Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 20:21, реферат
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических аспектов налогов и налогообложения, определение наиболее эффективных путей развития и совершенствования налоговой системы Республики Беларусь.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
- определить экономическую сущность налогов и их функции в рыночной экономике;
- рассмотреть классификацию налогов по различным признакам;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ…….6
1.1 Налоги: их экономическая сущность, функции и классификация..……….6
1.2. Характеристика основных принципов налогообложения………………..14
1.3.Правовое регулирование налоговой системы Республики Беларусь.........17
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………………….21
2.1.Анализ налогов и отчислений, уплачиваемых из выручки.………............21
2.2.Анализ налогов и отчислений, уплачиваемых из прибыли……………….27
2.3.Анализ налогов и отчислений, относимых на себестоимость продукции.31
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ….……………………………….......38
3.1. Направления совершенствования налоговой системы Республики Беларусь………………………………………………………………………......38
3.2. Оптимизация налоговой нагрузки в Республике Беларусь………………44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………
Однако фискальная функция не учитывает другого важного свойства - стимулирования лучшего и более эффективного использования имеющихся ресурсов: труда, капитала, природных ресурсов. [7, с. 20]
Стимулирующая функция налогов реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений), увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др.
Для стимулирующей функции характерны две основные черты. Во-первых, стимулирование социально-экономической деятельности приоритетных для государства направлений через различные виды льгот по налогам и преференции. Никакая другая функция налогов не обладает непосредственно стимулирующими свойствами. Во-вторых, мобилизация и аккумуляция финансовых ресурсов в централизованном фонде финансовых ресурсов государства. Данная черта характерна и для фискальной функции. [8, с. 261]
Из сущности налогов вытекает распределительная, а точнее, перераспределительная функция. Она обеспечивает процесс перераспределения части совокупного общественного продукта, главным образом чистого дохода, и направления одной его части на расширенное воспроизводство израсходованных факторов производства, а другой - в централизованный фонд государственных ресурсов, т.е. в бюджет государства в форме налогов. В этой функции реализуется общественное назначение налогов как особого централизованного инструмента распределительных отношений. [7, с. 21-22]
Сегодня регулирующие функции государства настолько велики, что можно рассматривать отдельно эти процессы как проявление регулирующей функции налогов. Это обусловлено тем, что налоги оказывают влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Необходимость регулирования экономических процессов порождена функциями государства по регулированию экономики.
Регулирующая функция неотъемлема от других функций налогов. Расширение налогового метода изъятия и мобилизации государством части дохода хозяйствующих субъектов происходит при постоянном соприкосновении всех функций в процессе производства. Каждая функция отражает определенную сторону налоговых отношений. Фискальная функция отражает отношение налогоплательщика к государству, основанное на максимальной мобилизации ресурсов в бюджет. Регулирующая функция отражает отношение государства к налогоплательщику в создании благоприятных условий для развития экономики.
Несмотря на то, что функции налогов взаимосвязаны, каждая из них имеет определенные границы самостоятельности и обособленности. [7, с. 23]
Значительное место в теории налогов занимает проблема их классификации, т. е. системной группировки по различным признакам. Классификация налогов имеет не только научно-познавательный характер, но и практические цели, такие, как более обоснованное применение налогов, проведение необходимых аналитических расчетов, составление отчетности и т. д. [1, с. 30]
Существует множество
Другая известная
Прямые налоги направлены на имущественные
объекты или прибыль
Прямые налоги подразделяются на реальные и личные. Реальные налоги построены без учета личности плательщика и уровня доходности объекта обложения. Сам факт наличия имущества является основанием для обложения. Первыми видами реальных налогов были поземельный и подомовой. В Республике Беларусь к личным налогам относят налог на прибыль, подоходный налог, транспортный сбор и др. К реальным налогам – налог на недвижимость, земельный налог (для физических лиц) и др.
Косвенные налоги включаются в виде надбавки в цену товаров (работ, услуг) или тарифа на услуги и оплачиваются потребителями. Согласно ст. 6 Налогового кодекса Республики Беларусь к косвенным налогам отнесены налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенная пошлина, налог с продаж и др. [1, с. 45]
В зависимости от распределения взысканных сумм между бюджетами различных уровней налоги делятся на закрепленные и регулирующие. Закрепленными называют налоги, которые на длительный период полностью или в определенной части закреплены как доходный источник конкретного бюджета. Например, подоходный налог является доходом местного бюджета. Регулирующие налоги ежегодно перераспределяются между бюджетами различных уровней с целью покрытия дефицита. В качестве регулирующих в Республике Беларусь используются акцизы, НДС, налог на прибыль. Распределение сумм этих налогов между различными бюджетами происходит при утверждении республиканского бюджета на конкретный год. [14, с. 34-35]
По степени компетенции органов власти различных уровней в отношении решения вопросов установления и введения в действие налогов выделяют государственные и местные налоги. Государственные налоги устанавливаются верховной властью, взимаются на основе государственного законодательства и поступают в госбюджет. Согласно ст. 8 Налогового кодекса республики Беларусь к государственным налогам относятся: НДС, акцизы, прибыль, подоходный налог, экологический, земельный, регистрационный, оффшорный сбор, гербовый сбор. Местные налоги взимаются местными органами самоуправления на соответствующей территории и поступают в местные бюджеты. Согласно ст. 9 Налогового кодекса Республики Беларусь к местным налогам относятся: курортный сбор, налог за владение собаками, сбор с заготовителей.[12, с.11]
Налоги по порядку их использования подразделяются на общие и целевые (специальные). Общие налоги обезличиваются и поступают в бюджет для финансирования общегосударственных мероприятий. Целевые налоги зачисляются в обособленные целевые бюджетные или внебюджетные фонды.
