Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 21:25, курсовая работа
Цель моей работы – показать необходимость и значимость свободных экономических зон в мировой экономике, особенности функционирования в некоторых странах, определить значение создания СЭЗ в Республике Беларусь.
Введение
Неотъемлемой частью международных экономических отношений второй половины XX века становятся свободными (специальные) экономические зоны (СЭЗ). Для мировых хозяйственных связей свободные экономические зоны предстают в основном как фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, углубления интеграционных экономических процессов.
СЭЗ как компактные территориальные образования можно назвать и древними, и современными. Они своими корнями уходят в глубокую старину и в то же время обогащают свою практическую деятельность новым содержанием современной цивилизации.
Со времен подписания в 1973 году международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции), определившей свободную зону как часть территории, в которой товары считаются за пределами таможенной территории, СЭЗ получили широкое распространение во многих странах.
Сейчас свободные экономические зоны играют важную роль в экспортной деятельности страны и повышении ее конкурентоспособности на мировом рынке, поэтому эти формирования требуют к себе более пристального внимания. Я решила более подробно рассмотреть их сущность, историю их формирования и принципы функционирования СЭЗ как за рубежом, так и в Республике Беларусь.
Цель моей работы – показать необходимость и значимость свободных экономических зон в мировой экономике, особенности функционирования в некоторых странах, определить значение создания СЭЗ в Республике Беларусь.
В ходе работы мною были изучены большое количество нормативных актов, регулирующих деятельность СЭЗ в Республике Беларусь, периодической литературы, научных работ.
Важным фактором развития в стране рыночных отношений и внешнеэкономической деятельности является привлечение инвестиций, вместе с которыми в страну приходит опыт, знания, благоприятствующие экономическому росту страны. Поэтому появление СЭЗ в мировом хозяйстве стало отражением новых тенденций и путей развития экономики, в том числе в области повышения конкурентоспособности страны и дополнительного привлечения капитала.
Создание свободных
экономических зон рассматривае
Большое значение в формировании СЭЗ сыграла международная конвенция по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция 1973 года), которая направлена, с одной стороны, на стимулирование внешнеторговой деятельности путем упрощения и ускорения процедур таможенного оформления и таможенного контроля, а с другой стороны – на то, чтобы ускорение и упрощение не привели к нивелированию интересов государства и общества в части взыскания пошлин и налогов, защиты внутреннего рынка и иных интересов государства и обще6ства, т.е. чтобы таможенные администрации могли эффективно решать стоящие перед ними задачи путем перехода на применение средств контроля на основе методов аудита и управления рисками. Именно поэтому Киотская конвенция является ориентиром в построении таможенного регулирования многих стран. Кроме того, Киотская конвенция является базой для унификации таможенных законодательств разных стран.
Данная конвенция определяет общий порядок создания, функционирования свободных зон, их ликвидации, основные положения по допуску товаров в свободную зону, по разрешенным операциям, по передаче права собственности, по уничтожению и товаров из свободной зоны и т.п.
По Киотской конвенции свободная зона - часть государственной территории, в которой помещенные там товары рассматриваются с точки зрения взимания импортных таможенных пошлин и налогов как находящиеся вне таможенной территории и не подлежащие обычному таможенному контролю.
Более конкретная формулировка приводится в Большом Экономическом словаре: “СЭЗ – это ограниченная часть национально-государственной территории, на которой действуют особые льготные экономические условия для иностранных и национальных предпринимателей (льготы таможенного, арендного, налогового, визового, трудового режима и т.д.), что создает условия для промышленности и инвестирования иностранного капитала”.
В Законе Республики Беларусь “О свободных экономических зонах” приводится такое понятие СЭЗ: “Свободная экономическая зона – часть территории Республики Беларусь с определенными границами, в пределах которой в отношении резидентов этой свободной экономической зоны устанавливается и действует специальный правовой режим для осуществления ими инвестиционной и предпринимательской деятельности”.
Свободные экономические зоны создавались по разным причинам. Например, в странах Центральной и Восточной Европы главная цель была усилить открытость тогда еще централизованно-планируемых экономик с мировой рыночной экономикой на основе активизации внешнеэкономической деятельности. Также при создании СЭЗ ставились такие цели как:
- более глубокое включение национального рынка в мировую хозяйственную систему,
- повышение конкурентоспособности национального производства,
- привлечение инвестиций,
- увеличение притока валюты в страну,
- увеличение рабочих мест,
- привлечение зарубежного опыта и знаний,
- стимулирование деятельности слаборазвитых и депрессивных районов,
- использование новейших зарубежных и отечественных технологий и многие другие.
Все эти и другие цели могут быть реализованы при целой системе условий, создаваемых для зарубежных инвесторов принимаемой страной. Наиболее важные из них:
- политическая стабильность в стране,
- наличие хорошо разработанной законодательной базы,
- наличие развитой инфраструктуры (производственной и коммерческой),
- природно-географическая среда,
- благоприятная экономическая конъюнктура,
- система льгот и стимулов.
Важнейшим стимулятором для развития СЭЗ является система льгот инвесторам, которые прежде чем вкладывать капитал заинтересованно изучают предоставляемые им условия льгот.
