Рыночная цена: природа, функции, механизмы формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 13:57, курсовая работа

Краткое описание

Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Важная роль цен в экономической жизни определяется тем, что они являются основой всех экономических измерений, оказывают значительное влияние на затраты и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов: и предпринимательских структур, и домашних хозяйств, и народного хозяйства в целом. Цены определяют эффективность внешнеэкономической деятельности.
Особенно велика их роль в рыночной экономике, где свободные цены выступают основным регулятором пропорций общественного воспроизводства, хозяйственных отношений. Цены являются также важным объектом государственного регулирования, благодаря которому государство осуществляет свою политику и в условиях рынка.

Содержание

Введение 2
1 Основные понятия цены и ценообразования в рыночной экономике 4
1 .1 Теоретические основы цены 4
1.2 Классификация и функции рыночной цены 6
1.3 Методы установления цен 11
2 Ценообразование в нефтегазовом комплексе 17
2.1 Механизмы ценообразования на рынке нефти 17
2.2 Основные факторы, влияющие на уровень цен нефти на предприятии 19
2.3 Проблемы и пути повышения эффективности ценообразования в
нефтегазовой промышленности 23
Заключение 26
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Основные понятия Цены и ценообразования.docx

— 89.72 Кб (Скачать файл)

Перед всеми коммерческими  и многими некоммерческими организациями  в качестве одного из самых проблемных вопросов встает вопрос об определении  цены на свои товары и услуги.

В самом общем виде цена представляет собой сумму денег, которую покупатель уплачивает продавцу за приобретаемый товар. В условиях рыночной экономики цена является характеристикой товара на рынке.

     Выделяют два подхода к формированию цен: рыночный и производственный (затратный). При первом подходе определяющим фактором ценообразования является конъюнктура рынка, спрос и предложение товара. При втором - в основу установления цены товара кладутся производственные затраты, прежде всего трудовые, связанные с созданием, выпуском товара.

Существует множество  мнений согласно классификации цен. Используемые виды и разновидности  цен можно классифицировать по ряду признаков, например, разделение цен  на оптовые и розничные, деление  по способу формирования, с учётом их территориального распространения, в зависимости от сроков действия и др.

Экономическая сущность цены, её роль в рыночном механизме и  в активном воздействии на экономические процессы общественного развития проявляется в её функциях, таких как: сбалансирование спроса и предложения; учётно-измерительная; перераспределительная; стимулирующая; размещение производства.

Выбор общего направления  в ценообразовании, главных подходов к определению цен на новые  и уже выпускаемые изделия, оказываемые  услуги с целью увеличения объемов  реализации, товарооборота, повышения  производства и укрепления рыночных позиций предприятия обеспечивается на основе маркетинга.

Наиболее распространенными  методами установления цен являются следующие:

1. Метод установления  цены товара на основе издержек  производства. 

2. Определение цен с ориентацией на спрос.

3. Установление цены на уровне текущих цен.

Следует отметить, что многие авторы выделяют иные методы ценообразования, такие как метод «запечатанного конверта (тендерное ценообразование)»,  параметрические методы ценообразования, которые в свою очередь включают метод сравнения удельных показателей, метод балльных параметрических оценок, метод корреляционно регрессионного анализа, агрегатный метод.

В данной курсовой работе было рассмотрено ценообразование на примере нефтяной промышленности.

В современном мире человечество во многом зависит от нефти. Нефть  как продукт, безусловно, связана  с национальной стратегией, развитием  экономики, мировой политикой и  властью. Нефть дает богатство государствам, делает их центром притяжения внутренних и внешних инвестиций, обеспечив  им высокие доходы, наделяет политической властью. Из этого вытекает, что основным показателем, характеризующим экономическую  ситуацию в стране, является уровень  цен. От того, каким путем регулируются цены и тарифы: под влиянием ли государства  или спроса и предложения зависит  дальнейшая перспектива развития экономики.

Для целей регулирования  и контроля цен на нефть в мире известны три подхода:

- затраты +, когда с теми или иными поправками и допущениями оцениваются расходы на производство продукции и ее доставку до потребителей;

- нетбэк, когда цена на конкретном рынке рассчитывается от некоторой публично известной цены (например – биржевой) обратным счетом, т.е. вычитаются транспортные и другие расходы;

- контролируемые, когда орган регулирования административно устанавливает цены исходя из общих соображений (как это было сделано в России после дефолта 1998.

