Рынок транспортных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 13:14, реферат

Краткое описание

риоритетной отраслью экономики становится транспорт, а транспортный ресурс - один из ведущих ресурсов его производственного потенциала, поэтому для современной экономики характерна все большая транспортная зависимость. В связи с переориентацией экономики развитых стран, - с производственного спроса на потребительский, за последние десятилетия изменилась и роль транспорта. Как показывают наблюдения, потребительский спрос населения по рангу значимости располагается в такой последовательности: продовольственные товары - жилье - транспорт.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…..3-4

Глава 1. Роль транспортного комплекса в экономике Республики Казахстан
Место транспорта в жизнеобеспечении производства и населения…….5-8
Транспорт – отрасль инфраструктуры мирового рынка и транспортное обеспечение внешнеторговых операций…………………………………….8-10
Роль транспортного комплекса в экономике Казахстана……………...10-11

Глава 2. Транспортный комплекс Казахстана: общая характеристика, развитие и современное состояние.
2.1 Общая характеристика транспортной системы Казахстана.…………..12-20
Современное состояние железнодорожного транспорта в Республике Казахстан………………………………………………………………….20-22
Автомобильный транспорт: развитие и тенденции…………………....22-24

Глава 3. Перспективы развития транспортного комплекса республики (на примере железнодорожного транспорта – как наиболее приоритетного для Республики Казахстан).
3.1. Стратегические цели транспортной политики и ее задачи……………...25-28
3.2. Развитие мультимодальных перевозок. Транзитные перевозки и межрегиональное сотрудничество…………………………………………….28-29


Заключение…………………………………………………………………30-31

Список использованной литературы……………………………32-33

Вложенные файлы: 1 файл

Рынок транспортных услуг.doc

— 235.00 Кб (Скачать файл)

 

 

В таблице 1 по всем видам транспорта, кроме автомобильного и воздушного, объем грузов показан по моменту отправления. На автомобильном транспорте в количество перевезенных грузов включена перевозка грузов, осуществляемая собственным транспортом нетранспортных предприятий и организаций, на воздушном транспорте - авиаперевозки.

В данной таблице показано отправление  грузов транспортом РК. Наблюдается  снижение по всем видам транспорта с 1990г. по 2000г. В 1990г. было перевезено 2612,2 млн. тонн груза, а в 1995г. 1155,3 млн. тонн груза, что в процентном соотношении характеризуется уменьшением на 55,77%. А в 2000г. отправление грузов составило 695,8 млн. тонн, что на 39,77% меньше чем в 1995г. Таким образом, по всем видам транспорта показана тенденция к уменьшению отправки грузов, несмотря на то, что по трубопроводному транспорту отправка грузов резко увеличилась за последние годы: 1990г. – 20,6 млн. тонн, а в 1995г. – 37,9 млн. тонн, тем самым видно увеличение на 83,98%. Но такая тенденция характерна и для 2000г., где наблюдается 138,8 млн. тонн грузов – увеличение на 266,22% по сравнению с 1995г.

Рассматривая ситуацию на железнодорожном  транспорте, отметим уменьшение отправки грузов с 1990г. по 1995г. на 53,30%. А в 2000г. доля железнодорожного транспорта в отправки грузов возрастает на 6,64%, что связано с улучшением таможенного регулирования в нашей республике.  

 

 

 

Таблица 2.

Грузооборот по видам транспорта республики (млрд.ткм).

Наименование

1990г.

1995г.

Изм-ние 95-90гг., %

2000г.

Изм-ние 00-95гг., %

Все виды транспорта

472

160,4

-66,02

180,5

12,53

В том числе:

         

Железнодорожный тр-т

407

124,5

-69,41

125

0,40

Автомобильный тр-т

44,8

10,8

-75,89

4,5

-58,33

Речной тр-т

3,9

0,8

-79,49

0,042

-94,75

Воздушный, тыс. тонн.

