Себестоимость продукции и пути её снижения на материалах ОАО «Лакокраска»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 20:42, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель курсовой работы состоит в изучении, на примере действующего отечественного предприятия, возможных путей снижения себестоимости его продукции.
Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных задач:
изучить суть понятия себестоимость продукции;
проанализировать особенности формирования себестоимости продукции предприятия;
разработать возможные пути снижения себестоимости продукции предприятия.

Содержание

Введение 4
1 Теоретические аспекты формирования себестоимости продукции 5
1.1 Сущность понятия себестоимости 5
1.2 Состав и классификация затрат на производство и реализацию продукции 8
1.3 Классификация себестоимости и методы её расчёта 16
2 Оценка себестоимости продукции и её анализ по статьям калькуляции и экономическим элементам 19
2.1 Характеристика предприятия и стратегия его развития 19
2.2 Стратегия развития предприятия 23
2.3 Анализ себестоимости продукции ОАО «Лакокраска» по статьям калькуляции и экономическим элементам 25
3 Рекомендации по снижению себестоимости на ОАО «Лакокраска» 37
Заключение 40
Список использованных источников 41

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа по экономике предприятия.docx

— 122.62 Кб (Скачать файл)

       МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

         Кафедра  экономики промышленных предприятий

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

  по дисциплине: Экономика организации (предприятия)

  на тему: Себестоимость продукции и пути её снижения на материалах ОАО «Лакокраска»

 

 

 

 

 

                       Студентка

                ФМ, 2-й курс, ДКУ-1      Н. В. Ревенко         

 

 

 

               Руководитель                                                  Т. В. Ступенёва

               ассистент

 

 

 

МИНСК 2012

 

РЕФЕРАТ

 

          Курсовая  работа: 41 с., 2 рис., 5 табл., 20  источников.

          ЗАТРАТЫ, ИЗДЕРЖКИ, КАЛЬКУЛЯЦИОННЫЕ СТАТЬИ РАСХОДОВ, ПРОДУКЦИЯ, СЕБЕСТОИМОСТЬ, СНИЖЕНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ.

     Объект исследования — себестоимость продукции и пути ее снижения.

     Предмет исследования — экономические отношения, которые возникают в процессе формирования себестоимости продукции предприятия.

     Цель работы: изучить на примере действующего отечественного предприятия себестоимость его продукции и определить возможные пути снижения себестоимости продукции.

     Методы  исследования: сравнительный метод,   описательный метод,  метод индукции, анализа литературы, нормативно-правовой документации, публикаций и статей,  аналитический метод.

     Исследования  и разработки: изучена структура себестоимости продукции ОАО «Лакокраска», дана оценка себестоимости продукции, разработаны конкретные предложения по ее снижению.

     Элементы  научной новизны: систематизация показателей себестоимости продукции ОАО «Лакокраска», разработка мер по снижению себестоимости.

     Область возможного практического  применения: практические разработки конкретных механизмов регулирования экономического и социального секторов,  научно-исследовательские работы по проблемам экономического развития предприятий.

     Технико-экономическая, социальная  значимость: использование разработок дает основу для проведения дальнейшего более глубокого научного  анализа экономического состояния ОАО «Лакокраска», а также определяет возможные пути ее дальнейшего развития.

     Автор  работы подтверждает, что приведенный  в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.                                                                                         

                                                                                     __________________________

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4

1 Теоретические аспекты формирования себестоимости продукции 5

1.1 Сущность понятия себестоимости 5

1.2 Состав и классификация затрат на производство и реализацию продукции 8

1.3 Классификация себестоимости и методы её расчёта 16

2 Оценка себестоимости продукции и её анализ по статьям калькуляции и экономическим элементам 19

2.1 Характеристика предприятия и стратегия его развития 19

2.2 Стратегия развития предприятия 23

2.3 Анализ себестоимости продукции ОАО «Лакокраска» по статьям калькуляции и экономическим элементам 25

3  Рекомендации по снижению себестоимости на ОАО «Лакокраска» 37

Заключение 40

Список использованных источников 41

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Получение наибольшего эффекта  с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает предприятие вопросы снижения себестоимости  продукции.

