Рынок труда: становление и формирование в условиях трансформационной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 16:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является – дать теоретические основы рынка труда и его специфики в условиях трансформационной экономики, а также выявить особенности социально-экономического развития рынка труда в Республике Беларусь.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
-раскрыть теоретические основы и специфику рынка труда в трансформационной экономике;
-исследовать особенности социально-экономического развития рынка труда в Республике Беларусь;
-проанализировать совершенствование и перспективы развития рынка труда в Республике Беларусь на современном этапе.

Содержание

Введение……………………………………………………………….. .5

Теоретические основы рынка труда и его специфика в
трансформационной экономике………………………………………….7
Рынок труда, его элементы и функции…………………………...7
Основные черты, закономерности и признаки
трансформационной экономики……………………………….....11
Особенности формирования рынка труда в
переходной экономике…………………………………………....14

Особенности социально-экономического развития рынка
труда в Республике Беларусь…………………………………………....18
2.1. Социально-экономическое развитие Республики Беларусь
переходный период……………………………………………….18
2.2. Особенности становления рынка труда в Республике
Беларусь в переходный период…………………………………..22

Совершенствование механизма регулирования рынка труда
в Республике Беларусь…………………………………………………...26
3.1. Анализ современного состояния рынка труда
в Республике Беларусь…………………………………………...26
3.2. Основные направления совершенствования
функционирования рынка труда в Республике Беларусь……...31

Заключение………………………………………………………………..38

Список использованных источников………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 176.42 Кб (Скачать файл)

Подведём итоги: характерная особенность первого пятилетия (1991-1995 гг.) — ярко выраженные спад производства и макроэкономическая нестабильность. На это повлияло резкое сокращение традиционных рынков сбыта белорусской продукции, рост цен на ввозимое сырье и энергоресурсы, уменьшение внутреннего спроса и изменение его структуры. Высокая инфляция вызвала обесценение денежных средств всех секторов экономики. Были разработаны и утверждены Основные направления социально-экономического развития страны на 1996-2000 годы; предусмотрены переход к проведению реформ по мере появления объективных предпосылок и не в ущерб уровню жизни населения, усиление контроля со стороны государства и трудовых коллективов за разгосударствлением и приватизацией.

Второй (1996-2000 гг.) и начавшийся с 2001 г. третий этапы отражают результаты структурных преобразований в экономике, которые будут продолжаться несколько пятилетий. Они характеризуются целенаправленной деятельностью органов государственного управления по созданию необходимых условий для обеспечения роста экономики и повышения уровня жизни населения.

 

 

               




2.2 Особенности  становления рынка труда в  Республике Беларусь в переходный  период

 

Среди важнейших проблем  развития переходного рынка труда в РБ следует отметить:

1) определение масштаба  массовых увольнений и разработку  политики, призванной снизить их  негативное воздействие;

2) перемещение работников  из государственного сектора  в частный. Причем это происходит  на фоне одновременного массового  сокращения и создания рабочих мест в обоих секторах;

3) низкая степень информированности безработных о вакансиях в частном секторе и препятствия для территориальной и профессиональной мобильности труда;

4) практически во всех отраслях экономики преобладающим является государственный сектор, доля которого в структуре спроса на рабочую силу составляет 66 % рынка свободных рабочих мест и вакансий;

5) застойный характер безработицы, т.е. достаточно низкие показатели поступления и выбытия из состава безработных (одним из проявлений данной тенденции является увеличение средней продолжительности нахождения без работы и формирование крупной прослойки хронически безработных - более 40 % от их общей численности);

6) относительно высокая доля среди безработных лиц квалифицированного труда и значительное несоответствие с профессионально-квалификационной точки зрения предложения рабочей силы и спроса на нее;

7) рынок носит открытый характер, т.е. большинство меняющих работу лиц трудоустраивается самостоятельно;

8) существующая система трудоустройства не соответствует современным требованиям к организации рынка труда ни по содержанию выполняемых функций, ни по состоянию материально-информационной базы и кадровой обеспеченности государственных служб занятости;

9) значительная по масштабам  неформальная занятость. К неформально занятым относятся лица, не зарегистрировавшие в соответствии с законодательством экономическую деятельность и не уплачивающие налоги;

10) проблема экономически необоснованной цены труда, существующий уровень которой не обеспечивает нормального воспроизводства рабочей силы, не создает заинтересованности работника в труде, повышении производительности и качества работы, не стимулирует профессиональное совершенствование.