80,4

145,2

80,60

117,5

-19,08

Трубопроводный тр-т

16,4

24,2

47,56

50,9

110,33


Статистический ежегодник РФ. Раздел и Транспорт и связь. М., 1990-1999

 

В таблице 2 показано грузооборот по видам транспорта, где видно, что  в разные годы уровень перевозок  меняется в сторону уменьшения. Единственным увеличением грузооборота характеризуется трубопроводный транспорт, это связано с тем, что Казахстан из-за мирового нефтяного кризиса резко увеличил добычу и транспортировку нефти.

Грузооборот в тонно-километрах представляет собой пробег грузов и определяется как сумма произведений веса каждой партии (отправки) перевозимого груза в тоннах на тарифное расстояние его перевозки в километрах.

Анализируя таблицу 2, отметим, что  в процессе грузооборота значение железнодорожного транспорта для нашей республики, несомненно, очень велико. Это подтверждают значения таблица: по всем видам транспорта 472 млрд. ткм., из них 407 железнодорожный транспорт в 1990г. Но до 1995 года резкое сокращение до 160,4 млрд. ткм. или на 66,02% по сравнению с 1990 годом. В дальнейшем перевозки железнодорожным транспортом переживает незначительные колебания на уровне 125 млрд. ткм. или на 0,4% возрастает по сравнению с 1995 годом.

Доля электрифицированных железнодорожных  путей общего пользования составляет в Казахстане 26%, в Азербайджане - 60%, России - 45%.в то время как в Армении и Грузии практически все железнодорожные магистрали электрифицированы. В Акмолинской области тепловозной тягой осуществляется 32% железнодорожных перевозок, в Жамбылской, Карагандинской, Костанайской, Павлодарской, Северо-Казахстанской, Южно-Казахстанской соответственно 30%, 62%, 63%, 72%, 50% и 31%.

Удельный вес автодорог с  твердым покрытием в общей  длине автомобильных дорог общего пользования составляет 95%. Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет в Казахстане 29,7 километров на 1000 кв.км территории (в Азербайджане, Армении, Беларуси, Грузии, Молдове и Украине густота автомобильных дорог составляет 248-296 км на 1000 кв.км территории; в остальных странах Содружества - 25-100 километров). По Казахстану наибольшая плотность автодорог в Северо-Казахстанской области (74,2 км), наименьшая - в Кызылординской области (11,6 км).1

Развитие транспортных коммуникаций в республике в последнее время  замедлилось. Ввод в действие дорог за счет строительства новых и реконструкции действующих совсем незначителен. За 1999 год было построено всего 50,5 километров дорог с твердым покрытием (в Алматинской области - 19 км и Кызылординской области - 31,5 км) и отремонтировано 985 км при общей протяженности дорог с твердым покрытием 80,9 тыс. километров, причем почти все они относятся к III, IV категориям дорог.

Удельный вес протяженности  внутренних судоходных путей со знаками  судоходности в общей их длине в 1999 году составил 66,9% против 89,5 % в 1995 году. Доля путей с гарантированными глубинами несколько снизилась за 1999 год - с 68,7% до 68,4%.

Казахстан располагает 2,3 тыс. локомотивами общей мощностью 8468 тыс.кВт (в 1995 году - 3,0 тыс. с общей мощностью 9294,1 тыс.кВт), 2,2 тыс. пассажирскими вагонами (2,4 тыс.) и 100 тыс. грузовыми вагонами (109,6 тыс. в 1995 году). Новые экономические условия, затронувшие все отрасли, предопределили новые формы хозяйствования и на железной дороге. Из 100 тысяч грузовых вагонов 10% вагонов принадлежит частным компаниям и предприятиям.

