Система налогообложения и повышение эффективности ее функционирования на примере Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 20:21, реферат

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических аспектов налогов и налогообложения, определение наиболее эффективных путей развития и совершенствования налоговой системы Республики Беларусь.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
- определить экономическую сущность налогов и их функции в рыночной экономике;
- рассмотреть классификацию налогов по различным признакам;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ…….6
1.1 Налоги: их экономическая сущность, функции и классификация..……….6
1.2. Характеристика основных принципов налогообложения………………..14
1.3.Правовое регулирование налоговой системы Республики Беларусь.........17
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………………….21
2.1.Анализ налогов и отчислений, уплачиваемых из выручки.………............21
2.2.Анализ налогов и отчислений, уплачиваемых из прибыли……………….27
2.3.Анализ налогов и отчислений, относимых на себестоимость продукции.31
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ….……………………………….......38
3.1. Направления совершенствования налоговой системы Республики Беларусь………………………………………………………………………......38
3.2. Оптимизация налоговой нагрузки в Республике Беларусь………………44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

налоги.docx

— 317.15 Кб (Скачать файл)

 - сбор за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти;

- сбор за перемещение по территории Республики Беларусь нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами транзитом;

- сбор за производство и (или)  импорт товаров, содержащих в  своем составе 50 и более процентов  летучих органических соединений.

Изменения также затронули и  косвенные налоги. Отменяются текущие авансовые платежи (шесть платежей в месяц) по НДС и осуществляется уплата этого налога один раз в месяц или один раз в квартал – по решению плательщика. При этом сроки уплаты НДС (месяц или квартал) определяются плательщиком самостоятельно без привязки к размеру выручки, как это происходило в 2010 году. В результате количество платежей сократится с 72 до 4 – 12 в год. Также была осуществлена отмена авансовых платежей по акцизам. И с 2011 года  уплата этого налога осуществляется один раз в месяц.

По НДС снимается ограничение  по налоговым вычетам, которые осуществляются при инвестициях. Это будет способствовать решению инвестиционных задач. Таким образом, принятые меры позволят снизить налоговую нагрузку в 2011 году на 0,4% ВВП. Эти средства останутся в экономике в виде инвестиций, прибыли, заработной платы, они будут в целом способствовать экономическому росту.[22]

Осуществление указанных мер позволит приблизить налоговую систему Республики Беларусь по составу налогов и  сборов, периодичности их уплаты к  налоговым системам развитых стран.

 

2.2. Анализ налогов и отчислений, уплачиваемых из прибыли

 

Источником выплаты прямых налогов  является прибыль (доход) организаций. Прямые налоги взимаются непосредственно с имущества или доходов, окончательным плательщиком которых является их владелец, т.е. юридический и фактический плательщики совпадают.[1, с. 90]

Издавна поиск оптимального сочетания прямого  и косвенного налогообложения является одной из основных стратегических проблем в налоговой политике. Известно, что в странах с развитой рыночной экономикой налоговая система тяготеет к прямым налогам, которые непосредственно реализуют не только фискальную, но и распределительную функцию налогообложения. Их доля составляет более 50% в общей сумме налоговых поступлений. Общество в этих странах склонно считать косвенные налоги несправедливыми, ложащимися на социально незащищённые слои населения.

Прямой  налог имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами налогов:

- прямые  налоги дают возможность установить  прямую зависимость между доходами  плательщика и его платежами в бюджет;

- в странах  с развитой рыночной экономикой  прямое налогообложение является  важным финансовым рычагом регулирования  экономических процессов (инвестиций, накопления капитала, совокупного  потребления, деловой активности и т. д.);

- прямые  налоги способствуют распределению  налогового бремени таким образом,  что большие налоговые расходы  имеют те члены общества, у  которых более высокие доходы. [34]

Также необходимо обратить внимание на тот факт, что  фискальный потенциал прямых налогов  непосредственно зависит от доходов  юридических лиц и граждан. Именно поэтому прямые налоги наиболее зависимы от экономической конъюнктуры и  могут стать надежным и прогнозируемым источником поступления средств  в бюджет только в условиях стабилизации экономики в целом. [1, с.95]

В Республике Беларусь действует следующая система  основных прямых налогов: налог на прибыль  и доходы, подоходный налог, налог  на недвижимость, единый налог с  индивидуальных предпринимателей и  иных физических лиц, налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, местные налоги, исчисленные из прибыли.