Каждая страна или тот или иной ее регион при создании СЭЗ определяют свой набор льгот. При этом, как показывает практика, система льгот, устанавливаемых в СЭЗ, в достаточной степени индивидуальна и связана с реализуемыми на ее территории программами и проектами. Однако в экономической литературе называют четыре основные группы льгот:
- фискальные льготы, стимулирующие развитие определенных видов предпринимательства. Они применимы к налогам на прибыль, доход, имущество и к уровню налоговых ставок, В их сфере находятся вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения предпринимателей;
- финансовые льготы в виде установления низких цен за пользование землей, производственными помещениями, объектами инфраструктуры, коммунальными услугами. Финансовые льготы - это и предоставление различных форм субсидий за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов;
- административные льготы обычно предоставляются администрацией СЭЗ с тем, чтобы упростить режим процедур регистрации предприятий, въезда и выезда иностранных граждан и оказания различных услуг. Простота административных процедур всегда положительно оценивается инвестором, а порой бывает решающей в привлечении в зону иностранного капитала;
- внешнеторговые льготы. Они в основном связаны с введением упрощенного порядка осуществления внешнеторговых операций, а также со снижением или отменой экспортно-импортных пошлин.
Все указанные льготы, как показала мировая практика, могут применяться в самых различных комбинациях, однако и они не всегда являются решающим стимулом привлечения иностранного капитала.
Таким образом, создание свободных экономических зон способствует, при верном подходе, решению целого ряда задач, - внешнеторговых, общеэкономических, социальных, научно-технических и научно-технологических.
1.2. История развития и этапы формирования СЭЗ
Первоначально свободной экономической зоной считалась особая территория крупного морского порта или примыкающего к нему района, выделенная из таможенной территории страны для свободного беспошлинного ввоза и вывоза иностранных товаров. Такие “свободные порты” предназначались для беспошлинного складирования товаров на период поиска покупателей для развития в первую очередь внутреннего района, а затем для содействия выходу на внешний рынок. Первыми свободными портами были Ливорно (1547) и Генуя (1595), затем статус свободных портов получают Венеция (1661), Марсель (1669); на территории России первым городом, получившим такой статус была Одесса – в 1817 году, затем Владивосток (1862), Батуми (1878). В настоящее время статус “свободный порт” имеют: в Швейцарии – Букс, Женевпорт, в Бразилии – Манаус, в Румынии – Сулина и некоторые другие. По мере монополизации рынка и усиления протекционистской политики государств “свободные порты” стали видоизменяться в свободные экономические зоны.
При создании СЭЗ прежде всего применялся подход в рассмотрении товаров, как находящихся вне таможенной территории по отношению к праву импорта и соответствующим налогам и не подвергающихся таможенному контролю. Первоначально такой подход применялся на части территории морских портов, аэропортов, железнодорожных узлов, а затем и на территории примыкающих к ним районов. Впоследствии товары, поступающие в такие зоны, стали не только сортироваться, но и дообрабатываться. В дальнейшем все большее значение приобретает переработка товара.
Следует отметить, что данному этапу развития СЭЗ была присуща в большей степени коммерческая деятельность, в ходе которой осуществлялось, в основном, складирование товаров и выполнялись параллельно операции, способствовавшие доброкачественному хранению, улучшению внешнего вида товаров и т.д.
В СЭЗ стала проводиться обработка товаров, т.е. проводилась такие операции, которые в конечном счете приводили к увеличению стоимости товара. Это изменило экономическую сущность зон: из пунктов сбора и распределения товаров они становятся центрами доработки или даже производства товаров, имея при этом льготные условия экспорта. Отличительная черта таких СЭЗ – это повышение прибавочной стоимости товара при отсутствии таможенных и других пошлин.
В 70-80е годы СЭЗ привлекают внимание развивающихся стран как компромиссный вариант, обеспечивающий переход к экспортоориентированному типу развития производства с целью поступления иностранных капиталов, передовых технологий, ''ноу-хау'', но при этом защищающий местных товаропроизводителей от прямой конкуренции с иностранными фирмами при использовании собственных сырьевых ресурсов для производства экспортной продукции.
Предприятия в СЭЗ, занимающиеся переработкой местных сырьевых ресурсов, становятся достаточно крупными и ориентируются на долгосрочную деятельность. Однако необходимо отметить, что для перерабатывающих местное сырье предприятий необходимо иметь в непосредственной близости источники этого сырья, а для предприятий, не связанных с местным сырьем, важно быть удобно располо0зженными для потребителей их продукции. Итак, произошла трансформация зон в экспортно-производственные зоны.
По мере усиления конкурентной борьбы основным фактором конкурентоспособности становится не цена товара, а его качество, новизна, наукоемкость, многие экспортно-производственные зоны стали трансформироваться в научно-промышленные парки. Кроме того, новые СЭЗ образуются в форме технополисов – высокоразвитых структур по организации разработки и выпуска конкурентоспособной продукции.
Особым видом СЭЗ являются оффшор – центры. В них концентрируется банковский, страховой бизнес, через них осуществляются экспортно-импортные операции, операции с недвижимостью трастовая и консалтинговая деятельность.
Таким образом, постоянно идет процесс эволюции зон – от свободного порта до технополиса, и это движение вперед продолжается.
Классификация СЭЗ – это не просто перечисление их с краткой характеристикой, это эволюция, их развития, становления и функционирования. Это весьма длительный путь развития и преобразования простейших экономических зон в более совершенные. Это вечно изменяющееся содержание экономических структур, получивших название экономических зон.
В зонах данного типа иностранные товары могут храниться и продаваться без оплаты обычных таможенных пошлин. Это беспошлинная торгово-складская зона, именно так ее определила Киотская конвенция. Для этих зон характерны три особенности:
1) они создаются
для обслуживания мирового
2) на них не
распространяются многие