельности Буда – Кошелевского райпо.
Структура настоящей курсовой работы определена поставленными задачами и включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников, приложения.
При проведении исследования настоящей темы использовались в качестве основных методов сравнительный и исторический методы исследования, метод анализа документов. В работе были использованы и другие научные методы - анализа и синтеза, логический, системно-структурный.
В ходе работы изучены труды отечественных и зарубежных авторов по рассматриваемому вопросу, в частности, таких как, Р.П. Валевич, С.Н. Лебедева, Л.А. Брагин, Н.В. Максименко, Л.И. Кравченко и ряда других, а также изучена нормативно-правовая база, регламентирующая вопросы, рассматриваемые в данной работе. Кроме этого, при проведении исследования использовались фактические материалы рассматриваемой организации, содержащие необходимую информацию для освещения поставленных вопросов: уставные документы, бизнес-план, бухгалтерская и управленческая отчетность предприятия и ряд других документов.
Объектом исследования в данной работе является Буда – Кошелёвское райпо. Предметом исследования являются финансовые результаты деятельности и рентабельность этого райпо за 2010 – 2012 гг. Предметом исследования является розничный товарооборот и прибыль торговой организации.
Курсовая работа: 49 с., 11 таблиц, 3 рисунка, 22 источников литературы и 22 приложения.
1.Розничный товарооборот и прибыль: экономическая
сущность и методика анализа
Главная цель торговли потребительскими товарами – удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах. Достижение этой цели характеризуется общим объемом реализации товаров населению. При реализации товаров потребителю произведенный продукт находит свое выражение в общественном признании. Товарооборот характеризует объем потребления материальных благ, выражен экономическими отношениями, возникающими в процессе движения товаров из сферы производства и обращения в сферу личного потребления. Сущность товарооборота проявляется в экономических отношениях, связанных с обменом товаров и услуг на рынке в процессе купли-продажи.
Товарооборот характеризует процессы, развивающиеся в сфере товарного обращения, и факторы, воздействующие на формирование спроса и предложения, и отражает экономические отношения между производителями и потребителями.
Товарооборот позволяет определить условия, при которых развивается соотношение между спросом и предложением на рынке. Это позволяет установить, как реализуются на конкретном рынке отношения между производителями и потребителями товаров, какие условия определяют тенденции формирования и развития спроса и предложения в последующий период и на перспективу [12, c.79].
Розничный товарооборот - это количественный показатель, характеризующий объем продаж, он выражает экономические отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в личное потребление путем их обмена на денежные доходы. [4, с.6].
Розничным товарооборотом является продажа продовольственных и непродовольственных товаров населению за наличный и безналичный расчет (по банковским пластиковым карточкам, чекам, электронным картам, по перечислениям денежных средств со счетов вкладчиков банков, по кредитам банков и т.п.) организациями розничной торговли и общественного питания; организациями других отраслей экономики, имеющими на своем балансе сеть розничной торговли и общественного питания; организациями, не имеющими торговой сети, но реализующими товары населению; индивидуальными предпринимателями; физическими лицами, осуществляющими продажу сельскохозяйственных продуктов на рынках. Розничный товарооборот учитывается в розничных ценах (торговля), фактических продажных (розничных) ценах (общественное питание), включающих оптово-отпускную цену товаропроизводителя и торговую надбавку (торговля), торговую надбавку и наценку (общественное питание), акциз, налог на добавленную стоимость и налог с продаж (торговля), налог на услуги (общественное питание), косвенные налоги.
С точки зрения системного подхода, розничный товарооборот необходимо рассматривать в трех аспектах: как систему отношений общественного производства; как систему отношений обмена денежных доходов населения на товары народного потребления; как систему обратной связи с производством [13.с 90].
Товарооборот является макроэкономическим
показателем. Государство ведет
сбор и обработку данных о товарообороте
на разных уровнях управления с целью
выявления общих
Розничный товарооборот является конечной стадией движения товаров от производства до потребителя. Розничная торговля завершает процесс обращения товаров: товар из сферы обращения переходит в сферу потребления. Розничный товарооборот – это количественный показатель, характеризующий объем продаж [6, с. 44].
Необходимо четко различать такие понятия, как состав и величина товарооборота: состав складывается из различных видов продаж, а величина - из сумм торговой выручки, сданной в банк или кассу, объема мелкооптовых продаж (по безналичному расчету), расходов, произведенных за счет кассовой выручки (по документам). [3, с.141].
Розничная продажа товаров может осуществляться следующими участниками:
- хозяйствующими субъектами,
занятыми в сфере розничной
торговли и общественного
- юридическими лицами, занимающимися
торговлей, однако не
- предпринимателями (коллективными и индивидуальными), реализующими товары на вещевых, смешанных и продовольственных рынках. [13,с 90].
Согласно указанию по заполнению формы государственной статистической отчетности 1-торг (розница) "отчет о розничной торговле" от 14.08.2008 N 114. Розничный товарооборот розничной (торговой) сети включает:
*продажа товаров населению для личного потребления или использования в домашнем хозяйстве:
-за наличный расчет;
-по безналичному расчету, а именно: по банковским пластиковым карточкам, чекам, электронным картам, по перечислениям денежных средств со счетов вкладчиков банков и по кредитам банков и тому подобному (что также учитывается как продажа за наличный расчет);
-в кредит - включается в розничный товарооборот по моменту отпуска товаров покупателям по ценам фактической реализации;
-по почте - включается в розничный товарооборот по моменту сдачи посылки отделению связи;
-в магазинах беспошлинной торговли, комиссионных магазинах (отделах) - включается в розничный товарооборот по ценам их реализации;
-по образцам и с использованием электронных средств связи - включается в розничный товарооборот по времени доставки их покупателю;
*стоимость товаров, выданных населению по всем видам выигрышей (денежно-вещевым лотереям и тому подобному), - включается в розничный товарооборот по их фактической стоимости по моменту отпуска товаров;
*стоимость упаковки, не входящая в цену товара, и стоимость проданной населению порожней тары;
*стоимость стеклянной тары, проданной населению с товаром, за вычетом стоимости возвращенной населением порожней стеклянной тары и стоимости стеклянной тары, принятой от населения в обмен на товар;
*продажа по безналичному расчету продовольственных и непродовольственных товаров исправительно-трудовым учреждениям для отпуска лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Беларусь за счет их личных денежных средств.