Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 20:42, курсовая работа
Основная цель курсовой работы состоит в изучении, на примере действующего отечественного предприятия, возможных путей снижения себестоимости его продукции.
Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных задач:
изучить суть понятия себестоимость продукции;
проанализировать особенности формирования себестоимости продукции предприятия;
разработать возможные пути снижения себестоимости продукции предприятия.
Введение 4
1 Теоретические аспекты формирования себестоимости продукции 5
1.1 Сущность понятия себестоимости 5
1.2 Состав и классификация затрат на производство и реализацию продукции 8
1.3 Классификация себестоимости и методы её расчёта 16
2 Оценка себестоимости продукции и её анализ по статьям калькуляции и экономическим элементам 19
2.1 Характеристика предприятия и стратегия его развития 19
2.2 Стратегия развития предприятия 23
2.3 Анализ себестоимости продукции ОАО «Лакокраска» по статьям калькуляции и экономическим элементам 25
3 Рекомендации по снижению себестоимости на ОАО «Лакокраска» 37
Заключение 40
Список использованных источников 41
б) полномочий лица, принимающего решение (затраты, которые являются заданными на уровне начальника цеха, могут оказаться регулируемыми на уровне директора предприятия).
Деление затрат на регулируемые
и нерегулируемые необходимо предусмотреть
в отчетах об исполнении сметы
по центрам ответственности. Это
позволит выделить сферу ответственности
каждого менеджера и оценить
его работу в части контроля за
затратами подразделения
На результаты деятельности предприятия существенное влияние оказывает деление затрат на производительные (эффективные) и непроизводительные (неэффективные).
Эффективные – это производительные затраты, в результате которых получают доходы от реализации тех видов продукции, на выпуск которых были произведены эти затраты.
Неэффективные затраты – это затраты непроизводительного характера, в результате которых не будут получены доходы, так как не будет произведен продукт. Это потери на производстве. К ним относятся потери от брака, простоев, недостачи и порча товарно-материальных ценностей и др. Обязательность выделения неэффективных затрат трактуется тем, чтобы не допустить проникновения потерь в планирование и нормирование.
Важное значение в управлении
затратами имеет система
Контролируемые – это затраты, которые поддаются контролю со стороны субъектов управления. По своему составу они отличаются от регулируемых, так как имеют целевой характер и могут быть ограничены какими-то отдельными расходами.
Неконтролируемые – это затраты, не зависящие от деятельности субъектов управления. Например, изменение цен на топливно-энергетические ресурсы и т.п.
Важным условием эффективного контроля затрат является их деление на затраты в пределах норм (стандартов) и по отклонениям от них. На основании имеющейся информации об отклонениях по затратам руководитель может выработать и осуществить корректирующие воздействия. Он может выбрать одну из трех линий поведения: ничего не предпринимать, устранить отклонения или пересмотреть нормы (стандарты). При построении системы контроля затрат необходимо определить:
1) систему подконтрольных показателей, состав и уровень детализации подконтрольных показателей;
2) сроки представления отчетности;
3) распределение ответственности за полноту, своевременность и достоверность информации, содержащейся в отчетах по затратам.
1.3 Классификация себестоимости и методы её расчёта
Различают следующие виды себестоимости по принципу возникновения затрат в процессе хозяйственной деятельности предприятия и последовательности их формирования: цеховая, производственная и полная.
Цеховая себестоимость представляет собой затраты цеха, связанные с производством продукции. Для целей анализа может определяться себестоимость продукции (работ, услуг) участка, смены, бригады.
Производственная
ФСЗ = С цех(1+α озр),
где С цех - цеховая себестоимость, руб.;
αозр - общезаводские расходы, доли единицы.
Полная себестоимость отражает все затраты на производство и реализацию продукции, слагается из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов (расходы на тару и упаковку, транспортировку продукции, прочие). Полная себестоимость определяется по формуле
С пол
= ФСЗ(1+β вн),
где С пол – полная себестоимость, руб.;
ФСЗ –
фабрично-заводская
β вн – непроизводственные расходы, доли единицы.
Также различают индивидуальную и среднеотраслевую себестоимость.
Индивидуальная себестоимость обусловливается конкретными условиями, в которых действует то или иное предприятие.
Среднеотраслевая
В зависимости от цели (планирования, учёта, анализа) могут использоваться следующие разновидности себестоимости: себестоимость валовой, товарной или реализованной продукции, себестоимость сравнимой товарной продукции.
В себестоимость товарной продукции включают все затраты предприятия на производство и сбыт товарной продукции в разрезе калькуляционных статей расходов. Себестоимость реализуемой продукции равна себестоимости товарной за вычетом повышенных затрат первого года массового производства новых изделий, возмещаемых за счёт фонда освоения новой техники, плюс производственная себестоимость продукции, реализованной из остатков прошлого года. Затраты, возмещаемые за счёт фонда освоения новой техники, включаются в себестоимость товарной, но не входят в себестоимость реализуемой продукции. Они определяются как разница между плановой себестоимостью первого года массового производства изделий и себестоимостью, принятой при утверждении цен:
С р
= С т – З н
+ (С п2 – С п1),
где Ср - себестоимость реализованной продукции;
С т - себестоимость товарной продукции;
З н – повышенные затраты первого года массового производства новых изделий, возмещаемые за счёт фонда освоения новой техники;
С п1,С п2 – производственная себестоимость остатков нереализованной (на складах и отгруженной) продукции соответственно на начало и конец года.
Различают также плановую, расчётную и отчётную (фактическую) себестоимость.
