Система налогообложения и повышение эффективности ее функционирования на примере Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 20:21, реферат

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических аспектов налогов и налогообложения, определение наиболее эффективных путей развития и совершенствования налоговой системы Республики Беларусь.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
- определить экономическую сущность налогов и их функции в рыночной экономике;
- рассмотреть классификацию налогов по различным признакам;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ…….6
1.1 Налоги: их экономическая сущность, функции и классификация..……….6
1.2. Характеристика основных принципов налогообложения………………..14
1.3.Правовое регулирование налоговой системы Республики Беларусь.........17
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………………….21
2.1.Анализ налогов и отчислений, уплачиваемых из выручки.………............21
2.2.Анализ налогов и отчислений, уплачиваемых из прибыли……………….27
2.3.Анализ налогов и отчислений, относимых на себестоимость продукции.31
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ….……………………………….......38
3.1. Направления совершенствования налоговой системы Республики Беларусь………………………………………………………………………......38
3.2. Оптимизация налоговой нагрузки в Республике Беларусь………………44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

налоги.docx

— 317.15 Кб (Скачать файл)

Все это  привело к тому, что позиция  страны в рейтинге по показателю "Налогообложение" поднялась  с 183-го до 156-го места. [29, с. 9]

Создание налоговой системы, адекватной потребностям социально ориентированной экономики, должно предусматривать комплексность и целенаправленность в формировании системы налоговых и неналоговых платежей, базирующихся на единой правовой основе. Требование комплексности определяется тем, что налоги и все целевые платежи и отчисления должны быть связаны между собою, органически дополнять друг друга, не противоречить целям проводимой налоговой политики. [10, с. 59-60]

Таким образом, проблемы совершенствования налоговой системы Республики Беларусь в условиях экономической интеграции требуют принятия кардинальных решений по реформированию системы налогообложения на основе научно обоснованного подхода и фактического анализа налогообложения на общегосударственном уровне.

 

    1. . Оптимизация налоговой нагрузки в Республике Беларусь

 

Налоговая политика в нашей стране непроизвольно  носит сдерживающий характер, хотя такое направление в существующей обстановке неправильно: республике необходимо повышать, а не снижать деловую  активность предприятий, увеличивать  объемы ВВП, а не уменьшать. Эта ситуация складывается из-за высоких налоговых  ставок, большого удельного веса косвенных  налогов, относимых на себестоимость  продукции и включаемых в ее цену. Оплачиваемые населением, именно они  выступают одним из генераторов  инфляционных процессов. Значит, одна из задач налоговой политики нашей  страны - определение сбалансированности прямых и косвенных налогов и, как следствие этого – снижение налоговой нагрузки.

Достигнуть  снижения налоговой нагрузки можно  используя следующие методы: сокращение количества налогов,  рационализация структуры налогов, оптимизация  налогооблагаемой базы, упрощение механизма  исчисления и взимания налогов. Вопрос об оптимальности общей налоговой  нагрузки на экономику или тяжести  налогового бремени при проведении налоговых реформ всегда выдвигается  на одно из первых мест. С целью усиления контроля за использованием государственных  средств большинство внебюджетных фондов с 1998 г. преобразовано в целевые бюджетные фонды, что, однако, не изменило общей налоговой нагрузки. Непредсказуемость налоговых нововведений вызывает негативную реакцию налогоплательщиков, так как лишает их возможности составлять бизнес-планы даже на год вперед.

Статистика  оценивает тяжесть налогового бремени  на макроуровне как отношение  общей суммы налогов и сборов к ВВП. Проследим изменение налоговой  нагрузки на экономику страны  за ряд последних лет (рис. 3.1).

 

 

Рис.3.1. Динамика налоговой нагрузки за 2005 – 2010 года, % ВВП

Примечание. Источник: [9]

 

Таким образом, в  2005 году налоговая нагрузка экономики страны составила 32,1 % (или 43,4 % - с учетом ФСЗН), что несколько выше уровня предыдущего года. Это достаточно тревожная тенденция реального, хотя и не столь значительного, увеличения налоговой нагрузки на экономику указывало на опасность замедления темпов экономического роста с вытекающими от сюда осложнениями в формировании доходов бюджета, а, следовательно, и в реализации приоритетных программ социального развития.

