Розничный товарооборот и прибыль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 15:29, курсовая работа

Краткое описание

Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу финансовых результатов деятельности торговой организации (прибыли и рентабельности). С его помощью вырабатывается стратегия и тактика развития торгового предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль над их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности торговли, оцениваются результаты деятельности организации, его подразделений и работников.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Розничный товарооборот и прибыль: экономическая сущность и
методика анализа………… ………………………………………………………..5
2. Экономический анализ розничного товарооборота и прибыли в Буда-Кошелевском райпо
2.1 Организационно-экономическая характеристика Буда-Кошелевского райпо……………………………………………………………………………… ..24
2.2 Анализ розничного товарооборота и факторов, влияющих на
его развитие ………………………………………..…………………………… …28
2.3.Анализ прибыли и рентабельности………………………………………… .32
3. Пути и резервы увеличения розничного товарооборота, и повешение
рентабельности торговой деятельности Буда - Кошелевского райпо……….…39
Заключение………………………………………………………………………... 44
Список использованных источников………………………………………….46 Приложение

Вложенные файлы: 2 файла

наташа 1.docx

— 226.89 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим несколько  трактовок понятия «прибыли».

Прибыль – денежное выражение  стоимости прибавочного продукта. Созданного производительным трудом работников торговли, а также части прибавочного продукта. Созданного в отраслях материального производства, передаваемого в торговлю через систему скидок и надбавок в качестве платы за реализацию товаров (продукции, услуг) и закрепляемого за торговой организацией [10, c. 209].

Прибыль — превышение в  денежном выражении доходов (выручки  от товаров и услуг) над затратами  на производство и сбыт этих товаров и услуг [11,с.143].

Прибыль в торговле принято  рассматривать в двух аспектах: как  экономическую категорию и как экономический показатель [13,с.551-552].

Как экономическая категория  прибыль организации отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства. На уровне организации чистый доход принимает форму прибыли.

Прибыль как экономическая  категория выполняет определенные функции. Она характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности организации. Наличие прибыли в организации означает, что его доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью.

Прибыль обладает стимулирующей  функцией, одновременно являясь финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов организации. Доля чистой прибыли, оставшаяся в распоряжении организации после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития организации, материального поощрения работников.

Прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней [7].

Как экономический показатель прибыль представляет собой разницу между доходами и расходами торговой организации [13,с.553].

Прибыль выполняет три  основные функции:

1) оценочную – по размеру прибыли оценивается эффективность деятельности субъектов хозяйствования;

2) распределительную – через прибыль и рентабельность решается задача наиболее эффективного распределения ресурсов среди альтернативных видов деятельности;

3) стимулирующую – получение  и рост прибыли являются основными  стимулами развития экономики  [13, с.553].

Необходимым элементом анализа  финансового состояния является изучение результатов финансово – хозяйственной деятельности организации, которые характеризуются величиной прибыли или убытка.

Экономическая сущность прибыли  заключается в следующем:

- характеризует финансовый  результат деятельности организации, который зависит от уровня себестоимости, качества и количества выпускаемой продукции, производительности труда, степени использования производственных фондов, организации управления, материально-технического снабжения, а также насколько продукция удовлетворяет потребности потребителя, т.е. имеет ли она спрос;

- является основой экономического  развития организации. Прибыль выступает как один из основных источников расширенного воспроизводства. Таким образом, прибыль – часть чистого дохода, который непосредственно получают организации после реализации продукции как вознаграждение за вложенный капитал и риск предпринимательской деятельности.

По источникам формирования выделяют прибыль от продажи продукции, работ, услуг и прибыль от прочей реализации. Прибыль от продажи продукции, работ, услуг является основным видом  прибыли в организации, непосредственно связанным с отраслевой спецификой деятельности организации. Прибыль от прочей реализации представляет доход от продажи неиспользуемых основных фондов, нематериальных активов, а также доход от участия в совместных предприятиях, доходы от акций, облигаций и других ценных бумаг, штрафы, пени и неустойки полученные и т.п.

