Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 17:41, курсовая работа
Цель исследования: изучение социально-экономических факторов, влияющих на формирование регионального рынка труда в условиях рыночной трансформации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические подходы в понимании регионального рынка труда, его виды и функции, раскрыть содержание и взаимосвязь основных понятий, выявить структурные элементы рынка труда, определить место регионального рынка труда в хозяйственной системе страны;
Предприятие, определяющее монопрофильность г. Суража, - градообразующее предприятие ЗАО "Пролетарий". Данное предприятие работает стабильно.
По моногороду Суражу предполагается создать 27 новых рабочих мест.
Унеча.
Численность населения г. Унечи составляет 26,3 тыс. человек, численность безработных, зарегистрированных в центре занятости, - 103 человека, уровень безработицы - 0,8 проц., коэффициент напряженности - 1,9 незанятого гражданина на одну вакансию. В 2010 году в неполной занятости находилось до 280 человек. С предприятий города в 2010 году сокращено 215 человек, из них 57 человек трудоустроено, 1 гражданину назначена пенсия по старости.
Среднесписочная численность градообразующего предприятия ОАО "Унечский комбинат хлебопродуктов" составляет 359 человек. В 2010 году с предприятия высвободили 3 человека. Неполной занятости на предприятии нет.
По моногороду Унече предполагается создать 183 новых рабочих места.
Фокино Дятьковского района.
Численность населения города составляет 14,7 тыс. человек, численность безработных граждан, зарегистрированных в центре занятости, - 398 человек, уровень безработицы - 4,9 проц., напряженность на рынке труда - 36,2 незанятого гражданина на 1 рабочее место. Все предприятия города работают в обычном режиме. На одном предприятии города в 2010 году произведено сокращение 16 человек.
Градообразующее предприятие ОАО "Мальцовский портландцемент" работает стабильно.
По моногороду Фокино предполагается создать 18 новых рабочих мест.
Мероприятия по снижению напряженности на рынке труда моногородов приведены в приложении 13.
Срок и этапы реализации программы
Срок реализации программы - 2014 год.
Этапы реализации программы приведены в приложении 1 к программе.
Механизм реализации мероприятий программы
Уполномоченным органом исполнительной власти Брянской области для осуществления взаимодействия с Федеральной службой по труду и занятости по вопросам реализации программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда, и ответственным за реализацию мероприятий определено управление государственной службы занятости населения Брянской области. К участию в реализации программы привлекаются органы исполнительной власти области, органы местного самоуправления, государственные учреждения службы занятости населения (центры занятости населения), объединения работодателей, работодатели, учебные заведения и другие заинтересованные органы и организации.
Реализация мероприятий программы проводится в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 года N 1011 "О предоставлении в 2010 - 2014 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" и нормативными правовыми актами, принятыми администрацией Брянской области.
Финансовое обеспечение мероприятий программы, направленных на снижение напряженности на рынке труда, осуществляется в пределах выделенной субсидии из федерального бюджета, перечисленной на счет областного бюджета, открытый уполномоченному органу (управление государственной службы занятости населения Брянской области) в управлении Федерального казначейства в установленном порядке, а также за счет бюджетных ассигнований бюджета области.
На основании распределения субсидии уполномоченным органом управление областного казначейства перечисляет субсидию получателям бюджетных средств - государственным учреждениям службы занятости населения (центрам занятости населения) или органам исполнительной власти (ГРБС) в соответствии с бюджетной росписью.
Субсидия перечисляется в соответствии с Законом о бюджете на лицевые счета главным распорядителям областного бюджета (органам исполнительной власти), которые являются участниками программы. Органы исполнительной власти (ГРБС) могут выступать как распорядители и как получатели бюджетных средств.
Органы исполнительной власти (ГРБС), являющиеся участниками программы, несут ответственность за целевое использование средств субсидии. Предоставление и использование средств субсидии осуществляется на основании соглашения, заключенного между уполномоченным органом (УГСЗН) и органом исполнительной власти (ГРБС).
Расходование средств субсидии осуществляется получателями средств бюджета - центрами занятости населения и органами исполнительной власти (ГРБС) через лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства по Брянской области.
Порядок расходования средств на реализацию мероприятий программы устанавливает администрация Брянской области.
Опережающее профессиональное обучение и стажировка работников, находящихся под угрозой увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, проведение мероприятий по высвобождению работников), работников организаций производственной сферы, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства в соответствии с инвестиционными программами, осуществляется на основании договоров, заключенных между государственным учреждением службы занятости населения (центром занятости населения), работодателем и образовательным учреждением. Обучение проводится на базе образовательных учреждений, имеющих лицензии на право ведения образовательной деятельности. Субсидии федерального бюджета выделяются для оплаты профессионального обучения участников программы.
Организация опережающего профессионального обучения и стажировки женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда, с целью их вывода с вредного производства осуществляется на основании договоров, заключенных между государственным учреждением службы занятости населения (центром занятости населения), работодателем и образовательным учреждением. Обучение проводится на базе образовательных учреждений, имеющих лицензии на право ведения образовательной деятельности. Субсидии федерального бюджета выделяются для оплаты профессионального обучения участников программы.
Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности, осуществляется на основании договоров, заключенных между государственным учреждением службы занятости населения (центром занятости населения), гражданином, направленным на обучение, и образовательным учреждением. Обучение проводится на базе образовательных учреждений, имеющих лицензии на право ведения образовательной деятельности. Субсидии федерального бюджета выделяются для оплаты профессионального обучения участников программы.