Ориентация  на ужесточение налогового режима без  учета реальной платежеспособности налогоплательщиков приводит, как правило, к результатам, обратным ожидаемым. В Беларуси наметилось массовое уклонение  от налогов, сокращение налоговой базы. Это побудило государство пойти  на постепенное снижение тяжести  налогового пресса.

В динамике налоговой нагрузки на экономику  республики в 2007г. произошли позитивные изменения: она снизилась с 34,4% до 34 % ВВП. Это довольно заметное снижение, которое произошло в первую очередь за счет отменены чрезвычайного налог и отчисления в государственный фонд содействия занятости, налог на доходы в виде дивидендов, сбор с пользователей за осуществление охоты и рыболовства, исключение из перечня  подакцизных товаров ювелирных изделий, облагавшиеся ранее по ставке 5 %.  Помимо этого, из налоговой базы по НДС и акцизам исключены сборы за таможенное оформление, взимаемые при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь. Существенные изменения претерпел экологический налог – платежи за геологоразведочные работы объединились с платежами за использование природных ресурсов. Кроме того, в состав этого налога были включены платежи за производство и (или) импорт стеклянной тары и тары на основе бумаги и картона. Эти меры обеспечили снижение налоговой нагрузки на 0,8 % к ВВП.  [25, с. 17]

В 2008-2009 году также наблюдалось снижение налоговой нагрузки с 30,1 до 27,5 % ВВП, но следует отметить, что это снижение обусловлено недополучением налоговых доходов из-за кризиса.

Вводя новые  или отменяя прежние налоги, манипулируя  ставками, используя систему льгот, пропагандируя принципы налоговой  культуры и ответственности, государство  не просто формирует бюджет, а создает  в обществе социально-экономическую  базу и нравственную атмосферу. [27]

Наблюдается снижение также налоговой  нагрузки  до отметки 27,5%  за 2010 год. Причина такого значительного снижения непосредственно связана с упразднением ряда налоговых платежей, снижением ставок налогов, сокращением объектов налогообложения и исключением отдельных субъектов из состава плательщиков налогов, что обусловило более низкий темп роста налоговых доходов бюджета (темп роста 98,6 процента) по отношению к росту ВВП (темп роста – 107,6 процента). [22]

В 2010 году отменены сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, налог на приобретение автотранспортных средств и налог с продаж, а также сбор с пользователей за парковку (стоянку) транспортных средств. Также изменения затронули и экологический налог. Данные мероприятия поспособствовали снижению налоговой нагрузки в 2010 году.

В целях  снижения и оптимизации налоговой  нагрузки, а также совершенствования налоговой системы в стране в целом в 2011 году внесены значительные изменения в порядок исчисления налогов, которые позволят

субъектам хозяйствования, в том числе малому и среднему бизнесу (МСБ), почувствовать уменьшение налогового бремени. Наиболее существенные изменения коснулись порядка исчисления косвенных и прямых налогов.

Таким образом, отменены сбор на развитие территорий, налог на услуги и три платежа в составе  экологического налога (за переработку  нефти и нефтепродуктов; за перемещение  по территории республики нефти и  нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами транзитом; за производство и (или) импорт товаров, содержащих в своем составе 50 и более процентов летучих органических соединений).

Налог на прибыль с 2011 года исчисляется по итогам налогового периода – календарного года. Уплата налога на прибыль производится ежеквартально текущими платежами. Также с 2011 года существенно упростился порядок применения льготы по налогу на прибыль в связи с финансированием капитальных вложений. [25, с. 19]

В целом реализация данных направлений должна обеспечить снижение налоговой нагрузки в 2011 году предположительно до 27,1% к ВВП. [19]

Базисными условиями 2012 года при обеспечении  стабильности валюты, невысокого уровня инфляции и своевременного обслуживания внешнего долга стали мероприятия  по снижению налога на прибыль с 24% до 18%, поддержка инновационных и  импортозамещающих производств. Планируется также произвести выход на бездефицитный бюджет 2012 года. Таким образом, можно сказать, что 2012 – это будет год в определённой степени экономического роста и сбалансированного развития. [28]

Таким образом, исходя из вышесказанного можно сделать  вывод  о том,  что в настоящее время в налоговой системе Беларуси проходит процесс преобразования, который направлен на совершенствование способов взимания налогов, корректировку совокупности налогов и сборов, подлежащих уплате в бюджет, на совершенствование действующего законодательства в сфере налогообложения, приведение его к международным стандартам, оптимизацию налоговой нагрузки на экономику страны.

