Свободная экономическая зона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 21:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей работы – показать необходимость и значимость свободных экономических зон в мировой экономике, особенности функционирования в некоторых странах, определить значение создания СЭЗ в Республике Беларусь.

Вложенные файлы: 1 файл

СЭЗ.doc

— 1.20 Мб (Скачать файл)

- обеспечение благоприятных условий  для привлечения новых и высоких  технологий и передового зарубежного  опыта;

- стимулирование экспорта и  развитие импортозамещающих производств;

- создание новых рабочих мест.

Создание СЭЗ на территории Республики Беларусь обусловлено:

- необходимостью структурной перестройки  производства в целях интеграции  экономики страны в систем мирового хозяйства для того, чтобы Беларусь заняла место в мировой хозяйственной системе, соответствующее уровню ее экономического, социального и культурного развития;

- выгодным расположением республики  в центре Европы, предопределяющим  интерес зарубежных инвесторов при освоении рынка СНГ;

- особенностями экономики Республики Беларусь, характеризующимися недостаточной обеспеченностью природными ресурсами и, одновременно, высоким потенциалом перерабатывающей промышленности и квалификацией трудовых ресурсов, предполагающими ориентацию производства на экспорт высокотехнологичной продукции.

В целях создания благоприятных  условий для инвестирования в  СЭЗ законодательно установлен специальный  правовой режим, устанавливающий особый порядок и условия налогообложения, валютного, таможенного и иного регулирования.

 

    1. Правовое регулирование СЭЗ в РБ

 

Правовые и  организационные основы создания, деятельности и ликвидации СЭЗ на территории Республики Беларусь установлены:

- Законом Республики Беларусь “О свободных экономических зонах” от 07.12.1998 г. № 213-З;

- Указом Президента Республики Беларусь от 20.03.1996 г. № 114 “О свободных экономических зонах на территории Республики Беларусь”;

-Указом Президента Республики Беларусь от 09.06.2005 г. № 262 “О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь”;

- Законом Республики  Беларусь от 10.11.2008 г. № 448-З “О внесении изменений и дополнений в закон Республики Беларусь “О свободных экономических зонах”.

В соответствии с Законом № 213-З в редакции Закона № 448-З, СЭЗ – это часть территории Республики Беларусь с определенными границами, в пределах которой в отношении резидентов этой СЭЗ устанавливается и действует специальный правовой режим для осуществления ими инвестиционной и предпринимательской деятельности. Под специальным правовым режимом понимается совокупность правовых норм, устанавливающих особый режим налогообложения и иного регулирования и предусматривающих более благоприятные, чем общеустановленные, условия для осуществления инвестиционной и предпринимательской деятельности.

Законом № 213-З установлены типы создаваемых свободных экономических зон, перечень видов деятельности, запрещенной в свободных экономических зонах, указаны основные положения об администрации СЭЗ, ее полномочиях, общие условия деятельности резидентов СЭЗ.

Виды деятельности, запрещенные в свободных экономических  зонах:

- деятельность, связанная с производством, переработкой, хранением и продажей оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ; 

- производство, переработка, хранение, обеззараживание, продажа опасных и радиоактивных материалов;

- производство, переработка, хранение, продажа наркотиков, наркотических и иных сильнодействующих  материалов (Закон № 448-З: психотропных  веществ, их прекурсоров);

- производство, переработка, хранение, продажа культур, содержащих наркотические, сильнодействующие (Закон № 448-З: психотропные), ядовитые вещества;

- производство  водки, ликера и других алкогольных  напитков, за исключением шампанских, игристых, сухих, полусухих, виноградных  крепленых вин, пива;

- производство  табачных изделий;

- производство  ценных бумаг, денежных знаков  и монет, почтовых марок;

- организация  лотерей;

- подготовка  и трансляция радио- и телепередач,  за исключением технического  обслуживания типографий, радио  и телевидения; 

- деятельность, связанная с вопросами внешней трудовой миграции (Закон № 448-З: деятельность, связанная с трудоустройством граждан Республики Беларусь за границей);

- некоторые  другие виды деятельности.

