Система налогообложения и повышение эффективности ее функционирования на примере Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 20:21, реферат

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических аспектов налогов и налогообложения, определение наиболее эффективных путей развития и совершенствования налоговой системы Республики Беларусь.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
- определить экономическую сущность налогов и их функции в рыночной экономике;
- рассмотреть классификацию налогов по различным признакам;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ…….6
1.1 Налоги: их экономическая сущность, функции и классификация..……….6
1.2. Характеристика основных принципов налогообложения………………..14
1.3.Правовое регулирование налоговой системы Республики Беларусь.........17
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………………….21
2.1.Анализ налогов и отчислений, уплачиваемых из выручки.………............21
2.2.Анализ налогов и отчислений, уплачиваемых из прибыли……………….27
2.3.Анализ налогов и отчислений, относимых на себестоимость продукции.31
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ….……………………………….......38
3.1. Направления совершенствования налоговой системы Республики Беларусь………………………………………………………………………......38
3.2. Оптимизация налоговой нагрузки в Республике Беларусь………………44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

налоги.docx

— 317.15 Кб (Скачать файл)

С 1 января 2010 года вступила в силу Особенная часть НК РБ. Она состоит из пяти разделов: «Республиканские налоги, сборы (пошлины)», «Местные налоги и сборы», «Особые режимы налогообложения», «Налогообложение отдельных категорий налогоплательщиков», «Заключительные положения». В составе названных разделов выделено 33 главы, а в каждой из глав - конкретные статьи, определяющие механизм взимания отдельных налогов и сборов, объект налогообложения, сроки уплаты и плательщики, права и обязанности налогоплательщиков, меру ответственности плательщиков, порядок взыскания в бюджет и возврата из бюджета уплаченных налогов и неналоговых платежей и т. д.

Со вступлением в силу Особенной части НК РБ в налоговой системе страны произошли существенные новшества:

1. Отмена сбора в республиканский  фонд поддержки производителей  сельскохозяйственной продукции,  продовольствия и аграрной науки,  который взимался с выручки.  Он имел каскадный характер, т.  е. взимался на каждой стадии  реализации и фактически сокращал  оборотные средства субъектов хозяйствования и увеличивал налоговую нагрузку. Этот сбор являлся составным элементом цены и оказывал влияние на удорожание отечественной продукции. К тому же такого платежа нет в налоговых системах других государств, а уплачивался он 12 раз в году, что, безусловно, снижало рейтинг белорусской системы налогообложения.

2. С 2010 года отменен  также налог с продаж товаров  в розничной торговле и налог  на приобретение автомобильных  транспортных средств. Отмена  первого справедливо мотивировалась  тем, что у нас одновременно  существуют два косвенных налога  на потребление, что утяжеляет  налоговое бремя и повышает  цены. Второй налог не приносил  казне весомых доходов, но тем  не менее также «загромождал»  отечественную систему налогообложения  и увеличивал налоговую нагрузку.

3. Повышение ставки НДС  с 18% до 20%. Это аргументируется  необходимостью компенсации так  называемых выпадающих доходов  бюджета из-за отмены вышеназванных  платежей. Следует признать 2 негативных  следствия повышения ставки НДС.  Во-первых, отвлечение оборотных  средств на уплату входного  налога по сырью, материалам  и комплектующим в больших  суммах. Во-вторых, возможен рост  цен, поскольку НДС является  структурным элементом цены.

4. Важным новшеством является  также отмена нормирования расходов  на рекламу, информационные, консультационные  и маркетинговые услуги. Все плательщики  получили право выбора сроков  уплаты налога на прибыль –  ежеквартально или ежемесячно. Увеличены  стандартные налоговые вычеты  по подоходному налогу, с 15% до 12% снижена ставка подоходного  налога по получаемым гражданам  дивидендам. Земельный налог с  2010 года будет исчисляться на  основе кадастровой стоимости  земельных участков по регионам  страны. Для отдельных категорий  граждан при таком расчете  налоговой базы земельный налог  увеличится. Экологический налог  несколько упрощен за счет  отмены отдельных его составляющих. Тем не менее этот платеж  по-прежнему остается весьма сложным для расчетов. Ставки акцизов сейчас выделены в Особенной части НК РБ как отдельное приложение и утверждены сразу на весь 2010 год. Что касается местных налоговых платежей, то вместо двух сборов – транспортного и на развитие инфраструктуры – введен один, но с той же ставкой. Теперь он называется «сбор на развитие территорий». А вот налог на услуги остался, хотя по сути он не отличается от налога с продаж, только состав плательщиков другой. [4, с. 11-12]

1 января 2011 года вступил в силу  Закон Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. №174-3 «О внесении  дополнений и изменений в Налоговый Кодекс Республики Беларусь». Новая редакция предусматривает сокращение количества налогов, а также периодичности их исчисления и уплаты.

