Свободная экономическая зона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 21:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей работы – показать необходимость и значимость свободных экономических зон в мировой экономике, особенности функционирования в некоторых странах, определить значение создания СЭЗ в Республике Беларусь.

Вложенные файлы: 1 файл

СЭЗ.doc

— 1.20 Мб (Скачать файл)

3) на них распространяется  государственное регулирование  внешнеэкономических связей.

Торгово-складские  зоны создаются не только для приема, хранения, обработки товаров с последующей их куплей или продажей, но и для осуществления операций, улучшающих их потребительские свойства. На их территории предприятия могут заниматься обширной выставочной деятельностью, организовывать торги и представлять банковские и страховые услуги, не взимая торговых пошлин, а также НДС в результате улучшения потребительских свойств товара. Все торгово-складские зоны организуются преимущественно в морских портах, на железнодорожных узлах, в аэропортах, то есть в местах транзита товаров и пассажиров.

  1. Свободные таможенные зоны

Современными  разновидностями беспошлинных торговых и складских зон, относящихся к простейшим, являются свободные таможенные зоны. Они создаются для активизации внешнеэкономической деятельности.

Этот тип зон называют еще специальными или беспошлинными таможенными зонами и даже свободными таможенными территориями. Эти зоны, как правило, создаются в морских и речных портах, в воздушных гаванях и на транспортных магистралях, а также в отдельных промышленных районах для доработки экспортируемых промышленных изделий, разгрузки, погрузки и перевалки импортных товаров, складирования товаров, не прошедших таможенный досмотр. Свободные таможенные зоны занимаются снабжением судов и других транспортных средств в морских, речных и воздушных портах. Это особые беспошлинные торговые и складские зоны, которые, оставаясь частью национальной территории, с точки зрения финансового режима рассматриваются как находящиеся за пределами государственных границ. Они обслуживают как торговый оборот страны размещения, так и международные транзитные операции. Товары могут находиться в свободных таможенных зонах без ограничения сроков.

Преференциальный  режим в свободных таможенных зонах основан на отмене (смягчении) таможенных пошлин и экспортно-импортного контроля над товарами, поступающими в зону и реэкспортируемыми из нее. При поставках товаров из зоны на территорию страны базирования взимается импортная пошлина. Поощряется развитие сектора финансовых услуг (кредитование, страхование внешнеторговой деятельности и т.д.).

  1. Зоны свободной торговли (ЗСТ)

Зоны свободной  торговли - это "коммерческие центры", деятельность которых должна ускорять товарооборот и стимулировать внешнюю  торговлю. Они представляют собой  ограниченные территории, которые рассматриваются вне таможенного национального пространства государств. Под свободой таких зон понимается освобождение товаров от уплаты таможенных пошлин, налога на импорт, других видов финансового контроля. Товарная продукция, ввозимая в зону свободной торговли, не декларируется, но таможенная администрация имеет право организовать контроль внутри зоны с целью не допустить провоза контрабанды и запрещенных товаров. Зоны свободной торговли, как правило, располагают емкостями складских помещений и осуществляют складирование, сортировку упаковку, маркировку и выборочный контроль качества хранимых товаров. Товары, хранящиеся в зоне, могут находиться там неограниченное время. Плата за их хранение зависит от продолжительности времени и типа хранилища, включая и страховые взносы. Деятельность и функциональная специфика зон свободной торговли подразделяется на транзитные свободные порты; свободные таможенные зоны; торгово-производственные зоны. Наибольшее распространение зоны свободной торговли получили в Соединенных Штатах Америки.

  1. Экспортно-производственные зоны (ЭПЗ)

Этот тип  зон называют еще "зонами экспортной переработки", или "специальными зонами поощрения экспорта". Они  представляют собой анклавы в  рамках национальной таможенной территории, обычно расположенной неподалеку от международных портов. Предприниматели в экспортно-производственных зонах вознаграждаются за использование местного сырья и за поставку товаров на внутренний рынок принимающей страны. Применяемый метод ускоренной амортизации позволяет инвесторам списывать оборудование в кратчайшие сроки. В целях поддержания конкурентных преимуществ дешевизны рабочей силы в этих зонах обычно вводится особый режим регулирования трудовых отношений (запрет деятельности профсоюзов, освобождение предпринимателей от уплаты взносов в фонды социального страхования и др.).

