Рынок труда: становление и формирование в условиях трансформационной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 16:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является – дать теоретические основы рынка труда и его специфики в условиях трансформационной экономики, а также выявить особенности социально-экономического развития рынка труда в Республике Беларусь.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
-раскрыть теоретические основы и специфику рынка труда в трансформационной экономике;
-исследовать особенности социально-экономического развития рынка труда в Республике Беларусь;
-проанализировать совершенствование и перспективы развития рынка труда в Республике Беларусь на современном этапе.

Содержание

Введение……………………………………………………………….. .5

Теоретические основы рынка труда и его специфика в
трансформационной экономике………………………………………….7
Рынок труда, его элементы и функции…………………………...7
Основные черты, закономерности и признаки
трансформационной экономики……………………………….....11
Особенности формирования рынка труда в
переходной экономике…………………………………………....14

Особенности социально-экономического развития рынка
труда в Республике Беларусь…………………………………………....18
2.1. Социально-экономическое развитие Республики Беларусь
переходный период……………………………………………….18
2.2. Особенности становления рынка труда в Республике
Беларусь в переходный период…………………………………..22

Совершенствование механизма регулирования рынка труда
в Республике Беларусь…………………………………………………...26
3.1. Анализ современного состояния рынка труда
в Республике Беларусь…………………………………………...26
3.2. Основные направления совершенствования
функционирования рынка труда в Республике Беларусь……...31

Заключение………………………………………………………………..38

Список использованных источников………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 176.42 Кб (Скачать файл)

Органами по труду, занятости  и социальной защите совместно с  заинтересованными будут выработаны механизмы микро финансирования безработных, желающих организовать предпринимательскую деятельность. 

Особое внимание в Государственной  программе уделено интеграции в трудовую сферу  целевых  групп  населения,  нуждающихся  в  социальной поддержке. В частности, предусматривается обеспечить:

  • развитие  системы  профессиональной  ориентации,  направленной  на повышение престижа рабочих профессий, а также формирование у учащихся намерений приобрести такие профессии; 
  • взаимодействие органов по труду, занятости и социальной защите и медико-реабилитационных экспертных комиссий, которое будет способствовать выполнению инвалидами индивидуальных программ профессиональной и трудовой реабилитации; 
  • разработку  и  реализацию  механизма  создания  рабочих  мест,  в  том числе использованием надомного труда, для инвалидов, лиц с умственными и  множественными  нарушениями  развития  на  базе  производственно-торгового  частного  унитарного  предприятия «Центр  социальных работ», общественного объединения «Белорусский фонд милосердия и здоровья».

Мероприятия по обеспечению  занятости населения в малых, средних городских поселениях и районах республики  с  наиболее  сложной ситуацией  на  рынке  труда  планируется  реализовать  в  рамках  областных программ содействия занятости населения. 

Кроме того, будут приняты  меры по обеспечению занятости населения  еще в 7 регионах –в Лунинецком, Столинском и Пинском районах Брестской  области, Житковичском, Мозырском, Петриковском и Наровлянском районах Гомельской области, определенные в Государственной программе социально-

экономического  развития  и  комплексного  использования  природных ресурсов Припятского  Полесья на 2011 – 2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 29 марта 2010 г. № 161 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 80, 1/11503). 

Согласно Государственной  программе устойчивого развития села на 2011 – 2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 1 августа 2011 г.  № 342 (Национальный  реестр  правовых  актов Республики  Беларусь, 2011 г.,  № 88, 1/12739), предусматривается  выполнение мероприятий по обеспечению  занятости населения в сельской местности. 

Планируется расширить возможности  информационного обеспечения населения  и организаций по вопросам занятости  посредством глобальной компьютерной сети Интернет.

     С учетом развития ситуации на рынке труда будет проработан вопрос о введении системы социального страхования населения от безработицы. 