Организация профессиональной переподготовки врачей в соответствии с программой модернизации здравоохранения осуществляется на основании соглашения, заключенного между управлением занятости населения Брянской области и департаментом здравоохранения Брянской области, а также договоров, заключенных между департаментом здравоохранения Брянской области и образовательными учреждениями. Обучение проводится на базе образовательных учреждений, имеющих лицензии на право ведения образовательной деятельности. Субсидии федерального бюджета выделяются для оплаты профессиональной подготовки участников программы.
Стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы осуществляется на основании договоров, заключенных между государственным учреждением службы занятости населения (центром занятости населения) и работодателем, и организуется в форме производственной (трудовой) деятельности ее участников на специально созданных или выделенных работодателем рабочих местах по полученной стажером квалификации (профессии, специальности), а также по иным направлениям профессиональной подготовки, родственным по содержанию работ, с привлечением наставников.
Средства субсидии из федерального бюджета выделяются на частичное возмещение работодателю затрат на оплату труда стажирующихся выпускников (в месяц не более установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда, увеличенного на страховые взносы в государственные внебюджетные фонды) и на возмещение работодателю затрат на выплаты работникам за наставничество (в месяц не более 1/2 установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда, увеличенного на страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, за каждого выпускника).
Содействие трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей осуществляется на основании договоров, заключенных между государственным учреждением службы занятости населения (центром занятости населения) и работодателем.
Средства субсидии из федерального бюджета выделяются на возмещение работодателю затрат на приобретение специализированного рабочего места для трудоустройства незанятого инвалида, рабочего места (в том числе надомного) для родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей в размере не более 50,0 тыс. рублей на 1 рабочее место.
Содействие самозанятости безработных граждан осуществляется на основании договоров, заключенных между государственным учреждением службы занятости населения (центром занятости населения) и безработным гражданином, на предоставление субсидии, которые заключаются после оценки эффективности бизнес-планов комиссиями, созданными при администрациях городов и районов. Средства федерального и областного бюджетов выделяются на предоставление субсидии на открытие собственного дела.
Трудоустройство граждан из числа безработных, трудоустроенных на дополнительно созданные рабочие места, осуществляется на основании договоров, заключенных между гражданином, организовавшим собственное дело, и государственным учреждением службы занятости населения (центром занятости населения).
Реализация мероприятий программы будет способствовать:
-предотвращению массовых увольнений;
-социальной защите увольняемых работников;
-созданию новых рабочих мест;
-повышению качества и конкурентоспособности рабочей силы;
-развитию малого и среднего бизнеса;
-трудоустройству инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей;
-профессиональной переподготовке врачей в соответствии с программой модернизации здравоохранения.
Ресурсное обеспечение программы
Реализацию мероприятий программы предполагается обеспечивать на условиях софинансирования из федерального, областного бюджетов.
Общий объем финансирования программы в 2014 году составит 145824,0 тыс. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета - 138532,8 тыс. руб.,
средства областного бюджета - 7291,2 тыс. руб.
Распределение объемов финансирования по мероприятиям программы приведено в приложениях 18 и 19 к программе.
Ситуация на рынке труда Брянской области развивается под воздействием экономических и демографических факторов. Особые масштабы приобретает проблема старения населения и сокращения численности трудоспособного возраста. В этих условиях возрастают спрос на рабочую силу и конкуренция между работодателями за нее.
В последние годы в области наблюдается положительная динамика демографических процессов. В 2012 году уровень рождаемости составил 11,4 человека на 1000 населения (2011 год – 10,9), уровень смертности – 16,2 человека на 1000 населения (2011 год – 16,1), коэффициент естественной убыли населения – 4,8 человека на 1000 населения (2011 год – 5,2).
По оценке в 2013 году уровень рождаемости увеличится до 11,5 человека на 1000 населения, уровень смертности снизится до 15,7 человека на 1000 населения, коэффициент естественной убыли составит 4,2 человека на 1000 населения.
Вместе с тем, численность постоянного населения области продолжает снижаться: за 2012 год – на 0,9 процента, за 2013 год (оценка) – на 0,7 процента.
По состоянию на 1 января 2013 года численность постоянного населения составила 1253,7 тыс. человек, в среднегодовом исчислении за 2012 год – 1259 тыс. человек. Удельный вес городского населения - 69,3 процента, сельского – 30,7 процента.
Численность трудовых ресурсов в 2012 году составила 728 тыс. человек, численность экономически активного населения – 644,3 тыс. человек, среднегодовая численность занятых в экономике – 559,6 тыс. человек. При этом общая численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, составила 32,7 тыс. человек (в 2011 году – 36,2 тыс. человек).
В целом численность трудовых ресурсов в 2013 году ожидается в количестве 725 тыс. человек, численность занятых в экономике – 559,5 тыс. человек. Численность работающих на предприятиях и в организациях составит 349 тыс. человек.
В 2013 году в Брянской области продолжались процессы высвобождения работников.
За 2013 год уволено 6538 человек, из них трудоустроено 2897 человек (44% от уволенных). Обратились в органы службы занятости 2019 человек (31% от уволенных), из них признано безработными 892 человека (14% от уволенных).
На регистрируемом рынке труда Брянской области сохранялась стабильная ситуация.
В 2013 году в органы труда и занятости населения за содействием в поиске подходящей работы обратились 42,0 тыс. человек, официальный статус безработного получили 14,0 тыс. человек.
В 2013 году работодатели сообщили в центры занятости населения о потребности в рабочей силе для замещения 67,3 тысяч вакантных рабочих мест, из них 83,2 процента - по рабочим профессиям.