Система налогообложения и повышение эффективности ее функционирования на примере Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 20:21, реферат

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических аспектов налогов и налогообложения, определение наиболее эффективных путей развития и совершенствования налоговой системы Республики Беларусь.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
- определить экономическую сущность налогов и их функции в рыночной экономике;
- рассмотреть классификацию налогов по различным признакам;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ…….6
1.1 Налоги: их экономическая сущность, функции и классификация..……….6
1.2. Характеристика основных принципов налогообложения………………..14
1.3.Правовое регулирование налоговой системы Республики Беларусь.........17
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………………….21
2.1.Анализ налогов и отчислений, уплачиваемых из выручки.………............21
2.2.Анализ налогов и отчислений, уплачиваемых из прибыли……………….27
2.3.Анализ налогов и отчислений, относимых на себестоимость продукции.31
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ….……………………………….......38
3.1. Направления совершенствования налоговой системы Республики Беларусь………………………………………………………………………......38
3.2. Оптимизация налоговой нагрузки в Республике Беларусь………………44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

налоги.docx

— 317.15 Кб (Скачать файл)

Подводя итог анализу системы налогообложения  Республики Беларусь, следует отметить, что в 2009-2010 годах налоговые доходы играли немаловажную роль в структуре  всех доходов государственного бюджета, именно они составили наибольшую долю поступлений денежных ресурсов в бюджет. При этом из года в год  абсолютная величина этих поступлений  только увеличивается. Так, если в бюджете  на 2009 год налоговые доходы составляли 41 304,7 млрд. рублей, что составляло 88,4 % от всей  суммы доходов (46 740,8. рублей), то в бюджете на 2009 год налоговые доходы представлены в сумме 44 874,7 млрд. рублей, а это 92 % от  всей величины поступлений в бюджет (48 772,8 млрд. рублей). [23].

В настоящее  время по-прежнему актуальна проблема совершенствования структуры налогов. Из всей совокупности налогов и сборов, образующих налоговую систему, в  качестве основных должны рассматриваться  налоги на прибыль и добавленную  стоимость. Государство, вводя новые  или отменяя прежние налоги и  сборы, манипулируя ставками, используя  систему льгот, пропагандируя принципы налоговой культуры и ответственности, не просто формирует бюджет, а создает  в обществе соответствующую социально-экономическую  базу и нравственную атмосферу. Происходящие изменения в налоговой политике республики оказывают существенное влияние на структуру и динамику налоговых поступлений.

Фискальный  потенциал прямых налогов непосредственно  зависит от доходов юридических  лиц и граждан. Именно поэтому  прямые налоги наиболее зависимы от экономической  конъюнктуры и могут стать  надежным и прогнозируемым источником поступления средств в бюджет только в условиях стабилизации экономики  в целом. В нашей республике прямые налоги пока не являются преобладающими, но их роль в формировании налоговых доходов бюджета за последние годы стабилизируется на уровне 29 - 30 %. Косвенные налоги составляют 49,5 % налоговых доходов бюджета. Удельный вес смешанных налогов и сборов – 6,5 % и 14,2% составляют прочие налоговые доходы, сборы и пошлины. (рис. 2.4).

 

Рис. 2.4. Структура налоговых поступлений  в бюджет Республики Беларусь за 2010 год

Примечание. Источник: Собственная разработка автора на основании [23]

 

Представленный  анализ структуры налоговых платежей, их доли в доходах бюджета  позволяет  отметить, что рыночные реформы в  Республике Беларусь выдвигают в  качестве главной задачи бюджетно-налоговой  политики приоритетность фискальной функции  налоговой системы в нашей  стране. Прямые налоги пока не являются преобладающими, но в дальнейшем по мере укрепления позиций национальной экономики следует ожидать усиления фискальной функции прямых налогов.

Не безгранична  и продуктивность фискального потенциала косвенных налогов. Возможность  наращивать объем поступлений за счет косвенного налогообложения ограничена уровнем рыночных цен, которые сдерживаются низким платежеспособным спросом. Рыночный механизм формирования цен в Беларуси делает бесперспективным дальнейший упор на косвенные налоги, поскольку он способен привести лишь к новому витку  инфляции, снижению конкурентоспособности продукции отечественных производителей и потере завоеванных позиций на внутреннем и внешних рынках.

Некоторые налоги имеют четко выраженную направленность, например экологический налог, стимулирующий  рациональное использование природных  ресурсов.

Именно  поэтому, поиск оптимального сочетания  прямого, косвенного и смешанного налогообложения  является на данный момент одной из основных стратегических проблем в налоговой политике.[13]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ

 

3.1. Направления совершенствования  налоговой системы Республики  Беларусь

 

Правильно установленные налоги в сочетании  с другими финансово-кредитными рычагами являются важнейшим фактором повышения эффективности общественного  производства.