Важнейшие изменения в НК РБ касаются налога на прибыль, НДС, акцизов, налога на недвижимость, экологического налога, местных налогов и критериев применения упрощенной системы налогообложения.

Все это не означает, однако, что налоговая система и налоговое законодательство достигли своего совершенства. Поэтому и на сегодняшний день есть необходимость дальше упрощать и «облегчать» наши налоги, совершенствовать их внутреннюю структуру, механизм исчисления и процедуры взимания.

Однако требовать абсолютного упрощения налоговой системы, сводя ее к одному или нескольким налогам, нецелесообразно. В государствах с достаточно сложной и многоотраслевой экономикой налоговая система, как правило, представляет собой сложный инструмент изъятия налогов из множества объектов налогообложения. Именно таким образом достигается стабильность формирования доходной части бюджета, что особенно актуально для стран с переходной экономикой. [14, с. 122-123]

Тем не менее, важно констатировать, что сейчас в Беларуси есть налоговая  конституция: Общая и Особенная  части Налогового Кодекса.

 

 

2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

2.1. Анализ налогов  и отчислений, уплачиваемых из выручки

 

Налоги и отчисления, уплачиваемые из выручки от реализации продукции, работ и услуг имеют косвенную  характеристику. Косвенные налоги - налоги на товары и услуги, устанавливаемые  в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг. [1, с.33]

В налоговой системе Республики Беларусь с момента ее создания и до настоящего времени косвенные налоги играют значительную роль. Активное использование в отечественной практике налогообложения этих налогов связано с необходимостью решения объективно возникающих задач по государственной поддержке отдельных отраслей и финансированию инфраструктуры, которые в переходный период не могут быть решены иными средствами, кроме как за счет централизованных финансовых ресурсов.

В связи с этим главной особенностью косвенных налогов, действующих в Республике Беларусь, является их целевая направленность. [10, с. 59]

В налоговой системе Республики Беларусь косвенные налоги занимают доминирующее место. К ним можно  отнести налог на добавленную  стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины, налог на услуги и прочие налоги и сборы с выручки. До 2010 года в эту группу также входил  налог с продаж и сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки.

В современной теории налогообложения  существуют две основные системы  взимания налогов:

- одноступенчатый сбор;

- многоступенчатый сбор.

Одноступенчатый сбор предполагает взимание налога один раз на стадии производства или распределения. При этом возможны три подсистемы:

- налог с производителя;

- оптовый налог;

- налог с розничного оборота. [14, с.72 - 74]

В Республике Беларусь активно применяются одноступенчатые системы взимания косвенных налогов. Речь идет о налогах с производителя (акцизы) и с розничного продавца (налоги с продаж, налоги на отдельные виды услуг). При этом на долю акцизов приходится около 10% доходов бюджета, а удельный вес налогов с розничного оборота незначителен. [14, с.72 - 74]

В отличие от одноступенчатого сбора многоступенчатый сбор охватывает несколько стадий процесса производства и распределения и может быть подразделён на:

- кумулятивный многоступенчатый  сбор;

- некумулятивный многоступенчатый  сбор.

В Беларуси лидирующее положение по количеству налогов занимают кумулятивные многоступенчатые сборы, или так называемые оборотные налоги (платежи из выручки без НДС). Причем четко прослеживается тенденция к постоянному увеличению их доли как в доходах консолидированного бюджета, так и в ВВП.

Что касается некумулятивного  платежа - налога на добавленную стоимость, то его доля в доходах бюджета и в ВВП сохраняется практически на неизменном достаточно высоком уровне - в пределах 1/4 всех доходов бюджета, что в определенной мере сопоставимо с аналогичным показателем по странам с развитыми рыночными отношениями.

Группа косвенных налогов  занимает наибольший удельный вес в ВВП по сравнению с другими налогами. Высокая доля косвенных налогов из-за более стабильного характера их поступления характерна для большинства стран с переходной экономикой. Собрать в казну такие налоги легче, чем прямые, поскольку они практически не зависят от финансового положения предприятий. Да и уровень доходов граждан в странах с развитой рыночной экономикой значительно выше, что позволяет рассчитывать на высокие поступления подоходного налога. Тем не менее, удельный вес косвенных платежей в 2010 году снизился по сравнению с 2009 годом на 0,2 процентного пункта и составил 13,6% (см. Приложение 1). В больше степени причина такого снижения связана с отменой в 2010 году сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки. Причину такого снижения налоговики также видят в отставании темпов роста поступлений косвенных налогов от динамики ВВП.

Рассмотрим структуру и динамику косвенных налогов в Республике Беларусь за 2009-2010 года.

