Розничный товарооборот и прибыль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 15:29, курсовая работа

Краткое описание

Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу финансовых результатов деятельности торговой организации (прибыли и рентабельности). С его помощью вырабатывается стратегия и тактика развития торгового предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль над их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности торговли, оцениваются результаты деятельности организации, его подразделений и работников.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Розничный товарооборот и прибыль: экономическая сущность и
методика анализа………… ………………………………………………………..5
2. Экономический анализ розничного товарооборота и прибыли в Буда-Кошелевском райпо
2.1 Организационно-экономическая характеристика Буда-Кошелевского райпо……………………………………………………………………………… ..24
2.2 Анализ розничного товарооборота и факторов, влияющих на
его развитие ………………………………………..…………………………… …28
2.3.Анализ прибыли и рентабельности………………………………………… .32
3. Пути и резервы увеличения розничного товарооборота, и повешение
рентабельности торговой деятельности Буда - Кошелевского райпо……….…39
Заключение………………………………………………………………………... 44
Список использованных источников………………………………………….46 Приложение

Вложенные файлы: 2 файла

наташа 1.docx

— 226.89 Кб (Скачать файл)

 

При анализе ритмичности  продаж определяют коэффициент ритмичности (Критм) товарооборота по формуле:

 

Критм = Квартальный план продаж / Годовой план продаж.    (1.13)

 

При расчетах коэффициента ритмичности объем продаж можно  учитывать в абсолютных суммах в денежном выражении или в удельном весе продаж в отдельные периоды в общем объеме продаж. Равномерными продажи считаются в том случае, если коэффициент равен единице [8].

Равномерность выполнения суммы  прогнозируемой продажи товаров  можно определить путем расчета  коэффициента вариации. Для этого  исчисляется среднеквадратическое отклонение (σ) по следующей формуле (если в прогнозируемом товарообороте нет существенных колебаний за период):

 

σ                                                    (1.14)

где x – выполнение прогноза продажи за квартал, месяц, день;

     – среднее выполнение за период;

      n — число кварталов, месяцев, дней и т. д.

 

После исчисления среднеквадратического  отклонения определяется коэффициент вариации:

 

v=σ/                                                       (1.15)

 

Коэффициент вариации (v) показывает степень отклонении (в процентах) в выполнении прогнозируемого товарооборота  от среднего (процента) уровня.

Равномерность выполнения прогнозного  товарооборота можно исчислять  не только во времени, но и по отдельным  структурным подразделениям, входящим в состав торговой организации за какой-то определенный период [1, c.49]. 

Задачей планирования товарооборота  внутри года является обеспечение бесперебойной  продажи товаров населению в  соответствии с сезонными колебаниями спроса населения по периодам года (кварталам, месяцам).

Наиболее важной задачей  при внутригодовом планировании является определение удельного  веса каждого квартала в годовом  товарообороте и доли каждого  месяца в квартальном обороте.

При расчете макроструктуры розничного товарооборота изучается  доля продовольственных и непродовольственных  товаров в динамике за ряд лет.

При определении плана  продажи по товарным группам учитываются  следующие показатели: степень удовлетворения спроса населения, объем товарных ресурсов, уровень физиологических и рациональных норм потребления, возможность взаимозаменяемости товаров.

При использовании метода технико-экономических расчетов все  вычисления ведутся по отдельным составным элементам норматива. Норматив товарных запасов (Н) рассчитывается по формуле [22, c. 538]:

 

Н = Р + П + С                                                       (1.16)

 

где Р - рабочий запас, дн.;

     П - запас пополнения, дн.;

     С - страховой запас, дн.

 

Рабочий запас (Р) определяется следующим образом:

 

Р = З0 + Впп + Пн                                                  (1.17)

 

где З0 - запас однодневной торговли, дн;

      Впп - время на приемку и подготовку товаров,дн;

      Пн - представительный набор (запас находящийся в торговом зале)дн.

 

Представительный набор (Пн) можно определить по формуле:

 

                                          Пн =                                                          (1.18)

 

где Кр - количество разновидностей товаров, шт;

      Цср - средняя цена товара, тыс.р.;

      Т0 - однодневный товарооборот, тыс.р.

