Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 20:21, реферат
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических аспектов налогов и налогообложения, определение наиболее эффективных путей развития и совершенствования налоговой системы Республики Беларусь.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
- определить экономическую сущность налогов и их функции в рыночной экономике;
- рассмотреть классификацию налогов по различным признакам;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ…….6
1.1 Налоги: их экономическая сущность, функции и классификация..……….6
1.2. Характеристика основных принципов налогообложения………………..14
1.3.Правовое регулирование налоговой системы Республики Беларусь.........17
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………………….21
2.1.Анализ налогов и отчислений, уплачиваемых из выручки.………............21
2.2.Анализ налогов и отчислений, уплачиваемых из прибыли……………….27
2.3.Анализ налогов и отчислений, относимых на себестоимость продукции.31
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ….……………………………….......38
3.1. Направления совершенствования налоговой системы Республики Беларусь………………………………………………………………………......38
3.2. Оптимизация налоговой нагрузки в Республике Беларусь………………44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………
- сбор за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти;
- сбор за перемещение по территории Республики Беларусь нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами транзитом;
- сбор за производство и (или)
импорт товаров, содержащих в
своем составе 50 и более процентов
летучих органических
Изменения также затронули и косвенные налоги. Отменяются текущие авансовые платежи (шесть платежей в месяц) по НДС и осуществляется уплата этого налога один раз в месяц или один раз в квартал – по решению плательщика. При этом сроки уплаты НДС (месяц или квартал) определяются плательщиком самостоятельно без привязки к размеру выручки, как это происходило в 2010 году. В результате количество платежей сократится с 72 до 4 – 12 в год. Также была осуществлена отмена авансовых платежей по акцизам. И с 2011 года уплата этого налога осуществляется один раз в месяц.
По НДС снимается ограничение по налоговым вычетам, которые осуществляются при инвестициях. Это будет способствовать решению инвестиционных задач. Таким образом, принятые меры позволят снизить налоговую нагрузку в 2011 году на 0,4% ВВП. Эти средства останутся в экономике в виде инвестиций, прибыли, заработной платы, они будут в целом способствовать экономическому росту.[22]
Осуществление указанных мер позволит приблизить налоговую систему Республики Беларусь по составу налогов и сборов, периодичности их уплаты к налоговым системам развитых стран.
2.2. Анализ налогов и отчислений, уплачиваемых из прибыли
Источником выплаты прямых налогов является прибыль (доход) организаций. Прямые налоги взимаются непосредственно с имущества или доходов, окончательным плательщиком которых является их владелец, т.е. юридический и фактический плательщики совпадают.[1, с. 90]
Издавна поиск оптимального сочетания прямого и косвенного налогообложения является одной из основных стратегических проблем в налоговой политике. Известно, что в странах с развитой рыночной экономикой налоговая система тяготеет к прямым налогам, которые непосредственно реализуют не только фискальную, но и распределительную функцию налогообложения. Их доля составляет более 50% в общей сумме налоговых поступлений. Общество в этих странах склонно считать косвенные налоги несправедливыми, ложащимися на социально незащищённые слои населения.
Прямой налог имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами налогов:
- прямые
налоги дают возможность
- в странах
с развитой рыночной
- прямые
налоги способствуют
Также необходимо обратить внимание на тот факт, что фискальный потенциал прямых налогов непосредственно зависит от доходов юридических лиц и граждан. Именно поэтому прямые налоги наиболее зависимы от экономической конъюнктуры и могут стать надежным и прогнозируемым источником поступления средств в бюджет только в условиях стабилизации экономики в целом. [1, с.95]
В Республике Беларусь действует следующая система основных прямых налогов: налог на прибыль и доходы, подоходный налог, налог на недвижимость, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, местные налоги, исчисленные из прибыли.
