Рынок труда региона как социальная среда распределения и обмена рабочей силы (на примере Брянской области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 17:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение социально-экономических факторов, влияющих на формирование регионального рынка труда в условиях рыночной трансформации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические подходы в понимании регионального рынка труда, его виды и функции, раскрыть содержание и взаимосвязь основных понятий, выявить структурные элементы рынка труда, определить место регионального рынка труда в хозяйственной системе страны;

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.doc

— 448.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Основные социально-экономические показатели. Объём валового регионального продукта Брянской области в 2012 году оценивается в 195,2 млрд. рублей, или 106% в сопоставимых ценах к уровню 2011 года. Ведущими видами экономической деятельности являются обрабатывающие производства; оптовая и розничная торговля; сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство строительство; транспорт и связь, на долю которых приходится около 62% произведённого ВРП6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Характеристика спроса и предложения на рынке труда

региона Брянской области

В Брянской области основная масса трудоспособного населения занята в промышленности - 28,2% (здесь преобладающими отраслями являются машиностроение и металлообработка - 8,5% и производство строительных материалов - 6,7%), а также в частном секторе - 21,9%, управлении и социальной сфере - 18,1% и сельском хозяйстве - 15,7%. Официальный уровень регистрируемой безработицы в 2000 году составил 1,95 процента, в то время, как годом раннее было почти в два раза больше Самыми востребованными на Брянске являются профессии строителя и рабочего высокой квалификации. Напротив, не могут найти себя на рынке труда бухгалтеры, водители, продавцы, инженеры. Средняя зарплата на 1 января 2003 года составляла 2330 рублей. Больше всех зарабатывали работники кредитования, финансов, страхования и пенсионного обеспечения - 4294 рубля. Далее идут управленцы - 3342 рубля, работники мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности - 2946 руб., транспортники - 2745 руб. и энергетики - 2488 руб. В конце списка медики - 880 руб., учителя - 863 руб., работники культуры - 743 руб. и труженики села - 724 руб. (приложение №1).

Прожиточный минимум в среднем на душу населения на 1.01.2003 составил 1824 рубля. Трудоспособному мужчине, чтобы выжить необходимо 2120 руб., женщине - 1770 руб., ребенку до 7 лет - 1735 руб., подростку от 7 до 16 лет - 1847 руб., пенсионеру - 1530 руб. .

Последние, существенные изменения на региональном рынке труда Брянской области произошли в середине 90-х годов. Тогда продукция составлявших основу промышленного потенциала Брянщины предприятий машиностроения, металлургии и оборонного комплекса, оказалась невостребованной. Их работникам долгое время не выплачивали заработную плату. Поэтому произошел отток рабочей силы на предприятия и в организации по другому профилю, в основном в частном секторе. В 1995 году реально без работы и зарплаты осталась треть населения области. И если в Брянске еще можно было найти хоть какую-то работу, то жителям отдаленных поселков, где закрылся кормивший всех в течение долгих лет завод, пришлось намного сложнее. Эта часть населения области выживала за счет подсобного хозяйства.

В отдельных районах области, которые еще в советские времена были дотационными - Суземском, Жирятинском, Рогнединском - реальная безработица намного выше. Здесь нет крупных, а главное работающих, промышленных предприятий, а земли не подходят для сельского хозяйства.

На сегодняшний день реальный уровень безработицы в среднем по области - 7-8 процентов. Основную массу безработных составляют выпускники вузов и ссузов, военные, уволенные в запас, и просто люди не желающие работать. Большинство из первых двух категорий старается искать работу по своим каналам и не становиться на учет в службы занятости.

К концу декабря 2003 г. в органах государственной службы занятости состояло на учете 13,2 тысячи незанятых трудовой деятельностью граждан, из них 12,9 тысячи человек имело статус безработного.

В декабре 2003 г. статус безработного получили 2,0 тысячи человек (что на 82 человека или на 4,3% больше, чем в аналогичном периоде 2002 г.). размеры трудоустройства безработных в декабре 2003 г. составили 1,0 тысячи человек.

Таблица 2.1. Динамика числа незанятых граждан, состоящих на учете в службах занятости

 

Период

Число незанятых граждан, состоящих на учете в службе занятости, тыс. чел.

