Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 20:21, реферат
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических аспектов налогов и налогообложения, определение наиболее эффективных путей развития и совершенствования налоговой системы Республики Беларусь.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
- определить экономическую сущность налогов и их функции в рыночной экономике;
- рассмотреть классификацию налогов по различным признакам;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ…….6
1.1 Налоги: их экономическая сущность, функции и классификация..……….6
1.2. Характеристика основных принципов налогообложения………………..14
1.3.Правовое регулирование налоговой системы Республики Беларусь.........17
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………………….21
2.1.Анализ налогов и отчислений, уплачиваемых из выручки.………............21
2.2.Анализ налогов и отчислений, уплачиваемых из прибыли……………….27
2.3.Анализ налогов и отчислений, относимых на себестоимость продукции.31
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ….……………………………….......38
3.1. Направления совершенствования налоговой системы Республики Беларусь………………………………………………………………………......38
3.2. Оптимизация налоговой нагрузки в Республике Беларусь………………44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………
С 1 января 2010 года вступила в силу Особенная часть НК РБ. Она состоит из пяти разделов: «Республиканские налоги, сборы (пошлины)», «Местные налоги и сборы», «Особые режимы налогообложения», «Налогообложение отдельных категорий налогоплательщиков», «Заключительные положения». В составе названных разделов выделено 33 главы, а в каждой из глав - конкретные статьи, определяющие механизм взимания отдельных налогов и сборов, объект налогообложения, сроки уплаты и плательщики, права и обязанности налогоплательщиков, меру ответственности плательщиков, порядок взыскания в бюджет и возврата из бюджета уплаченных налогов и неналоговых платежей и т. д.
Со вступлением в силу Особенной части НК РБ в налоговой системе страны произошли существенные новшества:
1. Отмена сбора в
2. С 2010 года отменен
также налог с продаж товаров
в розничной торговле и налог
на приобретение автомобильных
транспортных средств. Отмена
первого справедливо
3. Повышение ставки НДС
с 18% до 20%. Это аргументируется
необходимостью компенсации
4. Важным новшеством является
также отмена нормирования
1 января 2011 года вступил в силу Закон Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. №174-3 «О внесении дополнений и изменений в Налоговый Кодекс Республики Беларусь». Новая редакция предусматривает сокращение количества налогов, а также периодичности их исчисления и уплаты.
Важнейшие изменения в НК РБ касаются налога на прибыль, НДС, акцизов, налога на недвижимость, экологического налога, местных налогов и критериев применения упрощенной системы налогообложения.
Все это не означает, однако, что налоговая система и налоговое законодательство достигли своего совершенства. Поэтому и на сегодняшний день есть необходимость дальше упрощать и «облегчать» наши налоги, совершенствовать их внутреннюю структуру, механизм исчисления и процедуры взимания.
Однако требовать абсолютного упрощения налоговой системы, сводя ее к одному или нескольким налогам, нецелесообразно. В государствах с достаточно сложной и многоотраслевой экономикой налоговая система, как правило, представляет собой сложный инструмент изъятия налогов из множества объектов налогообложения. Именно таким образом достигается стабильность формирования доходной части бюджета, что особенно актуально для стран с переходной экономикой. [14, с. 122-123]
Тем не менее, важно констатировать, что сейчас в Беларуси есть налоговая конституция: Общая и Особенная части Налогового Кодекса.
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1. Анализ налогов и отчислений, уплачиваемых из выручки
Налоги и отчисления, уплачиваемые из выручки от реализации продукции, работ и услуг имеют косвенную характеристику. Косвенные налоги - налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг. [1, с.33]
В налоговой системе Республики Беларусь с момента ее создания и до настоящего времени косвенные налоги играют значительную роль. Активное использование в отечественной практике налогообложения этих налогов связано с необходимостью решения объективно возникающих задач по государственной поддержке отдельных отраслей и финансированию инфраструктуры, которые в переходный период не могут быть решены иными средствами, кроме как за счет централизованных финансовых ресурсов.
В связи с этим главной особенностью косвенных налогов, действующих в Республике Беларусь, является их целевая направленность. [10, с. 59]
В налоговой системе Республики Беларусь косвенные налоги занимают доминирующее место. К ним можно отнести налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины, налог на услуги и прочие налоги и сборы с выручки. До 2010 года в эту группу также входил налог с продаж и сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки.
В современной теории налогообложения существуют две основные системы взимания налогов:
- одноступенчатый сбор;
- многоступенчатый сбор.
Одноступенчатый сбор предполагает взимание налога один раз на стадии производства или распределения. При этом возможны три подсистемы:
- налог с производителя;
- оптовый налог;
- налог с розничного оборота. [14, с.72 - 74]
В Республике Беларусь активно применяются одноступенчатые системы взимания косвенных налогов. Речь идет о налогах с производителя (акцизы) и с розничного продавца (налоги с продаж, налоги на отдельные виды услуг). При этом на долю акцизов приходится около 10% доходов бюджета, а удельный вес налогов с розничного оборота незначителен. [14, с.72 - 74]
В отличие от одноступенчатого сбора многоступенчатый сбор охватывает несколько стадий процесса производства и распределения и может быть подразделён на:
- кумулятивный многоступенчатый сбор;
- некумулятивный
В Беларуси лидирующее положение по количеству налогов занимают кумулятивные многоступенчатые сборы, или так называемые оборотные налоги (платежи из выручки без НДС). Причем четко прослеживается тенденция к постоянному увеличению их доли как в доходах консолидированного бюджета, так и в ВВП.