Удельный вес прямых налогов и сборов в ВВП в 2010 году составил 8,2 %, темп роста поступлений – 110,4 %. (рис. 2.2)
Рис. 2.1. Структура прямых налогов и сборов за 2009 - 2010 года
Примечание. Источник:[21], [22]
Как видно из рисунка, в разрезе прямых налогов и сборов наибольший удельный вес – почти 44% – занимают налоги на прибыль и доходы. Их поступление в 2010 году увеличились по сравнению с 2009 годом на 9,8%, а доля в ВВП – с 3,5% до 3,6% (см. Приложение 3) . Во многом такая динамика обусловлена улучшением финансовых результатов хозяйствования субъектов предпринимательской деятельности.
Следует отметить, что с 2010 года отменены целевые сборы из прибыли (транспортный сбор, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города) и одновременно введен сбор на развитие территорий, облагаемый также по ставке 3% от прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Удельный вес сбора в ВВП составил 0,3%. Однако в 2011 году в связи с вступлением в силу Закона Республики Беларусь от 15.10.2010 № 174-3 «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» сбор на развитие территорий был отменён.
Более 40% всей группы прямых налогов составляет подоходный налог.
Темп роста поступлений
На долю имущественных налогов, представленных налогом на недвижимость, приходится около 2,5 – 3,4% доходов бюджета. При этом удельный вес данного налога подвержен существенным колебаниям, что обусловлено изменением величины объекта обложения – стоимости основных фондов, меняющихся из года в год в зависимости от результатов их переоценки.[14, с.89]
Платежами по налогу на недвижимость в 2010 году обеспечивается почти 9% прямых налогов и сборов. Темп роста поступлений составил 105,7%, а их удельный вес в ВВП остался неизменным по сравнению с 2009 годом – 0,7%.(см. Приложение 3)
Среди всей группы прямых налогов и сборов отрицательная динамика поступлений сложилась только по единому налогу с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц – снижение на 4,5%. Это связано с сокращением на 6,6% численности плательщиков единого налога, в том числе индивидуальных предпринимателей – на 3,7%, физических лиц – на 16,8 %. Вместе с тем удельный вес налога сохранился на уровне 2009 года – 0,2% в ВВП.
По прочим прямым налогам и сборам, к которым отнесены налог на игорный бизнес, плата за размещение наружной рекламы, налог за владение собаками и единый торговый сбор, темп роста составил 105,6 %, удельный вес в ВВП по сравнению с 2009 годом не изменился – 0,1%. [30, с.10]
В Беларуси среди прямых налогов лидирующее положение занимает налог на прибыль юридических лиц, за счет которого формируется 12 - 13% доходов бюджета. Большинство отечественных предприятий платит указанный налог по ставке 24%. Налог на прибыль с юридических лиц взыскивается, исходя из прибыли предприятия, получаемой как разница валовых доходов и валовых расходов предприятия.
В 2011 году в целях совершенствования и упрощения налоговой системы Республики Беларусь были произведены изменения в порядке исчисления налога на прибыль. Так, сейчас для уплаты налога субъекты хозяйствования будут ежеквартально осуществлять авансовые платежи, а окончательный расчет по налогу производить по итогам работы в календарном году. [2, с.6]
Наряду с налогом на прибыль подоходный налог с граждан является одним из важнейших прямых налогов, на долю которого приходится более 8% доходов бюджета, причем его удельный вес как в доходах бюджета, так и в ВВП остается достаточно стабильным. В Беларуси подоходный налог взимается по пропорциональной системе с единой ставкой 12%, что вполне сопоставимо с уровнем налоговых ставок в отдельных развитых зарубежных странах.
В 2011 году в Беларуси увеличены размеры стандартных налоговых вычетов, применяемых при определении налоговой базы по подоходному налогу. Что касается принципов исчисления подоходного налога в 2011 году, то они остались такими же, как и в 2010 году. Для физических лиц применяется единая ставка подоходного налога 12%, а для индивидуальных предпринимателей и частных нотариусов - 15% (для резидентов Парка высоких технологий - 9%). Ставка подоходного налога в отношении полученных дивидендов 12%. [31, с.9]
Установление одновременно этих двух видов прямых налогов дает возможность государству охватить налогообложением весь созданный валовой доход.