     Выполнение мероприятий Государственной программы позволит:

  • оказать  содействие  в  трудоустройстве  на  постоянную  работу  на созданные рабочие места имеющиеся вакансии 189,9 тыс. граждан, в том числе 127,1 тыс. безработных;
  • организовать оплачиваемые общественные работы с участием в них 78,5 тыс. человек, в том числе 40,5 тыс. безработных;
  • направить  на  профессиональную  подготовку,  переподготовку  и повышение квалификации19,9 тыс.безработных,  в  том    числе  не  менее 45 процентов по заявкам нанимателей;
  • оказать содействие в организации предпринимательской деятельности 3,1 тыс. безработным с предоставлением финансовой поддержки из средств Фонда;
  • оказать  социальную  поддержку 120,3 тыс.  безработным  в  период поиска работы.

    Основными задачами государственной политики в социально–трудовой сфере являются повышение эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда. 
         Исходя из поставленных задач определены следующие приоритетные направления политики занятости населения: 
1)создание новых рабочих мест в наукоемких и высокотехнологичных производствах и сфере услуг; 
2)стимулирование роста занятости в сфере услуг; 
3)создание условий мотивации к высокоэффективному труду и повышение социальной ответственности за результаты своего труда; 
4)повышение гибкости рынка труда за счет совершенствования системы переподготовки кадров; 
5)формирование кадрового потенциала в соответствии с потребностями развития экономики и требованиями нанимателей к качеству рабочей силы; 
6)создание системы социального страхования населения от безработицы. 
          Результатами достижения поставленных задач станет рост уровня занятости населения до 80 процентов к трудовым ресурсам, повышение доли работающих в сфере услуг до 58 процентов от общей численности занятых в экономике. 
          Основная цель — не просто обеспечить граждан Республики Беларусь рабочими местами, а дать возможность максимально эффективно применить свой опыт, квалификацию и способности, открыть собственное дело и гарантировать достойное вознаграждение за достойный труд.

   Становлению рынка труда в Беларуси препятствует ряд причин:

1. Рынок труда не сбалансирован:  с одной стороны, существует  достаточно большое число вакантных  рабочих мест, с другой стороны,  значительное число безработных,  чья профессиональная или квалификационная  подготовка не соответствует  требованиям работодателей.

2. По-прежнему существуют  административные и правовые  ограничения на миграцию рабочей  силы (институт прописки).

3. Отсутствует реальный  рынок доступного жилья, что  также сдерживает территориальное  перераспределение трудовых ресурсов. 
          Основными направлениями по совершенствованию рынка являются:

 

    • формирование эффективной структуры занятости населения;
    • стимулирование создания экономически эффективных рабочих мест в перспективных отраслях экономики, в сфере услуг, повышение качества создаваемых рабочих мест;
    • содействие развитию малого бизнеса и предпринимательства, ремесленничества, агроэкотуризма;
    • достижение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, повышение качества рабочей силы на основе создания системы непрерывного профессионального обучения, в том числе путем внедрения эффективных программ профориентации молодежи и системы стимулов для повышения квалификации персонала непосредственно на производстве;
    • создание благоприятных условий для повышения уровня занятости в регионах за счет стимулирования трудовой активности населения;
    • повышение территориальной мобильности рабочей силы на основе оптимизации процессов трудовой миграции и разработки комплекса мер по привлечению и закреплению кадров в сельской местности;
    • обеспечение занятости граждан, не способных на равных конкурировать на рынке труда; лиц, вернувшихся из мест лишения свободы, инвалидов, длительно неработающих граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В данной работе была предпринята  попытка дать характеристику деятельности такого составного элемента трансформационной  экономики, как рынок труда. Из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в одной  работе все стороны этой проблемы. Однако, можно сделать некоторые  выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов.

Во-первых, собственно рынок  труда можно рассматривать как  неотъемлемую часть рыночной экономики, представляющую собой систему социально-экономических  и трудовых отношений с согласованными интересами работодателей, наемных  работников и государства по поводу купли-продажи специфического товара.

Трансформационная экономика представляет собой особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Переходный период — это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы.

Становление и функционирование рынка труда в переходной экономике отражает специфику предшествующего этапа развития в рамках социалистической модели общественного устройства. Командная экономика обусловила характер складывающегося рынка труда, неразвитость его важнейших структурных элементов, отсутствие адекватного механизма регулирования.

