Рынок труда региона как социальная среда распределения и обмена рабочей силы (на примере Брянской области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 17:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение социально-экономических факторов, влияющих на формирование регионального рынка труда в условиях рыночной трансформации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические подходы в понимании регионального рынка труда, его виды и функции, раскрыть содержание и взаимосвязь основных понятий, выявить структурные элементы рынка труда, определить место регионального рынка труда в хозяйственной системе страны;

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.doc

— 448.50 Кб (Скачать файл)

Массовая безработица среди молодежи, в силу специфики, не устоявшейся еще психики, чрезмерных амбиций новоиспеченных специалистов, юношеского максимализма и реактивности, является еще более глубокой проблемой. Молодые специалисты - это гордость и надежда любого развитого государства, а если эта «надежда» не имеет соответствующей социальной защищенности, «непристроенность» молодежи превращается в одну из наиболее значимых угроз экономической безопасности и социальной стабильности страны. Безработица среди молодого населения ведет:

- к углублению бедности и обнищанию бюджетов молодых семей (как следствие - увеличение разводов, абортов, снижение рождаемости, увеличение числа беспризорных и брошенных детей, детей-сирот, детей-инвалидов);

- снижение социальной  защищенности и неадекватная  оценка молодежного труда способствует  падению национального патриотизма, приводит к оттоку молодых  специалистов в развитые капиталистические  страны, прививает интерес к поиску  альтернативных форм заработка в сфере неформальной экономики и теневого бизнеса, подрывает интерес к образованию;

- усугубляется  криминогенная обстановка в стране: увеличивается количество экономических  и уголовных преступлений, расцветает  алкоголизм и наркомания, увеличивается количество венерических и прочих заболеваний, сокращается уровень продолжительности жизни, увеличивается смертность - все это способствует естественному вырождению нации.

В сложившейся ситуации просто необходимо разработать целый комплекс мер по выводу страны из «безработного» кризиса.

С одной стороны, в решении данной проблемы может помочь набирающая обороты система предпринимательства и частного бизнеса, с другой стороны, естественно, никак не обойтись без помощи государства и поддержки местных органов самоуправления. Так как, лишь решив данную проблему на местах, «залатав дыры» в рядах безработных в каждом отдельном регионе, можно говорить о снижении уровня безработицы в стране в целом.

Что касается проблемы увеличения непосредственной занятости молодежи, здесь наблюдаются свои специфические сложности:

- молодые специалисты  в силу своей «незрелости», недостатка  профессионального опыта являются  одним из наименее востребованных  слоев населения на рынке труда;

- наблюдается  тенденция к эксплуатации молодежного труда со стороны частных предпринимателей (необоснованно низкая заработная плата, ненормированное рабочее время и дифференциация труда) по причине сложности трудоустройства и повышенной в связи с этим значимости рабочего места;

- чрезмерная  амбициозность выпускников современных вузов (особенно коммерческих) - завышенные требования к условиям и оплате труда, не желание строить карьеру с самых «низов», постепенно поднимаясь по ступеням служебной лестницы, - усложняют ситуацию на рынке труда молодых специалистов, увеличивают количество безработных праздношатающихся молодых людей;

- отсутствие  четкой профессиональной определенности - зачастую образование, полученное  в вузе, не является основным  профессиональным ориентиром, молодой  специалист не знает своих  профессиональных склонностей и не имеет конкретных предпочтений ни к одной из профессий;

- отсутствие  практической подготовки с детства  к любому реальному труду приводят  к нежеланию менять размеренный  уклад «легкой» жизни за «надежным  родительским плечом»;

- слабая социальная  защищенность, необоснованно низкая  система оплаты труда в стране, высокая текучесть кадров на  российских предприятиях стимулирует  молодого специалиста к поиску  заработка на более благоприятной  ниве зарубежных предприятий.

Решить проблему увеличения занятости можно, но подходить к этому решению следует комплексно:

Во-первых, государство должно позаботиться о создании атмосферы социальной стабильности и защищенности для рассматриваемого слоя населения (ведь молодежь - это будущее нации):

- пересмотреть и доработать законодательную базу;

- откорректировать  политику в области трудоустройства;

- найти возможности  дополнительного финансирования  государственных программ и мероприятий  в направлении занятости;

- разработать  систему поощрений, льготного инвестирования и налогообложения регионов с низким уровнем безработицы (тем самым стимулировать местную администрацию в приоритетности решения проблемы занятости) и др.