Основными факторами, определяющими величину мировых нефтяных цен является спрос, предложение, а также распределение запасов нефти на Земном шаре. Иными словами снижение цен на нефть зависит от внедрения новых технологий, снижение спроса на нефть (экономический кризис), открытие новых месторождений, принятии поощрительных законодательных актов. В свою очередь факторами, способствующими росту цен на нефть, являются рост ВВП, истощение месторождений, сокращение стратегических запасов, принятие запретительных законопроектов.

Таким образом, в условиях рынка ценообразование является сложным процессом, подверженным воздействию  многих факторов. Выбор наиболее подходящей методики ценообразования, подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия, оказываемые услуги во многом определяет реальные коммерческие результаты предприятия (фирмы) в краткосрочном долгосрочном периоде.

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

  1. Абрютина М.С. Ценообразование в рыночной экономике / М.С. Абрютина. – М.: Дело и сервис. 2002.- 256с.
  2. Брагинский О.Б. Цены на нефть: история, прогноз, влияние на экономику// Рос.хим.журнал, 2008.-С26-36.
  3. Герасименко В.В. Ценообразование. учеб. Пособие / В.В. Герасименко. -М.: ИНФРА-М. 2007. -422 с.
  4. Горина, Г.А. Ценообразование / Г.А. Горина. – М.: ЮНИТИДАНА, 2010. – 125с.
  5. Грузинов В.Б. Экономика предприятия: Учеб. Пособие / В.Б. Грузинов, В.Д. Грибов.-2-е изд. Доп.-М.: Финансы и статистика, 2008.-208с.
  6. Есипов В.Е. Цены и ценообразование: Учебник для вузов / В.Е.  Есипов.- 4-е изд. -СПб: Издательство "Питер",2009, 464с.
  7. Ефименко А.Е. Цены и ценовая политика / А.Е. Ефименко. – М.: Экономика строительства.- 2000.-№1.-С.54-61.
  8. Желтякова И.А. Цены и ценообразование: Учебное пособие / И.А.Желтякова, Г.А.Маховикова, Н.Ю. Пузыня - СПб: Издательство "Питер", 2002.- 208с.
  9. Керимов В.Э. Управленческий учет и ценовая политика предприятия // Финансовая газета, №18, 2004,-378с
  10. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности / В.В. Ковалев. -М.: Финансы и статистика, 2005.-432с.
  11. Конопляник А.С. От прямого счета – к обратному / А.С. Конопляник. -М.: Нефть России. 2000, №8.-С17-21.
  12. Крючкова О.Н. Классификация методов ценообразования / О.Н. Крючкова, Е.В. Попов. -М.:  Маркетинг в России и за рубежом.- 2008.- №4.- С. 32-50.
  13. Кузьбожев Э.Н. Краткий курс практического менеджмента: Учеб. пособие/ Э.Н. Кузьбожев; под ред. д-ра экон. наук Э.Н.Кузьбожев: Курск. гуманит.- техн. ин-т. Курск. 2001.-244с.
  14. Куломзина Е. Ю. Ценообразование / Е. Ю.Куломзина, М. Д.Магомедов, И.И.  Чайкина Дашков, 2009 .-256 с.
  15. Мировые цены на нефть и их влияние на экономику России [Электронный ресурс] Цены на нефть. URL: http://www.n-md.ru/mezhdunarodnye otnosheniya i mirovaya/mirovye ceny na neft i ix vliyanie na 2.php (Дата обращения: 14.04.2013)
  16. Практикум по ценообразованию / Алгазина Ю. Г [и др.]. – М.: КноРус. 2009. -296 с.
  17. Пунин. Е.И. Ценообразование и рынок: Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. Е.И. Пунина и С.Б. Рычкова. – М.: Прогресс,2005. – 320с.
  18. Салимжанова И.К. Цены и ценообразование: Учебник для вузов / И.К. Салимжанова -М.: ЗАО "Финстатинформ", 2001. – 304 с.
  19. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учеб.пособие / И.В. Сергеев.- М.: Финансы и статистика, 2009.-304с.
  20. Слепнева. Т.А. Цены и ценообразование / Т.А. Слепнева. -М.: Инфра-М, 2001.- 200с.
  21. Солнцев В.Г.  Государственное регулирование цен и контроль за их применением/ В.Г. Солнцев. - М.:  Экономист.1996 -№9-С.32-37.
  22. Суслов, Н.И. Макроэкономические проблемы ТЭК / Н.И. Суслов. -М.:  ЭКО. – 2004. №3. – С. 103-108.
  23. Уткин Э.А. Ценообразование. Ценовая политика / Э.А.  Уткин. -М.: ЭКМОС, 2002,-254с.
  24. Цена энергии: международные механизмы формирования цен на газ. - Brussels: Секретариат Энергетической Хартии, 2007. - 279 с.
  25. Цены и ценообразование: Учебник для вузов / Под ред. В.Е. Есипова. - СПб: Издательство «Питер», 2004.- 296с.
  26. Цены и ценообразование: Учебник для вузов / Под ред. И.К. Салимжанова. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 2003.- 304с.
  27. Цены на нефть и нефтепродукты: мир, Европа, Швейцария. Часть 2[Электронный ресурс] Цены на нефть. URL: http://www.nashagazeta.ch/news/14533 (Дата обращения: 24.03.2013)
  28. Чудаков А. Д. Цены и ценообразование: учебник для вузов / А. Д. Чудаков. - РДЛ. 2002.-376 с.
  29. Шевчук Д.А Ценообразование / Д.А. Шевчук.- М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. — 240с.
  30. Шуляк П.Н. Ценообразование: учеб. - практич. Пособие / П.Н. Шуляк - 8- изд. ―М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2005.-369с.
  31. Эванс Дж.Р. Маркетинг / Дж.Р.Эванс, Б.Берман. - М.: Экономика, 2003.-245с.
  32. Экономика предприятий нефтяной и газовой промышленности: Учебник./ Под ред. В.Ф. Дунаева – М, 2006. – 351 с.
  33. Экономика предприятия: Учебник / под ред. Проф. Н.А. Сафронова. - М.: "Юристъ", 2005, -584с.