Решение данных задач затруднено вследствие того, что в Республике Беларусь бюджетно-налоговая система, ориентированная  на условия функционирования рыночной экономики, проходит этап становления. Идет процесс отработки фискальной политики, форм и методов регулирования  социально-экономических процессов.

Налогообложение, начиная с 1992 г., находится в состоянии постоянного реформирования. Оно корректируется и дополняется. Это выражается в апробации видов налогов, их ставок, налоговых льгот, определения структуры республиканских и местных налогов, уточнении их функциональной роли, в выборе ориентации на прямую или косвенную форму обложения и т. д. [27]

Поэтому, успех проводимых мероприятий напрямую будет зависеть от того, смогут ли органы государственной власти, отвечающие за формирование основных направлений  налоговой политики, правильно сориентироваться в складывающейся на данный момент ситуации и принять правильные решения, способствующие эффективному развитию налоговой системы республики Беларусь.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

По итогам написания данной курсовой работы можно  сделать определенные выводы:

1. Налогообложение представляет собой объективную реальность, связанную с существованием государства, которое посредством налогов не только формирует бюджет и обеспечивает финансовую базу для расходов государства, но и активно использует его в качестве механизма государственного регулирования экономических отношений. Беларусь в данном случае также не является исключением.

Налоги выполняют 4 основные функции: фискальную, стимулирующую, распределительную, регулирующую. Расширение налогового метода изъятия и мобилизации государством части дохода хозяйствующих субъектов происходит при постоянном соприкосновении всех функций в процессе производства.

2. В налоговой системе  Республики Беларусь существует множество классификаций платежей налогового характера по различным основаниям: по способу изъятия (прямые и косвенные); по методам управления (республиканские и местные); по субъекту налога (налоги с физических лиц, с юридических лиц, смешанные налоги); по целевому назначению (общие и специальные). Существуют и другие основания деления налогов на виды.

3. Выделяют 2 группы принципов налогообложения. Первая группа включает всеобщие, или функциональные принципы, которые так или иначе используются в налоговых системах стран мирового сообщества. О них писали в своих трудах А. Смит, Д. Рикардо и А. Вагнер. Некоторые из фундаментальных принципов налогообложения в полной мере применяются в нашей стране (например, принцип всеобщности), некоторые – лишь частично (например, принцип удобности и справедливости), а некоторые вовсе не входят в систему правовых отношений налогоплательщиков с государством (например, принцип простоты). Вторые - функциональные, или организационно-правовые, принципы построения налоговой системы, которые формулируются в конкретных условиях общественно-политического и социально-экономического развития страны;

4.  Основным нормативно-правовым актом, регулирующим разработку и проведение налоговой политики в Республике Беларусь является Налоговый Кодекс Республики Беларусь.

5. В 2009-2010 годах налоговые доходы играли немаловажную роль в структуре всех доходов государственного бюджета Республики Беларусь, именно они составили наибольшую долю поступлений денежных ресурсов в бюджет. При этом из года в год абсолютная величина этих поступлений только увеличивается. Так, если в бюджете на 2009 год налоговые доходы составляли 41 304,7 млрд. рублей, что составляло 88,4 % от всей  суммы доходов (46 740,8. рублей), то в бюджете на 2009 год налоговые доходы представлены в сумме 44 874,7 млрд. рублей, а это 92 % от  всей величины поступлений в бюджет (48 772,8 млрд. рублей).

