Система управления финансами малого предприятия и направления ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 17:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель и задачи исследования. Цель курсовой работа является изучение финансового менеджмента малых предприятий. В соответствии с поставленной целью в курсовой работе определены и решаются следующие взаимосвязанные задачи:
- исследовать роль малого бизнеса в современной экономик;
- рассмотреть формы государственной финансовой поддержки малого бизнеса;
- изучить особенности учета и налогообложения малых предприятий;
- показать источники финансирования малого бизнеса;
- проанализировать систему управления финансами малого предприятия и направления ее совершенствования;

Содержание

Введение 3
1 Теоретические походы к анализу малого бизнеса 6
1.1 Роль малого бизнеса в современной экономике 6
1.2 Формы государственной финансовой поддержки малого бизнеса 12
2 Финансы малых предприятий 17
2.1 Особенности учета и налогообложения малых предприятий 17
2.2 Источники финансирования малого бизнеса 28
3 Система управления финансами малого предприятия и направления ее совершенствования 33
3.1 Особенности финансового менеджмента малого бизнеса 33
3.2 Направление совершенствования финансового менеджмента в малом бизнесе 37
Заключение 40
Список использованных источников 42

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовый менеджмент малого бизнеса.doc

— 270.50 Кб (Скачать файл)

4.      Одним из приоритетных направлений финансового менеджмента в современных условиях хозяйствования является оптимизация налогообложения. На крупных предприятиях все чаще привлекают специалистов для определения наиболее низкого уровня налоговых обязательств и разработки мер по законному снижению налоговых платежей.  
Малые предприятия не могут привлечь дорогостоящего специалиста по вопросам налогообложения и поэтому используют, как правило, незаконные способы ухода от налогов: ведение двойной бухгалтерии, выписка фиктивных счетов и т.д.

5.         Финансовый итог предпринимательства характеризуется в первую очередь прибылью, которую получает предприниматель. Чтобы ее получить, надо производить и продавать только то, что требуется рынку. Следовательно, для эффективного функционирования предприятию не обойтись без маркетинга, который представляет собой комплексную и целенаправленную деятельность в области производства и рынка, обеспечивающую удовлетворение потребностей, как потребителей, так и производителя.  
На малых предприятиях, как правило, не уделяется должного внимания маркетингу в силу отсутствия20:

1) понимания важности  разработки маркетинговой политики;

2) «лишних» денежных средств, необходимых для изучения рынка, покупателей, конкурентов или оплаты соответствующих специалистов.  
Маркетинговая политика на малом предприятии обычно сводится к следующему: продавать тот товар (услугу), который пользуется спросом и до тех пор, пока он приносит прибыль. Другими словами, предприниматель при принятии маркетинговых решений основывается не на данных опросов и точных расчетах эффективности продажи того или иного продукта, а на собственном видении фактической ситуации на рынке, опыте и интуитивном восприятии событий.

В то же время следует отметить, что малые предприятия в этом смысле находятся в гораздо более выигрышном положении, нежели крупные: работают с узким кругом потребителей, лучше знают своих клиентов, имеют больше возможностей личного общения персонала с клиентами, быстрее реагируют на изменение потребностей и конъюнктуры рынка.

6.         Самый хороший менеджер мало чего может добиться, если у предприятия будет серьезный недостаток денежных средств. Поэтому задача привлечения и максимального использования денежного капитала – одна из ключевых в финансовом менеджменте. Финансировать свою деятельность малое предприятие может за счет собственных (прибыль, амортизационные отчисления, личные накопления) и внешних источников (государственные субсидии, дотации, кредиты банков и т.д.).

В современных условиях хозяйствования малые предприятия  в основном вынуждены ориентироваться  на собственные средства, поскольку  часто не могут получить доступ к  кредитам без соответствующего залога, гарантий др. юридических лиц или  иного обеспечения. В свете этого разработка грамотного инвестиционного плана может оказаться едва ли не единственной возможностью привлечения инвестиций со стороны, способных дать толчок для финансово-хозяйственного развития предприятия.

