Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 15:29, курсовая работа
Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу финансовых результатов деятельности торговой организации (прибыли и рентабельности). С его помощью вырабатывается стратегия и тактика развития торгового предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль над их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности торговли, оцениваются результаты деятельности организации, его подразделений и работников.
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Розничный товарооборот и прибыль: экономическая сущность и
методика анализа………… ………………………………………………………..5
2. Экономический анализ розничного товарооборота и прибыли в Буда-Кошелевском райпо
2.1 Организационно-экономическая характеристика Буда-Кошелевского райпо……………………………………………………………………………… ..24
2.2 Анализ розничного товарооборота и факторов, влияющих на
его развитие ………………………………………..…………………………… …28
2.3.Анализ прибыли и рентабельности………………………………………… .32
3. Пути и резервы увеличения розничного товарооборота, и повешение
рентабельности торговой деятельности Буда - Кошелевского райпо……….…39
Заключение………………………………………………………………………... 44
Список использованных источников………………………………………….46 Приложение
Продажа товаров, принятых на реализацию от юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей включается в розничный товарооборот в ценах их реализации.
При продаже отдельным категориям населения со скидкой некоторых товаров (лекарственных средств, топлива, автомобильных транспортных средств и других товаров) в розничный товарооборот включается та часть стоимости товаров, которая оплачена населением.
Выручка от продажи товаров населению за иностранную валюту учитывается в розничном товарообороте в пересчете на белорусские рубли по курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на день продажи товаров.
Розничный товарооборот розничной (торговой) сети" не включается:
* продажа товаров за пределами Республики Беларусь;
* продажа по безналичному расчету продовольственных и непродовольственных товаров юридическим лицам, их обособленным подразделениям, индивидуальным предпринимателям;
* отпуск товаров рабочим и служащим в счет заработной платы и в погашение задолженности по заработной плате;
* стоимость возвращенных покупателями товаров;
* стоимость товаров, отпущенных по товарообменным (бартерным) операциям или в порядке взаиморасчетов между организациями и между организациями и населением при закупках у населения сельскохозяйственных продуктов;
* выдача товаров (включая новогодние подарки) рабочим и служащим за счет прибыли и средств профсоюзной организации;
*стоимость реализованных проездных билетов и талонов на все виды транспорта, лотерейных билетов, телефонных карточек [19,п.29-33].
Розничный товарооборот используется также:
*определяет мощность торговой организации, так как по его величине можно судить об объеме ее деятельности.
*характеристики эффективности
использования ресурсов
*расчет трудоемкости, фондоемкости, затратоемкости, капиталоемкости ресурсов, что позволяет определить потребность организации в дополнительных ресурсах для обеспечения прироста товарооборота [18, с 195].
Общая классификация розничного товарооборота по признакам (рис. 1.1).
Розничный товарооборот государственной торговли
Розничный товарооборот частной торговли
Розничный товарооборот в городе
Розничный товарооборот в сельской местности
Товарооборот розничный торговли
Товарооборот общественного питания
Продажа продовольственных товаров
Продажа непродовольственных товаров
По формам торговли
По территориально-
По видам оборота
По структуре оборота
Розничный товарооборот
Рис. 1.1. Классификация розничного товарооборота [18, с 196].
Факторы розничного товарооборота – объективные причины, явления и процессы в сфере товарного обращения, воздействие которых приводит к изменению розничного товарооборота. Их условно подразделяют на макро- и микроэкономические (рис. 1.2).
Демографические:
-численность населения
-структура населения
Экономические:
- тенденции развития экономики, уровня безработицы
-ставки за пользование кредитами
-объем и структура рынка потребительских товаров
-изменения в распределении
доходов населения на
- уровень инфляции
- уровень цен
-уровень денежных доходов
- развитость внешнеторговых отношений
Политические и
-стабильность законодательства
-роль государства в развитии экономики
-государственное
Научно-технический процесс:
-уровень развития
-объем товарных ресурсов
-доля инновационных товаров в структуре производства
-объем производства товаров национальными товаропроизводителями
Национально-бытовые:
-специфика национального потребления
Конкуренция:
-уровень конкуренции на данном региональном товарном рынке
-уровень конкуренции на рынке торговых услуг
Развитость торговой сети:
-число и виды торговых форматов
-размеры торговых площадей
-местоположение, режим работы, специализация торговых объектов
Обеспеченность товарами:
- объем и структура закупок и их соответствие запросам населения
-товарозвенность,
Качество торгового
-квалификация и численность торговых работников
-наличие инновационных торговых технологий
Поведение покупателей и специфика сегмента рынка:
-число покупателей и их предпочтения
- характеристики экономики обслуживаемого сегмента
-денежные доходы населения
-средняя стоимость покупки
-уровень потребления
Организация, методы продаж и стимулирования работников
Уровень конкуренции:
-доля рынка, принадлежащая конкурентам
-уровень
Внешние (макроэкономические)
Внутренние (микроэкономические)
Факторы розничного товарооборота
Рис. 1.2. Основные факторы, влияющие на развитие розничного товарооборота [13,с.98]
На товарооборот влияют и многие другие условия: месторасположение организации, интенсивность покупательских потоков, организация товароснабжения, качество товаров, широта и глубина ассортимента, реклама, квалификация персонала, культура обслуживания, внедрение новых технологий.