По видам деятельности выделяют прибыль по текущей деятельности; по инвестиционной деятельности; по финансовой деятельности. По текущей деятельности прибыль является результатом производственно–сбытовой или основной для данного организации деятельности. Результат инвестиционной деятельности частично отражается в виде доходов от участия в совместной деятельности, от владения ценными бумагами и депозитными вкладами, частично – в прибыли от реализации имущества. Кроме этого, результаты инвестиций отражаются на операционной прибыли, когда инвестиции превращаются в реальные активы по расширению, обновлению и модернизации производства. Под прибылью от финансовой деятельности понимается косвенный эффект от привлечения капитала из внешних источников на условиях более выгодных, чем среднерыночные условия. Кроме того, в процессе финансовой деятельности может быть получена и прямая прибыль на вложенный собственный капитал путем использования эффекта финансового левериджа.

По характеру инфляционной очистки прибыли различают номинальную  и реальную прибыль, скорректированную  на темп инфляции в отчетном периоде.

По рассматриваемому периоду  формирования выделяют прибыль отчетного года, прибыль предыдущего года и планируемая прибыль.

Приведенный перечень классификационных  признаков не отражает всего многообразия видов прибыли, используемых в научной  терминологии и практике работы организации [20].

Факторы, влияющие на величину прибыли, можно разделить как  бы на две группы. В первую группу относят так называемые основные факторы, которые непосредственно влияют на объем прибыли торговой организации.

Ко второй группе относят  так называемые взаимозависимые факторы [14, 202]:

Объём продажи товаров.

Розничные цены на реализуемые  товары.

Издержки обращения.

Фондовооружённость работников.

Налогоёмкость организации.

Численность работников организации.

Оборачиваемость и состав капитала.

Затраты, относимые на прибыль.

Методика анализа розничного товарооборота. Цель анализа розничного товарооборота – найти неиспользованные резервы роста продаж, основываясь  на изучении достижений прошлых периодов, планов и потенциала торговой организации.

Основные задачи анализа:

- проверить выполнение  планов (прогнозов) товарооборота  и удовлетворения покупательского  спроса на отдельные товары, освоение  долгосрочных нормативов по показателям торговой деятельности; определить тенденции экономического и социального развития организации;

- изучить обоснованность, напряженность и оптимальность  планов;

- количественно измерить  и обобщить влияния факторов  на выполнение плана и динамику  розничного товарооборота; произвести  комплексную оценку результатов торговой деятельности организации;

- выявить пути, возможности  и резервы роста товарооборота,  повышения качества обслуживания покупателей, эффективности использования торгового потенциала;

- разработать оптимальные  стратегические и тактические  управленческие решения по развитию розничного товарооборота и осуществлению торговой деятельности организации.

Изучение развития розничного товарооборота ведется с использованием форм оперативного и статистического  учета (ф.№1-торг (розница) «Отчет о розничной  торговле», ф.№1-торг (общепит) «Отчет по общественному питанию», ф.№2-торг (рынки) «Отчет о торговых местах на рынках, в торговых центрах», ф.№4-торг (касса) «Отчет об обороте кассы», ф.№4-торг (конкурс) «Отчет о процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг), ф.№6-торг (овощи) «Отчет о продажах и запасах картофеля, овощей и плодово-ягодной продукции», ф.№12-торг (продажа) «Отчет о продаже и запасах товаров», ф.№12-торг (товарооборот) «Отчет о товарообороте и запасах товаров», бухгалтерский баланс и приложения к нему), а также форм ежедневного учета, соответствующих плановых материалов, результатов выборочных обследований, опросов экспертов и торговых агентов, данных инвентаризаций, информации периодических изданий и нормативно-правовых источников (нормативно-справочные материалы государственных органов управления и вышестоящей организации; утвержденные нормативы, тарифы, ставки, цены; инструкции об утверждении форм бухгалтерской и статистической отчетности, заполнении и предоставлении форм бухгалтерской отчетности, по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью хозяйствующих субъектов; приказы и распоряжения по торговой организации) [13,с.128-129].

Анализ розничного товарооборота  производят как по общему объему, так  и по отдельным факторам, называя  такой анализ факторным. На выполнение плана и динамику розничного товарооборота  оказывают влияние большое число факторов, которые принято объединять в три группы:

-факторы, связанные с  товарными ресурсами;

-факторы, связанные с  численностью работников и эффективностью  труда;

-факторы, связанные с  эффективностью использования материально-технической базы торговой организации и режимом его работы [3, c. 229].