Во-вторых, органы местной администрации должны активно следить за положением на рынке труда своего региона:

- способствовать  созданию необходимого количества  государственных и коммерческих  специализированных институтов, занимающихся  трудоустройством, профессиональным  консультированием, психологической  поддержкой (в частности, специализированных агентств для молодежи, кадровых агентств, центров социально-психологической помощи молодежи, бирж труда и т.п.);

- следить за  деятельностью государственных  служб занятости и городской  биржи труда, оказывая необходимую  финансовую помощь и организационно-правовую поддержку (при выплате пособий, оплате стажировок, финансировании и организации профессионально-консультационных массовых мероприятий и т.п.);

- формировать  государственный заказ для вузов  на такие специальности, которые  соответствуют требованиям времени и условиям сложившегося рынка труда;

- обеспечить  тесную взаимосвязь в системе: местные органы самоуправления - вузы - рынок труда;

- стимулировать  предприятия и частных предпринимателей  в увеличении количества молодых  специалистов при формировании кадрового потенциала фирм (проводить на базе бирж труда и кадровых агентств консультационно-разъяснительные семинары с работодателями; выделять необходимые финансовые средства на начальном этапе апробации молодого специалиста, ввести квотирование численности молодых специалистов на предприятиях, организовывать курсы по планированию кадровой политики для частных предпринимателей).

В-третьих, необходима перестройка в образовательной деятельности современных учебных заведений, сегодняшний вуз должен выпускать качественно иного специалиста:

- выпускник должен  иметь четкую профессиональную  направленность (для этого необходимо  ввести в любое высшее учебное  заведение специальную дисциплину/курс - «Планирование профессиональной  карьеры»);

- выпускник должен  быть уверен в востребованности своих знаний (специальности должны подбираться не только с целью коммерческой выгоды на сегодняшний день, но и с учетом перспективных тенденций на рынке труда; ввести в практику последипломную стажировку на предприятиях в течение, приблизительно, шести месяцев);

- вуз должен  быть нацелен не на набор, а  на выпуск, т.е. на базе любого  современного вуза должна работать  своя кадровая служба по работе  с выпускниками (либо заключен  договор со специализированными  агентствами), обеспечиваться устойчивые взаимосвязи с действующими предприятиями-работодателями, организовываться курсы дополнительной специализации и повышения квалификации, практиковаться распределение на предприятия хотя бы наиболее перспективных выпускников.

Естественно, система мер по снижению безработицы среди молодых специалистов не исчерпывается приведенным перечнем, существует огромное поле для творческого поиска путей выхода из сложившейся на рынке труда ситуации. Еще раз подчеркнем, что лишь подойдя к решению проблемы занятости комплексно, можно будет заметить определенные «просветы» в «темных туннелях рядов безработных».

Цель прогнозирования занятости -- рациональное использование трудового потенциала страны во всех регионах; максимальное обеспечение работой населения. Технология разработки прогнозов занятости предусматривает использование балансового метода. Органами управления трудовыми ресурсами разрабатываются сводные балансы трудовых ресурсов и рабочих мест, которые в условиях рыночной экономики по своему содержанию, методике составления представляют собой балансы спроса и предложения рабочей силы. Трудовые балансы составляются на федеральном и региональных уровнях и в совокупности образуют систему балансов, посредством которой выявляются несоответствия между количеством рабочих мест и наличием работников по регионам и в масштабе страны

В Брянской области основная масса трудоспособного населения занята в промышленности - 28,2% (здесь преобладающими отраслями являются машиностроение и металлообработка - 8,5% и производство строительных материалов - 6,7%), а также в частном секторе - 21,9%, управлении и социальной сфере - 18,1% и сельском хозяйстве - 15,7%. Официальный уровень регистрируемой безработицы в 2003 году составил 1,5 процента, в то время, как годом раннее было почти в два раза больше.

На сегодняшний день реальный уровень безработицы в среднем по области - 7-8 процентов. Основную массу безработных составляют выпускники вузов и ссузов.