Одним из инструментов инвестора  при осуществлении им капиталовложений служит бизнес-план проекта, который призван дать возможность инвестору сделать комплексную оценку инвестиционного предложения и, в первую очередь, показать, что предлагаемый товар (продукция или услуга) является конкурентоспособным, что для него имеется долгосрочный платежеспособный спрос, что возможна реализация проекта в приемлемые сроки, а также что инвестирование проекта выгодно для инвестора. Грамотная же разработка самого проекта может для малого предприятия оказаться серьезной проблемой в силу отсутствия необходимых знаний и средств на оплату подобной работы.

Инвестиции в крупных  компаниях подразумевают вложение средств в значительные пакеты акций  предприятий, строительство новых  объектов и т.п. В малом бизнесе  любое вложение средств в основные фонды, будь то покупка одного компьютера или станка, уже является инвестициями, т.к. это вложение производится с целью получения прибыли. Но даже такое небольшое вложение средств является значительным событием для малого предприятия, поэтому должен быть точно рассчитан предполагаемый доход и предполагаемые расходы, связанные с этими инвестициями21.

Важнейшей составляющей финансового менеджмента является оценка финансового положения предприятия, которая представляет собой совокупность методов, позволяющих оценить состояние дел предприятия в ходе изучения результатов его деятельности. Изучение финансового положения должно дать руководству предприятия картину его действительного состояния, а лицам, заинтересованным в его финансовом состоянии, - сведения, необходимые для беспристрастного суждения, например, о рациональности использования вложенных в предприятие дополнительных инвестиций и т.п.

3.2 Направление  совершенствования финансового  менеджмента в малом бизнесе

На современном этапе в России принято необходимое законодательство по поддержке малого предпринимательства, однако большим рывком для нашей страны стало бы  воплощение  в жизнь  всех принятых мер и программ поддержки. Это позволило бы России  не только решать мелкие текущие  проблемы, но и перейти на новый уровень экономического развития.

Помимо мер государственной  поддержки в целях развития малого предпринимательства в организациях должны приниматься меры  по совершенствованию  управления финансами. С учетом выше приведенных особенностей  финансового менеджмента малого бизнеса в литературе предлагаются следующие меры по его  совершенствованию:

  1. Создание эффективной системы  управления оборотным капиталом: запасами, дебиторской задолженностью,  денежными средствами и краткосрочными обязательствами. Это принесет предприятию достаточное количество ликвидных средств и повысит его платежеспособность.
  2. Осуществление мер по совершенствованию  системы финансового планирования и контроля на предприятии. Для этого  необходимо выявить существенные проблемы, ограничивающие достижение  поставленных целей, а затем в соответствии с технологией процесса планирования  выяснить, соблюдается ли  последовательность его этапов. Если нет, то следует выявить причины отклонений и провести соответствующие мероприятия по внедрению алгоритма планирования на предприятии.
  3. Осуществление перехода  от традиционной схемы  организации финансового планирования  к использованию процессного подхода. Основным понятием процессной методики является бизнес-процесс, т.е. целенаправленная последовательность операций и событий (например,  процесс формирования комплексного финансового плана). Конечной целью такого подхода является синхронизация деятельности предприятия с потребностями потребителя, что обеспечивает повышение уровня конкурентноспособности  предприятия.
  4. Использование единого подхода к выбору методов и инструментов для всех составляемых на предприятии планов, так как система финансового планирования и контроля должна рассматриваться  как составной элемент всей системы планирования на предприятии.
  5. Создание эффективной системы налогового планирования. Налоговое планирование как составная  часть налогового менеджмент позволяет снижать абсолютный показатель налоговых отчислений в  бюджет посредством использования разницы в облагаемых базах и налоговых ставках, установленных законом налоговых льгот и аналогичных факторов, которые устанавливаются государством. Управление  величиной налоговых выплат возможно посредством изменения товарного ассортимента и более эффективного использования  внутренних резервов, т.е. влияние на величину налоговых выплат, управляя исключительно факторами внутренней среды организации, основ ее деятельности. Этот способ налогового планирования носит название  «налоговый костинг».
  6. Применение технологии углубленного операционного анализа, который предполагает, что часть совокупных постоянных затрат относят непосредственно на данный товар (изделие, услуга) основным принципом углубленного операционного анализа является объединение прямых переменных затрат на данный товар с прямыми постоянными затратами и вычисление промежуточной маржи – результат от реализации после возмещения  прямых переменных и прямых постоянны затрат. Это позволяет определить, какие товары выгодно включать в ассортимент, и какие назначать цены.
  7. Использование технологии операционного экспресс анализа. Ключевым новшеством является введение понятия  понятие силы операционного рычага  по анализируемому фактору. Это  нововведение позволило авторам Е.С. Стояновой и М.Г. Штерну разработать методику экспресс-анализа, которая упрощает  алгоритм проведения  операционного анализа и позволяет широко использовать его в практических целях.
  8. Применение новых технологий  производства, что предполагает покупку  современного и модернизацию имеющегося оборудования
  9. Применении интернет технологий  для снижения затрат в деятельности малых предприятий. В частности создание интернет магазина, что позволит существенно снизить затраты  и заработную плату, а также расширить ассортимент.
  10. Совершенствование кадровой политики. Как вариант, возможно создание  основной группы профессионалов, занимающихся развитием бизнеса, и последующее привлечение  необходимых сотрудников на временной основе при наличии необходимых заказов.
  11. Распределение полномочий. Возможна передача обязанностей  по составлению и сдаче бухгалтерской отчетности другому малому предприятию, специализирующемуся на предоставлении услуг аутсорсинга, которое гораздо быстрее и качественнее справится с этой задачей.

Таким образом, правильный выбор стиля и методов управления и грамотное применение механизмов финансового менеджмента позволит малому предприятию добиться долговременных положительных результатов и занять устойчивое положение на рынке конкурентов.

 

Заключение

Малый бизнес фактически является основой стабильности общества, и его поддержка нуждается в принятии действенных мер. Государство отдает отчет в том, что малому бизнесу необходимы условия для создания устойчивой экономики, что также необходимо и для безопасной и стабильной работы крупного бизнеса.

Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время и  наша страна, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий  малого бизнеса к сегодняшним  экономическим условиям хозяйствования в России. Тем более, что имеющий  глубокие корни в экономической истории нашей страны малый и средний бизнес не используется в полной мере, как в увеличении объемов производства, так и в повышении его эффективности и сбалансированности. Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом. Следовательно, лучшим выходом из создавшейся в России кризисной ситуации была бы государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.

Государственная поддержка  малого предпринимательства не означает, что государство создает "тепличные условия" этому сектору экономики или участнику рынка. Целенаправленная государственная политика, стимулирующая финансовые структуры вкладывать средства в малый бизнес, может способствовать интенсивному росту и развитию малого предпринимательства. Развитие государственных и муниципальных механизмов финансовой поддержки малого бизнеса должно идти по пути обеспечения доступа малого предпринимательства к источникам финансирования.

Необходимость государственной финансовой поддержки индивидуальных предпринимателей обусловлена отсутствием у них возможности на равных конкурировать с другими субъектами хозяйствования (например, коммерческими организациями) по таким параметрам, как доступ к ресурсам на финансовых рынках и государственным инвестициям, приобретение новых технологий и нового технологического оборудования, исследование конъюнктуры рынков, обучение и т.д. Для минимизации действия этих факторов на развитие индивидуального предпринимательства и стимулирования его развития государство проводит целенаправленную политику государственной финансовой поддержки этой группы субъектов хозяйствования. Основными формами финансовой поддержки являются: субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам; бюджетные кредиты, займы, ссуды; государственные и муниципальные гарантии. Однако на сегодняшний день приоритетным направлением финансовой поддержки предпринимателей является предоставление поручительств или гарантий по кредитам, получаемым индивидуальными предпринимателями в коммерческих банках. Кроме того, субъектам индивидуального предпринимательства осуществляется государственная поддержка через ФФПМП путем предоставления льготных кредитов (займов), в том числе через систему лизинга, компенсацию процентной ставки по предоставляемым кредитам, микрофинансирование.

В государственных программах по поддержке малого бизнеса отсутствуют  механизмы денежно-кредитной налоговой, политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые  обеспечивали бы создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности. Финансово-кредитная и инвестиционная поддержка малого предпринимательства должна сочетать оптимизацию налоговых льгот, развитие системы кредитования и создание благоприятного инвестиционного климата с участием специализированных фондов и других финансовых институтов. Правительству необходимо всерьез задуматься над разработкой этих механизмов.

