Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 20:21, реферат
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических аспектов налогов и налогообложения, определение наиболее эффективных путей развития и совершенствования налоговой системы Республики Беларусь.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
- определить экономическую сущность налогов и их функции в рыночной экономике;
- рассмотреть классификацию налогов по различным признакам;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ…….6
1.1 Налоги: их экономическая сущность, функции и классификация..……….6
1.2. Характеристика основных принципов налогообложения………………..14
1.3.Правовое регулирование налоговой системы Республики Беларусь.........17
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………………….21
2.1.Анализ налогов и отчислений, уплачиваемых из выручки.………............21
2.2.Анализ налогов и отчислений, уплачиваемых из прибыли……………….27
2.3.Анализ налогов и отчислений, относимых на себестоимость продукции.31
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ….……………………………….......38
3.1. Направления совершенствования налоговой системы Республики Беларусь………………………………………………………………………......38
3.2. Оптимизация налоговой нагрузки в Республике Беларусь………………44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………
Все это привело к тому, что позиция страны в рейтинге по показателю "Налогообложение" поднялась с 183-го до 156-го места. [29, с. 9]
Создание налоговой системы, адекватной потребностям социально ориентированной экономики, должно предусматривать комплексность и целенаправленность в формировании системы налоговых и неналоговых платежей, базирующихся на единой правовой основе. Требование комплексности определяется тем, что налоги и все целевые платежи и отчисления должны быть связаны между собою, органически дополнять друг друга, не противоречить целям проводимой налоговой политики. [10, с. 59-60]
Таким образом, проблемы совершенствования налоговой системы Республики Беларусь в условиях экономической интеграции требуют принятия кардинальных решений по реформированию системы налогообложения на основе научно обоснованного подхода и фактического анализа налогообложения на общегосударственном уровне.
Налоговая
политика в нашей стране непроизвольно
носит сдерживающий характер, хотя
такое направление в
Достигнуть
снижения налоговой нагрузки можно
используя следующие методы: сокращение
количества налогов, рационализация
структуры налогов, оптимизация
налогооблагаемой базы, упрощение механизма
исчисления и взимания налогов. Вопрос
об оптимальности общей налоговой
нагрузки на экономику или тяжести
налогового бремени при проведении
налоговых реформ всегда выдвигается
на одно из первых мест. С целью усиления
контроля за использованием государственных
средств большинство
Статистика оценивает тяжесть налогового бремени на макроуровне как отношение общей суммы налогов и сборов к ВВП. Проследим изменение налоговой нагрузки на экономику страны за ряд последних лет (рис. 3.1).
Рис.3.1. Динамика налоговой нагрузки за 2005 – 2010 года, % ВВП
Примечание. Источник: [9]
Таким образом, в 2005 году налоговая нагрузка экономики страны составила 32,1 % (или 43,4 % - с учетом ФСЗН), что несколько выше уровня предыдущего года. Это достаточно тревожная тенденция реального, хотя и не столь значительного, увеличения налоговой нагрузки на экономику указывало на опасность замедления темпов экономического роста с вытекающими от сюда осложнениями в формировании доходов бюджета, а, следовательно, и в реализации приоритетных программ социального развития.
Ориентация на ужесточение налогового режима без учета реальной платежеспособности налогоплательщиков приводит, как правило, к результатам, обратным ожидаемым. В Беларуси наметилось массовое уклонение от налогов, сокращение налоговой базы. Это побудило государство пойти на постепенное снижение тяжести налогового пресса.
В динамике налоговой нагрузки на экономику республики в 2007г. произошли позитивные изменения: она снизилась с 34,4% до 34 % ВВП. Это довольно заметное снижение, которое произошло в первую очередь за счет отменены чрезвычайного налог и отчисления в государственный фонд содействия занятости, налог на доходы в виде дивидендов, сбор с пользователей за осуществление охоты и рыболовства, исключение из перечня подакцизных товаров ювелирных изделий, облагавшиеся ранее по ставке 5 %. Помимо этого, из налоговой базы по НДС и акцизам исключены сборы за таможенное оформление, взимаемые при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь. Существенные изменения претерпел экологический налог – платежи за геологоразведочные работы объединились с платежами за использование природных ресурсов. Кроме того, в состав этого налога были включены платежи за производство и (или) импорт стеклянной тары и тары на основе бумаги и картона. Эти меры обеспечили снижение налоговой нагрузки на 0,8 % к ВВП. [25, с. 17]
В 2008-2009 году также наблюдалось снижение налоговой нагрузки с 30,1 до 27,5 % ВВП, но следует отметить, что это снижение обусловлено недополучением налоговых доходов из-за кризиса.
