Рыночная цена: природа, функции, механизмы формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 13:57, курсовая работа

Краткое описание

Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Важная роль цен в экономической жизни определяется тем, что они являются основой всех экономических измерений, оказывают значительное влияние на затраты и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов: и предпринимательских структур, и домашних хозяйств, и народного хозяйства в целом. Цены определяют эффективность внешнеэкономической деятельности.
Особенно велика их роль в рыночной экономике, где свободные цены выступают основным регулятором пропорций общественного воспроизводства, хозяйственных отношений. Цены являются также важным объектом государственного регулирования, благодаря которому государство осуществляет свою политику и в условиях рынка.

Содержание

Введение 2
1 Основные понятия цены и ценообразования в рыночной экономике 4
1 .1 Теоретические основы цены 4
1.2 Классификация и функции рыночной цены 6
1.3 Методы установления цен 11
2 Ценообразование в нефтегазовом комплексе 17
2.1 Механизмы ценообразования на рынке нефти 17
2.2 Основные факторы, влияющие на уровень цен нефти на предприятии 19
2.3 Проблемы и пути повышения эффективности ценообразования в
нефтегазовой промышленности 23
Заключение 26
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Основные понятия Цены и ценообразования.docx

— 89.72 Кб (Скачать файл)

-  о цене на изделия  при имеющихся свободных производственных  мощностях;

-  о принятии заказа  от государства или другого  предприятия при гарантированном  сбыте; производить или закупать  комплектующие изделия;

- о целесообразности выпуска той или иной продукции при ограниченных производственных возможностях.

Метод ценообразования на основе дохода с оборота, также предполагает учет полных затрат предприятия. Цена, определенная этим методом, может служить  ориентиром, т.е. позволяет сопоставить  уровень цены с ценами конкурентов. Если она слишком высокая, значит, надо искать пути снижения издержек или  новые каналы товароснабжения с  более низкими ценами приобретения товаров, чтобы обеспечить желаемый уровень дохода.

Метод рентабельности инвестиций (дохода на вложенный капитал), используется при ценообразовании на новую  продукцию, производство и реализация которого требуют вложения капитала. Этот метод является единственным методом, учитывающим платность финансовых ресурсов. В торговой деятельности он может применяться для определения  минимальной цены при использовании  кредита для закупки партии товаров. Использование этого метода позволяет принимать обоснованные решения о величине объемов производства или партий товаров при известных рыночных ценах, т.к. сумма выплат за пользование кредитом, приходящаяся на единицу изделия (товара), зависит от масштабов деятельности. В условиях инфляции сложно использовать этот метод из-за высокого уровня процентных ставок и их неопределенности во времени, а также сложности прогнозирования уровня рыночных цен.

Метод анализа безубыточности и определения целевой прибыли, нельзя назвать методом определения  цены, по сути, это расчет различных  вариантов объемов производственной или торговой деятельности, позволяющих  достичь безубыточности и получить целевую (планируемую) прибыль при  определенных затратах и различных  ценах. Расчеты основаны на представлении  о том, что с достижением определенных масштабов производственно торговой деятельности предприятие покрывает  все свои затраты (постоянные и переменные) и при дальнейшем наращивании  объема начинает получать прибыль. В  экономической литературе этот объем  производственно торговой деятельности называется точкой безубыточности, порогом  рентабельности, пороговым объемом  реализации, точкой перелома и т.д. В  основе анализа безубыточности лежит  поиск наиболее выгодных комбинаций между переменными затратами  на единицу изделия, постоянными  издержками, ценой и объемом производства.

Перечисленные методы расчета  цен на базе затрат в основном используются как предварительные расчеты, позволяющие  определить, насколько целесообразно  выходить на рынок с такой ценой  товара.

  1. Ценообразование, ориентированное на спрос потребителей. Многие специалисты считают, что спрос является единственным фактором, который должен учитываться при обосновании цены. Предприятия, ориентирующиеся на такой подход к ценообразованию, применяют метод потребительской оценки, в основе которого лежит ощущаемая потребителем значимость товара и готовность заплатить за нее определенную сумму денег, т.е. потребительская оценка товара потенциальным покупателям и его восприятие цены. При таком подходе предприятие исходит из того, что потребитель сам определяет соотношение между ценностью товара для него лично и его ценой, сравнивая с ценами на аналогичные товары, представленные на рынке. Применение этого метода требует хорошего знания своего потенциального клиента, его запросов, а также товаров конкурентов.
  2. Метод текущей цены, применяется, когда затраты трудноизмеримы, некоторые фирмы считают, что метод текущей цены, или цены, обычно получаемой за товар на рынке, представляет собой результат совместного оптимального решения предприятий данной отрасли. Использование метода текущей цены особенно привлекательно для тех фирм, которые хотят следовать за лидером. Этот метод используется в первую очередь на рынках однородных товаров, так как фирма, продающая однородные товары на рынке с высокой степенью конкуренции, имеет ограниченные возможности влияния на цены. В этих условиях главной задачей фирмы является контроль над издержками. В условиях олигополии фирмы также стараются продавать свои товары по единой цене.