В общей сумме косвенных налогов  и сборов в 2010 году более 73% приходится на налог на добавленную стоимость (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Структура косвенных налогов и сборов за 2009 - 2010 года

Примечание. Источник: [21], [22]

 

Наиболее значимым в  структуре косвенных налоговых  платежей является налог НДС. Он является многоступенчатым налогом и взимается  каждый раз, когда товар меняет владельца, но облагается не весь оборот, а только его часть – добавленная стоимость. Применение НДС имеет ряд преимуществ. Широкая база обложения обеспечивает устойчивый источник поступлений в бюджет и одновременно предохраняет от влияния колебаний в потреблении реализованных товаров. Однотипность в исчислении налога при любом обороте облегчает контроль налогообложения, упрощает процедуру удержания налога.

 Из нагативных сторон НДС необходимо выделить его регрессивный характер для конечного потребителя. [1, с. 85]

Темп роста поступлений НДС в 2010 году составил 121,9%, удельный вес в ВВП вырос с 8,8% до 10%  по сравнению с 2009 годом (см. Приложение 2). Положительная динамика в значительной степени обеспечена за счет увеличения объемов реализации продукции, а также роста импорта товаров. Ещё одним немаловажным фактором является увеличение в 2010 году ставки налога с 18% до 20%.

Почти 20 % общего объема косвенных  налогов формируют акцизы.

Акцизы являются косвенным налогом, который увеличивает цену товара и поэтому оплачивается потребителем. В отличие от НДС этим налогом  облагается вся стоимость товара, включая и материальные затраты. В отличие от НДС, взимаемого при каждом обороте и распространяющего налоговую нагрузку на промежуточное потребление товаров, акцизы взыскиваются один раз и полностью ложатся на конечного пользователя. [6, с.86]

  Поступления акцизов в 2010 году выросли на 8,3%, а удельный вес в ВВП сохранился на уровне 2009 года – 2,7 % (см. Приложение 2). Основной причиной увеличения поступлений акцизов явилось повышение в среднем на 10% ставок акцизов на алкогольную продукцию и табачные изделия. Кроме того, в 2010 году объемы реализации на внутреннем рынке табачных изделий выросли на 22%, бензина – на 6,9%, алкогольных напитков – на 5,9%.         [31, с. 7]

Наблюдается положительная динамика поступления налогов при упрощенной системе налогообложения. В 2010 году на 34,2% уплачено налогов больше, чем  в 2009 году, что связано с расширением  сферы применения этого режима налогообложения. Так, количество плательщиков, применяющих  упрощенную систему налогообложения, возросло почти на треть. В результате удельный вес этого налога в ВВП  увеличился с 0,3% до 0,4%.

В 2011 году упрощенная система налогообложения  серьёзно не изменилась. Исключением  является, пожалуй, лишь то, что критерий перехода на упрощенную систему налогообложения (УСН) и ее применения повысился на 8% по сравнению с тем, который применялся в 2010 году.

Положительная динамика сложилась  также по сбору за проезд автотранспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь –  темп роста составил 122,2 %, удельный вес сбора в ВВП прирос с 0,1%  до 0,2%. Одним из факторов роста этих платежей явилось увеличение в 2010 году количества автомобильных транспортных средств иностранных государств, въезжающих на территорию Республики Беларусь, а также перемещающихся по территории нашей страны транзитом. [31, с. 8]

По налогу на услуги, напротив, темп роста составил 92,9%, удельный вес в ВВП по сравнению с 2009 годом не изменился – 0,1%                                  (см. Приложение 2). Отрицательная динамика связана с изменением законодательства в части снижения с 2009 года ставки налога с 10% до 5% – если в январе 2009 года налог на услуги уплачивался по ставке 10%, то в январе 2010 года – по ставке 5%.

    По иным косвенным налогам и сборам, к которым относятся курортный сбор и единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции, поступления выросли на 15,2%, а их удельный вес в ВВП сохранился на уровне 2009 года – 0,3%.

Налоговая система республики в 2009 году была значительно отягощена различного рода целевыми сборами из выручки. Однако с 1 января 2010 года был отменен ряд косвенных налогов, таких как: сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, налог с продаж товаров в розничной торговле. В то же время в целях компенсации так называемых выпадающих доходов бюджета из-за отмены названных платежей с 2010 года поднялась ставка НДС с 18% до 20%. [4, с. 12]

  Ряд новшеств и изменений в налогообложении пришлись и на 2011 год. Законом Республики Беларусь от 15.10.2010 № 174-3 «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь», внесены изменения в порядок применения упрощенной системы налогообложения в 2011 году. Радикальных изменений не внесено. Так, с 2011 года произошло повышение на 8% по сравнению с 2010 г. размера критериев валовой выручки для перехода на упрощенную систему налогообложении. Законом предусматривается уменьшить количество налогов, сократить периодичность их исчисления и уплаты. [11, с. 57].

 Итак, с 1 января 2011 г. отменены  налог на услуги и  сбор на развитие территории, размер которых в 2010 году составил 5% и 3% соответственно, а также исключены из состава экологического налога 3 платежа:

Информация о работе Система налогообложения и повышение эффективности ее функционирования на примере Республики Беларусь