 

Список использованных источников

  1. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998), (ред. от 03.12.2011) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  2. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000), (ред. от 06.12.2011) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  3. Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ (ред. от 28.09.2010) «О бухгалтерском учете» (принят ГД ФС РФ 23.02.1996) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  4. Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  5. Акимов О.Ю. Малый и средний бизнес:  эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. – М.: Финансы и статистика, 2011.
  6. Анискин Ю.П. Управление персоналом малого предприятия. – М.: Маркетинг, 2010.
  7. Аньшин В.М., Филин С.А. Менеджмент инвестиций и инноваций в малом и венчурном бизнесе: Учеб. Пособие. – М.: Анкил, 2011.
  8. Баженов Ю.К., Баженов А.Ю. Малое предпринимательство: практическое руководство по организации и ведению малого бизнеса. – М.: НВЦ «Маркетинг», 2008.
  9. Башарина, А.В. Бухгалтерский и налоговый учет на малых предприятиях [Текст] : учеб. пособие / А.В. Башарина, А.Ф. Черненко. – Ростов н/Д : Феникс, 2011. – 317 с.
  10. Блинов А.О., Шапкин И.Н. Малое предпринимательство. – М.: «Дашков и Ко», 2011.
  11. Баталов, Н.К. Юрий Васильев: «патенты – это удобно». Об отмене ЕНВД [Текст] / Н.К. Баталов // Современный предприниматель. – 2011. – № 5. – С. 17-21.
  12. Бородина, А.С. Налоговая нагрузка предприятия: сущность, функции, факторы и показатели [Текст] / А.С. Бородина // Налоги и налогообложение. – 2011. – № 6. – С. 6-20.
  13. Васильева Е.Е. Проблемы малого предпринимательства. В кн. Механизмы развития малого предпринимательства в России. Аналитический сборник. Академия менеджмента и рынка. – М., 2007.
  14. Власов В.С. Проблемы развития малого предпринимательства в России. В кн. Механизмы развития предпринимательства в России. Аналитический сборник. Академия менеджмента и рынка. – М., 2007.
  15. Горина, С.А. Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства [Текст] / С.А. Горина // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. – 2010. – № 12. – С. 4-8.
  16. Диркова, Е.Ю. Бухучет для малых предприятий упростили [Текст] / Е.Ю. Диркова // Налоговая политика и практика. – 2011. – № 2. – С. 11-22.
  17. Дрожжина, И.А. Выбор объекта налогообложения при упрощенной системе налогообложения торговыми предприятиями [Текст] / И.А. Дрожжина // Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании. – 2009. – № 4. – С. 7-18.
  18. Ендовицкий, Д.А. Развитие синтетического и аналитического бухгалтерского учета исходя из применяемых малым предприятием форм учета [Текст] / Д.А. Ендовицкий // Международный бухгалтерский учет. – 2011. – № 23. – С. 13-26.
  19. Зарипова, Н.Д. Налоговое регулирование деятельности малого предпринимательства в России [Текст] / Н.Д. Зарипова // Международный бухгалтерский учет. – 2011. – № 25. – С. 5-29.
  20. Захарова, М.Р. Уменьшение «упрощенного» налога на страховые взносы [Текст] / М.Р. Захарова // Консультант ИП. – 2012. – № 1. – С. 7-10.
  21. Зобова, Е.П. Упрощение бухгалтерского учета для малых предприятий [Текст] / Е.П. Зобова // Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2011. – № 1. – С. 6-11.
  22. Пестрякова Т.П. Особенности финансовой стратегии малого предприятия // Экономический анализ: теория и практика - 2009-№2.- С.6-12.
  23. Приходько Е. Реализация финансового планирования в компании // Финансовая газета. Региональный выпуск. - 2012. - №16. - С. 20-26.
  24. Сергеева О.В. Малым и средним предпринимателям на заметку // Индивидуальный предприниматель: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2011. - №6. - С. 25-30.
  25. Станиславчик Е. Параметры и нормативы финансового планирования // Финансовая газета. - 2012. - №10. - С. 10-15.
  26. Суханова В. Основной камень фундамента, или закладываем бюджет налогов // Консультант.- 2012. - №19. - С. 10-16.
  27. Сытова Е.В. Роль малого бизнеса в экономике // Безопасность бизнеса. - 2011. - №4. - С. 13-20.
  28. Филобокова Л.Ю. Налоговая политика малого предприятия: оценка эффективности // Аудиторские ведомости. - 2012. - №5. - С. 5-12.

Информация о работе Система управления финансами малого предприятия и направления ее совершенствования