Рыночная цена: природа, функции, механизмы формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 13:57, курсовая работа

Краткое описание

Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Важная роль цен в экономической жизни определяется тем, что они являются основой всех экономических измерений, оказывают значительное влияние на затраты и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов: и предпринимательских структур, и домашних хозяйств, и народного хозяйства в целом. Цены определяют эффективность внешнеэкономической деятельности.
Особенно велика их роль в рыночной экономике, где свободные цены выступают основным регулятором пропорций общественного воспроизводства, хозяйственных отношений. Цены являются также важным объектом государственного регулирования, благодаря которому государство осуществляет свою политику и в условиях рынка.

Содержание

Введение 2
1 Основные понятия цены и ценообразования в рыночной экономике 4
1 .1 Теоретические основы цены 4
1.2 Классификация и функции рыночной цены 6
1.3 Методы установления цен 11
2 Ценообразование в нефтегазовом комплексе 17
2.1 Механизмы ценообразования на рынке нефти 17
2.2 Основные факторы, влияющие на уровень цен нефти на предприятии 19
2.3 Проблемы и пути повышения эффективности ценообразования в
нефтегазовой промышленности 23
Заключение 26
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Основные понятия Цены и ценообразования.docx

— 89.72 Кб (Скачать файл)

 

Содержание 

Введение                   2

1     Основные понятия  цены и ценообразования в рыночной  экономике          4

1 .1  Теоретические основы  цены                          4

1.2 Классификация и функции  рыночной цены             6

1.3 Методы установления цен               11

2  Ценообразование в  нефтегазовом комплексе             17

2.1 Механизмы ценообразования на рынке нефти            17

2.2 Основные факторы, влияющие  на уровень цен нефти на  предприятии         19

2.3 Проблемы и пути повышения  эффективности ценообразования  в

нефтегазовой   промышленности                23

Заключение                   26

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Важная роль цен в экономической жизни определяется тем, что они являются основой всех экономических измерений, оказывают значительное влияние на затраты и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов: и предпринимательских структур, и домашних хозяйств, и народного хозяйства в целом. Цены определяют эффективность внешнеэкономической деятельности.

Особенно велика их роль в рыночной экономике, где свободные  цены выступают основным регулятором  пропорций общественного воспроизводства, хозяйственных отношений. Цены являются также важным объектом государственного регулирования, благодаря которому государство осуществляет свою политику и в условиях рынка.

В условиях рыночной экономики  успех любого предприятия или  предпринимателя во многом зависит  от того, как правильно они будут  устанавливать цены на свои товары и услуги. Но это не так то просто сделать, потому что на цены оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться количеством затрат на производство товара, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей

В ценовом механизме следует  различать и выделять две взаимодействующие  составляющие. С одной стороны  это сами цены, их структура, величина, динамика изменения, а с другой - ценообразование как способ, правила  установления, формирования новых цен  и изменения действующих. Ценообразование  выступает активной, задающей частью ценового механизма. Оно, собственно, и  предопределяет величину цены.

Эта тема является очень  актуальной в настоящее время, т.к. выбор общего направления в ценообразовании, подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия  и услуги для увеличения объемов  реализации, товарооборота, повышения  производства и укрепления рыночных позиций предприятия является одной  из главных вопросов для предпринимателя.

Таким образом, целью данной курсовой работы является изучение цены и ценообразования в рыночной экономике.

В соответствие с поставленной целью необходимо решить следующие  задачи:

  1. Определить понятие и сущность «рыночной цены»;
  2. Рассмотреть различные классификации и функции цен;
  3. Изучить основные методы ценообразования;
  4. Рассмотреть основные механизмы формирования цен (на примере нефтяной промышленности).

Данная работа состоит  из введения, двух глав, заключения и  списка литературы.

 В первой главе раскрывается  сущность и понятие «рыночной цены», функции и основные методы формирования цен.

Во второй главе рассматривается  механизм ценообразования в нефтяном комплексе, основные факторы, влияющие на уровень формирования цены, а также рассматриваются основные проблемы и пути совершенствования ценообразования в нефтяной промышленности.

 

 

 

1     Основные понятия цены и ценообразования в рыночной экономике

1 .1 Теоретические основы цены

 

Цена являются центральным элементам рыночной экономики. Цены обслуживают весь оборот по приобретению и реализации товаров.

