Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 17:41, курсовая работа
Цель исследования: изучение социально-экономических факторов, влияющих на формирование регионального рынка труда в условиях рыночной трансформации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические подходы в понимании регионального рынка труда, его виды и функции, раскрыть содержание и взаимосвязь основных понятий, выявить структурные элементы рынка труда, определить место регионального рынка труда в хозяйственной системе страны;
Удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума снизился с 13,6 процента в 2010 году до 12,9 процента по итогам 2011 года.
По оценке в 2012 году рост реальной заработной платы составит 10 процентов, реальных денежных доходов населения — 6,1 процента к уровню 2011 года.
В 2013-2015 годах прогнозируется рост денежных доходов за счет всех составляющих (социальных трансфертов, доходов от предпринимательской деятельности и прочих доходов). В 2013 году реальные располагаемые доходы населения вырастут на 5 процентов, в 2014 году — на 5,3 процента, в 2015 году на 5,5 процента к предыдущему году.
Положительная динамика развития экономики позволяет прогнозировать рост реальной заработной платы в 2013 году на 5,5 процента, в 2014 году — на 6 процентов, в 2015 году — на 6,2 процента к предыдущему году. Удельный вес оплаты труда в доходах населения возрастет с 27,1 процента в 2011 году до 28,5 процента в 2015 году.
Прогнозируемый рост социальных трансфертов будет несколько превышать инфляцию за счет индексации пенсий, пособий и других социальных выплат. Общий объем социальных трансфертов возрастет за 2012-2015 годы к уровню 2011 года в 1,5 раза, при этом доля социальных трансфертов в общей сумме доходов населения снизится с 24,9 процента в 2011 году до 24,3 процента в 2015 году.
Удельный вес доходов от предпринимательской деятельности в общем объеме денежных доходов населения увеличится с 13,5 процента в 2011 году до 16 процентов к 2015 году.
Среднедушевые денежные доходы населения в 2013 году прогнозируются в размере 19176 рублей в месяц, в 2015 году — 23741 рубль, величина среднемесячной номинальной начисленной заработной платы — соответственно 18166 и 22575 рублей.
В 2011 году, как и в предыдущие годы, основную часть доходов население использовало на покупку товаров и оплату услуг (77 процентов). В 2012-2015годах доля потребительских расходов будет находиться примерно на этом уровне.
Покупательная способность среднедушевых денежных доходов по отношению к величине прожиточного минимума составит в 2013 году 3,1, в 2015 году — 3,5.
Реализация мероприятий социальной политики по поддержке наименее обеспеченных категорий населения позволит снизить долю бедного населения. В 2015 году численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума уменьшится до 11,8 процента в общей численности населения12.
Потребительский рынок
Потребительский рынок области является ключевым фактором экономического роста для отраслей, ориентированных на внутренний спрос.
Современный потребительский рынок области — стабильный, с высокой степенью товарной насыщенности, развитой сетью предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, высокой предпринимательской активностью.
В 2011 году оборот розничной торговли составил 135800,9 млн. рублей, что больше уровня 2010 года на 12,6 процента в сопоставимых ценах. Сеть розничной торговли за 2011 год увеличилась на 263 предприятия торговли и насчитывает 7037 магазинов и 862 точки нестационарной мелкорозничной торговой сети.Обеспеченность торговыми площадями в расчете на 1000 жителей в Брянской области составляет 533 кв. метра (117,7 процента от расчетного норматива), а в областном центре на 1000 жителей приходится 662 кв. метра (146,1 процента).
Продвижению на рынок отечественных товаров способствует развитие прогрессивных форм торговли и проведение выставок-ярмарок. В сфере торговли постоянно растет доля предприятий торговли, отвечающих современным требованиям по уровню обслуживания, эстетическому и техническому состоянию. Активно внедряет современные формы торговли потребительская кооперация, реконструируются и открываются в сельской местности магазины самообслуживания, доля которых уже составляет более 25 процентов.
Важнейшим элементом развития торговли является формирование сетевых торговых систем, конкурентными преимуществами которых перед одиночными магазинами является возможность централизованной закупочной политики, высокотехнологичная логистика, эффективная ассортиментная политика, популярная торговая марка, единое информационное пространство, автоматизация технологических процессов и т. д.