Анализ розничного товарооборота  осуществляется в такой последовательности:

- оценивается выполнение  плановых показателей за текущий  период;

- выявляется состояние  торговли и степень удовлетворения  спроса населения;

- изучается динамика розничного  товарооборота;

- устанавливается влияние  факторов на развитие товарооборота,  выявляются причины отклонения  от плана;

- разрабатываются конкретные  мероприятия по дальнейшему улучшению  торговли, оптимизации товарных запасов, повышению культуры и качества обслуживания населения.

Анализ предполагает комплексное  изучение всех взаимосвязанных показателей розничного товарооборота: продажи, запасов, поступления и прочего выбытия товаров.

Анализ начинается с основного  показателя розничного товарооборота  – общего объема продажи товаров. Затем анализ углубляется путем  изучения состояния торговли отдельными группами товаров, степени удовлетворения спроса населения на конкретные товары.

Анализ  розничного товарооборота  связан с  использованием разнообразной экономической  информации, в том числе: экономических нормативов; плановых показателей; социально-экономических показателей  района деятельности торговых организаций; данных бухгалтерской, статистической, оперативной отчетности; материалов выборочных обследований состояния торговли; данных конъектуры рынка и т.д.

 На  предварительном  этапе анализа  осуществляется  оценка реальности, достоверности  отчетных данных; разрабатываются макеты аналитических таблиц.

Важным  условием при анализе  товарооборота  является обеспечение  сопоставимости его объема с точки зрения изменений в материально-технической базе торговой организации. С этой целью используется формула:

 

 РТОсоп=РТОож+Кув-Кум                                          (1.7)

 

где РТОсоп – сопоставимый объем розничного товарооборота за отчетный год, млн.р.;

      РТОож – ожидаемый объем розничного товарооборота за отчетный год, млн.р.;

      Кув – корректив на увеличение объема розничного товарооборота (ввод новых магазинов), млн.р.;

      Кум – корректив на уменьшение объема розничного товарооборота (закрытие магазинов),  млн.р. [18, с 197-199].

 

При оценке выполнения прогнозируемого  объема розничного товарооборота необходимо принимать во внимание изменение цен, которое могло произойти за анализируемый период. Следовательно, если в течение анализируемого периода изменились розничные цены на товары, то товарооборот анализируется не только в действующих, но и в сопоставимых ценах.

Процент выполнения розничного товарооборота:

 

Пв=ФТО/ПТО*100                                               (1.8)

 

где Пв – процент выполнения плана,%;

      ФТО – фактический товарооборот отчетного периода, млн.р.;

      ПТО –плановый товарооборот отчетного периода, млн.р.

 

Динамика роста товарооборота  в текущих ценах (ДТО) рассчитывается по формуле 

 

ДТО = Фактический товарооборот отчетного года в текущих ценах*

                    *100/Фактический товарооборот прошлого года                           (1.9)

 

Динамику роста товарооборота  в сопоставимых ценах рассчитывают по формуле:

 

ДТО сопост. цены = Факт. товарооборот отчетного года в

сопоставимых ценах*100 / Фактический товарооборот прошлого года        (1.10)

 

Если в анализируемом  периоде изменились цены, то фактические  данные по продаже товаров необходимо выразить в ценах, в которых прогнозировался  товарооборот. Для этого рассчитывают индекс цен. В условиях заметного  влияния инфляционных процессов на экономическую жизнь страны, обусловивших высокие темпы роста цен и обесценивания денег, использование индекса цен приобретает особое значение. Индекс цен показывает изменение совокупной стоимости определенного количества товаров за анализируемый период. Индекс цен рассчитывается по формуле

 

I цен = Ц отч / Ц баз                                                (1.11)

 

где Цотч — цена в отчетном периоде, млн.р.,

      Цбаз— цена в базовом периоде (в прошлом году), принимаемая за 100%.

 

Фактический товарооборот отчетного  года в сопоставимых ценах рассчитывают по формуле [5]:

 

ТОфакт в сопост.ценах = (фактический товарооборот в текущих ценах / /индекс цен) * 100%                                                                                        (1.12)

Содержание ната.docx

— 14.85 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Розничный товарооборот и прибыль