Удельный вес прямых налогов  и сборов в ВВП в 2010 году составил  8,2 %, темп роста поступлений – 110,4 %. (рис. 2.2)

Рис. 2.1. Структура прямых налогов и сборов за 2009 - 2010 года

Примечание. Источник:[21], [22]

 

Как видно из рисунка, в разрезе  прямых налогов и сборов наибольший удельный вес – почти 44% – занимают налоги на прибыль и доходы. Их поступление в 2010 году увеличились по сравнению с 2009 годом на 9,8%, а доля в ВВП – с 3,5% до 3,6% (см. Приложение 3) . Во многом такая динамика обусловлена улучшением финансовых результатов хозяйствования субъектов предпринимательской деятельности.

Следует отметить, что с 2010 года отменены целевые сборы из прибыли (транспортный сбор, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города) и одновременно введен сбор на развитие территорий, облагаемый также по ставке 3% от прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Удельный вес сбора в ВВП составил 0,3%. Однако в 2011 году в связи с вступлением  в силу Закона Республики Беларусь от 15.10.2010 № 174-3 «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь»  сбор на развитие территорий был отменён.

 Более 40% всей группы прямых налогов составляет подоходный налог.

Темп роста поступлений подоходного  налога в 2010 году составил 113,4%, удельный вес в ВВП по сравнению с 2009 годом увеличился с 3,1% до 3,3%. Повышение платежей по подоходному налогу обусловлено, главным образом, ростом на 12,7% фонда заработной платы в целом по республике.

На долю имущественных налогов, представленных налогом на недвижимость, приходится около 2,5 – 3,4% доходов бюджета. При этом удельный вес данного  налога подвержен существенным колебаниям, что обусловлено изменением величины объекта обложения – стоимости  основных фондов, меняющихся из года в  год в зависимости от результатов  их переоценки.[14, с.89]

Платежами по налогу на недвижимость в 2010 году обеспечивается почти 9% прямых налогов и сборов. Темп роста поступлений  составил 105,7%, а их удельный вес в  ВВП остался неизменным по сравнению  с 2009 годом – 0,7%.(см. Приложение 3)

Среди всей группы прямых налогов  и сборов отрицательная динамика поступлений сложилась только по единому налогу с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц – снижение на 4,5%. Это связано  с сокращением на 6,6% численности  плательщиков единого налога, в том  числе индивидуальных предпринимателей – на 3,7%, физических лиц – на 16,8 %. Вместе с тем удельный вес налога сохранился на уровне 2009 года – 0,2% в  ВВП.

По прочим прямым налогам и сборам, к которым отнесены налог на игорный  бизнес, плата за размещение наружной рекламы, налог за владение собаками и единый торговый сбор, темп роста  составил 105,6 %, удельный вес в ВВП по сравнению с 2009 годом не изменился – 0,1%. [30, с.10]

В Беларуси среди прямых налогов лидирующее положение занимает налог на прибыль юридических лиц, за счет которого формируется 12 - 13% доходов бюджета. Большинство отечественных предприятий платит указанный налог по ставке 24%. Налог на прибыль с юридических лиц взыскивается, исходя из прибыли предприятия, получаемой как разница валовых доходов и валовых расходов предприятия.

В 2011 году в целях совершенствования и упрощения налоговой системы Республики Беларусь были произведены изменения в порядке исчисления налога на прибыль. Так, сейчас для уплаты налога субъекты хозяйствования будут ежеквартально осуществлять авансовые платежи, а окончательный расчет по налогу производить по итогам работы в календарном году. [2, с.6]

Наряду с налогом  на прибыль подоходный налог с  граждан является одним из важнейших прямых налогов, на долю которого приходится более 8% доходов бюджета, причем его удельный вес как в доходах бюджета, так и в ВВП остается достаточно стабильным. В Беларуси подоходный налог взимается по пропорциональной системе с единой ставкой 12%, что вполне сопоставимо с уровнем налоговых ставок в отдельных развитых зарубежных странах.

В 2011 году в Беларуси увеличены размеры стандартных налоговых вычетов, применяемых при определении налоговой базы по подоходному налогу.  Что касается принципов исчисления подоходного налога в 2011 году, то они остались такими же, как и в 2010 году. Для физических лиц применяется единая ставка подоходного налога 12%, а для индивидуальных предпринимателей и частных нотариусов - 15% (для резидентов Парка высоких технологий - 9%). Ставка подоходного налога в отношении полученных дивидендов 12%. [31, с.9]

Установление одновременно этих двух видов прямых налогов дает возможность государству охватить налогообложением весь созданный валовой доход.