Что касается некумулятивного платежа - налога на добавленную стоимость, то его доля в доходах бюджета и в ВВП сохраняется практически на неизменном достаточно высоком уровне - в пределах 1/4 всех доходов бюджета, что в определенной мере сопоставимо с аналогичным показателем по странам с развитыми рыночными отношениями.
Группа косвенных налогов занимает наибольший удельный вес в ВВП по сравнению с другими налогами. Высокая доля косвенных налогов из-за более стабильного характера их поступления характерна для большинства стран с переходной экономикой. Собрать в казну такие налоги легче, чем прямые, поскольку они практически не зависят от финансового положения предприятий. Да и уровень доходов граждан в странах с развитой рыночной экономикой значительно выше, что позволяет рассчитывать на высокие поступления подоходного налога. Тем не менее, удельный вес косвенных платежей в 2010 году снизился по сравнению с 2009 годом на 0,2 процентного пункта и составил 13,6% (см. Приложение 1). В больше степени причина такого снижения связана с отменой в 2010 году сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки. Причину такого снижения налоговики также видят в отставании темпов роста поступлений косвенных налогов от динамики ВВП.
Рассмотрим структуру и динамику косвенных налогов в Республике Беларусь за 2009-2010 года.
В общей сумме косвенных налогов и сборов в 2010 году более 73% приходится на налог на добавленную стоимость (рис. 2.1).
Рис. 2.1. Структура косвенных налогов и сборов за 2009 - 2010 года
Примечание. Источник: [21], [22]
Наиболее значимым в структуре косвенных налоговых платежей является налог НДС. Он является многоступенчатым налогом и взимается каждый раз, когда товар меняет владельца, но облагается не весь оборот, а только его часть – добавленная стоимость. Применение НДС имеет ряд преимуществ. Широкая база обложения обеспечивает устойчивый источник поступлений в бюджет и одновременно предохраняет от влияния колебаний в потреблении реализованных товаров. Однотипность в исчислении налога при любом обороте облегчает контроль налогообложения, упрощает процедуру удержания налога.
Из нагативных сторон НДС необходимо выделить его регрессивный характер для конечного потребителя. [1, с. 85]
Темп роста поступлений НДС в 2010 году составил 121,9%, удельный вес в ВВП вырос с 8,8% до 10% по сравнению с 2009 годом (см. Приложение 2). Положительная динамика в значительной степени обеспечена за счет увеличения объемов реализации продукции, а также роста импорта товаров. Ещё одним немаловажным фактором является увеличение в 2010 году ставки налога с 18% до 20%.
Почти 20 % общего объема косвенных налогов формируют акцизы.
Акцизы являются косвенным налогом, который увеличивает цену товара и поэтому оплачивается потребителем. В отличие от НДС этим налогом облагается вся стоимость товара, включая и материальные затраты. В отличие от НДС, взимаемого при каждом обороте и распространяющего налоговую нагрузку на промежуточное потребление товаров, акцизы взыскиваются один раз и полностью ложатся на конечного пользователя. [6, с.86]
Поступления акцизов в 2010 году выросли на 8,3%, а удельный вес в ВВП сохранился на уровне 2009 года – 2,7 % (см. Приложение 2). Основной причиной увеличения поступлений акцизов явилось повышение в среднем на 10% ставок акцизов на алкогольную продукцию и табачные изделия. Кроме того, в 2010 году объемы реализации на внутреннем рынке табачных изделий выросли на 22%, бензина – на 6,9%, алкогольных напитков – на 5,9%. [31, с. 7]
Наблюдается положительная динамика
поступления налогов при
В 2011 году упрощенная система налогообложения серьёзно не изменилась. Исключением является, пожалуй, лишь то, что критерий перехода на упрощенную систему налогообложения (УСН) и ее применения повысился на 8% по сравнению с тем, который применялся в 2010 году.
Положительная динамика сложилась также по сбору за проезд автотранспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь – темп роста составил 122,2 %, удельный вес сбора в ВВП прирос с 0,1% до 0,2%. Одним из факторов роста этих платежей явилось увеличение в 2010 году количества автомобильных транспортных средств иностранных государств, въезжающих на территорию Республики Беларусь, а также перемещающихся по территории нашей страны транзитом. [31, с. 8]
По налогу на услуги, напротив, темп
роста составил 92,9%, удельный вес в ВВП
по сравнению с 2009 годом не изменился –
0,1%
По иным косвенным налогам и сборам, к которым относятся курортный сбор и единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции, поступления выросли на 15,2%, а их удельный вес в ВВП сохранился на уровне 2009 года – 0,3%.
Налоговая система республики в 2009 году была значительно отягощена различного рода целевыми сборами из выручки. Однако с 1 января 2010 года был отменен ряд косвенных налогов, таких как: сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, налог с продаж товаров в розничной торговле. В то же время в целях компенсации так называемых выпадающих доходов бюджета из-за отмены названных платежей с 2010 года поднялась ставка НДС с 18% до 20%. [4, с. 12]
Ряд новшеств и изменений в налогообложении пришлись и на 2011 год. Законом Республики Беларусь от 15.10.2010 № 174-3 «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь», внесены изменения в порядок применения упрощенной системы налогообложения в 2011 году. Радикальных изменений не внесено. Так, с 2011 года произошло повышение на 8% по сравнению с 2010 г. размера критериев валовой выручки для перехода на упрощенную систему налогообложении. Законом предусматривается уменьшить количество налогов, сократить периодичность их исчисления и уплаты. [11, с. 57].
Итак, с 1 января 2011 г. отменены налог на услуги и сбор на развитие территории, размер которых в 2010 году составил 5% и 3% соответственно, а также исключены из состава экологического налога 3 платежа: