Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 13:14, реферат
риоритетной отраслью экономики становится транспорт, а транспортный ресурс - один из ведущих ресурсов его производственного потенциала, поэтому для современной экономики характерна все большая транспортная зависимость. В связи с переориентацией экономики развитых стран, - с производственного спроса на потребительский, за последние десятилетия изменилась и роль транспорта. Как показывают наблюдения, потребительский спрос населения по рангу значимости располагается в такой последовательности: продовольственные товары - жилье - транспорт.
Введение…………………………………………………………………….…..3-4
Глава 1. Роль транспортного комплекса в экономике Республики Казахстан
Место транспорта в жизнеобеспечении производства и населения…….5-8
Транспорт – отрасль инфраструктуры мирового рынка и транспортное обеспечение внешнеторговых операций…………………………………….8-10
Роль транспортного комплекса в экономике Казахстана……………...10-11
Глава 2. Транспортный комплекс Казахстана: общая характеристика, развитие и современное состояние.
2.1 Общая характеристика транспортной системы Казахстана.…………..12-20
Современное состояние железнодорожного транспорта в Республике Казахстан………………………………………………………………….20-22
Автомобильный транспорт: развитие и тенденции…………………....22-24
Глава 3. Перспективы развития транспортного комплекса республики (на примере железнодорожного транспорта – как наиболее приоритетного для Республики Казахстан).
3.1. Стратегические цели транспортной политики и ее задачи……………...25-28
3.2. Развитие мультимодальных перевозок. Транзитные перевозки и межрегиональное сотрудничество…………………………………………….28-29
Заключение…………………………………………………………………30-31
Список использованной литературы……………………………32-33
В таблице 1 по всем видам транспорта, кроме автомобильного и воздушного, объем грузов показан по моменту отправления. На автомобильном транспорте в количество перевезенных грузов включена перевозка грузов, осуществляемая собственным транспортом нетранспортных предприятий и организаций, на воздушном транспорте - авиаперевозки.
В данной таблице показано отправление грузов транспортом РК. Наблюдается снижение по всем видам транспорта с 1990г. по 2000г. В 1990г. было перевезено 2612,2 млн. тонн груза, а в 1995г. 1155,3 млн. тонн груза, что в процентном соотношении характеризуется уменьшением на 55,77%. А в 2000г. отправление грузов составило 695,8 млн. тонн, что на 39,77% меньше чем в 1995г. Таким образом, по всем видам транспорта показана тенденция к уменьшению отправки грузов, несмотря на то, что по трубопроводному транспорту отправка грузов резко увеличилась за последние годы: 1990г. – 20,6 млн. тонн, а в 1995г. – 37,9 млн. тонн, тем самым видно увеличение на 83,98%. Но такая тенденция характерна и для 2000г., где наблюдается 138,8 млн. тонн грузов – увеличение на 266,22% по сравнению с 1995г.
Рассматривая ситуацию на железнодорожном транспорте, отметим уменьшение отправки грузов с 1990г. по 1995г. на 53,30%. А в 2000г. доля железнодорожного транспорта в отправки грузов возрастает на 6,64%, что связано с улучшением таможенного регулирования в нашей республике.
Таблица 2.
Грузооборот по видам транспорта республики (млрд.ткм).
Наименование |
1990г. |
1995г. |
Изм-ние 95-90гг., % |
2000г. |
Изм-ние 00-95гг., % |
Все виды транспорта |
472 |
160,4 |
-66,02 |
180,5 |
12,53 |
В том числе: |
|||||
Железнодорожный тр-т |
407 |
124,5 |
-69,41 |
125 |
0,40 |
Автомобильный тр-т |
44,8 |
10,8 |
-75,89 |
4,5 |
-58,33 |
Речной тр-т |
3,9 |
0,8 |
-79,49 |
0,042 |
-94,75 |
Воздушный, тыс. тонн. |
80,4 |
145,2 |
80,60 |
117,5 |
-19,08 |
Трубопроводный тр-т |
16,4 |
24,2 |
47,56 |
50,9 |
110,33 |
Статистический ежегодник РФ. Раздел и Транспорт и связь. М., 1990-1999
В таблице 2 показано грузооборот по видам транспорта, где видно, что в разные годы уровень перевозок меняется в сторону уменьшения. Единственным увеличением грузооборота характеризуется трубопроводный транспорт, это связано с тем, что Казахстан из-за мирового нефтяного кризиса резко увеличил добычу и транспортировку нефти.
Грузооборот в тонно-километрах представляет собой пробег грузов и определяется как сумма произведений веса каждой партии (отправки) перевозимого груза в тоннах на тарифное расстояние его перевозки в километрах.
Анализируя таблицу 2, отметим, что в процессе грузооборота значение железнодорожного транспорта для нашей республики, несомненно, очень велико. Это подтверждают значения таблица: по всем видам транспорта 472 млрд. ткм., из них 407 железнодорожный транспорт в 1990г. Но до 1995 года резкое сокращение до 160,4 млрд. ткм. или на 66,02% по сравнению с 1990 годом. В дальнейшем перевозки железнодорожным транспортом переживает незначительные колебания на уровне 125 млрд. ткм. или на 0,4% возрастает по сравнению с 1995 годом.
Доля электрифицированных
Удельный вес автодорог с твердым покрытием в общей длине автомобильных дорог общего пользования составляет 95%. Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет в Казахстане 29,7 километров на 1000 кв.км территории (в Азербайджане, Армении, Беларуси, Грузии, Молдове и Украине густота автомобильных дорог составляет 248-296 км на 1000 кв.км территории; в остальных странах Содружества - 25-100 километров). По Казахстану наибольшая плотность автодорог в Северо-Казахстанской области (74,2 км), наименьшая - в Кызылординской области (11,6 км).1
Развитие транспортных коммуникаций в республике в последнее время замедлилось. Ввод в действие дорог за счет строительства новых и реконструкции действующих совсем незначителен. За 1999 год было построено всего 50,5 километров дорог с твердым покрытием (в Алматинской области - 19 км и Кызылординской области - 31,5 км) и отремонтировано 985 км при общей протяженности дорог с твердым покрытием 80,9 тыс. километров, причем почти все они относятся к III, IV категориям дорог.
Удельный вес протяженности внутренних судоходных путей со знаками судоходности в общей их длине в 1999 году составил 66,9% против 89,5 % в 1995 году. Доля путей с гарантированными глубинами несколько снизилась за 1999 год - с 68,7% до 68,4%.
Казахстан располагает 2,3 тыс. локомотивами общей мощностью 8468 тыс.кВт (в 1995 году - 3,0 тыс. с общей мощностью 9294,1 тыс.кВт), 2,2 тыс. пассажирскими вагонами (2,4 тыс.) и 100 тыс. грузовыми вагонами (109,6 тыс. в 1995 году). Новые экономические условия, затронувшие все отрасли, предопределили новые формы хозяйствования и на железной дороге. Из 100 тысяч грузовых вагонов 10% вагонов принадлежит частным компаниям и предприятиям.
Перевозки грузов на дальние расстояния осуществляются в основном железнодорожным транспортом. С начала 1990 года претерпели изменения структура грузов, перевозимых железнодорожным транспортом. Растет доля топливно-энергетических грузов: доля каменного угля возросла с 36% до 53% в 1999 году, нефти и нефтепродуктов с 7,4% до 11%. Максимальный объем отправленных грузов железнодорожным транспортом зафиксирован в 1990 году - 345 млн.тонн. С 1991 года он стал снижаться и в 1999 составил 130 млн.тонн (37,7% от года с максимальным объемом). Современный объем перевозок грузов опустился до уровня 1965 года, пассажиров - до уровня 1954 года.
Ежегодно сокращается и
Капитальные вложения в железнодорожный транспорт в 1997 году составили 2,6 млрд.тенге, в 1998 году - 4,7 млрд.тенге, что составляет 24% всех капитальных вложений в развитие транспорта республики.
На начало 1999 года в республике действует 9 предприятий речного транспорта, в них заняты основной эксплуатационной деятельностью 1106 человек. На долю этих предприятий приходится менее одного процента грузовых и пассажирских перевозок, и эта доля из года в год становится меньше.
Перевозки осуществляют 3 самоходных грузовых судна (общей грузоподъемностью 5 тысяч тонн), 79 сухогрузных барж (66,2 тысяч тонн), 17 нефтеналивных (8,4 тысяч тонн), 62 буксира мощностью (20,3 млн. квт.), 15 пассажирских и грузопассажирских судов (пассажировместимостью 1,9 тысяч мест).
Для освоения грузооборота речного транспорта в республике имеется 28 портов, общая длина которых составляет 2070 метров, 10 из них механизированы, то есть, оснащены постоянно закрепленными береговыми и плавучими погрузочно-разгрузочными машинами, их длина составляет 1581 метр.
Перевозятся по рекам в основном строительные грузы (60% всего объема перевозок), уголь (12,5 %) и нефть (0,2 %).
