Свободная экономическая зона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 21:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей работы – показать необходимость и значимость свободных экономических зон в мировой экономике, особенности функционирования в некоторых странах, определить значение создания СЭЗ в Республике Беларусь.

Вложенные файлы: 1 файл

СЭЗ.doc

— 1.20 Мб (Скачать файл)

В Венгрии создание совместных предприятий в беспошлинных зонах было разрешено в 1982 году, а  в 1996 году на промышленные беспошлинные зоны приходилось уже 16% венгерского экспорта и 11% импорта. Собственно СЭЗ создавались в пограничных районах, но большинство из них не являются территориальными - не функционируют как обособленные анклавы.

В настоящее  время в Венгерской Республике имеются специальные экономические зоны нескольких типов - промышленные парки, предпринимательские зоны, свободные таможенные территории торгового (складского) и промышленного типов.

В Венгрии успешно функционируют промышленные парки. В 1997 - 1999 гг. в республике осуществлялась трехлетняя правительственная программа развития промышленных парков, создаваемых с целью использования простаивающих производственных мощностей, организации новых рабочих мест, оказания содействия экономическому подъему и подтягивания отдельных отсталых регионов до общего уровня страны.

В 2000 г. число территорий, получивших статус промышленного парка, достигло 112 (в 1997 г. было создано 28 промышленных парков, в 1998 г. -  47 и в 1999 г. - 37), при этом реально функционируют пока 85 из них. По данным Министерства экономики ВР, число занятых на предприятиях в действующих промышленных парках выше 100 тыс., и около 80% продукции этих предприятий поставляется на экспорт. Общий объем капиталовложений, направленных на развитие промышленных парков, превысил 1,5 млрд. долл. Производительность труда на этих территориях в два раза выше, чем в среднем по стране.

Промышленные  парки имеют ряд налоговых  и таможенных льгот, предусмотренных как для венгерских, так и для иностранных инвесторов:

- освобождение от местных налогов на срок 10 лет;

- освобождение (на 50 - 100%) от таможенных пошлин на ввоз импортного производственного оборудования;

- освобождение от налога на общества, если прибыль реинвестируется в развитие производства и увеличение числа занятых;

- сокращение платы за коммунальные услуги или предоставление по ним рассрочки.

Благодаря созданию промышленных парков в Венгрии начался процесс ускоренного развития южных и восточных районов страны и подтягивания их до общего уровня. В настоящее время на эти районы приходится одна треть существующих промышленных парков.

В 2004г. насчитывалось 165 промышленных парков. Они создаются с помощью государства, пользуются значительными льготами, имеют прямые производственные связи с научно-исследовательскими центрами и университетами, привлекают инвестиции на основе развития инновационного производства, обеспечивают инвесторов консультационными, информационными и управленческими услугами. Из 50-ти крупнейших транснациональных корпораций, которые вкладывают капитал в экономику Венгрии, 39 имеют производство в промышленных парках. Среди них такие известные корпорации как “Suzuki”, “Opel”, “Audi”, “Michelin”, “General Electric”, “Electrolux”, “Phillips”, “Fletronix”, “ABB”, и др. По расчетам Министерства экономики Венгрии к 2006 г. парки привлекли около 8 млрд. долл. инвестиций и на их долю будет приходилось одна треть промышленной продукции страны, 40% промышленного экспорта, шестая часть всех занятых в промышленности. При этом производительность труда в индустриальных парках на 70% выше чем в среднем в венгерской промышленности и только на 15% ниже средней производительности в ЕС. Важно также, что иностранные инвестиции в парках направляются, прежде всего, в отрасли обрабатывающей промышленности: электротехнику и электронику, химическую, автомобильную и в производство запасных частей, значительная часть продукции которых идет на экспорт. В этом отношении Венгрия выгодно отличается от большинства постсоциалистических стран региона, в которых инвестиции концентрируются в банковском деле, торговле, страховании, связи и в отраслях, ориентированных на удовлетворение внутреннего потребительского спроса, прежде всего, в пищевой промышленности.

С целью стимулирования отсталых в экономическом отношении районов с высоким уровнем безработицы в Венгрии создаются предпринимательские зоны. Первой реально функционирующей предпринимательской зоной из 11 зарегистрированных является Захоньская предпринимательская зона, которая имеет во многом экспериментальный характер, в силу чего правительство Венгрии уделяет ей особое внимание. Венгерским законодательством для стимулирования капиталовложений в предпринимательских зонах предусмотрены значительные инвестиционные и региональные льготы. Кроме того, инвесторы могут принять участие в различных конкурсах с целью получения поддержки из государственных или общественных фондов развития.

В Венгрии используется и такая форма, как свободные таможенные территории торгового (складского) типа. Однако по ряду причин, отчасти под давлением извне, их число сократилось: если в 1995 г. их насчитывалось около 90, то в 2000 г. - уже не более 10. Эти территории, откуда товары вывозятся за рубеж без дополнительной обработки, располагаются в основном в районах речных портов и аэропортов.