Существуют и другие основания деления налогов на виды, например, по субъекту налогообложения (налоги с юридических и физических лиц), по объекту налогообложения (налоги от выручки, от фонда заработной платы, от прибыли, имущественные налоги и т.д.), по периодичности уплаты (регулярные и разовые), по методу налогообложения (равные, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные), по срокам уплаты (срочные, периодично-календарные) и т.д. В качестве критерия деления налогов на виды можно взять любой системный признак налога. [14, с. 34-35]
1.2. Характеристика
основных принципов
Принципы налогообложения - это исходные, базовые категории и положения, по которым формируется налоговая система в конкретных динамических условиях экономики страны.
Следует отметить, что практика налогообложения, исчисляемая столетиями, разработала основные принципы построения налоговой системы, не устаревшие до нашего времени. Эти принципы, или правила, впервые сформулировал Адам Смит в 1776 г. в своих «Исследованиях о природе и причинах богатства народов».
Кроме классических принципов с течением времени сложился комплекс требований, предъявляемых как со стороны государства, так и плательщиков:
1. Принцип всеобщности, выражающий единый подход к налогоплательщикам независимо от источника дохода.
2. Принцип однократности обложения одного и того же объекта за определенный период.
3. Принцип стабильности налоговой системы в течение длительного времени.
4. Принцип оптимальности налоговых изъятий, т. е. обеспечение государства налоговыми доходами при относительно небольшом количестве налогов и справедливой тяжести обложения юридических и физических лиц.
5. Принцип множественности налогов и их исчерпывающий перечень.
6. Принцип подвижности налогов. [5, с. 32-33]
В Республике Беларусь разработан Налоговый Кодекс, который является единым систематизированным сводом законов государства, регулирующим отношения в области налогообложения, сборов и пошлин, где отражены основные принципы налогообложения Республики Беларусь (статья 2 НК РБ):
1. Каждое лицо обязано
2. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины), а также обладающие установленными НК РБ признаками налогов, сборов (пошлин) иные взносы и платежи, не предусмотренные НК РБ либо установленные в ином порядке, чем это определено Конституцией, НК РБ, актами Президента;
3. Налогообложение в Республике
Беларусь основывается на
4. Не допускается установление
налогов, сборов (пошлин) и льгот
по их уплате, наносящих ущерб
национальной безопасности
5. Допускается установление
1.3. Правовое регулирование налоговой системы Республики Беларусь
Налоговая система – совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания. [8, c. 263]
Новая, ориентированная на рынок система налогообложения была введена в Республике Беларусь с начала 1992 г. Строилась она с учетом наиболее приемлемых для изменившейся в стране политической и экономической обстановки зарубежных моделей налогообложения, а также российских нововведений в этой сфере. Основу ее составлял Закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», а также специальные акты налогового законодательства, определяющие по каждому виду налога конкретные объекты обложения, порядок уплаты, ставки и льготы. [26, с. 3]
К настоящему времени в республике создана систематизированная нормативно-методическая база налогообложения. Важнейшим шагом в этом направлении стало принятие Налогового Кодекса - единого систематизированного законодательного акта в сфере налогообложения. Он был принят Палатой представителей и одобрен советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в декабре 2002 г. НК РБ упорядочивает все законодательные акты, действующие в налоговой сфере. [15, с. 37]
С 1 января 2004 г. была введена в действие Общая часть Налогового Кодекса Республики Беларусь. Ее принятие явилось заметной вехой в развитии налогового законодательства в нашей стране.
НК РБ устанавливает систему налогов, сборов (пошлин), взимаемых в бюджет Республики Беларусь, основные принципы налогообложения в Республике Беларусь, регулирует властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налогов, сборов (пошлин) и отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов, действий их должностных лиц, а также устанавливает права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством. [3, с. 61]
Общая часть НК РБ состоит из четырех разделов. Каждый из разделов регламентирует отдельную сферу налоговых отношений. Содержание этих сфер непосредственно отражается в названии разделов: «Общие положения», «Налоговое обязательство», «Налоговый учет и налоговый контроль», «Налоговые и таможенные органы». В составе названных разделов выделено 11 глав, которые конкретизируют нормативную правовую информацию: каждая глава Общей части содержит несколько статей, в которых продолжена детализация отдельных направлений налоговых отношений, обозначенных в названии главы. [15, с. 39-40]