Вводя новые или отменяя прежние налоги, манипулируя ставками, используя систему льгот, пропагандируя принципы налоговой культуры и ответственности, государство не просто формирует бюджет, а создает в обществе социально-экономическую базу и нравственную атмосферу. [27]
Наблюдается снижение также налоговой нагрузки до отметки 27,5% за 2010 год. Причина такого значительного снижения непосредственно связана с упразднением ряда налоговых платежей, снижением ставок налогов, сокращением объектов налогообложения и исключением отдельных субъектов из состава плательщиков налогов, что обусловило более низкий темп роста налоговых доходов бюджета (темп роста 98,6 процента) по отношению к росту ВВП (темп роста – 107,6 процента). [22]
В 2010 году отменены сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, налог на приобретение автотранспортных средств и налог с продаж, а также сбор с пользователей за парковку (стоянку) транспортных средств. Также изменения затронули и экологический налог. Данные мероприятия поспособствовали снижению налоговой нагрузки в 2010 году.
В целях снижения и оптимизации налоговой нагрузки, а также совершенствования налоговой системы в стране в целом в 2011 году внесены значительные изменения в порядок исчисления налогов, которые позволят
субъектам хозяйствования, в том числе малому и среднему бизнесу (МСБ), почувствовать уменьшение налогового бремени. Наиболее существенные изменения коснулись порядка исчисления косвенных и прямых налогов.
Таким образом, отменены сбор на развитие территорий, налог на услуги и три платежа в составе экологического налога (за переработку нефти и нефтепродуктов; за перемещение по территории республики нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами транзитом; за производство и (или) импорт товаров, содержащих в своем составе 50 и более процентов летучих органических соединений).
Налог на прибыль с 2011 года исчисляется по итогам налогового периода – календарного года. Уплата налога на прибыль производится ежеквартально текущими платежами. Также с 2011 года существенно упростился порядок применения льготы по налогу на прибыль в связи с финансированием капитальных вложений. [25, с. 19]
В целом реализация данных направлений должна обеспечить снижение налоговой нагрузки в 2011 году предположительно до 27,1% к ВВП. [19]
Базисными условиями 2012 года при обеспечении стабильности валюты, невысокого уровня инфляции и своевременного обслуживания внешнего долга стали мероприятия по снижению налога на прибыль с 24% до 18%, поддержка инновационных и импортозамещающих производств. Планируется также произвести выход на бездефицитный бюджет 2012 года. Таким образом, можно сказать, что 2012 – это будет год в определённой степени экономического роста и сбалансированного развития. [28]
Таким образом, исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что в настоящее время в налоговой системе Беларуси проходит процесс преобразования, который направлен на совершенствование способов взимания налогов, корректировку совокупности налогов и сборов, подлежащих уплате в бюджет, на совершенствование действующего законодательства в сфере налогообложения, приведение его к международным стандартам, оптимизацию налоговой нагрузки на экономику страны.
Решение
данных задач затруднено вследствие
того, что в Республике Беларусь
бюджетно-налоговая система, ориентированная
на условия функционирования рыночной
экономики, проходит этап становления.