6. Современная система налогообложения в Республике Беларусь характеризуется разнообразием общего числа налогов, взимаемых в бюджет Республики Беларусь, фискальной направленностью, преобладанием косвенной формы обложения, а также неравномерностью распределения налоговой нагрузки между субъектами хозяйствования. Очевидно, что в таком случае налоговая система требует пересмотра и разработки мер по ее совершенствованию;

7. Основной целью бюджетно-финансовой и налоговой политики на предстоящее пятилетие является повышение конкурентоспособности национальной экономики, совершенствование применяемой в республике налоговой системы. Для её реализации предусматривается:

-дальнейшее снижение налоговой нагрузки на экономику путем уменьшения налогового давления на прибыль и фонд заработной платы;

- введение общепринятого в мировой практике механизма переноса убытков на будущие периоды;

-расширение сферы применения упрощенной системы налогообложения;

-продолжение работы по совершенствованию налогового администрирования, в том числе за счет расширения сферы применения системы электронного налогового декларирования.

8. Основной целью на современном этапе является воздействие налогового механизма на стабилизацию экономики и проведение такой налоговой политики, которая будет реально учитывать все существующие на данный момент проблемы в сфере налогообложения и разрабатывать мероприятия, направленные непосредственно на их ликвидацию или частичное снижение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Адаменкова, С.И. Налоги и их применение в финансово-экономических расчетах, ценообразовании: теория и практика: учеб. пособие / С.И. Адаменкова, О.С. Евменчик. – Минск: Элайда, 2005. – 568 с.
  2. Богданова, Л. Как платить налог на прибыль? / Л. Богданова // налоговый вестник. – 2011. - №15. – С. 6-10.
  3. Бутько, Ю.В. Улучшение налогового климата Республики Беларусь / Ю.В. Бутько // Налоги Беларуси. – 2010. - №41. – С. 61-64
  4. Герасимова, В. Хорошая новость – налогов меньше. Правда, ставка НДС - больше / В. Герасимова // Финансы, учет, аудит. – 2010. – № 1. – С. 11-12.
  5. Головачев, А.С. Налогообложение: учеб. пособие / А.С. Головачев, Л.П. Пацкевич. – Минск: МИУ, 2002. – 132 с.
  6. Государственные финансы: учеб. пособие / Г.К. Мультан [и др.]; под общ. ред. Г.К. Мультана. – Минск: БГЭУ, 2005. – 166 с.
  7. Заяц, Н.Е. Налоги: учеб. пособие / Н.Е. Заяц, Т.И. Василевская; под ред. Н.Е. Заяца. – Минск: БГЭУ, 2000. – 362 с.
  8. Заяц, Н.Е. Теория финансов: учеб. пособие / Н.Е. Заяц, М. К. Фисенко; под ред. Н.Е. Зайца.  – Минск: БГЭУ, 2006. – 351 с.
  9. Инвестиционный климат Республики Беларусь [Электронный ресурс]// Национальное агентство инвестиции и приватизации. – Минск, 2011. – Режим доступа: http:// www.economy.gov.by . – Дата доступа: 13.11.2011.
  10. Киреева, Е.Ф. Налоговая реформа: необходимость, основные направления и меры по их реализации / Е.Ф. Киреева // Бел. эконом. журнал. – 2008. – № 2. – С. 53-63.
  11. Курайши, Е. о налоговой нагрузке на экономику Республики Беларусь в I квартале 2011 года /  Е. Курайши // Налоги Беларуси. – 2011. - №22. - С. 57-60.
  12. Курчак, М.H. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / М.Н. Курчак, Л.В. Рожановская. – Гродно: ГрГУ, 2011. – 152 с.
  13. Либерализация и упрощение налоговой системы [Электронный ресурс] // БелТА – информационное агентство. – Минск, 2010. – Режим доступа: http: //www.belta.by. – Дата доступа: 15.11.2011.
  14. Налоги в Республике Беларусь: учеб. пособие / В.А. Гюрджан [и др.]; под общ. ред. В.А. Гюрджан. – Минск: Светоч, 2002. – 354 с.
  15. Налоги и налогообложение: учебник / Н.Е. Заяц [и др.]; под общ. ред. Н.Е. Заяца. – Минск: Выш. шк., 2005. – 301 с.
  16. Налоги: учеб. пособие / Д.Г. Черник [и др.]; под общ. ред. Д.Г. Черник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 444 с.