 

Запас пополнения (П) рассчитывается следующим образом:

 

                                          П =                                                           (1.19)

 

где Ч - частота завоза товаров, раз;

      Кобн - коэффициент обновления.

 

Коэффициент обновления (Кобн) определяется по формуле

 

Кобн = КР : КП                                                     (1.20)

 

где КР - количество разновидностей товаров;

      КП - количество поступления в одной партии завоза.

 

Страховой запас определяется в процентах от торгового запаса, который состоит из рабочего запаса и запаса пополнения.

Методика анализа прибыли. Основная цель анализа – выявить неиспользованные резервы увеличения прибыли и повышения рентабельности. В процессе анализа решаются следующие задачи:

- устанавливается степень  выполнения плана по общей  сумме прибыли и в разрезе  ее видов, а также структурных  подразделений и отраслей деятельности;

- определяется динамика  суммы прибыли и уровня рентабельности  по организации в целом и в разрезе структурных подразделений и отраслей деятельности;

- производятся расчет, и оценка влияния основных факторов на сумму прибыли и рентабельность;

- изучаются пропорции и конкретные направления использования и распределения прибыли, оценивается их эффективность.

Анализ прибыли и рентабельности проводится в определенной последовательности: сначала оцениваются состояние, и динамика общей суммы прибыли и уровня рентабельности в целом по торговой организации, затем – в разрезе структурных подразделений и видов деятельности. Анализ за год дополняется изучением прибыли и рентабельности по кварталам и месяцам, в том числе  - с точки зрения влияния различных факторов на эти показатели.

Источниками информации для  анализа прибыли служит бухгалтерская, финансовая и статистическая отчетность: ф. №1 «Бухгалтерский баланс»; ф. №2 «Отчет о прибылях и убытках» (прил. 2 к  бухгалтерскому балансу); ф. №3 «Отчет об изменении капитала» (прил. 3 к  бухгалтерскому балансу); ф.№4-у «Отчет о выпуске товаров и услуг  по видам экономической деятельности»; ф. №12-ф (прибыль) «Отчет о финансовых результатах»; ф. №4-ф (баланс) «отчет о  составе средств и источниках их образования»; данные оперативного и управленческого учета и другие источники учетной и не учетной информации [13,с.559].

Влияние изменения объема товарооборота на сумму прибыли  рассчитывают по формуле

 

∆П = (Т1 – Т0) *Реноб0 / 100                                            (1.21)

 

где Т1 – товарооборот отчетного периода, млн.р;

      Т0 – товарооборот базисного периода, млн.р;

      Реноб0 – рентабельность оборота в базисном периоде.

 

Чтобы при расчете исключить  влияние изменения цен на товары, необходимо товарооборот и прибыль привести в сопоставимый вид.

Влияние изменения среднего уровня доходов от реализации товаров  на прибыль определяется по формуле 

 

∆П = (УДр1 – УДр0) *Т1 /100                                          (1.22)

 

где УДр1,УДр0 – уровень дохода от реализации в отчетном и базисном периоде.

 

Влияние изменения уровня отчислений от доходов на сумму прибыли  можно рассчитать по формуле

 

∆П = (УОд.р1 – УОд.р0) *Т1 /100                                          (1.23)

 

где УОд.р1, УОд.р0 – уровень отчислений от доходов от реализации в отчетном и базисном периоде.

 

Влияние изменения уровня расходов на реализацию товаров определяется по формуле 

 

∆П = (УРр1 – УРр0) *Т1/100                                            (1.24)

 

где УРр1,УРр0 – уровень расходов на реализацию в отчетном и базисном периоде.

 

Влияние изменения прибыли  по операционной деятельности и внереализационным операциям определяются прямым счетом по формуле

 

∆П = Пт/и1 – Пт/и0                                                       (1.25)

 

где Пт/и1, Пт/и0 – прибыль от текущей или инвестиционной деятельности в отчетном и базисном периоде [13,с.561-562].