Производственную
С в = З пр – З н ± Об ±Он, (1.4)
Ст = Св ± Онп, (1.5)
где С в, Ст – производственная себестоимость валовой и товарной продукции;
З пр – производственные затраты;
З н – затраты, не включаемые в состав валовой продукции;
Об – изменение остатков расходов будущих периодов (прирост «», сокращение «+»);
Он – изменение остатков предстоящих расходов (прирост «+», сокращение «»);
Онп – изменение остатков незавершенного производства (прирост «», сокращение «+»).
Полная себестоимость товарной продукции определяется по формуле
Стп = Ст + Рв , (1.6)
где Рв – внепроизводственные расходы.
Полная себестоимость
реализованной продукции
Сср = Стп ± О , (1.7)
где Ог – изменение остатков годовой продукции на сладе.
Из общей величины себестоимости товарной продукции может быть выделена себестоимость сравнимой товарной продукции. К ней относится продукция, изготовлявшаяся в прошлом году и изготавливаемая в данном периоде.
Все вышеперечисленные виды
себестоимости продукции
Плановая себестоимость отражает максимально допустимую величину затрат на следующий плановый период. Она включает только те затраты, которые при данном уровне те затраты, которые при данном уровне техники и технологии, организации производства и труда являются для предприятия необходимыми.
Расчётная себестоимость используется в технико-экономических расчётах по обоснованию различных проектов внедрения новой техники, инвестиционных проектов.
Отчётная (фактическая) себестоимость отражает степень выполнения плановых заданий по снижению себестоимости на основе сопоставления плановой величины себестоимости по отдельным составляющим с фактическим. Фактическая себестоимость может отличаться от плановой. Экономия, т.е. снижение фактической себестоимости по сравнению с плановой свидетельствует о лучшем использовании всех видов ресурсов.
Все вышеперечисленные виды себестоимости отражают текущие затраты предприятия на производство всего объема продукции. В основе их формирования лежит группировка затрат по экономическим элементам. [1, 3]
При расчёте себестоимости продукции используются следующие методы.
Пофакторный метод. Его суть заключается в определении влияния технико-экономических факторов на издержки производства и реализации в планируемом году по сравнению с предыдущим.
Сметный метод. Он предполагает обоснование каждой статьи себестоимости с помощью специальной сметы затрат. Смета может составляться как на отдельные комплексные статьи расходов, так и в целом на объем валовой, изготовленной и реализуемой продукции.
Метод калькуляций. С помощью этого метода обосновывается величина затрат на производство единицы продукции, работ, услуг или их структурных элементов, например детали, узла. В дальнейшем калькуляции применяются при планировании себестоимости валовой, изготовленной и реализованной продукции, смет затрат и свода затрат по предприятию.
Нормативный метод. Уровень затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг рассчитывается на основе заранее составленных норм и нормативов. Этот метод широко применяется при составлении калькуляций и смет затрат. Важнейшим преимуществом данного метода является возможность обособленного учёта отклонений от действующих норм и причин.
Метод прямого счёта. Применяется в тех случаях, когда между расходом исходного сырья и количеством конкурентной продукции существует однозначная количественная зависимость.
Метод исключения затрат состоит в том, что все продукты и полуфабрикаты, получаемые на соответствующем переделе, кроме основного, считаются попутными.
Метод распределения затрат
применяется в тех
Комбинированный метод применяется в тех случаях, когда одновременно получается несколько основных и попутных продуктов и полуфабрикатов.
2 Оценка себестоимости продукции и её анализ по статьям калькуляции и экономическим элементам
2.1 Характеристика предприятия и стратегия его развития
ОАО «Лакокраска» является лакокрасочным предприятием в Беларуси, производящим современные лакокрасочные материалы в больших объёмах.
Строительство завода в г. Лида было обосновано существованием в регионе значительных объёмов машиностроения, отсутствием лакокрасочных производств, наличием в городе трудовых ресурсов, крупного железнодорожного узла. Проект завода был разработан институтом лакокрасочной подотрасли ГИПИ ЛПК. Оборудование поставлено из Венгрии, Германии, Польши.
Первая очередь завода была сдана в эксплуатацию в 1965 г. в начале семидесятых годов вступила в строй вторая часть завода. В 1976 году в кооперации с Польской Народной Республикой был построен и сдан в эксплуатацию цех по производству фталевого ангидрида – третья очередь завода. Это производство было модернизировано в 2003 г.
Проектируемый вначале, как завод республиканского значения, он стал одним из крупнейших предприятий лакокрасочной подотрасли химической промышленности СССР. Среднегодовая мощность по производству лакокрасочных материалов составляет 65,3 тыс. тонн в год.
В составе завода 10 цехов и 2 производство, из них – 3 цеха и 2 производство являются технологическими.
На предприятии существует
ряд вспомогательных цехов, обслуживающих
и обеспечивающих основное производство:
цех водоснабжения и
Для очистки сточных вод
впервые в лакокрасочной
Предприятие владеет технологиями
и имеет необходимое
Организационно-управленческая структура ОАО «Лакокраска» имеет линейно-функциональную подчинённость, направленную на достижение максимального эффекта от реализации политики в области качества и конкурентоспособности продукции.
Общее собрание акционеров является высшим органом управления. К компетенции собрания относятся: изучение устава Общества, избрание членов наблюдательного совета, утверждение годовых отчётов, бухгалтерских балансов, определение организационной структуры Общества, определение основных направлений Общества.
Наблюдательный совет является органом управления, осуществляющим общее руководство деятельности Общества в период между собраниями акционеров.
Информация о работе Себестоимость продукции и пути её снижения на материалах ОАО «Лакокраска»