В 1997 году в экономике  наметились некоторые позитивные тенденции. Снизились темпы инфляции, начался  рост размера заработной платы. Впервые  за последние 7 лет объём произведённого ВВП не сократился по сравнению с  предыдущим годом. Темп его реального  объёма был на уровне 100-100,6% к прошлому году, а объём промышленной продукции  увеличился за этот период на 1-1,5%. Однако, эти тенденции пока не повлияли на продолжающееся 
устойчивое сокращение спроса на рабочую силу, основные причины которого связаны с: падением объёмов производства в предыдущие годы; структурными изменениями в производстве в пользу сырьевых отраслей, формировавших лишь 20% спроса на рабочую силу; процессами приватизации и акционирования, которые не всегда обеспечивают необходимые стимулы к развитию производства и побуждают администрацию сокращать численность занятых. 
          За шесть лет, в период с 1992-1997 года, численность занятых снизилась на 8,4 миллиона человек, численность занятых во всех секторах экономики сократилась с 1995-1996 годов на 1,1 миллиона человек (с 66,5 до 65,4 миллионов) и с 1996-1997 года ещё на 0,7 миллионов человек (с 65,4 до 64,7 миллионов человек). Наибольшее сокращение численности произошло в отраслях промышленности (ВПК, лёгкой, текстильной, химической, машиностроение),геологии, разведке недр, 
науке и научном обслуживании.  
           Реализация активных мер политики занятости Республики прослеживается в таблице В 1 (приложение В). Проанализировав данные таблицы, можно сказать, что государством осуществлялись все возможные меры по снижению уровня безработицы: почти в 2 раза увеличилось количество человек направленных на профессиональное обучение, переобучение и повышение квалификации, а также увеличился показатель  трудоустройства безработных, более чем в 7 раз возросло количество безработных, которым было оказано содействие в организации предпринимательской деятельности

Характерные тенденции  первого  этапа (1991-1995гг.) возникновение и рост уровня безработицы, увеличение масштабов высвобождения избыточной рабочей силы, рост обращений в службу занятости (т.е. предложения труда) и общее нарастание напряженности на рынке труда. Вместе с тем на этом этапе начали выполняться важные функции рынка труда: перелив и размещение рабочей силы по критерию эффективности (что выражалось в освобождении предприятий от избыточной занятости); стремление к повышению конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, поскольку в условиях рыночных отношений наиболее уязвимыми становятся лица с ограниченной конкурентоспособностью. Об этом свидетельствует динамика структуры безработицы, в которой расширяется доля молодежи, лиц со средним и общим базовым образованием, выпускников, женщин (стабильно более 2/3). Отметим, что все страны с переходной экономикой испытали сходные тенденции.

Второй этап (1996-2000 гг.) - характеризуется усилением государственного регулирования рынка труда, где приоритет отдавался экстенсивным факторам экономического роста и контролю за количественными параметрами. Официально контролируемым все больше становится вторичный внешний рынок труда, связанный с неквалифицированной рабочей силой, а первичный внешний рынок труда перемещается за пределы видимости государственной службы занятости. Основным источником пополнения числа безработных становятся уволившиеся по собственному желанию и так называемые прочие, доля которых достигает 1/2 всех безработных. Объяснений данному обстоятельству несколько. Во-первых, в условиях наращивания ВВП за счет экстенсивного использования рабочей силы снижается реальная заработная плата, что несомненно инициирует увольнения (до 90% уволившихся определяют это как основную причину увольнения). Во-вторых, за этой причиной могло стоять завуалированное высвобождение "по соглашению сторон", когда работника пассивно вынуждают к уходу с предприятия. Обратим внимание на то, что сведения о вакансиях содержат информацию в основном о рабочих местах с низкой заработной платой и являются непривлекательными для потенциальных работников, что затрудняет их заполнение. Достигнутый на этом этапе (2000 г.) уровень регистрируемой безработицы - 2,1%, когда на 1 заявленную вакансию приходилось 2,9 зарегистрированных безработных в республике, отражал достаточно высокую напряженность на официальной части открытого рынка труда.

Таким образом, первый этап носит отрицательный характер для  становления рынка труда, связанный  с застойным характером безработицы  и формированием крупной прослойки  так называемых «хронически безработных»; относительно высокой долей среди  безработных лиц квалифицированного труда; значительной по масштабам неформальной занятостью.

Второй период характеризуется  позитивными направлениями, которые  выражаются в государственной политике, направленной на снижение уровня безработицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА  ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

 

         3.1 Анализ современного состояния рынка труда в Республике Беларусь

 

Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей  политики государства.

