Система управления финансами малого предприятия и направления ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 17:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель и задачи исследования. Цель курсовой работа является изучение финансового менеджмента малых предприятий. В соответствии с поставленной целью в курсовой работе определены и решаются следующие взаимосвязанные задачи:
- исследовать роль малого бизнеса в современной экономик;
- рассмотреть формы государственной финансовой поддержки малого бизнеса;
- изучить особенности учета и налогообложения малых предприятий;
- показать источники финансирования малого бизнеса;
- проанализировать систему управления финансами малого предприятия и направления ее совершенствования;

Содержание

Введение 3
1 Теоретические походы к анализу малого бизнеса 6
1.1 Роль малого бизнеса в современной экономике 6
1.2 Формы государственной финансовой поддержки малого бизнеса 12
2 Финансы малых предприятий 17
2.1 Особенности учета и налогообложения малых предприятий 17
2.2 Источники финансирования малого бизнеса 28
3 Система управления финансами малого предприятия и направления ее совершенствования 33
3.1 Особенности финансового менеджмента малого бизнеса 33
3.2 Направление совершенствования финансового менеджмента в малом бизнесе 37
Заключение 40
Список использованных источников 42

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовый менеджмент малого бизнеса.doc

— 270.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность выбранной  темы объясняется важностью малого бизнеса, как для государства, так  и для населения, что обозначает значимость проблемы и нерешенные вопросы. От процветания и нормального функционирования данного сектора в экономике зависит благосостояние населения и страны в целом. Малый бизнес является важным звеном экономики,  ему присуща особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. Предпринимательство не только способствует повышению материального и духовного потенциала общества и создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого гражданина, но и ведет к единению нации сохранению ее национального духа и национальной гордости. Малые предприятия создают благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных ресурсов, Малые предприятия  могут создаваться в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные потребности населения - что является отличительной и важной особенностью. Малый бизнес является таким источником развития, от которого Россия не может отказаться ни сейчас, ни в будущем.

Экономика любой страны не может нормально развиваться без оптимально сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает мировая практика. Неотъемлемой частью рыночных отношений является малый бизнес. Переход к рыночным отношениям в России снял многие препятствия в развитии малого предпринимательства. В тоже время многие фирмы разорились из-за недостаточного финансирования или недоработок в системе налогообложения. В настоящее время существует острая необходимость в пересмотре реформ касающихся развития и поддержки малого сектора на уровне государства.

Степень разработанности. Институциональный анализ моделей  распределительных отношений осуществлен  в работах: Вебера М., Мюрдаля Г.Э., Де Сото. Также эта тема разрабатывается  и исследуется многими авторами, которые занимаются этой проблемой, например такие, как профессор Горфинкель В.Я., Баженов Ю.К., Баженов С.А. и профессор Швандер В.А. Написано много учебных и рекомендательных пособий начинающим предпринимателям и действующим предприятиям. Но существуют многие недоработки и пока они есть, проблема развития малого бизнеса не решена.

Цель и задачи исследования. Цель курсовой работа является изучение финансового менеджмента малых предприятий. В соответствии с поставленной целью в курсовой работе определены и решаются следующие взаимосвязанные задачи:

- исследовать роль малого бизнеса в современной экономик;

- рассмотреть формы государственной финансовой поддержки малого бизнеса;

- изучить особенности учета и налогообложения малых предприятий;

- показать источники финансирования малого бизнеса;

- проанализировать систему управления финансами малого  предприятия и направления ее совершенствования;

Объект и предмет  исследования. Объектом исследования является сфера малого бизнеса.

Предметом исследования служит финансовый менеджмент малого бизнеса.

Теоретико-методологическую основу настоящего исследования составляют фундаментальные концепции, представленные в классических и современных  трудах отечественных и зарубежных ученых, реализующих политико-экономический  и институциональный подходы  к условиям развития предпринимательства. Многофакторность анализа распределительных отношений потребовало использования положений общей экономической теории, теории переходной экономики, теорий распределения, институциональной экономики.