Массовая безработица среди молодежи, в силу специфики, не устоявшейся еще психики, чрезмерных амбиций новоиспеченных специалистов, юношеского максимализма и реактивности, является еще более глубокой проблемой. Молодые специалисты - это гордость и надежда любого развитого государства, а если эта «надежда» не имеет соответствующей социальной защищенности, то «непристроенность» молодежи превращается в одну из наиболее значимых угроз экономической безопасности и социальной стабильности страны.11

С целью более углубленного изучения проблемы трудоустройства молодежи был проведен эксперимент по выявлению перспектив трудоустройства учащейся молодежи и выпускником Брянских высших и средних учебных заведений.

При проведении эксперимента опрошено 100 респондентов.

В процессе обработки результатов анкетирования выявились следующие тенденции:

1. Среди обучающихся  на заочной форме обучения(65% опрошенных) 90% студентов трудоустроены, из них 62% не довольны настоящим местом  работы и обучаются с целью  повышения квалификации и карьерного  роста.

2. Среди обучающихся  на дневной форме обучения (35% опрошенных) в трудоустройстве на  высокооплачиваемые рабочие места  по специальности заинтересовано 84%, из них только 15% имеют действительные  гарантии получения такового.

3. Из 100 респондентов 4 человека выявили желание продолжать обучение в аспирантуре, совмещая его с преподавательской деятельностью в высших и средних учебных заведениях г. Брянска и Брянской области.

Таким образом проблема трудоустройства выпускником высших и средних учебных заведений влечет за собой взаимосвязанную с ней проблему государственного регулирования деятельности образовательных учреждений, а также сопутствующую ей проблему организации и оплаты труда работников сферы образования. Можно утверждать, что труд педагогических работников имеет двойственную сущность. С одной стороны, как и труд работников других отраслей экономики, он является объектом государственного регулирования рынка труда. С другой стороны деятельность образовательных учреждений и труд преподавателей оказывают самое непосредственное влияние на рынок труда, выражаясь в обучении новых трудовых ресурсов.

 

 

5. Социально-экономическая  дифференциация населения Брянской  области по величине доходов и заработной платы.

 

Дифференциация доходов населения - реально существующие различия в уровне доходов населения, в значительной степени, предопределяющие социальную дифференциацию в обществе, характер его социальной структуры. В странах с развитой рыночной экономикой уровень дохода является одним из важнейших конституирующих социальное положение признаков (наряду с собственностью, отношением к власти и т. д.).

Неравенство доходов объясняется следующими причинами:

1) разными интеллектуальными  и физическими способностями;

2) разным уровнем образования и профессиональной подготовки;

3) профессиональными  вкусами и способностями к  риску;

4) неравенством  владения собственностью;

5) монополизмом  на рынке товаров и услуг;

6) удачей, связями, несчастьями и дискриминацией.

Дифференциация доходов, как правило, рассматривается по размеру среднедушевого совокупного дохода населения в целом, отдельных регионов и групп домохозяйств (проживающих в городской местности, в сельской местности, из них хозяйств пенсионеров, имеющих детей до 16 лет т.д.

Широко распространена оценка дифференциации доходов населения путем соотношения групп населения с наибольшими и наименьшими доходами. Все население разбивается при этом на равные по численности десяти-, двадцати или двадцатипятипроцентные группы. После чего доход, полученный последней группой, делят на доход, полученный первой группой. Соответственно получают децильное, квинтильное или квартильное соотношение доходов населения.

Дифференциация населения по доходам характеризуется различными показателями: фондовым коэффициентом дифференциации (коэффициент фондов), показателем дифференциации по квинтильным (20-типроцентным) группам населения, коэффициентом концентрации доходов (индексом Джинни), а также графически с помощью кривой Лоуренса.

Модальный и медианный доходы - это важные структурные показатели, которые характеризуют отклонение среднедушевого дохода от среднего значения для каждой группы. Как правило, результаты исследований свидетельствуют, что одна половина населения имеет доход ниже среднего, а вторая половина - выше среднего.

Денежные доходы и расходы населения

За 2011 год номинальная величина среднедушевых денежных доходов сложилась в размере 15350,3 рубля, что составило 2,9 прожиточного минимума, величина среднемесячной номинальной начисленной заработной платы — 13912 рублей, что, соответственно, на 15,5 и 12,8 процента больше уровня 2010 года. При этом рост реальной заработной платы составил 3,4 процента, реальных денежных доходов — 4,4 процента, пенсий — 1,9 процента.

Информация о работе Рынок труда региона как социальная среда распределения и обмена рабочей силы (на примере Брянской области)