   Для успешного функционирования  налоговой системы должны быть  созданы соответствующие экономические  условия. Особое значение приобретает  устойчивость, стабильность налоговой  системы, позволяющая товаропроизводителям  прогнозировать результаты хозяйственной  деятельности, обеспечивать гарантии  для долгосрочных инвестиционных  проектов.

   К механизму налогообложения  предъявляют очень высокие требования. Он должен, прежде всего, содействовать  высокой деловой активности предпринимателей, обеспечивать заинтересованность  в результатах своего труда  производителей и работников. И  в то же время он должен  побуждать предприятия эффективно  использовать фонды, товарно-материальные  запасы, сокращать производственные  расходы. 

   Обязательным условием высокой  эффективности системы налогообложения  является соответствие ее следующим  требованиям:

   1.Она должна создавать возможности  и стимулировать процессы на  предприятиях, способствующие созданию  вновь созданной стоимости, поскольку  это позволит обеспечить необходимые  темпы экономического роста объема  производства, максимальную занятость  населения, устойчивость денежной  единицы и предпосылки сохранения  сложившегося уровня цен. Вот  почему возлагаемое на предприятия  государством налоговое бремя  не должно быть чрезмерным, и  не должно лишать предприятия  источников самофинансирования.

   2. Быть предельно простой, легко  доступной для восприятия любым  плательщиком.

   3. Должна быть цельной. Отдельные  элементы налогообложения должны  бать взаимосвязаны, согласованы  между собой и дополнять, а  не дублировать друг друга.

   4. Иметь справедливый, нейтральный  по отношению ко всем плательщикам  налогов характер, обеспечивать  равные требования к субъектам  хозяйствования с точки зрения  их участия в формировании  фонда денежных ресурсов

   5. Обладать гибкостью, создавать  в случае необходимости через  систему льгот предпочтительные  условия развития для тех направлений  деятельности, в которых в данный  период в наибольшей мере заинтересовано  общество.

   6. Нормативные ставки налоговых  платежей и порядок исчисления  налогов должны оставаться длительное  время стабильным и устойчивыми.

   Естественно, что построить систему  налогообложения, отвечающую всем  принципам, нелегко. 

    Поэтому процесс реформирования налоговой системы объективно необходим, и его результат зависит от адекватности применяемых методов состоянию реальной экономики.

Реформа в системе налогообложения должна способствовать решению существующих в ней на данный момент проблем и недостатков, среди которых можно отметить то, что уровень налогообложения остается самым высоким на территории постсоветского пространства. А это в условиях активной внешнеэкономической деятельности и открытости экономики создает существенные проблемы в обеспечении конкурентоспособности белорусских товаров на традиционных рынках: России и стран СНГ. [10. с. 57]

Одним из наиболее существенных недостатков  действующей налоговой системы Республики Беларусь  является то, что особое внимание уделяется не расширению налоговой базы, а сбалансированности бюджета. Как следствие, налоги носят преимущественно фискальный характер. С позиции фискального значения важнейшую роль играют косвенные налоги. Однако известно неоднозначное влияние косвенных налогов на экономическую ситуацию. С одной стороны, они являются наиболее стабильным и гарантированным источником поступлений в бюджет, с другой - являются одним из значимых ценообразующих факторов.

   Для налоговой системы Республики  Беларусь актуальна проблема  увеличения удельного веса косвенных  платежей (НДС, акцизы, налог с продаж, налоги на внешнюю торговлю, прочие налоги на товары и услуги от выручки от реализации товаров, работ и услуг).   Усиление роли косвенных налогов усиливает социальную несправедливость, поскольку лица с высоким уровнем доходов могут значительную их часть обращать в накопление, а лица с низкими размерами доходов вынуждены полностью направлять их на покупку товаров первой необходимости.

 Следует  отметить, что с усилением роли  косвенных налогов в Республике  Беларусь снижается значение  прямого налогообложения. 

