Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 15:29, курсовая работа
Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу финансовых результатов деятельности торговой организации (прибыли и рентабельности). С его помощью вырабатывается стратегия и тактика развития торгового предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль над их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности торговли, оцениваются результаты деятельности организации, его подразделений и работников.
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Розничный товарооборот и прибыль: экономическая сущность и
методика анализа………… ………………………………………………………..5
2. Экономический анализ розничного товарооборота и прибыли в Буда-Кошелевском райпо
2.1 Организационно-экономическая характеристика Буда-Кошелевского райпо……………………………………………………………………………… ..24
2.2 Анализ розничного товарооборота и факторов, влияющих на
его развитие ………………………………………..…………………………… …28
2.3.Анализ прибыли и рентабельности………………………………………… .32
3. Пути и резервы увеличения розничного товарооборота, и повешение
рентабельности торговой деятельности Буда - Кошелевского райпо……….…39
Заключение………………………………………………………………………... 44
Список использованных источников………………………………………….46 Приложение
При анализе ритмичности продаж определяют коэффициент ритмичности (Критм) товарооборота по формуле:
Критм = Квартальный план продаж / Годовой план продаж. (1.13)
При расчетах коэффициента ритмичности объем продаж можно учитывать в абсолютных суммах в денежном выражении или в удельном весе продаж в отдельные периоды в общем объеме продаж. Равномерными продажи считаются в том случае, если коэффициент равен единице [8].
Равномерность выполнения суммы прогнозируемой продажи товаров можно определить путем расчета коэффициента вариации. Для этого исчисляется среднеквадратическое отклонение (σ) по следующей формуле (если в прогнозируемом товарообороте нет существенных колебаний за период):
σ
где x – выполнение прогноза продажи за квартал, месяц, день;
– среднее выполнение за период;
n — число кварталов, месяцев, дней и т. д.
После исчисления среднеквадратического отклонения определяется коэффициент вариации:
v=σ/
Коэффициент вариации (v) показывает степень отклонении (в процентах) в выполнении прогнозируемого товарооборота от среднего (процента) уровня.
Равномерность выполнения прогнозного товарооборота можно исчислять не только во времени, но и по отдельным структурным подразделениям, входящим в состав торговой организации за какой-то определенный период [1, c.49].
Задачей планирования товарооборота внутри года является обеспечение бесперебойной продажи товаров населению в соответствии с сезонными колебаниями спроса населения по периодам года (кварталам, месяцам).
Наиболее важной задачей при внутригодовом планировании является определение удельного веса каждого квартала в годовом товарообороте и доли каждого месяца в квартальном обороте.
При расчете макроструктуры
розничного товарооборота изучается
доля продовольственных и
При определении плана продажи по товарным группам учитываются следующие показатели: степень удовлетворения спроса населения, объем товарных ресурсов, уровень физиологических и рациональных норм потребления, возможность взаимозаменяемости товаров.
При использовании метода технико-экономических расчетов все вычисления ведутся по отдельным составным элементам норматива. Норматив товарных запасов (Н) рассчитывается по формуле [22, c. 538]:
Н = Р + П + С
где Р - рабочий запас, дн.;
П - запас пополнения, дн.;
С - страховой запас, дн.
Рабочий запас (Р) определяется следующим образом:
Р = З0 + Впп + Пн (1.17)
где З0 - запас однодневной торговли, дн;
Впп - время на приемку и подготовку товаров,дн;
Пн - представительный набор (запас находящийся в торговом зале)дн.
Представительный набор (Пн) можно определить по формуле:
где Кр - количество разновидностей товаров, шт;
Цср - средняя цена товара, тыс.р.;
Т0 - однодневный товарооборот, тыс.р.
Запас пополнения (П) рассчитывается следующим образом:
где Ч - частота завоза товаров, раз;
Кобн - коэффициент обновления.
Коэффициент обновления (Кобн) определяется по формуле
Кобн = КР : КП
где КР - количество разновидностей товаров;
КП - количество поступления в одной партии завоза.
Страховой запас определяется в процентах от торгового запаса, который состоит из рабочего запаса и запаса пополнения.
Методика анализа прибыли. Основная цель анализа – выявить неиспользованные резервы увеличения прибыли и повышения рентабельности. В процессе анализа решаются следующие задачи:
- устанавливается степень
выполнения плана по общей
сумме прибыли и в разрезе
ее видов, а также структурных
подразделений и отраслей
- определяется динамика
суммы прибыли и уровня
- производятся расчет, и оценка влияния основных факторов на сумму прибыли и рентабельность;
- изучаются пропорции и конкретные направления использования и распределения прибыли, оценивается их эффективность.
Анализ прибыли и
Источниками информации для
анализа прибыли служит бухгалтерская,
финансовая и статистическая отчетность:
ф. №1 «Бухгалтерский баланс»; ф. №2 «Отчет
о прибылях и убытках» (прил. 2 к
бухгалтерскому балансу); ф. №3 «Отчет
об изменении капитала» (прил. 3 к
бухгалтерскому балансу); ф.№4-у «Отчет
о выпуске товаров и услуг
по видам экономической
Влияние изменения объема товарооборота на сумму прибыли рассчитывают по формуле
∆П = (Т1 – Т0) *Реноб0
/ 100
где Т1 – товарооборот отчетного периода, млн.р;
Т0 – товарооборот базисного периода, млн.р;
Реноб0 – рентабельность оборота в базисном периоде.