Перевозки грузов на дальние расстояния осуществляются в основном железнодорожным транспортом. С начала 1990 года претерпели изменения структура грузов, перевозимых железнодорожным транспортом. Растет доля топливно-энергетических грузов: доля каменного угля возросла с 36% до 53% в 1999 году, нефти и нефтепродуктов с 7,4% до 11%. Максимальный объем отправленных грузов железнодорожным транспортом зафиксирован в 1990 году - 345 млн.тонн. С 1991 года он стал снижаться и в 1999 составил 130 млн.тонн (37,7% от года с максимальным объемом). Современный объем перевозок грузов опустился до уровня 1965 года, пассажиров - до уровня 1954 года.

Ежегодно сокращается и количество отправляемых пассажиров железнодорожным транспортом. За 1999 год было отправлено 15,6 млн.человек, что на 23% меньше, чем за 1998 год. Железнодорожные пассажироперевозки остаются нерентабельными, несмотря на ежегодный рост тарифов: за последние 3 года (декабрь 1999 года к декабрю 1996 года) они выросли на 75%. Только за последний год убытки от перевозок пассажиров составили более 12 млрд. тенге.

Капитальные вложения в железнодорожный  транспорт в 1997 году составили 2,6 млрд.тенге, в 1998 году - 4,7 млрд.тенге, что составляет 24% всех капитальных вложений в развитие транспорта республики.

На начало 1999 года в республике действует 9 предприятий речного транспорта, в них заняты основной эксплуатационной деятельностью 1106 человек. На долю этих предприятий приходится менее одного процента грузовых и пассажирских перевозок, и эта доля из года в год становится меньше.

Перевозки осуществляют 3 самоходных грузовых судна (общей грузоподъемностью 5 тысяч тонн), 79 сухогрузных барж (66,2 тысяч тонн), 17 нефтеналивных (8,4 тысяч тонн), 62 буксира мощностью (20,3 млн. квт.), 15 пассажирских и грузопассажирских судов (пассажировместимостью 1,9 тысяч мест).

Для освоения грузооборота речного  транспорта в республике имеется 28 портов, общая длина которых составляет 2070 метров, 10 из них механизированы, то есть, оснащены постоянно закрепленными береговыми и плавучими погрузочно-разгрузочными машинами, их длина составляет 1581 метр.

Перевозятся по рекам в основном строительные грузы (60% всего объема перевозок), уголь (12,5 %) и нефть (0,2 %).

По отношению к годам с  максимальным объемом (по грузам - это 1991 год, по пассажирам -1990 год) перевозки в 1999 году снизились в 25 раз. Если в 1991 году речные перевозки занимали 1,2 % в грузоперевозках транспорта общего пользования, то в настоящее время всего 0,1%. Такое же положение с пассажирскими перевозками: если в 1992 году речниками было перевезено 3,6 млн. пассажиров, то за 1999 год всего 140 тысяч. В настоящее время речной транспорт, в своем развитии отброшен более чем на 50 лет назад к уровню 1940 года. Капитальные вложения в него в предыдущие годы были ничтожно малы, а в 1999 году их совсем не было.

Продолжает уменьшаться количество грузовых речных судов, находящихся  в эксплуатации. Только за 1999 год  их парк сократился на 30%. Предприятия  несут убытки, которые за 1999 год  составили 94 млн.тенге, в том числе 74 млн.тенге от перевозки грузов.

Процесс разгосударствления на автомобильном  транспорте сопровождался становлением малого бизнеса, появилась категория малых автотранспортных предприятий. С развитием предпринимательства появилась также возможность приобретения в собственность граждан транспортных средств. Многие предприниматели (физические лица) получили лицензии на осуществление коммерческих перевозок.

В условиях дестабилизации межхозяйственных связей, кризиса неплатежей, значительного повышения цен и тарифов из года в год наблюдается снижение объемов перевозок грузов: по сравнению с максимальным объемом в 991,3 млн.тонн (1990 год) они упали до 267,2 млн.тонн в 1999 году.

За последний год общее число  машин в республике уменьшилось  на 3,6%, в том числе грузовых - на 13%, автобусов - на 4,2%, легковых - на 0,2%, специальных - на 18%. Причем сокращается парк машин в транспортных и нетранспортных предприятиях, парк же личного автотранспорта растет: по грузовым машинам он вырос на 4%, автобусам - на 20%, специальным автомобилям - почти в 3 раза. Несколько сократилось (на 0,5%) число легковых автомобилей в личном пользовании.