Поэтому одним из направлений модернизации национальной налоговой системы определено совершенствование ее структуры с ориентацией на значительное повышение роли прямого подоходного налогообложения. Увеличение прямого налогообложения больше соответствует инновационному типу развития экономики, позволяет снизить темпы инфляции, использовать преимущества регулирующей функции налогообложения. Отметим, что повышение уровня жизни населения непосредственно связано с проведением налоговой политики в сфере налогообложения его доходов, реформированием системы социальных платежей, налогов на имущество. В то же время этот сектор налоговой системы, несмотря на ряд программных мероприятий, практически остается без изменений. Наблюдается тенденция роста доли расходов на оплату налогов и обязательных платежей в структуре расходов населения: в 2000-2002 гг. она составляла в среднем 8,6%, в 2003 г. - 10,6%, в 2004-2009 гг. сохраняется на уровне 12,8% изъятия. [3, с. 62]

Дальнейшее совершенствование налоговой системы в республике видится также в развитии информационных технологий. В перспективе необходимы формирование баз данных на единой либо совместимых платформах, переработка форм налоговых деклараций и приложений к ним, внедрение программного продукта, позволяющего оценить, насколько отраженные плательщиками в налоговых декларациях суммы налогов соответствуют их реальным налоговым обязательствам. Работу с плательщиками в таких случаях целесообразно строить на основе предложения уплатить дополнительные суммы налогов в добровольном порядке, и лишь при невыполнении этих требований проводить проверку.

Кроме того, эффективное реформирование налоговой системы в целом связано с необходимостью проведения соответствующих научных исследований, что обусловливает целесообразность создания в республике в ближайшей перспективе научно-исследовательского института в данной сфере.

Следует подчеркнуть, что совершенствование  налоговой системы должно укреплять позиции страны в конкурентной борьбе, привлекать иностранный капитал, стимулировать внутренние инвестиции и занятость, увеличивать личные доходы и потребительский спрос. Все это в конечном счете должно способствовать ускорению темпов экономического роста.

Цель налоговой реформы  должна заключаться не в том, чтобы собирать больше налогов и тем самым решить проблему бюджетного обеспечения, а в том, чтобы:

  • по мере снижения обязательств государства в области бюджетных расходов уменьшить уровень налоговых изъятий;
  • сделать налоговую систему более справедливой по отношению к налогоплательщикам, находящимся в различных экономических условиях (устранить ситуации, при которых одни налогоплательщики несут полное налоговое бремя, а другие уклоняются от уплаты налогов законными и незаконными способами);

-повысить уровень нейтральности налоговой системы по отношению к экономическим решениям производителей и потребителей (налоги должны вносить минимум искажений в систему относительных цен, процессы формирования сбережений, распределение времени между досугом и работой). [10, с. 53-55]

Таким образом, основной целью бюджетно-финансовой и налоговой политики на предстоящее  пятилетие является повышение конкурентоспособности  национальной экономики, совершенствование  применяемой в республике налоговой  системы.

В национальной налоговой системе предусматривается  дальнейшее снижение налоговой нагрузки на экономику путем уменьшения налогового давления на прибыль и фонд заработной платы. Важными направлениями налоговой  политики станут введение общепринятого  в мировой практике механизма  переноса убытков на будущие периоды, расширение сферы применения упрощенной системы налогообложения, продолжится  работа по совершенствованию налогового администрирования, в том числе  за счет расширения сферы применения системы электронного налогового декларирования. [25, с. 22]

Немаловажным  является тот факт, что Беларусь в рейтинге Всемирного банка "Doing business-12" по показателю "Налогообложение" в 2011 году продвинулась вперед на 27 позиций  и заняла 156-e место. Впервые за несколько лет международные эксперты оценили реформы в сфере налогообложения как способствующие улучшению условий ведения бизнеса.

 Doing Business — один из основных проектов, в рамках которого проводятся исследования, позволяющие сравнивать условия ведения бизнеса в 183 странах мира, независимо от географического положения, различия политических систем и уровня экономического развития.

Необходимо  отметить, что оценку системы налогообложения  в любой стране мира, которую выводят международные эксперты, формируют показатели трех индикаторов - "Количество платежей", "Налоговая нагрузка" и "Количество затрачиваемого времени". При этом в Беларуси оценивались реформы в сфере налогообложения, осуществленные по законодательству 2010 года. Можно сказать, что в отношении всех трех индикаторов оценки экспертов Всемирного банка по сравнению с прошлогодними повысились.

По индикатору "Количество платежей" показатель сокращен с 82 до 18 платежей. По второму  индикатору "Налоговая нагрузка" отмена оборотного налога с 2010 года повлекла сокращение налоговой нагрузки на 17,7% до уровня 62,8%. Что касается "Количества затрачиваемого времени", то расчетный  показатель этого индикатора определяется на основании анкетного опроса плательщиков о количестве времени, затрачиваемого на исчисление и уплату налогов, включая  отчисления в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и  социальной защиты. Этот показатель у  нас изменился с 798 до 654 часов. Уже  можно говорить о том, что на это  уменьшение повлиял комплекс мер, направленных на упрощение расчета налогов, сокращение объема, количества и периодичности  представления налоговых деклараций (расчетов), внедрение электронного декларирования.

Информация о работе Система налогообложения и повышение эффективности ее функционирования на примере Республики Беларусь