Общие условия деятельности торговых организаций, стратегия поведения на рынке, товарная и ценовая политика, организационная структура, финансовое состояние, наличие ресурсов и эффективность их использования определяют внутренние факторы, влияющие на товарооборот.
Соотношение различных факторов постоянно меняется. Торговая организация должно знать общее состояние рынка, величину существующего спроса, темпы его изменения, уровень рыночных цен, влияние конкуренции и т.п., на какие виды и сегменты ему следует ориентироваться при планировании объема и структуры товарооборота [12, c. 91].
Анализ розничного товарооборота
производят как по общему объему, так
и по отдельным факторам, называя
такой анализ факторным. На выполнение
плана и динамику розничного товарооборота
оказывают влияние большое
-факторы, связанные с товарными ресурсами;
-факторы, связанные с
численностью работников и
-факторы, связанные с
эффективностью использования
Основной фактор успешного развития товарооборота – обеспеченность торговой организации товарными ресурсами и их рациональное использование. Объем розничного товарооборота зависит от периодичности поступления и выбытия товаров, состояния товарных запасов. Эта зависимость может быть выражена формулой:
Т = Зн + П – В – 3к (1.1)
где Т – объем розничного товарооборота, млн.р.;
3н – запасы товаров на начало периода, млн.р.;
П – поступление товаров, млн.р.
В – выбытие товаров, млн.р.;
3к – запасы товаров на конец периода, млн.р.
Используя способ разниц, или способ цепной подстановки, можно определить влияние каждого и отмеченных показателей на объем розничного товарооборота торговой организации.
Значительное влияние на объем розничного товарооборота оказывает обеспеченность торговой организации трудовыми ресурсами и эффективность их использования. Эта зависимость выражается формулой:
Т = ПТ · СЧР,
где Т – объем розничного товарооборота, млн.р.;
П – производительность труда одного работника, млн.р.;
СЧР – среднесписочная численность работников, чел.
Используя интегральный способ анализа, можно определить влияние данных показателей на изменение объема товарооборота:
Δ Тсчр = ПТ0 · ΔСЧР+ (Δ ПТ· ΔСЧР1): 2, (1.3)
Δ Тпт = СЧР0 · ΔПТ + (Δ ПТ· ΔСЧР1): 2, (1.4)
где ΔТсчр – изменение объема товарооборота за счет изменения среднесписочной численности работников, млн.р.;
ПТ0 – производительность труда одного работника с предшествующим годом, млн.р.;
ΔСЧР1 – изменение среднесписочной численности работников в отчетном году по сравнению с предыдущим годом, чел.;
Δ ПТ1 – изменение производительности труда одного работника в отчетном году по сравнению с предшествующим годом, млн.р.;
Δ Тпт – изменение объема товарооборота за счет изменения производительности труда одного работника, млн.р.
СЧР0 – среднесписочная численность работников в предшествующем году, чел.
Большое влияние на динамику розничного товарооборота оказывают состояние, развитие и эффективность использования основных фондов торговой организации, а также режим его работы. Объем розничного товарооборота торговой организации может быть определен по формуле:
Троз = S · Ксм · Тт.з · Nдн (1.5)
где S – площадь торгового зала организации, м2;
Кcм – коэффициент сменности работы организации;
Тт.з – товарооборот на 1 м2 площади торгового зала, млн.р.;
Nдн – количество дней работы организации, дни [10, c.99-101].
Объем товарооборота находится в прямой зависимости от числа покупателей и их покупательных возможностей, что выражает равенство
Троз=Чп
· ПФ
где Чп – численность покупателей, чел.;
ПФ – среднедушевой размер покупательных фондов, млн.р.
На объем товарооборота
значительное влияние оказывают
факторы социально-
В законе “О предприятиях в Республике Беларусь” определено, что главной задачей организации является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества организации.
Одним из основных требований успешных организаций и ассоциаций в условиях формирования рыночной экономики является безубыточность основной (операционной) и другой деятельности, возмещение расходов собственными доходами и обеспечение в определенных размерах прибыльности, рентабельности хозяйствования [2].
Прибыль в торговле является денежным выражением стоимости прибавочного продукта, созданного производительным трудом работников торговли, которые заняты продолжением процесса производства в сфере торгового обращения, а также части прибавочного продукта, созданного трудом работников других отраслей народного хозяйства (промышленности, сельского хозяйства, транспорт и др.) и направляемого в торговлю через механизм цен на товары, тарифов, торговых надбавок как плата за реализацию товаров (продукции, услуг) [15]
Сущность прибыли
Единым для всех авторов является утверждение о том, что прибыль представляет собой разницу, отклонение, остаток, т.е. «нечто», содержащееся в выручке от продаж. Разногласия возникают лишь при попытке установить, из каких компонентов состоит это «нечто».