  1. Комплексные зоны

Богатая мировая  практика показала, что приоритет  стал постепенно смещаться в сторону создания комплексных СЭЗ, соединяющих в себе несколько функций, перед которыми ставится сразу несколько задач.

Эти зоны обладают практически всеми чертами уже  отмечаемых типов зон. Комплексные зоны представляют собой самые современные формы. В них сочетаются торговые, таможенные, производственные и научно-исследовательские функции, образующие в зоне комплексность и многопрофильность деятельности инвесторов. Комплексные зоны предполагают совместное предпринимательство. Такие предпринимательские зоны с конца 80-х начали создаваться в США, в Великобритании и др. Это зоны многоотраслевого назначения.

  1. Свободные научно-технические зоны

Свободные научно-технические  зоны называют технополисами или  технопарками. Под технологическими парками понимается такой комплекс промышленных сооружений и объектов услуг, который способен обеспечивать субъектам предпринимательства условия, необходимые для производства современной конкурентоспособной продукции и применении новейших технологий, отвечающих требованиям современного мирового рынка. Технопарк – это эффективный механизм генерации предпринимательских структур в научно-технической сфере, механизм соединения научной и инновационной деятельности, механизм интеграции науки, производства, финансовых структур и органов власти. Технопарки называют важнейшими факторами становления и развития малого бизнеса. По роду деятельности и конечному результату технопарки могут быть научными, научно-исследовательскими и технологическими. Спецификой преференций технопарков является то, что делается акцент на поощрение малого венчурного бизнеса. Налоговые, таможенные кредитные льготы призваны облегчать деятельность фирм на первоначальных, наиболее рискованных стадиях деятельности. Вводятся специальные упрощенные процедуры регистрации компаний, создаются административные структуры, занимающиеся

Технопарки  ныне имеют множество организационных форм. Такое разнообразие диктуется целями, деятельностью и потребностями регионов:

  1. Научный парк - он, как правило, учреждается вблизи университетов, научно-исследовательских центров. Основной задачей такого формирования является развитие и применение объектов исследования. Производством непосредственно он не занимается
  2. Инновационный центр - главной задачей такого центра является поддержка (консультации по вопросам исследований, технологий, финансов и коммерческой деятельности) предпринимателей, территориально работающих вне центра, но занимающихся производством и реализацией новых технологий, представляющих собой на рынке относительно большой риск.
  3. Коммерческий парк - коммерческий парк занимается производством, различного рода коммерческой деятельностью, а также административными работами, организацией выставок, упаковкой и реализацией готовой продукции. Такой структуре не требуется близкого расположения научно-исследовательских институтов.
  4. Технологический полюс - представляет собой территорию, где налицо стратегически важные факторы инновационных процессов: высококвалифицированная рабочая сила, деятельность по фундаментальным и прикладным исследованиям, несколько объектов по инкубаторским услугам и банки или аналогичные учреждения, субсидирующие инновации.
  5. Технологический округ - эта структура включает уже отмеченный полюс плюс развитый промышленный округ и минимально один парк научного характера.
  6. Промышленный парк - промышленным парком обычно называют неспецифическое территориальное сосредоточение предприятий, которые не характеризуются общностью. Предлагая выгодные условия для их размещения (транспортная привязка, арендная плата, налоговые льготы и т.д.), государство оказывает поддержку производителям, размещаемым в регионах со слабой структурой. Сроки их размещения в промышленных парках, как правило, не ограничиваются.
  7. Бизнес-инкубатор – в отличие от промышленного парка, призван улучшить условия для роста и выживания вновь созданных предприятий и представляет в их распоряжение комплекс зданий модульного типа за выгодную арендную плату, а также общие услуги (телефакс, компьютер, коммуникации и т.д.), оказывает поддержку менеджменту. Принятие новых членов в бизнес-инкубатор связано в большинстве случаев с наличием определенных условий (например, открытие нового предприятия ,вероятность выживания). По истечении определенного времени предприятия должны покинуть бизнес-инкубатор, чтобы уступить место новым претендентам.
  8. Научно-технический парк – представляет собой территориальное сосредоточение ориентированных на современные технологии предприятий, которые приобретают характер парка в силу государственного и ландшафтного оформления. Технологический парк должен быть не только местом производства и научных исследований, но и местом проживания работающих. Время нахождения в технологическом парке в большинстве случаев не ограничено.
  9. Интернациональные зоны

Ныне в мире действует 85 региональных торговых и  экономических соглашений. Однако реальные интеграционные процессы имеют место лишь в Западной Европе (Европейский Союз) и Северной Америке (Нафта). Они являются интернациональными зонами.

