Рынок труда: становление и формирование в условиях трансформационной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 16:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является – дать теоретические основы рынка труда и его специфики в условиях трансформационной экономики, а также выявить особенности социально-экономического развития рынка труда в Республике Беларусь.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
-раскрыть теоретические основы и специфику рынка труда в трансформационной экономике;
-исследовать особенности социально-экономического развития рынка труда в Республике Беларусь;
-проанализировать совершенствование и перспективы развития рынка труда в Республике Беларусь на современном этапе.

Содержание

Введение……………………………………………………………….. .5

Теоретические основы рынка труда и его специфика в
трансформационной экономике………………………………………….7
Рынок труда, его элементы и функции…………………………...7
Основные черты, закономерности и признаки
трансформационной экономики……………………………….....11
Особенности формирования рынка труда в
переходной экономике…………………………………………....14

Особенности социально-экономического развития рынка
труда в Республике Беларусь…………………………………………....18
2.1. Социально-экономическое развитие Республики Беларусь
переходный период……………………………………………….18
2.2. Особенности становления рынка труда в Республике
Беларусь в переходный период…………………………………..22

Совершенствование механизма регулирования рынка труда
в Республике Беларусь…………………………………………………...26
3.1. Анализ современного состояния рынка труда
в Республике Беларусь…………………………………………...26
3.2. Основные направления совершенствования
функционирования рынка труда в Республике Беларусь……...31

Заключение………………………………………………………………..38

Список использованных источников………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 176.42 Кб (Скачать файл)

 

 Источник: [16]

 

На 1 июля 2012 г. более половины всех состоящих на учете безработных  – мужчины (50,9 процента), молодежь в  возрасте 16 -29 лет составляет (37,1 процента).  

Из числа безработных, состоящих на учете на 01.07.2012, имеют образование: общее среднее – 3411 тыс. человек, общее базовое –10648 тыс. человек, профессионально- техническое –7064 тыс. человек, среднее специальное –3821 тыс. человек, высшее и послевузовское –2910 тыс. человек.

 

В январе-июне 2012 г. регистрация  безработных, особо нуждающихся  в социальной защите и не способных  на равных условиях конкурировать на рынке труда (инвалидов, детей-сирот, родителей в многодетных и  неполных семьях, а также воспитывающих  детей инвалидов, освобожденных  из мест лишения свободы, ветеранов  боевых действий на территории других государств, молодежи в возрасте до 21 года, впервые ищущей работу и др.) составила 19,6 процента от общей численности  зарегистрированных безработных (в  январе-июне 2011 году – 19,8 процента).

На 01.07.2012 состав безработных  по категориям представлен на Рисунке Г 1 (приложение Г).   Как видим, наибольший процент безработных составляют длительно неработающие(15,6%), уволенные по соглашению(14,3%), уволенные по собственному желанию(10,2%), а также уволенные по уважительной причине (8,3%). 

На конец июня 2012 г. средняя  продолжительность безработицы  снизилась на 0,2 месяца и составила  3,7 месяца против 3,9 месяца в 2011 году.  

В январе–июне 2012 г. снизился средний период трудоустройства  безработных на 0,1 месяца по сравнению  с 2011 годом и составил 1,4 месяца. В  тоже время  у женщин он более длительный − 2 месяца (у мужчин – 1,2 месяца, молодежи – 1,3 месяца).  

Списочная численность работников в январе-июне 2012 г. составила 3382,8 тыс. человек или 97,6 процента от показателя за аналогичный период 2011 года.

В январе-июне 2012 г. прием  работников восполнил их выбытие  на 87,9 процента, а в январе-июне 2011 года – на 93,4 процента. Принято на работу 377,4 тыс. человек, что на 52 тыс. меньше, чем уволено (429,5 тыс. человек). Уволено в связи с сокращением численности или штата работников, ликвидацией организации 4,2 тыс. человек или 1 процент от числа уволенных. 

По данным Национального  статистического комитета Республики Беларусь вынужденная неполная занятость  в январе – июне 2012 года составила 68,7 тыс. человек или 2,0 процента от списочной  численности работников. По сравнению  с аналогичным периодом 2011 года показатель увеличился на 10,6 процента (в январе – июне 2011 года 62,1 тыс. человек или 1,8 процента).

