Система управления финансами малого предприятия и направления ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 17:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель и задачи исследования. Цель курсовой работа является изучение финансового менеджмента малых предприятий. В соответствии с поставленной целью в курсовой работе определены и решаются следующие взаимосвязанные задачи:
- исследовать роль малого бизнеса в современной экономик;
- рассмотреть формы государственной финансовой поддержки малого бизнеса;
- изучить особенности учета и налогообложения малых предприятий;
- показать источники финансирования малого бизнеса;
- проанализировать систему управления финансами малого предприятия и направления ее совершенствования;

Содержание

Введение 3
1 Теоретические походы к анализу малого бизнеса 6
1.1 Роль малого бизнеса в современной экономике 6
1.2 Формы государственной финансовой поддержки малого бизнеса 12
2 Финансы малых предприятий 17
2.1 Особенности учета и налогообложения малых предприятий 17
2.2 Источники финансирования малого бизнеса 28
3 Система управления финансами малого предприятия и направления ее совершенствования 33
3.1 Особенности финансового менеджмента малого бизнеса 33
3.2 Направление совершенствования финансового менеджмента в малом бизнесе 37
Заключение 40
Список использованных источников 42

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовый менеджмент малого бизнеса.doc

— 270.50 Кб (Скачать файл)

Объект налогообложения  – доходы. В этом случае налоговая  база по единому налогу – это  денежное выражение доходов налогоплательщика. Сумма квартального авансового платежа рассчитывается по итогам каждого отчетного периода исходя из ставки налога и фактически полученных доходов. Ставка налога для налогоплательщиков, которые выбрали доходы в качестве объекта налогообложения, составляет 6 %. Доходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания квартала, полугодия, девяти месяцев.

При расчете единого  налога его величина за отчетный период уменьшается на величину страховых  взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. Что касается пособий, то тут речь идет о начисленных и фактически выданных пособиях, которые налогоплательщик выплатил за счет собственных средств, а не за счет Фонда социального страхования Российской Федерации. При этом сумма налога не может быть уменьшена более чем на 50 %.

Объект налогообложения  – доходы, уменьшенные на величину расходов. этом случае налоговая база по единому налогу – это денежное выражение разницы между доходами и расходами. Сумма единого налога за отчетный период рассчитывается исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала года. Если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на сумму расходов, ставке 15 %. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 % в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Страховые взносы при  расчете единого налога в полном размере включаются в состав расходов. Страховые взносы при расчете  единого налога при упрощенной системе  налогообложения нужно учитывать в том периоде, к которому они относятся, но при условии перечисления денежных средств в бюджет. Пособия по временной нетрудоспособности, выплаченные работодателем своим работникам за счет собственных средств, включаются в состав расходов на оплату труда.

На практике возможна ситуация, когда расходы окажутся больше доходов. Если отрицательный  результат будет получен по итогам первого квартала, первого полугодия  или девяти месяцев, то перечислять  квартальные авансовые платежи  по единому налогу налогоплательщику не нужно.

Если же такая ситуация сложится по итогам года, то придется заплатить  в бюджет минимальный налог, величина которого составляет 1 % от суммы полученных доходов. Минимальный налог уплачивается только по итогам налогового периода (календарного года). Сумма минимального налога, уплаченная за налоговый период, в котором получен убыток, присоединяется к сумме убытков, перенесенных на будущее.

Налогоплательщик имеет  право в следующие налоговые  периоды включить сумму разницы  между уплаченным минимальным налогом и налогом, исчисленным в общем порядке, в расходы при исчислении налоговой базы, в том числе увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущее. Убытки, то есть превышение расходов над доходами, не «пропадут» для налогоплательщика. Однако, если налогоплательщик решил перейти на общий режим налогообложения или с общего режима на упрощенный, то прошлые убытки не будут приниматься при расчете единого налога или налога на прибыль.

Налогоплательщики, которые  применяли упрощенную систему налогообложения и использовали в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе учесть суммы убытка при исчислении налоговой базы. Налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущие налоговые периоды в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток. Налогоплательщик вправе перенести на текущий налоговый период сумму полученного в предыдущем налоговом периоде убытка. Убыток, не перенесенный на следующий год, может быть перенесен целиком или частично на любой год из последующих девяти лет. Если налогоплательщик получил убытки более чем в одном налоговом периоде, перенос таких убытков на будущие налоговые периоды производится в той очередности, в которой они получены.