Во-вторых, процесс социально-экономического развития рынка труда в трансформационной  экономике носит двойной характер.

Первый этап (1991-1995гг.) носит  отрицательный характер как для  социально-экономического развития Республики Беларусь так и для становления  рынка труда в целом. Характерные  черты: ярко выраженный спад производства и макроэкономическая нестабильность, высокая инфляция, застойный характер безработицы и формированием крупной прослойки так называемых «хронически безработных»; относительно высокая доля среди безработных лиц квалифицированного труда; значительная по масштабам неформальная занятость.

Однако второй период (1996-2000гг.) характеризуется позитивными направлениями: целенаправленная деятельность органов государственного управления по созданию необходимых условий для обеспечения роста экономики и повышения уровня жизни населения.

В-третьих, ситуация на рынке труда Беларуси на современном этапе является противоречивой. Проведенный анализ позволил выявить основные проблемы.

В Беларуси сохраняется дисбаланс спроса и предложения рабочей силы по профессионально-квалификационному составу безработных и структуре вакансий, а также низкое качество большинства предлагаемых вакансий (низкая заработная плата) являются главным препятствием по их заполнению. Таким образом, на сегодняшний день рынок труда в Беларусь является несбалансированным: с одной стороны, существует достаточно большое число вакантных рабочих мест, с другой — велико количество безработных, чья квалификационная подготовка не соответствует требованиям работодателей. По-прежнему существуют ограничения на миграцию рабочей силы. Экономика все еще остается высокомонополизированной, что позволяет работодателям диктовать условия занятости.

Оценить действительные масштабы безработицы в Беларуси довольно трудно, поскольку наряду с зарегистрированной существует скрытая безработица. Велика официально не фиксируемая «теневая»  занятость по найму и индивидуальная трудовая деятельность.

     Становлению рынка труда в Беларуси препятствует ряд причин:

1. Рынок труда не сбалансирован:  с одной стороны, существует  достаточно большое число вакантных  рабочих мест, с другой стороны,  значительное число безработных,  чья профессиональная или квалификационная  подготовка не соответствует  требованиям работодателей.

2. По-прежнему существуют  административные и правовые  ограничения на миграцию рабочей  силы (институт прописки).

3. Отсутствует реальный  рынок доступного жилья, что  также сдерживает территориальное  перераспределение трудовых ресурсов. 
          Исследуя структуру и динамику рынка труда в Беларуси, можно сделать вывод, что политика занятости в Беларуси еще не проработана до конца. Практика регулирования занятости сводится к контролю за показателем официально регистрируемой безработицы на макроуровне, что приводит к расхождению фактического уровня безработицы с официальным (на который ориентируются при разработке государственных программ занятости).

Основными направлениями  по совершенствованию рынка являются:

 

    • формирование эффективной структуры занятости населения;
    • стимулирование создания экономически эффективных рабочих мест в перспективных отраслях экономики, в сфере услуг, повышение качества создаваемых рабочих мест;
    • содействие развитию малого бизнеса и предпринимательства, ремесленничества, агроэкотуризма;
    • достижение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, повышение качества рабочей силы на основе создания системы непрерывного профессионального обучения, в том числе путем внедрения эффективных программ профориентации молодежи и системы стимулов для повышения квалификации персонала непосредственно на производстве;
    • создание благоприятных условий для повышения уровня занятости в регионах за счет стимулирования трудовой активности населения;

Итак, подведем итоги:

  • становление и функционирование рынка труда в переходной экономике отражает специфику предшествующего этапа развития в рамках социалистической модели общественного устройства;
  • через рынок труда регулируются все составляющие занятости, включая воспроизводство, использование и распределение людских ресурсов;
  • безработица как экономическая категория является отражением сложности процесса согласования предложения рабочей силы со спросом на неё;
  • государственная политика в области занятости основывается на принципах обеспечения равных возможностей всем трудоспособным гражданам в реализации права на труд, предоставлении социальных гарантий и компенсаций безработным, обеспечении мер, направленных на предотвращение безработицы и т.д.

Информация о работе Рынок труда: становление и формирование в условиях трансформационной экономики