Чтобы при расчете исключить влияние изменения цен на товары, необходимо товарооборот и прибыль привести в сопоставимый вид.
Влияние изменения среднего уровня доходов от реализации товаров на прибыль определяется по формуле
∆П = (УДр1 – УДр0) *Т1 /100 (1.22)
где УДр1,УДр0 – уровень дохода от реализации в отчетном и базисном периоде.
Влияние изменения уровня отчислений от доходов на сумму прибыли можно рассчитать по формуле
∆П = (УОд.р1 – УОд.р0) *Т1 /100 (1.23)
где УОд.р1, УОд.р0 – уровень отчислений от доходов от реализации в отчетном и базисном периоде.
Влияние изменения уровня расходов на реализацию товаров определяется по формуле
∆П = (УРр1 – УРр0)
*Т1/100
где УРр1,УРр0 – уровень расходов на реализацию в отчетном и базисном периоде.
Влияние изменения прибыли по операционной деятельности и внереализационным операциям определяются прямым счетом по формуле
∆П = Пт/и1 – Пт/и0
где Пт/и1, Пт/и0 – прибыль от текущей или инвестиционной деятельности в отчетном и базисном периоде [13,с.561-562].
В заключение вопроса можно сделать следующие выводы:
розничная торговля по своей сути является предпринимательской деятельностью в сфере обмена, связанной с продажей товаров (услуг) конечным потребителям для личного, семейного, домашнего или коллективного пользования, является сложной системой, функционирующей в условиях быстро меняющейся социально-экономической среды;
розничный товарооборот - это количественный показатель, характеризующий объем продаж; он выражает экономические отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в личное потребление путем их обмена на денежные доходы;
состав товарооборота торговой организации (применительно к розничному товарообороту), классифицируется по видам продаж;
розничный товарооборот используется для определения мощности торговой организации, так как по его величине можно судить об объеме ее деятельности, характеристики эффективности использования ресурсов организации и общей суммы расходов на реализацию товаров, так как в обобщенном виде показатель эффективности отражает соотношение результата и затрат;
анализ розничного товарооборота производится как по общему объему, так и по отдельным факторам, называя такой анализ факторным. На выполнение плана и динамику розничного товарооборота оказывают влияние большое число факторов;
главной целью анализа розничного товарооборота является определение неиспользованных резервов роста продаж, которые основываются на изучении достижений прошлых периодов, планов и потенциала торговой организации.
прибыль – денежное выражение стоимости прибавочного продукта. Созданного производительным трудом работников торговли, а также части прибавочного продукта;
как экономическая категория прибыль организации отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства. На уровне организации чистый доход принимает форму прибыли;
прибыль обладает стимулирующей функцией, одновременно являясь финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов организации;
изучение развития розничного товарооборота ведется с использованием форм оперативного и статистического учета, а также форм ежедневного учета, соответствующих плановых материалов, результатов выборочных обследований, опросов экспертов и торговых агентов, данных инвентаризаций, информации периодических изданий и нормативно-правовых источников;
источниками информации для анализа прибыли служит бухгалтерская, финансовая и статистическая отчетность, данные оперативного и управленческого учета и другие источники учетной и не учетной информации.
2 Экономический анализ розничного товарооборота и
прибыли Буда-Кошелёвского райпо
2.1 Организационно-экономическая характеристика
Буда-Кошелёвского райпо
Буда-Кошелёвский район расположен в междуречье Днепра и Сожа на северо-востоке Гомельской области. Буда-Кошелёвский район образован 17.07.1924 года. Его площадь составляет 1,6 тыс. км^2. На территории района проживает 41,6 тыс. человек. Из этого количества пайщиками районного потребительского общества являются 9965 человек.
Всего в районе работает 5 промышленных организаций, 2 строительных и 1 транспортная организация, 2 предприятия связи и 1 бытового обслуживания, 107 организаций торговли и общественного питания. Основными видами продукции промышленных организаций являются: упаковочные изделия и тара из пластмассы, древесина и полиматериалы, льноволокно, молочные продукты, продовольственные товары.
Сеть учебных заведений района представлена 71 учреждением образования, в которых обучаются, воспитываются и получают развитие 7120 детей и подростков. Учебно-воспитательный процесс обеспечивают 1040 педагогов. В городе работает социальный приют для детей, оставшихся по различным причинам без опеки родителей.
Сеть учреждений культуры района представлена 358 домами культуры и клубами, 37 библиотеками, 2 детскими музыкальными школами. Работает кинотеатр "Криница" и 17 киноустановок. В районе действует 226 клубных формирований, в том числе более 100 детских.
Буда-Кошелевское РАЙПО - многоотраслевая организация, осуществляющая торговую деятельность, общественное питание, заготовку сельскохозяйственной продукции и сырья, дикорастущих и вторичного сырья, производство потребительских товаров, оказание услуг, перевозку товаров, внешнеэкономическую деятельность.
Объекты придорожного сервиса, осуществляющие розничную торговлю, подчинены Буда – Кошелевскому районному потребительскому обществу Гомельского облпотребсоюза.
Потребительская кооперация – самая крупная торгующая организация в районе. Удельный вес потребкооперации в товарообороте района составляет 65,7%. Буда-Кошелёвское районное потребительское общество создано 17 сентября 1999 года в соответствии с решением общего собрания учредителей по территориальному признаку на основе объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.