 

В заключение вопроса можно  сделать следующие выводы:

розничная торговля по своей  сути является предпринимательской  деятельностью в сфере обмена, связанной с продажей товаров (услуг) конечным потребителям для личного, семейного, домашнего или коллективного пользования, является сложной системой, функционирующей в условиях быстро меняющейся социально-экономической среды;

розничный товарооборот - это  количественный показатель, характеризующий объем продаж; он выражает экономические отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в личное потребление путем их обмена на денежные доходы;

состав товарооборота  торговой организации (применительно  к розничному товарообороту), классифицируется по видам продаж;

розничный товарооборот используется для определения мощности торговой организации, так как по его величине можно судить об объеме ее деятельности, характеристики эффективности использования ресурсов организации и общей суммы расходов на реализацию товаров, так как в обобщенном виде показатель эффективности отражает соотношение результата и затрат;

анализ розничного товарооборота  производится  как по общему объему, так и по отдельным факторам, называя  такой анализ факторным. На выполнение плана и динамику розничного товарооборота оказывают влияние большое число факторов;

главной целью анализа  розничного товарооборота является определение неиспользованных резервов роста продаж, которые основываются на изучении достижений прошлых периодов, планов и потенциала торговой организации.

прибыль – денежное выражение стоимости прибавочного продукта. Созданного производительным трудом работников торговли, а также части прибавочного продукта;

как экономическая категория прибыль организации отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства. На уровне организации чистый доход принимает форму прибыли;

прибыль обладает стимулирующей функцией, одновременно являясь финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов организации;

изучение развития розничного товарооборота ведется с использованием форм оперативного и статистического учета, а также форм ежедневного учета, соответствующих плановых материалов, результатов выборочных обследований, опросов экспертов и торговых агентов, данных инвентаризаций, информации периодических изданий и нормативно-правовых источников;

источниками информации для анализа прибыли служит бухгалтерская, финансовая и статистическая отчетность, данные оперативного и управленческого учета и другие источники учетной и не учетной информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Экономический анализ  розничного товарооборота и 

прибыли Буда-Кошелёвского райпо

 2.1 Организационно-экономическая характеристика

Буда-Кошелёвского райпо

 

Буда-Кошелёвский район  расположен в междуречье Днепра и  Сожа на северо-востоке Гомельской области. Буда-Кошелёвский район  образован 17.07.1924 года. Его площадь  составляет 1,6 тыс. км^2. На территории района проживает 41,6 тыс. человек. Из этого  количества пайщиками районного  потребительского общества являются 9965 человек.

Всего в районе работает 5 промышленных организаций, 2 строительных и 1 транспортная организация, 2 предприятия связи и 1 бытового обслуживания, 107 организаций торговли и общественного питания. Основными видами продукции промышленных организаций являются: упаковочные изделия и тара из пластмассы, древесина и полиматериалы, льноволокно, молочные продукты, продовольственные товары.

Сеть учебных заведений  района представлена 71 учреждением  образования, в которых обучаются, воспитываются и получают развитие 7120 детей и подростков. Учебно-воспитательный процесс обеспечивают 1040 педагогов. В городе работает социальный приют для детей, оставшихся по различным причинам без опеки родителей.

Сеть учреждений культуры района представлена 358 домами культуры и клубами, 37 библиотеками, 2 детскими музыкальными школами. Работает кинотеатр "Криница" и 17 киноустановок. В районе действует 226 клубных формирований, в том числе более 100 детских.

Буда-Кошелевское РАЙПО - многоотраслевая организация, осуществляющая торговую деятельность, общественное питание, заготовку сельскохозяйственной продукции и сырья, дикорастущих и вторичного сырья, производство потребительских товаров, оказание услуг, перевозку товаров, внешнеэкономическую деятельность.

Объекты придорожного сервиса, осуществляющие розничную торговлю, подчинены Буда – Кошелевскому районному потребительскому обществу Гомельского облпотребсоюза.

Потребительская кооперация – самая крупная торгующая  организация в районе. Удельный вес потребкооперации в товарообороте района составляет 65,7%. Буда-Кошелёвское районное потребительское общество создано 17 сентября 1999 года в соответствии с решением общего собрания учредителей по территориальному признаку на основе объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.

Содержание ната.docx

— 14.85 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Розничный товарооборот и прибыль