В самом общем виде цена представляет собой сумму денег, которую покупатель уплачивает продавцу за приобретаемый товар. В условиях рыночной экономики цена является характеристикой товара на рынке. В ней концентрируются такие основные понятия рыночной экономики, как потребность, запросы, спрос, предложение и т. д. Цена - монетарное выражение ценности. Но цена не всегда выражается в денежной форме. Бартер, например, представляет собой очень древнюю форму натурального обмена, которая в России, вследствие ограниченности оборотных средств у предприятий, используется чрезвычайно широко.

Цена является конечным показателем, характеризующим товар, она в равной степени учитывает интересы всех участников процесса товарообмена - производителей и потребителей. 1

     Далеко  не все знают, что в экономике  существует много разновидностей цен, такие как оптовые, розничные, регулируемые, договорные, свободные рыночные, государственные, контрактные, прогнозные, проектные, мировые, лимитные и другие.

     В ценовом  механизме следует различать   и выделять две взаимодействующие   части. Это, с одной стороны, сами цены, их виды, структура, величина, динамика изменения и, с другой - ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен и изменения действующих. Ценообразование, с которым люди знакомы гораздо меньше, чем с ценами, выступает активно, задающей частью всего ценового механизма. Оно, собственно, и предопределяет величину цены. Но чаще всего ценообразование от нас скрыто, а цены мы видим наяву. Цены и ценообразование составляют в своем единстве ценовой механизм.

     Под общим  широко распространенным названием   «цена» понимается комплекс экономических   понятий, входящих в единую  синтетическую  категорию. Реально  под одним  наименованием «цена»  существует, как  упоминалось  выше, множество её видов, различающихся между собой назначением, областью применения, способом формирования.

     Цена, как и  деньги, есть историческая категория,  возникшая и сформировавшаяся  в процессе зарождения и развития  обмена. Уже в ходе простейшего  натурального обмена приходится по сути использовать цены как обменные пропорции, обеспечивающие эквивалентность обмена. Когда древний каменотес обменивал один каменный топор на два горшка гончара, он исходил из того, что цена горшка равна половине топора. Это были своеобразные товарные цены, проявляющиеся в пропорциях обмена. Такая цена еще не универсальна и выражена для каждой из обменивающихся сторон в разных единицах.2

     Появление  товарных, а затем металлических   и бумажных денег породило  возможность  выражать цену  в одних и тех  же единицах  товарного эквивалента, используемого  в качестве средства платежа.  Теперь уже и продавец, и   покупатель видят в цене товара  количество денежных единиц, которое  можно получить или приходится  платить за единицу товара.

     О ценах  стали говорить и писать не  столько с позиций их сути  и  назначения, сколько с точки  зрения способов их формирования, определения. Восприятие цены  все более ассоциировалось   с эпитетами, сопровождающими  это  слово: «государственная»,  «рыночная», «твердая», «договорная»  и тому подобными. Смысл цены, так или иначе, связывается   с ценообразующими факторами, влияющими на ее величину.

     Целесообразно  разделять два подхода к формированию  цен: рыночный и производственный (затратный).3 При первом подходе определяющим фактором ценообразования является конъюнктура рынка, спрос и предложение товара. При втором - в основу установления цены товара кладутся производственные затраты, прежде всего трудовые, связанные с созданием, выпуском товара.

     В рамках  рыночного подхода приемлемо  следующее определение: «Цена  - это форма выражения ценности  благ, проявляющаяся в процессе  их обмена». В такой формулировке  выделяются два основных акцента.  Во-первых, подчеркивается непосредственная  связь цены товара с ценностью,  полезностью, которой он обладает  как объект потребления. Во-вторых, согласно такой трактовке цена  товара проявляется как экономическая  сущность только в условиях  его обмена на деньги или  другой товар. Так что вне рынка, без купли-продажи о цене говорить не приходиться, цену способен установить только рынок.