Непосредственной задачей  анализа являются: проверка обоснованности плана по себестоимости, прогрессивности  норм затрат; оценка выполнения плана  и изучение причин отклонений от него, динамических изменений; выявление  резервов снижения себестоимости; изыскание  путей их мобилизации.

Выявление резервов снижения себестоимости должно опираться  на комплексный технико-экономический  анализ работы предприятия: изучение технического и организационного уровня производства, использование производственных мощностей  и основных фондов, сырья и материалов, рабочей силы, хозяйственных связей.

Основная цель курсовой работы состоит в изучении, на примере действующего отечественного предприятия, возможных путей снижения себестоимости его продукции.

 Предметом курсовой работы являются экономические отношения, которые возникают в процессе формирования себестоимости продукции предприятия.

В качестве объекта курсовой работы выступает себестоимость продукции и пути ее снижения.

Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных задач:

  1. изучить суть понятия себестоимость продукции;
  2. проанализировать особенности формирования себестоимости продукции предприятия;
  3. разработать возможные пути снижения себестоимости продукции предприятия. 

Актуальность выбранной темы исследования определяется тем, что в последнее время в отраслях материального производства Республики Беларусь наблюдается рост себестоимости продукции, а в рыночной экономике в последнее время роль и значение себестоимости продукции для предприятия резко возрастают.

В данной курсовой работе использованы сравнительный, описательный, аналитический  методы исследования, метод индукции, изучение монографических публикаций и статей.

В ходе разработки данной работы использовалась различная литература: зарубежные и отечественные учебные пособия. Особенно широко использовался материал следующих книг: Л. Н. Нехорошева «Экономика предприятия», Г. В. Савицкая «Анализ хозяйственной деятельности предприятия», М. С. Мокий «Экономика предприятия», А. И. Ильин «Экономика предприятия». 

1 Теоретические аспекты формирования себестоимости продукции

 

1.1 Сущность понятия себестоимости

Затраты живого и общественного  труда в процессе производства составляют издержки производства. В условиях товарно-денежных отношений и хозяйственной  обособленности предприятий неизбежно  сохраняются различия между общественными  издержками производства и издержками предприятия.

Общественные издержки производства – это совокупность общественного  труда, находящая отражение в  стоимости продукции. Издержки предприятия  состоят из всей суммы расходов предприятия  на производство продукции и ее реализацию. Эти издержки, выраженные в денежной форме, называются себестоимостью и  являются частью стоимости продукта. В нее включают стоимость сырья, материалов, топлива, электроэнергии и  других предметов труда, амортизационные  отчисления, заработную плату производственного  персонала и прочие денежные расходы. Но всё же наибольшая доля в затратах на производство промышленной продукции  приходится на сырьё и основные материалы, а затем на заработную плату и  амортизационные отчисления.

Итак, себестоимость промышленной продукции – это текущие затраты  предприятия на производство и реализацию продукции, выраженные в денежной форме. Себестоимость продукции в обобщенном виде представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе ее производства и реализации природных, материальных, трудовых ресурсов, основных фондов и других затрат. Себестоимость отражает размер текущих затрат, имеющих производственный, некапитальный характер, обеспечивающих процесс простого воспроизводства на предприятии. Себестоимость является экономической формой возмещения потребляемых факторов производства.

Себестоимость продукции  является не только важнейшей экономической  категорией, но и качественным показателем, так как она характеризует  уровень использования всех ресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжении предприятия.

Как экономическая категория  себестоимость продукции выполняет  ряд важнейших функций:

  1. учёт и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции;
  2. база для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности;
  3. экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций в реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия;
  4. определение оптимальных размеров предприятия;
  5. экономическое обоснование и принятие любых управленческих решений и др.