Есипов В.Е. также рассматривает  метод «запечатанного конверта (тендерное ценообразование)». Он используется в тех отраслях, где несколько компаний ведут серьезную конкуренцию за получение определенного контракта. При определении тендера исходят из цен, которые могут назначить конкуренты, и цена определяется на более низком по сравнению с ними уровне. Однако если товар обладает какими-то качествами, отличающими его от товаров-конкурентов, или воспринимается покупателями как другой товар, цену на него можно назначать гибко, не обращая внимания на цены конкурентов. Для установления цен с учетом спроса, необходимо постоянно изучать рынок, исследовать зависимость между ценами и спросом в виде функций спроса по цене и коэффициентов эластичности спроса по цене, анализировать данные предыдущих периодов, результаты эксперимента с различными ценами, изучать предполагаемые ситуации по покупке товаров на рынке или намерения к их покупке. 9

Также можно выделить параметрические методы ценообразования, рассмотренные Шевчуком Д.А., которые включают метод сравнения удельных показателей, метод балльных параметрических оценок, метод корреляционно регрессионного анализа, агрегатный метод. 10

Метод сравнения удельных показателей используется для расчета  цены на товары, потребительская ценность которых характеризуется одним  главным потребительским параметром (мощность, производительность, вес, продолжительность  службы и т.д.). Этот метод является наиболее простым, и применим к таким  изделиям, где имеет значение какой-либо один, два параметра, а другие характеристики товара примерно одинаковы.

Метод балльных параметрических  оценок. Товар, который предприятие  собирается реализовывать на рынке, оценивается по параметрам, имеющим  значение для потребителей (материал, исполнение, фурнитура, мода и т.д.), и каждому параметру присваивается  ранговый номер по значимости: 1, 2 и  т.д.

Суть метода "корреляционно  регрессионного анализа" состоит  в определении зависимости изменения  цены от изменения нескольких основных параметров качества в рамках параметрического ряда товара. Данный метод может  успешно применяться в рыночной экономике, особенно для сложных  изделий с большим параметрическим рядом, так как позволяет выявить зависимость цены от множества факторов, т.е. более обоснованно подходить к определению ее уровня.

Агрегатный метод заключается  в суммировании цен отдельных  конструктивных частей изделий, входящих в параметрический ряд, с добавлением  стоимости новых деталей и  нормативной прибыли.

Таким образом, выбор конкретной методики зависит от того, какие  цели организация поставила перед  собой, каковы ситуация на рынке и  потребительские характеристики производимых и реализуемых товаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Ценообразование в нефтяном комплексе

2.1 Механизмы ценообразования на рынке нефти

 

В современном мире человечество во многом зависит от нефти. Нефть  как продукт, безусловно, связана  с национальной стратегией, развитием  экономики, мировой политикой и  властью. Нефть дает богатство государствам, делает их центром притяжения внутренних и внешних инвестиций, обеспечив  им высокие доходы, наделяет политической властью. Из этого вытекает, что основным показателем, характеризующим экономическую  ситуацию в стране, является уровень  цен. От того, каким путем регулируются цены и тарифы: под влиянием ли государства  или спроса и предложения зависит  дальнейшая перспектива развития экономики.

Цены на нефть – это  важные сигналы, и было бы опрометчиво  их игнорировать или подавлять. Подорожание  сырья свидетельствует о том, что спрос растет по отношению  к уровню предложения – надо увеличивать  добычу и создавать запасы. Если же котировки пошли вниз, значит, предложение превышает текущие  потребности рынка. Колебания в  разнице между ценами на нефть  и нефтепродукты подсказывают компаниям, когда следует увеличить загрузку заводов, чтобы удовлетворить выросший спрос на топливо.