Отдельные виды деятельности могут осуществляться резидентами СЭЗ только на основании специальных разрешений (лицензий).

 

Законом № 448-З закреплено, что в качестве резидента СЭЗ регистрируются только юридические лица РБ и индивидуальные предприниматели РБ с местом нахождения в границах данной СЭЗ, заключившие с администрацией СЭЗ договор об условиях деятельности в СЭЗ.

В своей деятельности резидент СЭЗ должен руководствоваться  Законом, положением о СЭЗ, другими  нормативными актами, а также договором  с администрацией СЭЗ об условиях деятельности в СЭЗ.

Резидент СЭЗ также вправе на общих основаниях заниматься предпринимательской деятельностью за пределами СЭЗ.

Решение о создании СЭЗ принимается Президентом Республики Беларусь на основе предложения Совета Министров. Президент также вправе продлить срок действия СЭЗ либо принять решение о досрочной ликвидации СЭЗ, если цели ее создания не были достигнуты или ее дальнейшее существование противоречит экономическим и другим государственным интересам Республики Беларусь.

В свободной  экономической зоне в отношении  ее резидентов действует особый режим налогообложения – специальный порядок исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин).

Особый режим  налогообложения устанавливается  Президентом Республики Беларусь и (или) законами, если иное не установлено  Президентом Республики Беларусь.

Законодательством о свободных экономических зонах  и иным законодательством устанавливаются гарантии резидентам свободной экономической зоны.

На резидентов СЭЗ распространяются гарантии прав инвесторов и защиты инвестиций, предусмотренные законодательством об инвестиционной деятельности (Инвестиционный кодекс РБ, Закон Республики Беларусь от 29 мая 1991 г. № 824-XII "Об инвестиционной деятельности в Республике Беларусь").

Государство гарантирует  инвестору право собственности  и иные вещные права, а также имущественные права, приобретенные законным способом, и защищает эти права.

В отношении  резидента СЭЗ не допускается:

- дискриминация  и другие незаконные ограничения  прав;

- принудительные  национализация, реквизиция либо  аналогичные по своему действию меры, за исключением временного прекращения вывоза инвестируемой собственности с территории СЭЗ до погашения инвестором задолженности по обязательствам.

Иностранным инвесторам государство гарантирует право  на возврат своей доли в имуществе  предприятия по остаточной стоимости, а также перевод причитающихся им сумм доходов, в том числе в иностранной валюте, полученных от вложенных в СЭЗ инвестиций, за пределы СЭЗ и Республики Беларусь.

На иностранных  инвесторов в СЭЗ распространяется система государственных гарантий охраны инвестиций, которая предусмотрена законодательством Республики Беларусь об иностранных инвестициях. Защита инвестиций и вкладов, вложенных на территории СЭЗ, гарантируется законодательством Республики Беларусь и международными договорами Республики Беларусь.

 

    1.  Правовой, налоговый и таможенный режимы СЭЗ,

льготы для резидентов СЭЗ

 

Привлекательность специального правового режима в СЭЗ для потенциального инвестора заключается, прежде всего, в особом режиме налогообложения – специальном порядке исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин).

Однако, специальный  правовой режим распространяется не на всех резидентов СЭЗ. Так, согласно Указу № 262 специальный правовой режим распространяется на реализацию резидентами СЭЗ:

а) за пределы  Республики Беларусь иностранным юридическим и (или) физическим лицам в соответствии с заключенными между ними договорами товаров (работ, услуг) собственного производства, произведенных этими резидентами на территории СЭЗ;

б) на территории Республики Беларусь товаров собственного производства, которые произведены ими на территории СЭЗ, являются импортозамещающими в соответствии с перечнем, определенным Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь;

в) товаров (работ, услуг) собственного производства, которые произведены ими на территории СЭЗ, другим резидентам СЭЗ согласно заключенным с ними договорам.