  17. Налоговый Кодекс Республики Беларусь (Общая часть): принят Палатой представителей 15 ноября 2002 г.: одобр. Советом Респ. Национального собрания Респ. Беларусь 2 декабря 2002 г.: текст Кодекса по состоянию на 2 августа 2006 г. – Минск: Амалфея, 2006. – 75 с.
  18. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) [Электронный ресурс] // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. – Минск, 2011. – Режим доступа: http: //www.pravo.by. – Дата доступа: 16.11.2011.
  19. Налоговая нагрузка к ВВП Беларуси в 2011 году может быть снижена до 27,1% [Электронный ресурс] // БелТА – информационное агентство. – Минск, 2011. – Режим доступа: http: //www.belta.by. – Дата доступа: 13.11.2011.
  20. Об экологическом налоге и налоге за добычу (изъятие) природных ресурсов в 2010 - 2011 годах [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. – Минск, 2011. – Режим доступа: http: //www.nalog.by. – Дата доступа: 13.11.2010.
  21. О налоговой нагрузке на экономику Республики  Беларусь за 2009 год [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. – Минск, 2009. – Режим доступа: http: //www.nalog.by. – Дата доступа: 13.11.2010.
  22. О налоговой нагрузке на экономику Республики Беларусь за 2010 год [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. – Минск, 2009. – Режим доступа: http: //www.nalog.by. – Дата доступа: 13.11.2011.
  23. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь  за январь-декабрь 2010 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь. – Минск, 2010. – Режим доступа: http: //www.minfin.gov.by . – Дата доступа: 13.11.2011.
  24. Отчёт об исполнении консолидированного бюджета за 2010 год [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь. – Минск, 2011. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by . – Дата доступа: 13.11.2011.
  25. Полуян, В.Н. В интересах дела / В.Н. Полуян // Экономика Беларуси. – 2011. - №2. – С. 16 – 23.
  26. Попов, Е.М. Налоговые правонарушения: причины возникновения и пути предотвращения / Е.М. Попов // Бухгалтерский учет и анализ. – 2008. – № 11. – С. 3-6.
  27. Проект бюджета – 2009 предусматривает снижение налоговой нагрузки [Электронный ресурс] // BelarusToday – информационное агентство. – Минск, 2009. – Режим доступа: http: //www.belarustoday.info. – Дата доступа: 05.11.2011.
  28. Президент поддержал предложение Правительства по снижению ставки налога на прибыль с 24% до 18% [Электронный ресурс] // БелТА – информационное агентство. – Минск, 2011. – Режим доступа: http: //www.belta.by. – Дата доступа: 10.11.2011.
  29. Скимн, В.Н. В преддверии «Doing business - 2012» / В.Н. Скимн / Налоги Беларуси. – 2011. - №39. – С. 9-11.
  30. Скимн, В.Н. Об итогах работы налоговых органов в 2009 году / В.Н. Скимн // Налоги Беларуси. – 2010. - №6. – С. 5-11
  31. Скимн, В.Н. Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь подвело итоги работы за 2010 год / В.Н. Скимн // Налоги Беларуси. – 2011. - №5. – С. 5-10.
  32. Скимн, В.Н. Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь подвело итоги работы за 2010 год (окончание) / В.Н. Скимн // Налоги Беларуси. – 2011. - №6. – С. 4-8.
  33. Стандартный налоговый вычет в Беларуси с 2011 года будет увеличен до 292 тыс. руб. [Электронный ресурс] // БелТА – информационное агентство. – Минск, 2011. – Режим доступа: http: //www.belta.by. – Дата доступа: 10.11.2011.
  34. Сущность прямых, непрямых налогов и взносов на социальное страхование [Электронный ресурс] // Всеукраинский Юридический Портал. – Киев, 2008. – Режим доступа: http: //www.zakoni.com.ua. – Дата доступа: 13.11.2011.
  35. Юткина, Т.Ф. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / Т.Ф. Юткина.-  М.: Инфра-М, 2000. – 429 с.

Информация о работе Система налогообложения и повышение эффективности ее функционирования на примере Республики Беларусь