Идет процесс отработки фискальной
политики, форм и методов регулирования
социально-экономических
Налогообложение, начиная с 1992 г., находится в состоянии постоянного реформирования. Оно корректируется и дополняется. Это выражается в апробации видов налогов, их ставок, налоговых льгот, определения структуры республиканских и местных налогов, уточнении их функциональной роли, в выборе ориентации на прямую или косвенную форму обложения и т. д. [27]
Поэтому, успех проводимых мероприятий напрямую будет зависеть от того, смогут ли органы государственной власти, отвечающие за формирование основных направлений налоговой политики, правильно сориентироваться в складывающейся на данный момент ситуации и принять правильные решения, способствующие эффективному развитию налоговой системы республики Беларусь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам написания данной курсовой работы можно сделать определенные выводы:
1. Налогообложение представляет собой объективную реальность, связанную с существованием государства, которое посредством налогов не только формирует бюджет и обеспечивает финансовую базу для расходов государства, но и активно использует его в качестве механизма государственного регулирования экономических отношений. Беларусь в данном случае также не является исключением.
Налоги выполняют 4 основные функции: фискальную, стимулирующую, распределительную, регулирующую. Расширение налогового метода изъятия и мобилизации государством части дохода хозяйствующих субъектов происходит при постоянном соприкосновении всех функций в процессе производства.
2. В налоговой системе Республики Беларусь существует множество классификаций платежей налогового характера по различным основаниям: по способу изъятия (прямые и косвенные); по методам управления (республиканские и местные); по субъекту налога (налоги с физических лиц, с юридических лиц, смешанные налоги); по целевому назначению (общие и специальные). Существуют и другие основания деления налогов на виды.
3. Выделяют 2 группы принципов налогообложения. Первая группа включает всеобщие, или функциональные принципы, которые так или иначе используются в налоговых системах стран мирового сообщества. О них писали в своих трудах А. Смит, Д. Рикардо и А. Вагнер. Некоторые из фундаментальных принципов налогообложения в полной мере применяются в нашей стране (например, принцип всеобщности), некоторые – лишь частично (например, принцип удобности и справедливости), а некоторые вовсе не входят в систему правовых отношений налогоплательщиков с государством (например, принцип простоты). Вторые - функциональные, или организационно-правовые, принципы построения налоговой системы, которые формулируются в конкретных условиях общественно-политического и социально-экономического развития страны;
4. Основным нормативно-правовым актом, регулирующим разработку и проведение налоговой политики в Республике Беларусь является Налоговый Кодекс Республики Беларусь.
5. В 2009-2010 годах налоговые доходы играли немаловажную роль в структуре всех доходов государственного бюджета Республики Беларусь, именно они составили наибольшую долю поступлений денежных ресурсов в бюджет. При этом из года в год абсолютная величина этих поступлений только увеличивается. Так, если в бюджете на 2009 год налоговые доходы составляли 41 304,7 млрд. рублей, что составляло 88,4 % от всей суммы доходов (46 740,8. рублей), то в бюджете на 2009 год налоговые доходы представлены в сумме 44 874,7 млрд. рублей, а это 92 % от всей величины поступлений в бюджет (48 772,8 млрд. рублей).
6. Современная система налогообложения в Республике Беларусь характеризуется разнообразием общего числа налогов, взимаемых в бюджет Республики Беларусь, фискальной направленностью, преобладанием косвенной формы обложения, а также неравномерностью распределения налоговой нагрузки между субъектами хозяйствования. Очевидно, что в таком случае налоговая система требует пересмотра и разработки мер по ее совершенствованию;
7. Основной целью бюджетно-финансовой и налоговой политики на предстоящее пятилетие является повышение конкурентоспособности национальной экономики, совершенствование применяемой в республике налоговой системы. Для её реализации предусматривается:
-дальнейшее снижение налоговой нагрузки на экономику путем уменьшения налогового давления на прибыль и фонд заработной платы;
- введение общепринятого в мировой практике механизма переноса убытков на будущие периоды;
-расширение сферы применения упрощенной системы налогообложения;
-продолжение работы по совершенствованию налогового администрирования, в том числе за счет расширения сферы применения системы электронного налогового декларирования.
8. Основной целью на современном этапе является воздействие налогового механизма на стабилизацию экономики и проведение такой налоговой политики, которая будет реально учитывать все существующие на данный момент проблемы в сфере налогообложения и разрабатывать мероприятия, направленные непосредственно на их ликвидацию или частичное снижение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