 

2.3. Анализ налогов и отчислений, относимых на себестоимость продукции

 

Помимо прямых и косвенных налогов  существует также группа платежей, включаемых в себестоимость и тем самым участвующих в формировании цены производимой продукции. По этому признаку большинство экономистов причисляют указанные платежи к косвенным налогам. Вместе с тем им присущи и признаки прямых налогов, поскольку имеется вполне определённый объект обложения, непосредственно не связанный с объёмами и результатами хозяйственной деятельности. Поэтому платежи, включаемые в себестоимость и имеющие признаки как прямых, так и косвенных налогов, являются смешанными.[12, с.95]

В Республике Беларусь смешанные налоги на протяжении всего существования новой системы налогообложения постоянно снижались, что связано с отменой социальных платежей (чрезвычайный налог, единый платеж от фонда заработной платы в размере 5%, отчисления в государственный фонд содействия занятости, отчисления в местный фонд на содержание детских дошкольных учреждений), налога за пользование лесными фондами и переходом некоторых из них в группу косвенных налогов.

 К смешанным налогам в  Беларуси в настоящее время  относят земельный налог, налог на добычу природных ресурсов, экологический налог, отчисления в инновационные фонды, отчисления в другие целевые бюджетные фонды [1, с. 101]

Доля смешанных налогов в  ВВП  в 2010 году по сравнению с 2009 годом сократилась на 0,5% и составила 1,8%, темп роста – 88,6% (см. Приложение 1).

В общей сумме смешанных  налогов почти 57% принадлежит отчислениям  в инновационные фонды, темп роста  которых составил 89,2%, при этом их доля в ВВП сократилась с 1,3 до 1%. Снижение платежей обусловлено уменьшением нормативов отчислений по отдельным плательщикам Министерства энергетики и концерна «Белнефтехим», а также сокращением количества организаций, формирующих инновационный фонд Министерства торговли Республики Беларусь (рис. 2.3).

Рис.2.3. Структура смешанных налогов, сборов, отчислений в 2009, 2010 годах

Примечание. Источник:[30, с.6], [32, с.5]

 

Кроме того, с 2011 отменена обязанность уплаты отчислений в инновационный фонд Министерства архитектуры и строительства негосударственными организациями, осуществляющими деятельность в области строительства и промышленности строительных материалов.

Более 22% всех смешанных  налогов составляет земельный налог. Темп роста земельного налога составил 99,2%, его удельный вес в ВВП в 2010 году сохранился на уровне 2009 года – 0,4% (см. Приложение 4). Основной причиной сокращения платежей послужило применение с 2010 года новой методики исчисления земельного налога – исходя из кадастровой стоимости земли.

По экологическим платежам (с  учетом налога на добычу (изъятие) природных  ресурсов) поступления снизились на 25,7%, соответственно удельный вес в ВВП уменьшился с 0,5% до 0,3%. (см. Приложение 4) На сокращение поступлений повлияло изменение законодательства.

Экологический налог несколько  упрощен за счет отмены отдельных  его составляющих:

- сбор за переработку нефти  и нефтепродуктов организациями,  осуществляющими переработку нефти;

- сбор за перемещение по территории  Республики Беларусь нефти и  нефтепродуктов магистральными  нефтепроводами и нефтепродуктопроводами  транзитом;

- сбор за производство и (или)  импорт товаров, содержащих в  своем составе 50 и более процентов  летучих органических соединений.

 Тем не менее этот платеж  по-прежнему остается весьма сложным  для расчетов. [20]

 Кроме того, отдельные  плательщики сократили объемы  выбросов загрязняющих веществ  в атмосферный воздух от стационарных  источников, в том числе за  счет модернизации технологического  оборудования и перехода на  более экологически чистые виды  топлива, уменьшили размеры отходов  на объектах захоронения.

Темп роста прочих смешанных  отчислений и сборов, к которым  отнесены отчисления в фонды предупредительных (превентивных) мероприятий, отчисления от доходов от оказания услуг электросвязи, сбор с заготовителей,  составил 102,3%, удельный вес по сравнению с 2009 годом не изменился и сложился на уровне 0,1% в ВВП.

Следует заметить, что включение налогов в издержки производства не предусмотрено международными стандартами. Факт отнесения их на себестоимость позволяет рассматривать смешанные налоги как разновидность косвенных. Из этого можно сделать следующие выводы:

- отнесение налогов  и сборов на себестоимость  продукции не имеет теоретического  обоснования;

- себестоимость – это  вполне определенная экономическая  категория с заданным составом  производственных и коммерческих  расходов, где не должно быть  места налоговым расходам;

- с включением налогов  в себестоимость продукции, работ,  услуг государство стимулирует  рост цен;

- отнесение налогов  на себестоимость продукции является  скрытой формой снижения  косвенных  налогов в общей налоговой  нагрузке. [26, с.4].

Однако несмотря на приведённые  проблемы теоретического обоснования  группы налогов, относимых на себестоимость  продукции (работ, услуг), они широко используются в Республике Беларусь.[15, с. 107]

Информация о работе Система налогообложения и повышение эффективности ее функционирования на примере Республики Беларусь