 

 

1 Есипов В.Е. Цены и ценообразование: Учебник для вузов / В.Е.  Есипов.- 4-е изд. -СПб: Издательство "Питер",2009.-  С. 81-88.

2 Герасименко В.В. Ценообразование. учеб. Пособие / В.В. Герасименко. -М.: ИНФРА-М. 2007. – С.125-126.

3 Цены и ценообразование: Учебник для вузов / Под ред. В.Е. Есипова. - СПб: Издательство «Питер», 2004.- С.146-153.

4 Цены и ценообразование: Учебник для вузов / Под ред. И.К. Салимжанова. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 2003.- С. 241-267.

5 Абрютина М.С. Ценообразование в рыночной экономике / М.С. Абрютина. – М.: Дело и сервис. 2002.- С 104-127.

6 Салимжанова И.К. Цены и ценообразование: Учебник для вузов / И.К. Салимжанова   -М.: ЗАО "Финстатинформ", 2001. – С. 117-122.

 

7 Цены и ценообразование: Учебник для вузов / Под ред. В.Е. Есипова. - СПб: Издательство «Питер», 2004.- С.145-146.

8 Крючкова О.Н. Классификация методов ценообразования / О.Н. Крючкова, Е.В. Попов. -М.:  Маркетинг в России и за рубежом.- 2008.- №4.- С. 32-50.

9 Есипов В.Е. Цены и ценообразование: Учебник для вузов / В.Е.  Есипов.- 4-е изд. -СПб: Издательство "Питер",2009,-С. 252-254

10 Шевчук Д.А Ценообразование / Д.А. Шевчук.- М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. — С. 92-95.

11 Брагинский О.Б. Цены на нефть: история, прогноз, влияние на экономику// Рос.хим.журнал, 2008.-С26-27

12 Брагинский О.Б. Цены на нефть: история, прогноз, влияние на экономику// Рос.хим.журнал, 2008.-С27-28

13Цена энергии: международные механизмы формирования цен на газ. - Brussels: Секретариат Энергетической Хартии, 2007. –С. 82-91.

14 Брагинский О.Б. Цены на нефть: история, прогноз, влияние на экономику// Рос.хим.журнал, 2008.-С28-31

15 Цена энергии: международные механизмы формирования цен на газ. - Brussels: Секретариат Энергетической Хартии, 2007. –С. 99-106.

16 Мировые цены на нефть и их влияние на экономику России [Электронный ресурс] Цены на нефть. URL: http://www.n-md.ru/mezhdunarodnye otnosheniya i mirovaya/mirovye ceny na neft i ix vliyanie na 2.php (Дата обращения: 14.04.2013)

17 Цены на нефть и нефтепродукты: мир, Европа, Швейцария. Часть 2[Электронный ресурс] Цены на нефть. URL: http://www.nashagazeta.ch/news/14533 (Дата обращения: 24.03.2013)

18 Суслов, Н.И. Макроэкономические проблемы ТЭК / Н.И. Суслов. -М.:  ЭКО. – 2004. №3. – С. 103-108.

 




Информация о работе Рыночная цена: природа, функции, механизмы формирования