По отношению к годам с максимальным объемом (по грузам - это 1991 год, по пассажирам -1990 год) перевозки в 1999 году снизились в 25 раз. Если в 1991 году речные перевозки занимали 1,2 % в грузоперевозках транспорта общего пользования, то в настоящее время всего 0,1%. Такое же положение с пассажирскими перевозками: если в 1992 году речниками было перевезено 3,6 млн. пассажиров, то за 1999 год всего 140 тысяч. В настоящее время речной транспорт, в своем развитии отброшен более чем на 50 лет назад к уровню 1940 года. Капитальные вложения в него в предыдущие годы были ничтожно малы, а в 1999 году их совсем не было.
Продолжает уменьшаться
Процесс разгосударствления на автомобильном транспорте сопровождался становлением малого бизнеса, появилась категория малых автотранспортных предприятий. С развитием предпринимательства появилась также возможность приобретения в собственность граждан транспортных средств. Многие предприниматели (физические лица) получили лицензии на осуществление коммерческих перевозок.
В условиях дестабилизации межхозяйственных связей, кризиса неплатежей, значительного повышения цен и тарифов из года в год наблюдается снижение объемов перевозок грузов: по сравнению с максимальным объемом в 991,3 млн.тонн (1990 год) они упали до 267,2 млн.тонн в 1999 году.
За последний год общее число машин в республике уменьшилось на 3,6%, в том числе грузовых - на 13%, автобусов - на 4,2%, легковых - на 0,2%, специальных - на 18%. Причем сокращается парк машин в транспортных и нетранспортных предприятиях, парк же личного автотранспорта растет: по грузовым машинам он вырос на 4%, автобусам - на 20%, специальным автомобилям - почти в 3 раза. Несколько сократилось (на 0,5%) число легковых автомобилей в личном пользовании.
В условиях спада производства и кризиса в экономике объем перевезенных грузов специализированными автотранспортными и нетранспортными предприятиями ежегодно снижается, и в 1999 году он составил 471 млн. тонн, или 76% к предыдущему году и сократился в 5 раз по сравнению с 1988 годом (годом с максимальным объемом перевозок грузов в 2370 млн. тонн).
Высокие тарифы на перевозки привели к отказу многих потребителей от услуг специализированного автотранспорта, особенно при перевозках на небольшие расстояния, более широкому использованию собственного автотранспорта и услуг частного «извоза», составляющего все более ощутимую конкуренцию специализированным автопредприятиям. В ситуации, когда предприятия неплатежеспособны и отсутствуют объемы работ, многие предприятия сдают свой транспорт в аренду, расширяют транспортно-экспедиционные и непрофильные виды услуг.
Растут перевозки, осуществляемые коммерческими предпринимателями. Имея в личной собственности 95 тыс грузовых машин, или 43% всего имеющегося грузового автопарка республики, они в 1999 году, по оценке, перевезли более 350 млн. тонн грузов, что на 10% больше, чем за 1998 год.
За 1999 год автотранспортные предприятия перевезли маршрутными автобусами 721 млн. пассажиров, доходы от перевозок составили 6,8 млрд тенге при затратах на перевозки 7,2 млрд. тенге. Еще 2 млн. пассажиров перевезено другими юридическими лицами, осуществляющими перевозки пассажиров по автобусным маршрутам общего пользования. Доходы от перевозок пассажиров этих юридических лиц составили 1,5 млрд. тенге.
В республике действует более 2000 автобусных маршрутов, из них 468 - в сельской местности. Высокие цены за проезд (они выросли за последние 3 года почти вдвое) замедлили мобильность населения. Наиболее резко это проявилось в сельской местности. Если в 1993 году в сельской местности автобусами было перевезено 165 млн. человек, то в 1999 году - 19 млн. человек. За последние пять лет маршрутная сеть по количеству линий и их протяженности в сельской местности сократилась в 4 раза, в то время как в целом по республике (без сельской местности) - на 4%. До настоящего времени еще 37% сельских населенных пунктов не имеют связи по дорогам с твердым покрытием с сетью сообщения общего пользования.
Отличительной чертой транспортного комплекса республики от других секторов экономики в условиях перехода к рыночным отношениям является относительная безубыточность и доходность. К тому же в республике уже существует развитая сеть основных транспортных маршрутов и наличие высоко квалифицированных специалистов. В отраслях транспортного комплекса ведется целенаправленная и последовательная политика создания реального конкурентоспособного рынка различных транспортных услуг.
Автомобильный транспорт насчитывает
приблизительно 1.4 млн. автомобилей, в
том числе в частной
Продолжается процесс создания большого количества частных фирм различного профиля. В качестве форм приватизации используется аукционы по продаже автомобилей и государственного пакета акций автотранспортных предприятий с выделением ремонтных зон в виде самостоятельных станций технического обслуживания автомобилей, создания на базе административных аппаратов экспедиционных и консалтинговых фирм.