2.3. Анализ налогов и отчислений, относимых на себестоимость продукции
Помимо прямых и косвенных налогов существует также группа платежей, включаемых в себестоимость и тем самым участвующих в формировании цены производимой продукции. По этому признаку большинство экономистов причисляют указанные платежи к косвенным налогам. Вместе с тем им присущи и признаки прямых налогов, поскольку имеется вполне определённый объект обложения, непосредственно не связанный с объёмами и результатами хозяйственной деятельности. Поэтому платежи, включаемые в себестоимость и имеющие признаки как прямых, так и косвенных налогов, являются смешанными.[12, с.95]
В Республике Беларусь смешанные налоги на протяжении всего существования новой системы налогообложения постоянно снижались, что связано с отменой социальных платежей (чрезвычайный налог, единый платеж от фонда заработной платы в размере 5%, отчисления в государственный фонд содействия занятости, отчисления в местный фонд на содержание детских дошкольных учреждений), налога за пользование лесными фондами и переходом некоторых из них в группу косвенных налогов.
К смешанным налогам в Беларуси в настоящее время относят земельный налог, налог на добычу природных ресурсов, экологический налог, отчисления в инновационные фонды, отчисления в другие целевые бюджетные фонды [1, с. 101]
Доля смешанных налогов в ВВП в 2010 году по сравнению с 2009 годом сократилась на 0,5% и составила 1,8%, темп роста – 88,6% (см. Приложение 1).
В общей сумме смешанных налогов почти 57% принадлежит отчислениям в инновационные фонды, темп роста которых составил 89,2%, при этом их доля в ВВП сократилась с 1,3 до 1%. Снижение платежей обусловлено уменьшением нормативов отчислений по отдельным плательщикам Министерства энергетики и концерна «Белнефтехим», а также сокращением количества организаций, формирующих инновационный фонд Министерства торговли Республики Беларусь (рис. 2.3).
Рис.2.3. Структура смешанных налогов, сборов, отчислений в 2009, 2010 годах
Примечание. Источник:[30, с.6], [32, с.5]
Кроме того, с 2011 отменена обязанность уплаты отчислений в инновационный фонд Министерства архитектуры и строительства негосударственными организациями, осуществляющими деятельность в области строительства и промышленности строительных материалов.
Более 22% всех смешанных налогов составляет земельный налог. Темп роста земельного налога составил 99,2%, его удельный вес в ВВП в 2010 году сохранился на уровне 2009 года – 0,4% (см. Приложение 4). Основной причиной сокращения платежей послужило применение с 2010 года новой методики исчисления земельного налога – исходя из кадастровой стоимости земли.
По экологическим платежам (с учетом налога на добычу (изъятие) природных ресурсов) поступления снизились на 25,7%, соответственно удельный вес в ВВП уменьшился с 0,5% до 0,3%. (см. Приложение 4) На сокращение поступлений повлияло изменение законодательства.
Экологический налог несколько упрощен за счет отмены отдельных его составляющих:
- сбор за переработку нефти
и нефтепродуктов
- сбор за перемещение по
- сбор за производство и (или)
импорт товаров, содержащих в
своем составе 50 и более процентов
летучих органических
Тем не менее этот платеж
по-прежнему остается весьма
Кроме того, отдельные
плательщики сократили объемы
выбросов загрязняющих веществ
в атмосферный воздух от
Темп роста прочих смешанных отчислений и сборов, к которым отнесены отчисления в фонды предупредительных (превентивных) мероприятий, отчисления от доходов от оказания услуг электросвязи, сбор с заготовителей, составил 102,3%, удельный вес по сравнению с 2009 годом не изменился и сложился на уровне 0,1% в ВВП.
Следует заметить, что включение налогов в издержки производства не предусмотрено международными стандартами. Факт отнесения их на себестоимость позволяет рассматривать смешанные налоги как разновидность косвенных. Из этого можно сделать следующие выводы:
- отнесение налогов
и сборов на себестоимость
продукции не имеет
- себестоимость – это
вполне определенная
- с включением налогов
в себестоимость продукции,
- отнесение налогов
на себестоимость продукции
Однако несмотря на приведённые проблемы теоретического обоснования группы налогов, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг), они широко используются в Республике Беларусь.[15, с. 107]