В сфере торговли области занято свыше 130 тыс. человек. Сохраняется тенденция формирования оборота розничной торговли в основном за счет продажи товаров торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети. Доля продажи товаров на рынках в общем обороте розничной торговли снизилась с 15 процентов в 2010 году до 14 процентов в 2011 году. В 2012 году по оценке доля продажи на рынках составит 13 процентов.
В структуре оборота розничной торговли наблюдается снижение доли продовольственных товаров: по итогам 2011 года она составила 51,3 процента (в 2010 году — 52,8 процента), в 2012 году снизится до 47 процентов.
В 2012 году оборот розничной торговли оценивается в 151722 млн. рублей, прирост на 6 процентов к уровню 2011 года. В 2013-2015 годах ежегодный рост оборота розничной торговли прогнозируется в размере 5-6 процентов (в сопоставимых ценах).
Товарная насыщенность потребительского рынка будет носить устойчивый характер и в полной мере соответствовать платежеспособному спросу населения на важнейшие продукты питания, товары легкой промышленности и культурно-бытового назначения. Объем товарных запасов сохранится на оптимальном для предприятий сферы торговли уровне и будет колебаться по месяцам в пределах 31–35 дней торговли.
Объем платных услуг, оказанных населению (с учетом экспертной оценки объемов услуг по недоучтенным предприятиям и оказываемых физическими лицами), в 2011 году составил 34124,9 млн. рублей, рост на 4,6 процента к уровню 2010 года в сопоставимых ценах.
Видовая структура объема платных услуг носит устойчивый характер и на 67 процентов сформирована за счет услуг, обязательных к оплате (жилищно-коммунальные услуги, услуги связи, пассажирского транспорта).
Объем услуг жилищно-коммунального хозяйства составляет 34 процента от общего объема платных услуг и формируется при устойчивом опережении роста цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги по сравнению с другими видами услуг. 17 процентов объема платных услуг приходится на услуги связи, 16 процентов — на транспортные услуги, 14 процентов — на бытовые услуги.
В 2012 году объем платных услуг населению оценивается в 37422 млн. рублей, прирост на 3,5 процента к уровню 2011 года. В 2013-2015 годах прогнозируется ежегодный рост объема платных услуг на 4,5-5,5 процента (в сопоставимых ценах).
Наибольшие темпы роста в прогнозируемом периоде будут иметь услуги связи и транспорта, являющиеся «лидерами» по спросу населения на них.
Стабильными темпами будут расти объемы услуг здравоохранения, физической культуры и спорта, а также санаторно-оздоровительные услуги, учитывая их особую значимость для жизнедеятельности человека.
Развитие отраслей социальной сферы
Развитие материально-технической базы учреждений социально-культурной сферы области осуществляется за счет средств консолидированного бюджета области, государственной поддержки из федерального бюджета и внебюджетных источников.
Существенное повышение качества социальных услуг обеспечено в рамках реализации приоритетных национальных проектов «Образование» и «Здоровье» за счет серьезного материально-технического оснащения лечебно-оздоровительных и образовательных учреждений.
Прогноз развития отраслей социальной сферы на 2012-2015 годы ориентирован на создание необходимых условий для удовлетворения минимальных потребностей всех групп населения в социальных услугах при формировании оптимального соотношения платности и бесплатности услуг населению с одновременным обеспечением адресной и дифференцированной поддержки малообеспеченных граждан. Обеспечение доступности населения к гарантированному объему социальных услуг будет сочетаться с повышением качества услуг, преодолением проблем функционирования и кадрового обеспечения социальной сферы, повышением эффективности использования бюджетных средств.