В Республике Беларусь создана  Государственная служба занятости. Систему государственной службы занятости населения образуют Комитет  по занятости населения при Министерстве труда Республики Беларусь, а также  подчиненные ему управления областных  служб занятости населения (Минское  городское управление занятости  населения), региональные, городские, районные центры занятости, районные отделения  городских центров занятости, информационные центры, центры профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных и их филиалы и  отделения.

Основными задачами Государственной  службы занятости являются:

· учет граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства, оказание им помощи в поиске и предложении  подходящей работы;

· регистрация безработных  и оказание им материальной помощи, включая выплату пособий по безработице;

· организация профессионального  обучения и переобучения безработных;

· регулирование процессов  трудовой миграции

          Основными проблемами в сфере занятости являются:

  • содержание излишней численности персонала;
  • нерациональная отраслевая структура и дисбаланс спроса и предложения рабочей силы по профессионально-квалификационным составляющим;
  • расширение масштабов неформальной занятости и нерегистрируемой безработицы. 

31 мая 2012 года Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь одобрен проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» ( 15 июня 2006 г. № 125-З).  Проект Закон направлен на совершенствование норм Закона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» с учетом практики его применения, предусматривает реализацию отдельных поручений Главы государства и Правительства по вопросам занятости населения, решения Конституционного Суда Республики Беларусь, а также корректировку его норм с учетом ранее принятого Закона Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции» ( 30 декабря 2010 г. № 225-З) и Кодекса Республики Беларусь об образовании (13 января 2011 г. № 243-З). 
          Вносимые изменения касаются сужения перечня оснований прекращения трудового договора, вследствие которых безработному может быть отказано в назначении пособия по безработице, а также из-за которых стипендия безработному назначается в минимальном размере. В частности граждане, уволенные по собственному желанию, но по уважительной причине, смогут реализовать право на получение стипендии в увеличенном размере и назначение пособия по безработице.

Уровень  безработицы в Республике Беларусь  рассчитывается в настоящее время исходя из численности зарегистрированных в  службе занятости безработных. В соответствии с Законом о занятости к безработным  в Республике Беларусь  относятся трудоспособные граждане, не имеющие работы  и заработка, которые ищут работу и готовы приступить к ней, а также  зарегистрированы в органах по труду, занятости и социальной защите в целях  поиска подходящей работы.

 

В январе – июне 2012 г. в органы по труду, занятости и социальной защиты обратилось за содействием в трудоустройстве 149,9 тыс. человек (96,2 процента от уровня 2011 года), из которых 92,9 тыс. человек зарегистрированы в качестве безработных (97 процентов от уровня 2011 года). С учетом 45,9 тыс. граждан, состоящих на учете на 1 января 2012 г., всего нуждалось в трудоустройстве 195,8 тыс. человек, из них 121,1 тыс. безработных.

Уровень зарегистрированной безработицы на конец июня 2012 г. составил 0,6 процента к численности экономически активного населения (в 2011 году – 0,7 процента). При этом рынок труда ориентирован на рабочие профессии, которые составили 80,4 процента от общего количества, заявленных нанимателями вакансий (80,8 процента в 2011 году). В г. Минске вакансий в восемь раз больше, чем безработных.

На 1 января 2012 г. пособие по безработице получали 13 тыс. безработных, или 46,1 процента от числа состоявших на учете. Средний размер пособия в декабре составил 102,3 тыс. рублей.

На 01.07.2012 из 130 регионов республики в 117 регионах уровень безработицы  составлил 1 процент и менее, в 13 регионах - от 1,1 до 1,2 процента.

Самый высокий уровень  безработицы - 1,2 процента зарегистрирован  в Ганцевичском и Лоевском районах, самый низкий – 0,2 процента в  Минском  и Смолевичском районах.  

Спрос на рабочую силу, по сравнению с прошлым годом, увеличился.

На 01.07.2012 в органы по труду, занятости и социальной защите поступили  сведения о наличии 66,6 тыс. вакансий, что составило 105,5 процента к уровню 2011 года.  

 

 

 

Рис. 3.1 - Спрос и предложение на рынке труда в 2003-2012 гг.

Примечание - Источник: [16 ] 

Напряженность на рынке труда  варьирует от 0,7 безработного на 1 вакансию в Брестской и Гомельской областях до 0,1 безработного на 1 вакансию в г. Минске.

Таблица 3.1- Напряженность на рынке труда

 

Напряженность

на 01.07.2012, %

Брестская область 

0,7

Витебская область 

0,5

Гомельская область 

0,7

Гродненская область 

0,5

г. Минск 

0,1

Минская область 

0,4

Могилевская область 

0,4

Республика Беларусь

0,4

Информация о работе Рынок труда: становление и формирование в условиях трансформационной экономики