Таким образом, себестоимость  как экономическая категория  выполняет учётную, расчетную и управленческую функции.

В рыночной экономике роль и значение себестоимости продукции  для предприятия резко возрастает. С экономических и социальных позиций значение снижения издержек и себестоимости продукции для предприятия заключается в следующем:

  1. снижение издержек позволяет предприятию высвободить оборотный капитал и ускорить его оборот;
  2. снижение издержек является основным источником роста прибыли и рентабельности производства, прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, а значит, предоставляет возможность не только простого, но и расширенного воспроизводства, материального стимулирования работников и решения многих социальных проблем коллектива предприятия;
  3. снижение себестоимости продукции позволяет улучшить финансовое состояние предприятия и снизить степень банкротства;
  4. снижение издержек позволяет предприятию увеличить диапазон регулирования цен и управлять по данному параметру конкурентоспособностью продукции;
  5. снижение себестоимости продукции (работ, услуг) в акционерных обществах является хорошей предпосылкой для выплаты дивидендов и повышения их ставки.

Таким образом, себестоимость  продукции представляет собой выраженные в денежной форме текущие затраты  предприятий на производство и реализацию продукции (работ, услуг).[1, с. 337 - 339]

В себестоимость продукции (работ, услуг) включаются:

  1. затраты, непосредственно связанные с производством продукции (работ, услуг), обусловленные технологией и организацией производства, включая материальные затраты и расходы на оплату труда работников, занятых производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг, расходы по контролю производственных процессов и качества выпускаемой продукции, сопровождению и гарантийному надзору продукции и устранению недостатков, выявленных в процессе эксплуатации;
  2. затраты, связанные с использованием природного сырья, в части затрат на рекультивацию земель, платы за древесину, отпускаемую на корню, а также платы за воду, которую промышленные предприятия забирают из водохозяйственных систем в пределах установленных лимитов, а сверх лимита – за счёт прибыли, остающейся в распоряжении предприятия;
  3. затраты на подготовку и освоение производства (на освоение новых предприятий, производств, цехов и агрегатов; на подготовку и освоение производства новых видов продукции и технологических процессов, включая затраты на научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы по их разработке, на содержание дирекции строящегося предприятия и др.);
  4. затраты некапитального характера, связанные с совершенствованием технологии и организации производства и управления, а также с улучшением качества продукции, повышением её надёжности, долговечности и других эксплуатационных свойств, осуществляемыми в ходе производственного процесса;
  5. затраты, связанные с изобретательством и рационализаторством: проведением опытно-экспериментальных работ, изготовлением и испытанием моделей и образцов по изобретениям и рационализаторским предложениям, организацией выставок, смотров, конкурсов и других мероприятий по изобретательству и рационализации, выплатой вознаграждений за создание и использование объектов промышленной собственности и рационализаторских предложений и т.п.;
  6. затраты на обслуживание производственного процесса (на обеспечение производства сырьём, материалами, топливом, энергией, инструментом, приспособлениями и другими средствами и предметами труда; на поддержание в рабочем состоянии основных средств (однако затраты на проведение модернизации оборудования и реконструкцию объектов основных средств в себестоимость не включаются); затраты на обеспечение выполнения санитарно-гигиенических требований и т.д.);
  7. затраты на обеспечение здоровых и безопасных условий труда и охраны труда, предусмотренных законодательством, включая расходы на приобретение изданий, публикующих нормативные правовые акты по вопросам условий и охраны труда и др.; расходы на лечение заболеваний, связанных с несчастными случаями на производстве и профессиональных заболеваний и др.;
  8. текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранительного назначения: очистных сооружений, расходы на захоронение экологически опасных отходов и другие виды природоохранных затрат;
  9. платежи за добычу природных ресурсов, выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду, плата за размещение отходов, а также суммы налога за переработку нефти и нефтепродуктов;
  10. затраты, связанные с управлением производством (содержание работников аппарата управления; затраты на командировки, связанные с производственной деятельностью, в соответствии с установленными законодательством нормами; содержание и обслуживание технических средств управления; оплата работ по сертификации продукции (работ, услуг); оплата консультационных, информационных и аудиторских услуг; оплата услуг банков по выдаче работникам заработной платы через учреждения банков; представительские расходы на прием и обслуживание иностранных делегаций и отдельных лиц);
  11. затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров;
  12. отчисления по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленным законодательством порядком;
  13. отчисления в специальные отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком;
  14. затраты на рекламу и маркетинговые услуги в пределах установленных норм;
  15. затраты по транспортировке работников к месту работы и обратно в направлениях, не обслуживаемых пассажирским транспортом общего пользования, а также дополнительные затраты, связанные с осуществлением работ вахтовым методом;
  16. выплаты, предусмотренные законодательством о труде, за неотработанное на производстве (неявочное) время;
  17. обязательные отчисления от всех видов оплаты труда;
  18. плата по процентам за ссуды, кроме процентов по просроченным и отсроченным ссудам и ссудам, полученным на восполнение недостатка собственных оборотных средств и на приобретение основных средств и нематериальных активов;
  19. затраты, связанные с содержанием помещений, предоставляемых бесплатно предприятиям общественного питания, обслуживающим трудовые коллективы;
  20. амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов, включая их индексацию, проводимую в соответствии с установленным порядком, а также износ по нематериальным активам;
  21. налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком;
  22. другие виды затрат, включаемые в себестоимость в соответствии с установленным законодательством порядком. [1, 2]