     Иные  позиции  в отношении сути цены свойственны  производственному подходу, опирающемуся  на связь цен с факторами  - производства в целом и с  главным фактором - трудом. Для такого  подхода типична следующая формулировка: «Цена есть денежное выражение  стоимости товара». В таком  определении центр тяжести перенесен  на понятие «стоимость». Согласно  трудовой теории стоимости, берущей  начало в трудах Адама Смита  и Давида Рикардо и развитой затем Карлом Марксом, стоимость определяется затратами труда на производство товара, то есть имеет трудовую природу. Чтобы обойти многочисленные трудности количественного измерения стоимости в ее трудовом восприятии, К.Маркс вынужден был ввести понятия «абстрактный и конкретный труд», «общественно необходимые затраты труда», но при этом стоимость продолжала оставаться теоретической категорией.

          Приходиться отмечать, что «стоимостный»  подход к цене в его трудовой  трактовке  обладает естественной  ограниченностью  вследствие  применимости только к продуктам   труда. На основании этого подхода   не представляется возможным  устанавливать  цены предметов,  вещей, не являющихся результатами  человеческого труда, скажем, земли,  природных богатств. В рамках  производственного  подхода считается,  что они не обладают трудовой, меновой стоимостью и, следовательно,  ценой. В этом отношении   рыночный подход более универсален   и конструктивен. 

 

 

1.2    Классификация и функции цен в рыночной экономики

 

Все действующие в экономике  цены взаимосвязаны и образуют систему, которая находится в постоянном развитии под влиянием множества  рыночных факторов. Эта система состоит  из отдельных блоков (оптовые цены, закупочные цены, розничные цены и  др.), находящихся в тесной взаимосвязанности  и взаимодействии

Ведущую роль во всей системе  цен играют цены на продукцию базовых  отраслей промышленности. К ним относятся  топливно-энергетические отрасли (угольная, нефтяная, газовая, электроэнергетическая), металлургия. Так, изменение цен на электроносители быстро отражается на уровне цен продукции всех отраслей экономики. Большое влияние на цены в отраслях лёгкой и пищевой промышленности оказывает динамика цен на продукцию сельского хозяйства.

Используемые виды и разновидности  цен можно классифицировать по ряду признаков.4

  1. Одной из самых распространенной классификацией, является разделение цен на оптовые и розничные.

Оптовой считается цена, по которой предприятия реализуют  произведенную продукцию другим предприятиям, сбытовым организациям обычно крупными партиями (оптом). К числу оптовых цен относятся закупочные цены, по которым производители реализуют свою продукцию предприятиям, организациям, фирмам, промышленным предприятиям для последующей переработки. Отличие закупочной цены от других видов цен заключается в том, что в ее состав не включается НДС и акцизы. НДС не включается также в стоимость приобретаемых сельским хозяйством материально-технических ресурсов. В международной торговле сделки, за редким исключением, представляют собой оптовые операции и совершаются они по оптовым ценам. Биржевая цена также считается оптовой.

Розничные цены – это  цены продажи индивидуальному или  мелкооптовому потребителю, преимущественно  населению.

Отпускная цена на предприятиях общественного питания – особая форма розничной цены. Цены на услуги населению – также особый вид  розничной цены.

Разница между оптовыми ценами покупки (закупки) и продажи, между  оптовой и розничной ценами представляет собой торговую наценку (скидку).

  1. По способу установления различают регулируемые и свободные (договорные) цены.

Свободные цены (рыночные цены) – это цены, устанавливаемые производителями  продукции и услуг на основе спроса и предложения на данном рынке.

К свободным ценам относятся: цена спроса, цена предложения, цена производства. Цена спроса – цена, которая складывается на рынке покупателя. Цена предложения  – рыночная цена, указывается в  оферте (официальном предложении  продавца) без скидок. Цена производства – цена, определяемая на основе издержек производства с добавлением средней  прибыли на весь авансированный капитал.

Регулируемые цены – это  цены, устанавливаемые соответствующими органами управления: Президентом РФ, правительством РФ, Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, или цены, в отношении  которых перечисленные органы власти и управления устанавливают какие-либо ограничивающие их уровень условия.

Регулируемые цены, в свою очередь, могут быть гарантированные, рекомендуемые, лимитные, залоговые, пороговые (защитные) цены. В числе регулируемых цен выделяют:

Предельные цены – это  такие цены, выше которых предприятия  не могут устанавливать цену своей  продукции или услуг.

Фиксированные цены – это  цены, устанавливаемые на определенном уровне, изменение которых возможно только по решению органа или субъекта рынка, утвердившего их.

Информация о работе Рыночная цена: природа, функции, механизмы формирования