Упрощенный режим на основе патента. Статья 346.25.1 НК РФ разрешает индивидуальным предпринимателям, помимо стандартной упрощенной системы налогообложения, применять и другой режим налогообложения: упрощенный режим на основе патента. Единый налог при этом заменяется патентом.

При применении упрощенной системы налогообложения на основе патента индивидуальный предприниматель  вправе привлекать наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового  характера, среднесписочная численность  которых не должна превышать за налоговый период пять человек.

2.2 Источники финансирования малого бизнеса

Вопросам развития малого бизнеса уделяется все большее  внимание, как со стороны государства, так и со стороны кредитных  институтов, выделяющих данный сектор, как перспективный для себя, особенно учитывая последнюю динамику сокращения кредитных портфелей банков по корпоративным клиентам и роста – по сектору кредитования малого и среднего бизнеса. С точки зрения государства же, малый бизнес становится перспективой дальнейшего роста ВВП, занятости населения, усиления конкуренции на рынках и образования прослойки среднего класса в обществе. По данным на 2007 г. в развитых странах малый бизнес производит от 45 до 55 % ВВП, в российской экономике его доля составляет порядка 10-12% .

В связи с этим, под  пристальным взглядом оказываются  проблемы развития предприятий малого бизнеса, среди которых особенно остро выделяется проблема финансирования. Отметим, что она является актуальной на протяжении всего жизненного цикла  компании. По данным общественной организации «ОПОРА России» по состоянию на март 2010 г. только 17% респондентов отметили возможность получения заемных ресурсов. 52 % респондентов отметили сложность или невозможность привлечения заемного капитала. Малый бизнес считается высокорисковым сегментом и банки не кредитуют предприятия на этапе Start-up, а предпочитают финансирование работающих 1 год или как минимум 6 месяцев. На текущий момент существуют программы финансирования малого бизнеса, существующего в течение 3 месяцев, но необходимо понимать, что срок таких ресурсов также будет очень коротким.

Совокупность методов  финансирования предприятий малого бизнеса можно представить следующим  образом17:

самофинансирование;

венчурное финансирование;

лизинг;

кредиты и займы некредитных организаций;

банковские кредиты;

кредиторская задолженность;

Рассмотрим на временной  шкале развития предприятия эволюцию методов финансирования (рис. 2.1):

Рис. 2.1. Шкала временной эволюции методов финансирования малого предприятия

1-й этап. Финансовое  обеспечение стартового этапа  проекта обычно полностью обеспечивается  внутренними ресурсами самого  предпринимателя, поскольку иные  источники попросту для него недоступны, за исключением очень дорогих и рискованных займов от физических лиц или кредитных кооперативов.

2-й этап. По мере  своего развития предприятие  получает такой важный инструмент  финансирования, как кредиторская  задолженность. Стоит отметить, что данному инструменту не уделяется достаточное внимание, несмотря на то, что при грамотной политике в области заключения договоров с поставщиками, можно добиться существенных отсрочек и таким образом, расширять объемы своего бизнеса. Например, поставщики зачастую идут на уступки в оплате продукции, но при этом устанавливают отдельные цены на свою продукцию. Определить стоимость кредиторской задолженности легко, если производить расчет по каждому из конкретных поставщиков. В процентах в годовом исчислении по каждому из них она будет равна отношению разницы между стоимостью ресурсов, приобретаемых в течение года с отсрочкой платежа, и стоимостью этих ресурсов на условиях оплаты по факту поставки к средней величине кредиторской задолженности. Данная величина будет сравниваться со стоимостью остальных источников, из чего и будет сделан вывод о привлекательности данного источника в дальнейшем.

Стоит отметить, что на раннем этапе в случае стабильного  развития деятельности предприятия  возможно появление таких источников расширения деятельности, как прибыль предприятия и банковские кредиты.

К сожалению, доступность  такого источника как банковский кредит в России для малого бизнеса  невысока. Это связано с несколькими  причинами:

Во-первых, отсутствие твердого обеспечения по кредитам и то, что малому бизнесу, развиваясь на арендуемых площадях и оборудовании, сложно получить долгосрочный кредит, который бы позволил им уйти от такой схемы и снизить свои расходы.

Во-вторых, отсутствие кредитной  истории или ее малый срок.