В 2013 (2015) году ситуация с обеспеченностью области объектами социальной инфраструктуры будет выглядеть следующим образом:
— уровень обеспеченности дошкольными образовательными учреждениями составит 582 (591) мест на 1000 детей в возрасте от 1 до 7 лет при социальном нормативе 700 мест. При этом приоритетное внимание уделяется охвату услугами дошкольного образования детей в возрасте от 3 до 7 лет. В 2013-2014годах потребность этой категории детей в услугах дошкольного образования будет удовлетворена в полном объеме;
— уровень обеспеченности общеобразовательными учреждениями в целом по области сохранится ниже нормативного (по социальному нормативу предусмотрен односменный режим обучения, фактически — 9,8 (9,3) процента детей будут заниматься во вторую смену, при этом общеобразовательные учреждения в сельской местности недоукомплектованы учащимися);
— уровень обеспеченности больничными учреждениями в целом по области будет ниже нормативного — 92 (91,6) коек на 10 тыс. жителей (по социальному нормативу — 134,7). Однако в области активно развивается стационарозамещающая помощь: в 2011 году число мест в дневных стационарах составило 21,9 на 10 тыс. населения (в 2010 году — 20,2). Данный вид медицинской помощи продолжит свое развитие, и к 2015 году число мест в стационарах дневного пребывания возрастет до 22,3 на 10 тыс. населения;
— уровень обеспеченности амбулаторно-поликлиническими учреждениями в целом по области будет превышать нормативный (по социальному нормативу — 181,5 посещений в смену на 10 тыс. жителей, фактически по области — 241,6 (235,6);
— уровень обеспеченности библиотечными учреждениями составит 53,4 (53,3) на 100 тыс. жителей, дворцами и домами культуры, другими учреждениями культурно-досугового типа — 53,8 (54,1);
— уровень обеспеченности местами в стационарных учреждениях социального обслуживания для престарелых и инвалидов составит 34,5 (34,8) на 10 тыс. жителей13.
Жилищное строительство
Одной из социальных проблем в области является жилищная проблема. За 2011 год введено в эксплуатацию за счет всех источников финансирования 421,4 тыс. кв. метров жилой площади (107,8 процента к уровню 2010 года). В 2012 году предполагается ввести в эксплуатацию за счет всех источников финансирования 450 тыс. кв. метров жилой площади (106,8 процента к уровню 2011 года), в том числе индивидуальных жилых домов — 220,5 тыс. кв. метров (158,4 процента).
Реализация приоритетного национального проекта «Комфортное и доступное жилье — гражданам России», принимаемые меры по стабилизации ситуации в строительном комплексе позволяют прогнозировать в 2013-2015 годах рост инвестиций в строительство жилья. С этой целью будет продолжена работа по следующим направлениям:
— подготовка на территориях муниципальных образований области земельных участков для жилищного строительства, обеспеченных коммунальной инфраструктурой;
— развитие механизмов привлечения частных инвестиционных и кредитных ресурсов в жилищное строительство и коммунальную инфраструктуру.
За 2013-2015 годы прогнозируется ввод в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования в объеме 1864 тыс. кв. метров, в том числе в 2013 году — 520 тыс. кв. метров, в 2014 году — 650 тыс. кв. метров, в 2015 году — 694 тыс. кв. метров.
Туризм
В рамках реализации областной целевой программы «Молодежь Брянщины» осуществляется комплекс мер по развитию индустрии туризма в Брянской области, включающий в себя рекламно-информационное обеспечение сферы туризма; организацию социального туризма для различных категорий молодежи; развитие и продвижение новых видов туризма (экологический, конгрессный, деловой, религиозный, культурно-познавательный, этнографический и т.д.), а также проведение областных конкурсов в сфере туризма.
В целях содействия развитию въездного и внутреннего туризма в Брянской области, повышения эффективности и качества обслуживания туристов, разработки новых маршрутов на территории Брянской области ежегодно проводится областной конкурс «Лидеры туриндустрии Брянской области. В настоящее время разработан проект долгосрочной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Брянской области на 2013-2018 годы».
Брянская область является перспективной для развития туризма, прежде всего, в силу ее уникального экономико-географического положения, определяемого расположением области на границе трех государств — России, Республики Беларусь и Украины. На территории области имеется свыше 4 тысяч памятников истории и культуры.
По Брянской области проходит часть туристического маршрута «Славянское Кольцо», созданного для пропаганды общих историко-культурных достижений России, Украины и Белоруссии. Брянская область входит в перечень регионов — участников проекта «Большое Золотое кольцо России».
В 2012 году в администрации области был представлен инвестиционный проект «Этнотуристический маршрут «Хрустальное Кольцо».
На данный период сложился традиционный туристический маршрут для гостей, интересующихся Брянской стариной: Свенский монастырь, Красный Рог, Овстуг и Вщиж, Воскресный собор в Почепе, Успенский собор в Мглине, исторические города Трубчевск, Карачев, Дятьково. Особой гордостью Брянской области является ее партизанское прошлое времен Великой Отечественной войны. Из памятных мест, посвященных данной теме, необходимо особо отметить мемориальные комплексы «Партизанская поляна» и «Хацунь», являющиеся объектами многочисленных посещений и экскурсий.