В процессе изучения поставленной проблемы были использованы синергетический подход к исследованию распределительных отношений, историко-эволюционный и компаративистский анализ, а также общенаучные методы анализа и синтеза, качественного и количественного анализа экономических явлений и процессов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические походы  к анализу малого бизнеса

 

    1.1 Роль малого бизнеса в современной экономике

Малое предпринимательство - сектор экономики, который определяется деятельностью субъектов малого предпринимательства на рынке товаров, работ и услуг1. Субъектом малого предпринимательства является малое предприятие.

Как свидетельствует  мировая практика, основным показателем, позволяющим признать хозяйствующие  субъекты малыми предприятиями, является численность работников за определённый период времени. Наряду с указанным показателем используются также такие критерии, как ежегодный оборот предприятия, величина его активов, размер уставного капитала.

В нашей стране, согласно законодательству, под малыми предприятиями  понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25 %; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства не превышает 25 %. Данное условие является критерием независимости предприятий.

Кроме того, численность  работников за отчетный период не должна превышать следующих предельных уровней2:

- в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек;

- в оптовой торговле  – 50;

- в розничной торговле  и бытовом обслуживании  –  30;

- в других отраслях  и при осуществлении других  видов деятельности – 50.

Важно отметить, что согласно российскому законодательству к  субъектам малого бизнеса относятся также предприниматели без образования юридического лица, так как к ним применяются правила, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.

  Таким образом,  определен критерий выделения  малых предприятий – по численности работающих. Однако несовершенство данного критерия представляется автору очевидным. Например, электростанции, где многомиллионные основные фонды приводятся в действие несколькими работниками, де-факто - трудно отнести к субъекту малого предпринимательства Дело в том, что универсальных критериев выделения малых предприятий, позволяющих безошибочно определять предприятия по видам, не существует.

Многопрофильные малые  предприятия, которые осуществляют несколько видов деятельности, определяются по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или прибыли.

Понятие малого предприятия  всегда применяется к каким-либо конкретным видам предприятий. Из всех имеющихся видов предприятий: государственных, коллективных, совместных, кооперативов и т.д., выделяется их часть по критериям численности работающих. Таким образом, существуют малые государственные, малые совместные, малые частные и прочие виды малых предприятий.

Среди функций малого предприятия, прежде всего, важно отметить экономические, которые определяются его ролью как работодателя, производителя продукции и услуг, катализатора научно-технического прогресса, налогоплательщика, а также агента рыночных отношений.

   Не менее значимы  социальные функции. Через малые формы предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал. В малом бизнесе часто используется труд социально уязвимых групп населения (женщины, учащиеся, молодые специалисты, инвалиды, пенсионеры, беженцы и т.д.), которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях. Небольшие предприятия, прежде всего, в сфере обслуживания, удовлетворяют потребности людей в общении (которого они лишены, например, в супермаркетах).

Уже сегодня актуальна экологическая функция малого бизнеса, которая уже имеет место в странах с развитой рыночной экономикой3.

Малые предприятия, как  правило, появляются при необходимости  изготовления небольших партий продукции  с постоянно обновляемой номенклатурой  и ассортиментом выпускаемых изделий, использования незначительных источников сырья и материалов в условиях ограниченного количества потребителей. При сравнительном насыщении рынка малый бизнес занимается доработкой продукции с учетом индивидуальных запросов заказчика, производством мелочей или продукции, изготовление которой в технологическом отношении является преимущественно ручным, не автоматизированным. Малые предприятия утилизируют отходы крупных производств, изготавливают комплектующие изделия для сборочных предприятий. Кроме того, малые предприятия доминируют во всех сферах деятельности с высоким риском получения нулевого результата. Это и инновационная деятельность, и освоение новой технологии, новых видов изделий4.

Важно учесть, что малые  фирмы занимают традиционную только для них сферу деятельности, в которую крупные предприятия редко вмешиваются. Это производства с применением ручного труда, к которым относятся ремесленные виды работ, народные промыслы и аналогичные виды деятельности. При хорошей организации снабжения необходимыми материалами и сбыта изделий, такие малые предприятия дают значительную отдачу.

 

 

Таблица 1.1.