Третья причина, высокая  непрозрачность малого бизнеса в  связи с высокой налоговой  нагрузкой (страховые взносы – 26% фонда  оплаты труда, подоходный налог – 13%, НДС – 18%, налог на имущество, транспортный и прочие) делает риски его кредитования еще выше и многим предприятиям приходится отказывать в кредите, несмотря на перспективность их проектов.

Кроме того, государство, заинтересованное в развитии малых  предприятий, оказывает некоторые  виды поддержки в их финансировании18:

прямое субсидирование деятельности – обычно осуществляется в небольших объемах в форме грантов или по конкурсу через Фонды поддержки и развития малого предпринимательства;

субсидирование процентов  по полученным или погашенным кредитам банков в части ставки рефинансирования (также предоставляется по конкурсу);

предоставление поручительств  и гарантий по кредитам предприятий  с недостаточным залоговым обеспечением;

Две последние формы  поддержки не являются финансированием  в чистом виде, а лишь помогают малому бизнесу в получении финансовых ресурсов через стандартные каналы.

3-й этап. На данном  этапе развития предприятия уже  могут рассчитывать на получение  более долгосрочных инструментов  финансирования деятельности –  это более «длинные» банковские  кредиты, а также лизинг. Несмотря на более высокую стоимость источника, преимуществом лизинга для предприятий перед кредитованием становится возможность отнесения лизинговых платежей на расходы фирмы, длительный срок предоставления ресурсов. Крупные лизинговые компании могут приобретать необходимое оборудование за рубежом или у поставщиков на более выгодных условиях, что вполне может нивелировать разницу в процентах между кредитом банка и лизинговыми платежами. Однако и данный инструмент в российской специфике не всегда приемлем для малого бизнеса. В основном данная проблема связана с режимом налогообложения малых предприятий, находящихся в большинстве своем на специальных режимах налогообложения и не имеющих возможность принятия к вычету НДС, включаемый в лизинговые платежи.

4-й этап. В отдаленной перспективе и с развитием фондового рынка России любой бизнес сможет получить в свои руки и такой инструмент финансирования, как заимствования на рынках капитала.

Таким образом, финансовое обеспечение малого бизнеса на текущий  момент во многом зависит от возможностей самого малого бизнеса. Несмотря на существующие государственные программы поддержки и развитие банковского кредитования в сегменте малого и среднего бизнеса, доступность таких ресурсов остается очень невысокой.

 

 

 

 

 

3 Система управления финансами малого  предприятия и направления ее совершенствования

 

 3.1 Особенности финансового  менеджмента малого бизнеса

Финансовый менеджмент в малом бизнесе в силу специфических  особенностей становления и развития малых предприятий несколько отличается от практики управления финансами крупных предприятий. Это выражается в следующем19:

1.      В небольшой фирме все функции финансового менеджера ложатся, как правило, на одного сотрудника (обычно это руководитель – хозяин данного предприятия). И именно он принимает решения по привлечению и использованию финансовых ресурсов, по установлению цены на производимую/продаваемую продукцию и распределению полученной прибыли. Как правило, этот сотрудник не имеет специального финансового, а зачастую и экономического, образования и вырабатывает политику поведения на рынке исходя из приобретенного опыта работы в данной сфере, собственного предпринимательского чутья и факта наличия денежных средств на счете.

2.      Финансовый менеджмент направлен на максимизацию курса акций, чистой прибыли на акцию, уровня дивидендов, имущества акционеров, чистых активов в расчете на акцию, прибыли. Малые фирмы, созданные в форме АО, имеют право выпускать акции, но в силу определенных трудностей этой процедуры, как правило, не делают этого. Следовательно, финансовый менеджмент на малых предприятиях, в первую очередь, направлен на максимизацию прибыли, доходов владельцев, на достижение безубыточности производства.

3.      На крупных предприятиях обычно разрабатывается финансовая политика или общая стратегия деятельности предприятия, включающая комплекс стратегических и тактических целей развития компании, на основе которых разрабатывается маркетинговая, ценовая, инвестиционная, кредитная и др. политика.

В небольших компаниях, как правило, отсутствуют документы, фиксирующие стратегические цели и тактические задачи развития данного предприятия. Малая фирма обычно создается по частной инициативе ее собственника для реализации его внутренних возможностей, и вся деятельность компании подчинена его личным интересам.

Информация о работе Система управления финансами малого предприятия и направления ее совершенствования