Из них имеют статус безработного

 
   

Тыс. человек

В % к

 
     

Предыдущему месяцу

Соответствующему месяцу предыдущего года

 

2002 год

         

Январь

14,1

13,5

105,9

92,1

 

Февраль

14,7

14,2

104,7

93,6

 

Март

15,0

14,5

102,0

93,9

 

Апрель

14,9

14,5

100,1

96,1

 

Май

14,5

14,0

96,8

97,2

 

Июнь

13,7

13,4

95,3

99,5

 

Июль

13,6

13,1

97,9

100,8

 

Август

13,7

13,1

100,0

104,1

 

Сентябрь

13,3

12,7

97,2

103,5

 

Октябрь

12,9

12,4

97,1

103,8

 

Ноябрь

13,5

12,9

104,4

102,6

 

Декабрь

13,8

13,4

104,1

104,9

 

2003 год

         

Январь

14,7

14,0

104,1

103,1

 

Февраль

15,2

14,5

104,0

102,5

 

Март

15,2

14,5

99,7

100,1

 

Апрель

14,8

14,2

98,2

98,2

 

Май

14,7

14,1

99,3

100,6

 

Июнь

14,0

13,5

95,6

100,9

 

Июль

14,1

13,4

99,4

102,6

 

Август

14,2

13,4

100,2

102,7

 

Сентябрь

13,6

12,9

95,8

101,2

 

Октябрь

13,1

12,3

95,5

99,6

 

Ноябрь

13,1

12,5

101,4

96,7

 

Декабрь

13,2

12,9

103,4

96,0

 
           

В целом, по области реальная средняя оплата труда ниже 2000 рублей. Официальные цифры подтягивают вверх такие гиганты, как АО «Мальцовский портландцемент», АО «Мелькрукк», филиалы столичных банков и фирм, где средняя зарплата сложилась на уровне 5000 рублей .

На это на Брянск способны немногие предприятия и фирмы, а потому реальный уровень заработной платы в Брянской области очень низкий. Но если эта особенность характерна для всей провинции, то на Брянск есть ряд своих, обособленно стоящих проблем.

Во-первых, политизированность рынка труда. Если специалист, например, работал на предприятии, где руководитель – оппозиционер. В результате в государственном секторе все решают не деловые качества работника, а его связи. Интересная ситуация складывается в области и с прожиточным минимумом. Цены растут, а минимум - падает.

Вторая особенность брянского рынка труда - кадровый кризис в пострадавших от чернобыльской аварии юго-западных районах области. Многие специалисты уехали отсюда еще в конце 80-х. Среди тех, кто остался, в последнее время появилось такое понятие, как «нежелание работать». Человека уже не интересуют ни работа, ни деньги. Эта тенденция, в принципе характерна для всей области.

Но стоит отметить, что последствия экономического кризиса 90-х годов постепенно ликвидируются посредством проводимых правительством нашей страны реформ. И, как следствие, постепенно выправляется ситуация на рынке труда, в том числе и в Брянской области, о чем можно судить по данным Департамента Федеральной государственной службы занятости населения.

Кроме того два главных обстоятельства определяли особенности и сложности действий на рынке труда Брянской области в 2003 году.

Первая особенность - благоприятная для Департамента ФГСЗН - состояла в закреплении и дальнейшем развитии положительных тенденций в реальном секторе экономики области. Следствием этого стало увеличение спроса на рабочую силу и рост экономической активности населения, устойчивый рост числа вакансий, заявляемых в службу занятости. Четыре последних года сокращается численность безработных. Медленно, но очевидно сокращается разрыв между показателями общей и регистрируемой безработицы.

Вторая особенность 2003 года - крайне неблагоприятная - была обусловлена сложностями перехода ФГСЗН к бюджетному финансированию по конкретным видам расходов.

Использовав благоприятные возможности и преодолев сложности прошлого года служба занятости успешно реализовала мероприятия Программы содействия занятости населения Брянской области на 2001 - 2003 гг. Это сказалось на улучшении функционирования рынка труда, обеспечении работодателей необходимой рабочей силой, а граждан, нуждающихся в трудоустройстве, подходящей работой. Максимально полный и разнообразный ассортимент услуг, узаконение в области территориального прожиточного минимума, поднявшего уровень минимального пособия по безработице, - все это способствовало достижению положительного результата работы ФГСЗН.

В 2002 г. в службу занятости Брянской области обратилось около 154 тыс. человек. В материалах статистического обследования в мае 2003 г., проведенного органами госстатистики, приведены данные об использовании безработными способов поиска работы, в том числе и обращение в государственную службу занятости. В среднем по России в СЗН за содействием в трудоустройстве обратилось 33,8% общей численности безработных граждан, в Брянской области - 45,9%. Это первый по величине показатель в Центральном федеральном округе и двенадцатый - среди всех регионов России.