Численность занятых в  экономике в январе – июне 2012 г. составила 4574,1 тыс. человек. Численность занятых в июне 2012 г. составила 4550,5 тыс. человек.

 

Таблица 3.2 - Численность населения, занятого в экономике Республики Беларусь в январе-июне 2012 г.

 

Численность занятого населения

Численность занятого населения

Области

в июне 2012 г.

в январе-июне 2012 г.

Брестская

623,9

628,0

Витебская

547,4

550,6

Гомельская

640,6

645,9

Гродненская

495,5

497,5

г. Минск

1071,5

1076,3

Минская

680,2

681,5

Могилевская

491,4

494,3

Республика Беларусь

4550,5

4574,1


Источник: [16].

 

Проанализировав данную таблицу  можно сделать вывод, что наибольшую численность занятого населения  имеет город Минск и Минская  область.

          Министерство труда и социальной защиты дважды в год (по состоянию на 1 июня и 1 декабря отчетного года) проводит мониторинг спроса и предложения рабочей силы на основании сведений нанимателей о наличии свободных рабочих мест и численности безработных по профессиям (специальностям), зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите.  
          Наиболее востребованными на рынке труда являются строительные профессии, а именно: арматурщик, плотник-бетонщик, каменщик, штукатур, производитель работ (прораб), монтажник строительных конструкций, кровельщик, электрогазосварщик. 
Наряду со строительными профессиями, востребованы на рынке труда: врач-специалист, зоотехник, животновод, швея, портной, кондитер, водитель, дорожный рабочий, тракторист, электромонтер и др.  
Наименее востребованными на рынке труда:  оператор ЭВМ бухгалтер, менеджер, секретарь, учитель, экономист, юрист. 
           В 2012 году рынок труда республики  формировался в условиях структурной перестройки  экономики  и  под  воздействием  следующих факторов:

  • сокращение численности трудовых ресурсов;

наличие избыточной рабочей  силы в ряде организаций при одновременном  дефиците квалифицированных кадров; 

  • дисбаланс  между  спросом  и  предложением  рабочих  мест  по

профессионально-квалификационному  составу;

  • сохранение низкой конкурентоспособности на рынке труда граждан,

особо нуждающихся в социальной защите, – инвалидов, молодежи, женщин, граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел, а также имеющих  длительный перерыв в работе (далее  − целевые группы). 

 

 

       3.2 Основные направления совершенствования функционирования рынка труда в Республике Беларусь

Основными задачами политики занятости  и рынка труда являются повышение  эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности  рабочей силы на рынке труда.

Достижение этих задач предусматривает  следующие направления:

  • формирование кадрового потенциала в соответствии с потребностями развития экономики и требованиями нанимателей к качеству рабочей силы;
  • повышение гибкости рынка труда за счет совершенствования системы переподготовки кадров;
  • стимулирование занятости на основе создания новых рабочих мест в наукоемких и высокотехнологичных производствах и сфере услуг;
  • создание условий мотивации к высокоэффективному труду и повышение социальной ответственности за результаты своего труда, укрепление трудовой и исполнительской дисциплины;
  • создание системы социального страхования населения от безработицы.

В условиях модернизации экономики  структурные изменения занятости  будут связаны с высвобождением избыточной численности работников из сферы производства и их перераспределением в сферу услуг. Оптимизация численности  кадрового персонала будет сопровождаться разработкой планов социально ответственной  реструктуризации организаций, направленных на проведение упреждающих мер по профессиональной переподготовке высвобождающихся работников, их дальнейшему трудоустройству.

Политика государства будет  направлена на обеспечение сбалансированности спроса и предложения рабочих  мест по профессионально-квалификационному  составу. В этих целях будет продолжена целенаправленная работа по согласованию объемов и структуры подготовки кадров в системе профессионального образования с перспективной потребностью инновационного развития экономики и регионов страны в квалифицированной рабочей силе, расширению занятости в сфере новых видов услуг, обслуживающих инфраструктуру рыночного хозяйства.