В условиях спада производства и  кризиса в экономике объем  перевезенных грузов специализированными автотранспортными и нетранспортными предприятиями ежегодно снижается, и в 1999 году он составил 471 млн. тонн, или 76% к предыдущему году и сократился в 5 раз по сравнению с 1988 годом (годом с максимальным объемом перевозок грузов в 2370 млн. тонн).

Высокие тарифы на перевозки привели к отказу многих потребителей от услуг специализированного автотранспорта, особенно при перевозках на небольшие расстояния, более широкому использованию собственного автотранспорта и услуг частного «извоза», составляющего все более ощутимую конкуренцию специализированным автопредприятиям. В ситуации, когда предприятия неплатежеспособны и отсутствуют объемы работ, многие предприятия сдают свой транспорт в аренду, расширяют транспортно-экспедиционные и непрофильные виды услуг.

Растут перевозки, осуществляемые коммерческими предпринимателями. Имея в личной собственности 95 тыс грузовых машин, или 43% всего имеющегося грузового автопарка республики, они в 1999 году, по оценке, перевезли более 350 млн. тонн грузов, что на 10% больше, чем за 1998 год.

За 1999 год автотранспортные предприятия перевезли маршрутными автобусами 721 млн. пассажиров, доходы от перевозок составили 6,8 млрд тенге при затратах на перевозки 7,2 млрд. тенге. Еще 2 млн. пассажиров перевезено другими юридическими лицами, осуществляющими перевозки пассажиров по автобусным маршрутам общего пользования. Доходы от перевозок пассажиров этих юридических лиц составили 1,5 млрд. тенге.

В республике действует более 2000 автобусных маршрутов, из них 468 - в сельской местности. Высокие цены за проезд (они выросли за последние 3 года почти вдвое) замедлили мобильность населения. Наиболее резко это проявилось в сельской местности. Если в 1993 году в сельской местности автобусами было перевезено 165 млн. человек, то в 1999 году - 19 млн. человек. За последние пять лет маршрутная сеть по количеству линий и их протяженности в сельской местности сократилась в 4 раза, в то время как в целом по республике (без сельской местности) - на 4%. До настоящего времени еще 37% сельских населенных пунктов не имеют связи по дорогам с твердым покрытием с сетью сообщения общего пользования.

Отличительной чертой транспортного  комплекса республики от других секторов экономики в условиях перехода к  рыночным отношениям является относительная  безубыточность и доходность. К тому же в республике уже существует развитая сеть основных транспортных маршрутов и наличие высоко квалифицированных специалистов. В отраслях транспортного комплекса ведется целенаправленная и последовательная политика создания реального конкурентоспособного рынка различных транспортных услуг.

Автомобильный транспорт насчитывает  приблизительно 1.4 млн. автомобилей, в  том числе в частной собственности  находится 1.2 млн. автомобилей. Основной объем международных автомобильных  транспортных перевозок выполняется подвижным составом, отвечающим международным стандартам, транспортными и транспортно-экспедиторскими компаниями. На автомобильном транспорте практически завершена приватизация и структурная перестройка, идет развитие рынка автотранспортных услуг большим количеством частных независимых автоперевозчиков, конкурирующих между собой. Наибольший удельный вес приватизационных предприятий приходится именно на этот сектор. Были разукрупнены существующие крупные компании грузового транспорта.

Продолжается процесс создания большого количества частных фирм различного профиля. В качестве форм приватизации используется аукционы по продаже автомобилей и государственного пакета акций автотранспортных предприятий с выделением  ремонтных зон в виде самостоятельных станций технического обслуживания автомобилей, создания на базе административных аппаратов экспедиционных и консалтинговых фирм.

Информация о работе Рынок транспортных услуг