Хорошие результаты дала в Венгрии такая форма привлечения иностранного капитала, как свободные таможенные территории промышленного типа. В Венгерской Республике статус свободной таможенной территории этого типа, при условии выполнения ряда простых таможенных предписаний (огороженная охраняемая промышленная территория установленной величины, имеющая таможенно-пропускной пункт), может получить практически любое иностранное предприятие или даже цех. Число таких свободных таможенных территорий в Венгрии к концу 2000 г. достигло 126, на них были размещены производства 103 предприятий, в основном - субпоставщиков ТНК.

В последние  годы объемы производства этих предприятий увеличиваются примерно на 50 % в год. Экономический рост в стране, начавшийся с 1997 г., во многом связан с успешным развитием производства именно на свободных таможенных территориях, где разместили свои производства такие всемирно известные корпорации, как “Sony”, “Nokia”, “IBM”, “Phillips”, “TDK”, “General Motors”, “Opel”, “Audi”, “Ford”. Привлекательность свободных таможенных территорий промышленного типа для иностранных инвесторов объясняется тем, что здесь не взимаются таможенная пошлина и НДС за ввоз оборудования, а также предоставляется освобождение от уплаты таможенных пошлин, НДС, потребительского налога и экологического налога за используемые в производственном процессе сырье, узлы и детали.

В настоящее  время на свободные таможенные территории приходится выпуск 25% валовой промышленной продукции Венгрии и почти 70% экспорта промышленных товаров. В последние годы предприятия, расположенные на свободных таможенных территориях, играют важную роль в формировании внешней торговли страны: в 1999 - 2000  гг. их доля в общем экспорте Венгрии превысила 43%, а в импорте - 30%, при этом сальдо внешнеторгового баланса рассматриваемых территорий является  постоянно положительным. Около 90% экспорта свободных таможенных территорий и 3/4 импорта ориентированы на страны ЕС.

Промышленные  предприятия, созданные на свободных территориях (в основном новые производства, построенные “под ключ”), принесли в страну высокую технологическую культуру. В то же время возросло и использование венгерских подрядных работ и услуг (проектировщиков, строителей), а также сырья и материалов венгерского производства, чему способствует возможность без особого разрешения вывозить сырье и материалы со свободных таможенных территорий для переработки на венгерских предприятиях. В результате доля венгерского труда и материалов в общей стоимости продукции, произведенной предприятиями на свободной таможенной территории промышленного типа, достигает 1/З.

Предприятия с  иностранным капиталом могли  получить оффшорный статус, если находились целиком в иностранной собственности и занимались исключительно торговлей или предоставлением услуг. Они получали скидку в 85% по налогу на прибыль, что сокращало реальную ставку налога до 5,4%. В последующем эта ставка была снижена до 3%.

В связи с  приведением венгерского законодательства в соответствие с законодательством ЕС им была предоставлена возможность продолжить деятельность в оффшорном режиме до 31 декабря 2005 г. После этого, с 1 января 2006 года, они утратили свой оффшорный статус и работают как обычные венгерские фирмы, используя одну из наиболее низких в ЕС ставок налога на прибыль - 16% и значительное количество инвестиционных льгот.

 

Пример Венгрии – это пример наиболее эффективной организации СЭЗ. Благодаря продуманной политике правительства в отношении СЭЗ экономика Венгрии получила огромную подпитку в виде иностранного капитала, были активизированы до этого не использованные ресурсы, улучшилось благосостояние населения, предприятия начали работать на полную мощность, многие крупные ТНК предпочли Венгрию для места базирования своего производства. Все это, несомненно, улучшило инвестиционный имидж страны.

 

    1.  Опыт создания СЭЗ в Польше.

 

В 1989 году в Польше произошло изменение хозяйственной  системы. Возникла необходимость радикальной экономической трансформации, отвечающей потребностям общества. Внедрение принципов рыночной экономики выявило размер скрытой безработицы, характерной для предыдущего периода. Многие предприятия, являвшиеся важными работодателями в своих регионах, оказались банкротами. Необходимость закрытия ключевых, с точки зрения обеспечения занятости, предприятий вынудило правительство активизировать экономическую жизнь и начать создавать новые рабочие места.

Важную роль в процессе изменений могли сыграть  СЭЗ, которые государство имело  возможность создавать с целью хозяйственной активизации отдельных регионов, нуждающихся в реструктуризации с помощью не только отечественных институтов и финансов, но и внешних стратегических инвесторов, особенно их капитала  технологий. Именно так и поступило польское правительство, предложив иностранным инвесторам вложить свой капитал в экономику Польши посредством СЭЗ.

С 20 сентября 1994 года в Польше появилась соответствующая  правовая основа для создания СЭЗ. Это  послужило базой для польской инвестиционной политики.