Цены на нефть и нефтепродукты  формируют все остальные рынки и от стабильности в ТЭК зависит стабильность в первую очередь сельскохозяйственная отрасль на 40% зависящая от ГСМ, химическая, металлургическая, легкая и другие отрасли. В макроэкономических масштабах это можно описать следующим образом: власти распределяют доходы, но сигналы, которые обеспечивают поступление этих доходов, подает рынок. Чтобы заниматься распределением доходов по проверенным формулам, правительствам необходимо позволить рынкам функционировать, а ценам – меняться.

Для целей регулирования  и контроля цен на нефть в мире известны три подхода11:

- затраты +, когда с теми или иными поправками и допущениями оцениваются расходы на производство продукции и ее доставку до потребителей;

- нетбэк, когда цена на конкретном рынке рассчитывается от некоторой публично известной цены (например – биржевой) обратным счетом, т.е. вычитаются транспортные и другие расходы;

- контролируемые, когда орган регулирования административно устанавливает цены исходя из общих соображений (как это было сделано в России после дефолта 1998

Иные способы контроля или регулирования цен являются сочетанием вышеупомянутых.

На начальных этапах использовались справочные цены, устанавливавшиеся  по принципу трансфертного ценообразования  на основе концепции «затраты плюс» (при этом они даже нередко и  субсидировались), что обеспечивало минимальные рентные/ налоговые  платежи владельцам ресурсов. Они  применялись для определения  размера налоговых платежей принимающим  государствам. Рыночные цены существовали в тот период только в рамках небольшого сегмента рынка с независимыми участниками.

До 1970-х годов цепочка формирования стоимости нефти в международной торговле находилась практически под полным контролем «Семи сестёр» ( Семь сестёр — термин, введённый в 1950 году бизнесменом Энрико Маттеи, тогдашним главой итальянской государственной нефтяной компании Eni, чтобы описать семь нефтяных компаний, которые преобладали в мировой нефтяной промышленности с середины 1940-х до 1970-х годов. В состав группы входили: British Petroleum, Exxon, Gulf Oil, Mobil, Royal Dutch Shell, Chevron и Texaco). В 1973 году члены «Семи сестёр» контролировали 85 % мировых запасов нефти.

В 1970-е годы контроль над  отечественными нефтяными отраслями  стран-производителей перешёл к  государствам ОПЕК. Почти вся нефть, поставлявшаяся на мировой рынок  в этот период, реализовывалась в  рамках не операций, совершаемых внутри компаний или между ними (бартер), а коммерческих сделок между независимыми участниками рынка по официальным  ценам реализации государств-членов ОПЕК. Такие цены начали играть роль мировых

На третьем этапе начинает преобладать спотовое ценообразование. Вместе с тем, в этот период официальные цены реализации ОПЕК и справочные цены сохраняются (главным образом, до 1977 года – пика волны национализаций в государствах-членах ОПЕК) для целей расчёта налогов в рамках ещё существующих концессий и в качестве трансфертных цен в рамках вертикально интегрированных операций концессионеров. На первых трёх этапах цены устанавливались путём расчёта цены СИФ по принципу «затраты плюс» (с включением как реальных, так и фиктивных затрат).

В конце третьего этапа, в 1985 году, в интересах защиты своей  доли рынка Саудовская Аравия применила  принцип ценообразования нэтбэк, при котором цены ФОБ рассчитывались от цен на нефтепродукты.

Ценообразование по принципу нетбэк было введено как инструмент, обеспечивавший повышение объёмов добычи. Формула ценообразования по принципу нетбэк следующая: Цена на сырую нефть (ФОБ) = валовая стоимость нефтепродуктов на спотовом рынке минус фиксированная маржа нефтепереработки минус транспортные расходы (от терминала в стране-экспортёре нефти до нефтеперерабатывающего завода в стране-импортёре).12

Система ценообразования  по принципу нетбэк была также привлекательна для покупателей (нефтеперерабатывающих компаний), которые в противном случае страдали от нестабильной и низкой маржи. После короткого периода доминирования ценообразования по принципу нэтбэк, в конце 1987 года ненадолго вернулись фиксированные официальные цены. Нефтедобывающие страны отказались от этой практики в 1988 году.

Механизмы биржевого ценообразования  стали активно развиваться после  того, как созданная странами ОПЕК система официальных цен реализации нефти прекратила своё существование  в середине 1980-х годов.

К концу 1980-х годов сложилась  нынешняя сложная договорная структура  нефтяного рынка. 13

В настоящее время мировые  цены на нефть устанавливаются на нефтяной бирже, хотя при этом все  прочие договорные формы, определявшие цену нефти на более ранних этапах, по-прежнему применяются, но уже не играют былой доминирующей роли.

Информация о работе Рыночная цена: природа, функции, механизмы формирования