В 2003 г. было оказано содействие в трудоустройстве 62,9 тыс. безработным и ищущим работу гражданам, в т.ч. почти 8 тыс. гражданам, нуждающимся в дополнительной социальной поддержке. Привлечено к участию в общественных работах 5,5 тыс. человек. Охвачено временным трудоустройством 20,6 тыс. несовершеннолетних. Направлено на профессиональное обучение 3,8 тыс. безработных граждан. Оказано содействие в организации предпринимательской деятельности тысяче человек. Предоставлены услуги по профессиональной ориентации 50,6 тыс. человек.

В последние несколько лет по показателям общего трудоустройства темпы работы Департамента ФГСЗН возрастают. В основе этой динамики лежит несколько факторов. Во-первых, подавляющее большинство центров занятости стало более эффективно использовать улучшение ситуации в экономике области и соответствующее повышение спроса на рабочую силу. Обеспечено поступление в банк данных службы более 72 тыс. вакансий, что способствовало снижению напряженности на регистрируемом рынке труда.

Во-вторых, совершенствование механизма бюджетного финансирования специальных программ содействия занятости населения дает возможность центрам более уверенно строить договорные отношения с работодателями, привлекать их собственные финансовые средства для оказания содействия в трудоустройстве.

В комплексе мер, содействующих трудоустройству безработных и ищущих работу граждан, важное место отводится специальным программам, в том числе программам общественных работ, содействия предпринимательству, организации ярмарок вакансий, социальной адаптации безработных граждан и другим.

Важное значение в повышении эффективности действий на рынке труда области играет принятое в июле 2003 г. Совместное обращение Минтруда России и Координационного совета объединений работодателей России. Оно призывает работодателей принять участие в трудоустройстве молодежи в форме организации временной занятости подростков и реализации программы «Молодежная практика».7

 

Сущность прогнозирования занятости населения

 

Уровень, характер занятости непосредственно влияют на материальное положение населения, размеры его доходов. Потеря работы, как правило, означает для человека переход в низшую социальную группу по качеству, уровню жизни. Невостребованность на рынке труда оказывает сильное влияние на моральное состояние всего общества, на криминогенную обстановку в стране. Исследования, проведенные в экономически развитых странах, показали, что увеличение масштабов безработицы на 1% приводит к росту числа самоубийств на 5%, случаев грабежа и насилия -- на 4,5% и т.п. таким образом, занятость населения -- один из важных индикаторов состояния социальной сферы страны8.

Цель прогнозирования занятости -- рациональное использование трудового потенциала страны во всех регионах; максимальное обеспечение работой населения .

Безотносительно к конкретным условиям экономической системы необходимо стремиться к полной занятости всего трудоспособного населения, в то же время функционирование рыночной экономики, как свидетельствует опыт, предполагает наличие определенного количества незанятого трудоспособного населения (безработных). Нахождение, обоснование, достижение оптимального уровня занятости в значительной мере определяют содержание работы по составлению федеральных и региональных прогнозов занятости населения.

При разработке прогноза в зависимости от объема неиспользованного рабочего времени работниками различают полную и неполную (частичную) занятость. В современных условиях неполная занятость (неполный рабочий день или неделя) стала очень распространенным явлением. Этому способствуют различные причины, но основная -- спад производства, кризисное состояние экономики. При разработке прогноза нельзя однозначно оценивать данную ситуацию как отрицательное явление, например, неполная занятость таких категорий населения, как пенсионеры, женщины с детьми, студенты и др. -- это нормальное явление, целесообразное с экономической и социальной позиции.

В зависимости от характера динамики занятости в течение прогнозируемого или анализируемого периода различают стабильную (равномерную) и нестабильную (неравномерную) формы занятости. Значительные колебания последней нежелательны по экономическим и социальным причинам [7 стр. 267-320].

Очень распространенной в последние годы стала вторичная занятость, т.е. кроме основной имеется дополнительная работа, позволяющая более полно и эффективно использовать трудовой потенциал человека, увеличивать его доходы. Социально-экономическая целесообразность этой деятельности определяется также и тем, что в условиях рыночной экономики возникают ситуации, когда дополнительная работа становится основной. Поэтому органы прогнозирования должны учитывать данную ситуацию при разработке прогнозов. Существуют различные формы вторичной занятости. В России наиболее распространены совместительство, оказание услуг населению по строительству, ремонту, пошиву одежды и др.

Информация о работе Рынок труда региона как социальная среда распределения и обмена рабочей силы (на примере Брянской области)