В тоже время  из-под действия специального правового  режима СЭЗ изъяты следующие виды деятельности:

- общественное  питание, игорный бизнес, торговая и торгово-закупочная деятельность, операции с ценными бумагами;

- реализация  товаров (работ, услуг), производство (выполнение, оказание) которых осуществляется  с использованием основных средств  и (или) труда работников резидента  СЭЗ вне территории СЭЗ;

- деятельность  банков, небанковских кредитно-финансовых  и страховых организаций.

Обязательным  условием применения специального правового  режима является получение резидентом СЭЗ сертификата продукции (работ, услуг) собственного производства. Порядок и условия отнесения продукции (работ, услуг) к продукции (работам, услугам) собственного производства определены Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1817 от 17.12.2001 г., Постановлением Министерства иностранных дел, Министерства экономики и Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь № 1/30/6 от 31.01.2002 г.

 

В рамках действия специального правового режима резиденты  свободных экономических зон уплачивают ограниченный перечень налогов и сборов:

Налоги и  платежи, которые не уплачиваются:

1. Налог на прибыль в течение 5 лет с момента объявления прибыли;

2. Местные целевые сборы из прибыли (транспортный сбор и сбор на содержание инфраструктуры) в период действия льготы по налогу на прибыль;

3. Единый платеж от выручки;

4. Налог на недвижимость;

5. Налог на приобретение автомобильных транспортных средств.

 

Налоги и  платежи, уплачиваемые по льготной ставке:

1. НДС в размере 50 % суммы причитающегося налога ,если выпускаемая продукция включена в программу импортозамещения;

2. Налог на прибыль по истечении 5 лет с момента объявления прибыли уплачивается по ставке, уменьшенной на 50 % ставки, установленной законодательством (12 %).

 

Налоги и  платежи, уплачиваемые по полной ставке:

1. Акцизы на произведенную продукцию (в зависимости от вида продукции);

2. Экологический налог (в зависимости от вида выбросов и использования природных ресурсов);

3. Отчисления в Фонд социальной защиты населения (34 % от фонда оплаты труда);

4. Налог на доходы иностранных юридических лиц (15 %);

5. Подоходный налог с физических лиц (12 %);

6. Земельный налог или арендная плата (по ставкам в зависимости от качества и местоположения земельного участка);

7. Местные налоги и сборы:

- транспортный сбор (2 % от чистой прибыли) и сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (1 % от чистой прибыли). Уплачиваются с момента окончания льготы по налогу на прибыль;

- налог с  продаж товаров в розничной  торговле (5 % от выручки).

В целом сумма  налоговой нагрузки ниже на 40 %, чем  по республике.

 

Свободная экономическая зона в Республике Беларусь имеет предусмотренный законодательством статус свободной таможенной зоны (СТЗ).

Таможенный режим свободной  таможенной зоны – таможенный режим, при котором иностранные товары размещаются и используются в соответствующих территориальных границах или помещениях (местах) без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения к указанным товарам мер экономической политики.

Таможенный  режим СТЗ – таможенный режим, допускающий хранение, использование, переработку иностранных товаров, а также совершение операций переработки таких товаров, в том числе с использованием при таких операциях отечественных товаров, резидентом СЭЗ в определенной для такого резидента СТЗ в течение срока ее функционирования (ст. 221 Таможенного кодекса Республики Беларусь).

При таможенном оформлении товаров, вывозимых  с территории СТЗ на остальную  часть таможенной территории Республики Беларусь и в Российскую Федерацию, являющихся продукцией собственного производства резидентов СЭЗ, признанных происходящими с территории Республики Беларусь согласно действующему законодательству:

- относящихся к импортозамещающим  товарам согласно перечню, определяемому  Правительством Республики Беларусь  в установленном порядке, таможенные  пошлины и налоги не взимаются, меры экономической политики не применяются.

- не относящихся к импортозамещающим  товарам, ввозными таможенными  пошлинами и налогами облагаются  товары, вошедшие в состав вывозимых  товаров (за исключением товаров  находящихся в свободном обращении  на территории РБ, и из РФ товаров, не подлежащих таможенному оформлению).

Информация о работе Свободная экономическая зона