Основными целями создания СЭЗ являлись:

- ускорение  экономического развития части  территорий страны;

- развитие определенных  сфер хозяйственной деятельности;

- создание новых  рабочих мест;

- развитие новых  технических и технологических  решений и их использование в народном хозяйстве;

- развитие экспорта;

- использование  имеющегося промышленного имущества  и хозяйственной инфраструктуры;

- введение в  оборот неиспользованных природных  ресурсов при сохранении принципов экологического равновесия.

Одна из первых СЭЗ в Польской Республике – Свободная таможенная зона ЕвроПак “Мелец” в Гданьском порту, созданная в сентябре 1995 года. Цель образования Свободной таможенной зоны – развитие хозяйственной деятельности в Гданьском порту путем предложения потенциальным торговым партнерам выгодных финансовых условий: невзимание таможенных оплат, акцизного налога, налога на добавленную стоимость.

На территории зоны можно осуществлять такие виды деятельности, как торговую, погрузо-разгрузочную, складскую, производство готовых изделий, транспортные и экспедиторские услуги и др. При этом складируемые товары освобождаются от таможенных и налоговых оплат; возможны реэкспорт без таможенных и налоговых оплат, бессрочное складирование товаров. При ввозе товаров из зоны на территорию Польши таможенная ставка может снижаться, система скидок и освобождений определена польским таможенным законодательством.

На начало 2000 года в Польше существовало 17 Специальных  зон, но исследования показали, что  две из cущеcтвовавшиx CЭЗ не смогли пpивлечь инвеcтopoв (Мoдлин и Ченcтoxoва) и были закрыты. В настоящее время в Польше функционирует 15 зон, называемых Специальными экономическими зонами. За первые 5 лет существования польские СЭЗ привлекли более 2 миллиардов долларов и создали более 35 тысяч новых рабочих мест, что свидетельствует об эффективности функционирования специальных зон и грамотном подходе в привлечении инвестиций в страну.

Для предпринимателей, работающих в СЭЗ, действует освобождение от подоходного налога полностью  или частично. Использование налоговых освобождений и льгот зависит от выполнения индивидуальных для каждой СЭЗ условий, при этом значительную роль играют размеры инвестиций и количество создаваемых новых рабочих мест. При этом доходы предпринимателей, имеющих полное освобождение от уплаты налога, сохраняются на период времени, равный половине срока действия СЭЗ, а по истечении этого срока могут рассчитывать на освобождение от подоходного налога в размере 50%.

Предусмотрены такие налоговые льготы: освобождение от уплаты подоходного налога до уровня собственных инвестиционных издержек. Частичное освобождение от подоходного налога при создании новых рабочих мест, а именно: 25% налога за каждых 10 принятых работников (если принято 40 человек, то полное освобождение от подоходного налога на 10 лет, а по истечении этого срока только на 50%). В Польских СЭЗ допускаются так же использование повышенных амортизационных ставок и освобождение от уплаты местных налогов (например, налога на недвижимость).

Oдна из ocнoвныx  пpoблем, cвязанныx c CЭЗ, - этo pаcxoды пo иx coдеpжанию и инфpаcтpуктуpе, ocoбеннo в пеpвoначальный пеpиoд. Запуcк oднoй тoлькo CЭЗ cтoит бюджету oкoлo 5 млн. USD, xoтя в пеpcпективе эти cpедcтва дoлжны веpнутьcя в гocудаpcтвенную казну в фopме налoгoв oт физичеcкиx лиц и кocвенныx дoxoдoв для учаcтвующиx pегиoнoв. Также можно выделить такие проблемы как недocтатoчнocть иcxoднoгo капитала, неадекватная pекламная пoддеpжка кoнкpетныx пpoектoв и зoн, а также oтcутcтвие четкиx opганизациoнныx и админиcтpативныx указаний для пpедпpинимателей

 

Вывод: Польша сегодня активно использует опыт создания СЭЗ. Ведение бизнеса в польских СЭЗ доказало свою большую прибыльность для инвесторов. Тем не менее, поскольку разные СЭЗ предлагают разные конкретные условия деятельности, детальное знание постановлений, относящихся к каждой СЭЗ в отдельности, и внимательный подход к налоговой теме являются необходимыми условиями для получения налоговых льгот и их использования, кроме того, даже если в будущем налоговые льготы будут сокращены ,специальные экономические зоны в Польше будут и впредь привлекать иностранных инвесторов благодаря разнообразным формам государственной поддержки.

 

2.3. Свободные экономические зоны Китая.

 

В конце 70-х годов в результате начатой экономической системы  в Китае отказались от волюнтаризма в управлении национальной экономикой, административные методы управления были резко сокращены и заменены экономическими.

Было заявлено о создании впервые  в мире свободных экономических  зон в стране с социалистической ориентацией. Было признано, что руководство могло использовать опыт создания СЭЗ как экспериментальную базу в реорганизации национальной экономики в ходе проведения реформы экономической системы в Китае. Согласно теоретическим разработкам китайских ученых, СЭЗ создавались в малоосвоенном приморском поясе страны; процесс их формирования предусматривал три этапа общей продолжительностью 20-25 лет.

Информация о работе Свободная экономическая зона