В фактической себестоимости  продукции (работ, услуг) также отражают:

  1. потери от брака;
  2. затраты на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание изделий;
  3. потери от простоев по внутрипроизводственным причинам;
  4. выплаты работникам, высвобождаемым с предприятий в связи с их реорганизацией и сокращением численности.

Соответственно в плановую себестоимость указанные виды затрат не включаются.

Эти затраты определяют структуру  и уровень себестоимости продукции. следует иметь ввиду, что происходящие изменения в технике, технологии и организации производства отражаются на количественном соотношении между  отдельными видами затрат.

 

1.2 Состав  и классификация затрат на  производство и реализацию продукции

 

По функциям деятельности предприятия в системе управления производством затраты подразделяются на:

  1. снабженческо-заготовительные;
  2. производственные;
  3. коммерческо-сбытовые;
  4. организационно-управленческие.

Деление затрат по функциям деятельности позволяет в планировании и учете определять величину затрат в разрезе подразделений каждой сферы, что является одним из важных условий организации внутрихозяйственного расчета. Непосредственное управление и контроль за хозрасчетной деятельностью  этих подразделений осуществляется путем учета и обобщения затрат по местам их возникновения (центрам  затрат) и центрам ответственности.

По экономической роли в процессе производства продукции затраты подразделяются на основные и накладные.

Основными называются затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом производства: сырье и материалы, топливо и энергия на технологические цели, расходы на оплату труда производственных рабочих и др.

Накладные расходы образуются в связи с организацией, обслуживанием производства и управлением им. Они состоят из комплексных общепроизводственных и общехозяйственных расходов. Величина этих расходов зависит от структуры управления подразделениями, цехами и предприятиями.

По способу включения в себестоимость продукции затраты подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые затраты связаны с производством определенного вида продукции и могут быть прямо и непосредственно отнесены на ее себестоимость. Это расходы сырья и основных материалов, заработная плата рабочих и др.

Косвенные затраты связаны с выпуском нескольких видов продукции, например, затраты по управлению и обслуживанию производства. Они включаются в себестоимость конкретных изделий с помощью специальных расчетов распределения. Выбор базы распределения обуславливается особенностями организации и технологии производства и устанавливается отраслевыми инструкциями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции.

Информация о работе Себестоимость продукции и пути её снижения на материалах ОАО «Лакокраска»