 Политика занятости населения в 2011–2020 гг. должна быть направлена на достижение наиболее полной сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, повышение качества и конкурентоспособности трудового потенциала страны. В этот период прогнозируются более высокие темпы сокращения уровня занятости, что будет обусловлено дальнейшей оптимизацией численности кадрового персонала исходя из потребностей структурной перестройки производства, а также уменьшением притока кадров вследствие сокращения численности населения в трудоспособном возрасте. По прогнозу, численность занятых в экономике к 2020 г. сократится до 3865 тыс. чел. Политика приоритетного развития социальных отраслей и переориентации экономики на наукоемкие производства будет способствовать постепенному переходу к постиндустриальной модели занятости. Доля работающих в сфере услуг, по расчетам, увеличится до 64%. 

           В рамках мероприятий Национальной программы ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий осуществляется интеграция и развитие информационных ресурсов и электронных услуг посредством создания информационного портала службы занятости. В текущем году определена структура портала, проработан механизм взаимодействия с пользователями портала, осуществляется разработка программного обеспечения и дизайна портала.

     Создание единого информационного портала службы занятости позволит:

  1. нанимателям самостоятельно размещать сведения о вакансиях в своих организациях, а также осуществлять подбор работников из базы данных безработных;
  2. гражданам  получать  необходимую  и  актуальную  информацию  об интересующих их свободных рабочих местах, знакомиться с профессиограммами по новым профессиям, востребованным на рынке труда;
  3. обеспечить функционирование программных комплексов, прикладного программного  обеспечения  по  учету  и  движению  безработных  с использованием государственных информационных ресурсов.

         Во втором полугодии 2013 года планируется информационный портал электронной службы занятости запустить в эксплуатацию.

Для обеспечения занятости молодежи будут реализованы программы  профориентации на основе интенсивных  технологий обучения по профессиям, востребованным на рынке труда, сформирован банк вакантных должностей для трудоустройства  выпускников высших и средних  специальных учебных заведений.

Особое внимание будет уделено  повышению эффективности системы  социальной поддержки граждан, не конкурентоспособных  на рынке труда. В этих целях предусматривается  внедрение нестандартных форм занятости, гибких графиков и режимов труда, развитие надомного труда, содействие безработным в организации предпринимательской  деятельности, в том числе путем  увеличения размеров финансовой поддержки  для открытия собственного дела.

В результате решения поставленных задач численность работников в  экономике достигнет 4640–4670 тыс. человек в 2015 году и уровень занятости населения возрастет до 80 процентов к трудовым ресурсам.

Достижение высоких темпов экономического роста и повышение  уровня конкурентоспособности национальной промышленности не может быть достигнуто без долгосрочной национальной промышленной политики, понимаемой как часть структурной  политики и как инструмент реализации долгосрочных интересов государства  на основе выбора приоритетов и средств  их достижения. Одной из целей национальной промышленной политики должно быть достижение высокого уровня занятости и использования  трудового потенциала страны.

Национальным статистическим комитетом начиная с 2012 года будет  проводиться выборочное обследование домашних хозяйств по вопросам занятости  населения с использованием методологии  Международной организации труда, что позволит выявлять категории  трудоспособных граждан, не занятых  в экономике, объективно оценивать  трудовые ресурсы, а также возможные  резервы для включения в экономическую  деятельность.

Совместно с ПРООН предусматривается  реализация проектов международной  технической помощи «Содействие  социально-ответственному реструктурированию предприятий  в  Республике  Беларусь», «Социальная интеграция и достойная занятость людей с ограниченными возможностями». Планируется дальнейшее стимулирование нанимателей, создающих новые рабочие места для трудоустройства на них граждан в наукоемких и высокотехнологичных производствах,  в  том  числе  в  сфере  востребованных услуг, путем  предоставления  им  бюджетных  ссуд  из  средств  Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (далее – Фонд), а также разработка механизма по трудовой реабилитации лиц, освобожденных из  мест  лишения  свободы,  за  счет  субсидирования таких рабочих мест из средств Фонда.

Для  обеспечения необходимого  баланса между использованием национальных трудовых  ресурсов  и  привлекаемой  иностранной  рабочей силой будет осуществляться регулирование внешней трудовой миграции посредством организации мониторинга миграционных процессов в сфере трудовых ресурсов,  контроля  за  деятельностью  юридических  лиц  и индивидуальных предпринимателей по трудоустройству граждан Республики Беларусь за рубежом, согласования разрешений на привлечение иностранной рабочей силы, подготовки перечня профессий рабочих и должностей служащих, потребность в работниках по которым в республике не удовлетворяется.

Информация о работе Рынок труда: становление и формирование в условиях трансформационной экономики