Количество зарегистрированных малых  предприятий по федеральным округам  Российской Федерации на 1 июля 2012 г.5

Федеральные круга 

Количество зарегистрированных МП на 1 июля 2012 г. в расчете на 100 тыс. чел. населения

Единиц 

прирост / сокращение за период

01.07.2011-01.07.2012

в % от

среднего по РФ

РФ 

166,5

4,66

100,0

Центральный ФО

185,9

1,12

111,7

Северо-Западный ФО

244,5

-18,19

146,9

Южный ФО

131,9

6,42

79,2

Северо-Кавказский ФО

58,8

-6,27

35,3

Приволжский ФО

162,2

3,84

97,4

Уральский ФО

170,7

33,83

102,5

Сибирский ФО

152,2

10,27

91,4

Дальневосточный ФО

172,9

19,30

103,9


 

По состоянию на 1 июля 2012 года в России было зарегистрировано 238,2 тыс. малых предприятий, что на 3,0% больше, чем по состоянию на 1 июля 2011 года. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей увеличилось на 4,7 ед. и составило 161,5 ед.

Рост числа малых предприятий, как в абсолютном значении, так и в расчете на 100 тыс. жителей, зафиксирован в шести федеральных округах. Наибольший рост отмечен в Уральском федеральном округе (на 25,3% или на 33,8 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей), Дальневосточном федеральном округе (на 12,2% или на 19,3 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей) и Сибирском федеральном округе (на 7,3% или на 10,3 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей). В меньшей степени количество малых предприятий выросло в Южном федеральном округе (на 5,4% или 6,4 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей), Приволжском федеральном округе (на 2,2% или 3,8 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей) и Центральном федеральном округе (на 0,9% или 1,1 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей).

Наиболее сильное сокращение числа малых предприятий отмечено в Северо-Западном федеральном округе (на 6,7% или 18,2 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей).

Таблица 1.2.

Распределение регионов по группам  с различной динамикой количества зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. жителей за период с 1 июля 2011 г. по 1 июля 2012 г.6

Изменение числа МП на 100 тыс. жителей 

Количество регионов

Сильное сокращение (свыше 30 ед.)

5

Среднее сокращение (от 10 до 30 ед.)

8

Небольшое сокращение (от 0,1 до 10 ед.)

18

Небольшое увеличение (от 0,1 до 10 ед.)

27

Среднее увеличение (от 10 до 30 ед.)

15

Сильное увеличение (свыше30 ед.)

10


 

На 1 июля 2012 г. по сравнению с 1 июля 2011 г. количество малых предприятий  в расчете на 100 тыс. человек населения выросло в 52 регионах.

Наиболее значительный рост показателя отмечен в Чукотском АО (показатель вырос на 143,0 ед.), Белгородской области (на 69,3 ед.), Свердловской области (на 67,3 ед.), Приморском крае (на 62,7 ед.), Алтайском крае (на 44,1 ед.), Мурманской области (на 37,3 ед.), Самарской области (на 36,9 ед.), Камчатском крае (на 33,9 ед.), Кемеровской области (на 33,7 ед.) и Волгоградской области (на 33,6 ед.).

Заметно (более чем на 15 ед.) количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей также выросло в Кировской области (на 25,2 ед.), г.Москве (на 23,1 ед.), Ненецком АО (на 20,2 ед.), Челябинской (на 19,8 ед.), Владимирской (на 19,0 ед.), Орловской (на 18,5 ед.), Архангельской (на 17,8 ед.), Тюменской (на 17,2 ед.), Вологодской (на 15,8 ед.) и Воронежской (на 15,3 ед.) областях.

В 31 регионе количество малых предприятий в расчете  на 100 тыс. жителей снизилось. Максимальное сокращение показателя зафиксировано  в г. Санкт-Петербурге (на 55,1 ед.), Московской области (на 50,2 ед.), Республике Карелия (на 38,1 ед.), Пензенской (на 35,2 ед.), Тульской (на 34,2 ед.) и Магаданской (на 26,2 ед.) областях, Хабаровском крае (на 24,4 ед.), Ивановской области (на 18,9 ед.), Удмуртской Республике (на 17,9 ед.) и Ленинградской области (на 16,6 ед.).

Информация о работе Система управления финансами малого предприятия и направления ее совершенствования