  1. Приграничные (региональные) зоны

В Европе активизировались новые интеграционные процессы, воспроизводящие специфические модели Свободных экономических зон. Речь идет о приграничном сотрудни-честве, которое обеспечивает прозрачность внутриевропейских межгосударственных границ и активизирует местные экономические связи. Важнейшей формой развития приграничного сотрудничества являются еврорегионы, которых в Европе насчитывается более пятидесяти.

Еврорегион  представляет собой ограниченное географически-экономическое  пространство, которое состоит из приграничных административно-территориальных единиц государств, добровольно согласившихся на хозяйственное, научное, культурное и другое сотрудничество. К примеру, еврорегион "Маас-Рейн" с населением 3,7 млн. человек состоит из провинциальных территорий сопредельных государств Бельгии, Нидерландов и Германии. В последней такие еврорегионы существуют по всему периметру государственной границы, включая приграничные сообщества с Францией, Швейцарией, Австрией, Данией и т.д. По периметру государственной границы Польши имеется девять еврорегионов, к которым сопричастны Чехия, Словакия, Венгрия, Украина, Литва, Германия и др.

Анализируемые типы СЭЗ далеко не исчерпали все многообразие этих экономических формирований. По данным ООН в настоящий момент в мире насчитывается несколько десятков экономических организационных структур с набором самых различных льгот для привлечения национальных и зарубежных инвестиций.

Приведу некоторые из этих экономических формирований:

. зоны свободной  экономики;

. зоны содействия  инвестициям;

. зоны совместного  предпринимательства;

. зоны беспошлинного  производства;

. зоны беспошлинного  промышленного производства;

. внешнеторговые зоны;

. научно-технические  зоны;

. зоны развития  импорта;

. зоны внешней  торговли.

. беспошлинные  экспортно-промышленные зоны;

. зоны экономического  благоприятствования;

. зоны беспошлинной  торговли;

. экспортные  беспошлинные зоны;

. экспортные  промышленные зоны;

. банковские  и страховые зоны;

. вольные гавани:

. открытые города;

. трансграничные  зоны роста;

. прочие.

Характеризуя  ряд СЭЗ, начиная от самых древних  и заканчивая самыми современными, мы рассмотрели основные и наиболее типичные формирования, имеющие место в практике мирового хозяйства. Для всех анализируемых типов СЭЗ характерна практически одна и та же экономическая цель организации (привлечение национальных и зарубежных инвестиций, использование преимуществ международного разделения труда, увеличение валютных поступлений и т.д.). Общие предпосылки создания СЭЗ - выгодное географическое положение, наличие развитой инфраструктуры и т.д.

Можно сделать  вывод, что свободные экономические  зоны во всем своем многообразии могут удовлетворить запросы даже самого требовательного инвестора. Они, предоставляя широкие возможности, способны привлечь иностранный капитал именно в ту сферу, которая, по мнению правительства страны, наиболее в этом нуждается. Для этого надо активизировать научную деятельность свободных научно-технических зон; использовать простаивающие помещения торгово-складских зон; поощрять использование местного сырья и поставку товаров на внутренний рынок принимающей страны экспортно-производственных зон и т.д. В целом классификация зон представляет собой общее деление на группы, исходя из того, какие возможности зоны способны предоставить будущим резидентам.

Дальнейшее  развитие свободных экономических  зон будет способствовать более  глубокому включению национального рынка в мировую систему хозяйства, использованию новейших зарубежных технологий.

 

  1. Практика создания и функционирования СЭЗ в мировой  экономике

 

Свободные экономические зоны начали развиваться с 50-60 гг. прошлого столетия, а с принятием Киотской конвенцией их организация происходила повсеместно, где активно шел поиск путей развития экономической деятельности и рыночных отношений. Рассмотрим особенности создания и функционирования СЭЗ на примере некоторых стран.

 

    1.  Свободные экономические зоны Венгрии

 

В 70-е годы в  Венгрии начался поиск путей для привлечения иностранных инвестиций и развития совместного предпринимательства. Создание свободных экономических зон могло решить эти вопросы. Но поначалу порядок создания зон был очень сложный, они могли быть размещены лишь в морских и речных портах, к предприятиям применялись жесткие требования, и они не обладали особыми привилегиями по сравнению с другими венгерскими фирмами.

Информация о работе Свободная экономическая зона