Система управления финансами малого предприятия и направления ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 17:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель и задачи исследования. Цель курсовой работа является изучение финансового менеджмента малых предприятий. В соответствии с поставленной целью в курсовой работе определены и решаются следующие взаимосвязанные задачи:
- исследовать роль малого бизнеса в современной экономик;
- рассмотреть формы государственной финансовой поддержки малого бизнеса;
- изучить особенности учета и налогообложения малых предприятий;
- показать источники финансирования малого бизнеса;
- проанализировать систему управления финансами малого предприятия и направления ее совершенствования;

Содержание

Введение 3
1 Теоретические походы к анализу малого бизнеса 6
1.1 Роль малого бизнеса в современной экономике 6
1.2 Формы государственной финансовой поддержки малого бизнеса 12
2 Финансы малых предприятий 17
2.1 Особенности учета и налогообложения малых предприятий 17
2.2 Источники финансирования малого бизнеса 28
3 Система управления финансами малого предприятия и направления ее совершенствования 33
3.1 Особенности финансового менеджмента малого бизнеса 33
3.2 Направление совершенствования финансового менеджмента в малом бизнесе 37
Заключение 40
Список использованных источников 42

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовый менеджмент малого бизнеса.doc

— 270.50 Кб (Скачать файл)

Торговля и сфера услуг может ограничиться введением в штат должности бухгалтера или передачей на договорных началах ведения бухгалтерского учета специализированной организации. Материальное производство, как правило, будет нуждаться в организации бухгалтерского учета и составлении отчетности в полном объеме, поэтому целесообразно создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером, или ввести в штат должность бухгалтера. Однако не исключается возможность привлечения специализированной организации.

Сложность структуры  деятельности. Если субъект vалого предпринимательства осуществляет свою деятельность одновременно в нескольких сферах, то, как правило, это требует более сложной организации и порядка ведения бухгалтерского учета, так как каждая из сфер может иметь свои особенности.

Бухгалтерский учет и  отчетность желательно осуществлять в  полном объеме, поэтому рекомендуется:

а) создать бухгалтерскую  службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации.

Возможные к применению налоговые режимы оказывают на порядок  организации бухгалтерского учета  субъекта малого предпринимательства  существенное влияние. Одни режимы позволяют получать информацию непосредственно из показателей бухгалтерского учета, другие требуют отдельного ведения бухгалтерского учета. Малые предприятия более чем иные хозяйствующие субъекты зависят при выборе форм ведения бухгалтерского учета от требований налогового законодательства.

Ведение налогового учета  малым бизнесом стало непростой  для него организационной задачей, в частности при применении наиболее привлекательного режима налогообложения  с точки зрения оптимизации налоговой нагрузки, то есть упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения «доходы минус расходы».

Общая система налогообложения  и система налогообложения в  виде единого налога на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности не предъявляют к бухгалтерскому учету каких-либо дополнительных требований, отличных от установленных законодательством, регулирующим бухгалтерский учет в Российской Федерации. При общем режиме налогообложения бухгалтерский учет и отчетность ведутся с учетом совокупности организационно-правовых факторов. Поэтому рекомендуется один из вариантов13:

а) создать бухгалтерскую  службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность  бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту.

При режиме налогообложения  в виде единого налога на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности возможно также ведение  бухгалтерского учета лично руководителем. При упрощенной системе налогообложения организациям разрешено не вести бухгалтерский учет финансово-хозяйственной деятельности, за исключением бухгалтерского учета основных средств и нематериальных активов. Исходя из этого и строится организация бухгалтерского учета в организации.

Осуществление внешнеэкономической  деятельности требует от субъекта малого предпринимательства выполнения требований норм ряда законодательных актов, регулирующих эту деятельность, что порождает  особенности организации бухгалтерского учета экспортно-импортных операций.

В зависимости от объема и характера осуществляемой внешнеэкономической  деятельности, от применяемого налогового режима и иных факторов таким предприятиям рекомендуется: создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером, ввести в штат должность бухгалтера или передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту.

Объем выручки от продажи  или величина валюты баланса. Малые  предприятия, имеющие объем выручки  от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) за предшествовавший отчетному год, превышающий 400 млн. рублей, или сумму активов, превышающую 60 млн. рублей, попадают под обязательную аудиторскую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности, поэтому таким хозяйствующим субъектам малого бизнеса рекомендуется, вне зависимости от налоговых режимов и иных факторов, создать собственную бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером, ввести в штат должность бухгалтера или передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту.

Применение компьютерных технологий в управлении в настоящее  время является обязательным элементом  организации деятельности любого хозяйствующего субъекта, в том числе и малого предприятия. Современные технологии позволяют вести бухгалтерский учет дистанционно. В этом случае весьма привлекательной становится возможность передачи на договорных началах ведения бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту. Характер и объем обрабатываемой с применением автоматизации информации могут стать тем обстоятельством, которое определит необходимость создания бухгалтерской службы как структурного подразделения, возглавляемого главным бухгалтером.

При выборе формы организации  бухгалтерского учета субъекту малого предпринимательства необходимо учитывать всю совокупность особенностей своей деятельности.

Особенность налогообложения  малого бизнеса в России – наличие  разных моделей их налогообложения. Собственникам малых предприятий  достаточно сложно разобраться в преимуществах каждого из них и принять рациональное решение, снижающее налоговую нагрузку.

Большое значение для  финансового положения малых  предприятий имеют налоговые  льготы. в России малые предприятия  пользуются определенными льготами, при применении которых можно значительно снизить свои налоговые обязательства. Налоговые льготы малым предприятиям можно разделить на две группы:

Первая – общие  льготы. Они предоставляются всем плательщикам данного налога, независимо от из размеров, форм собственности и организационно-правовой формы, а также вида деятельности. В России малые предприятия пользуются наравне со всеми другими предприятиями всеми льготами и налоговыми привилегиями, которые установлены действующим налоговым законодательством.

Вторая группа – специальные льготы. Они предоставляются предприятиям, относящимся к категории малых. К специальным льготам для малых предприятий можно отнести специальные налоговые режимы.

Специальные налоговые  режимы фактически подразумевают установление отдельных видов налогов. Упрощенная система налогообложения и единый налог на вмененный доход определены в НК РФ как федеральные. Однако порядок уплаты налога в рамках упрощенной системы налогообложения установлен на региональном уровне, а порядок уплаты единого налога на вмененный доход утверждается на уровне муниципальных образований.

Специальные налоговые  режимы14:

а) подразумевают замену ряда налогов единым налогом ;

б) максимально упрощают взаимоотношения налогоплательщиков с бюджетом и на этой основе создают заинтересованность в добровольном и объективном декларировании своих доходов;

в) упрощают порядок расчета  налоговых обязательств субъектов  малого предпринимательства;

г) делают более прозрачным механизм учета доходов и расходов;

д) позволяют налогоплательщикам получать значительную экономию за счет снижения налогового бремени;

е) направлены на стимулирование развития деятельности субъектов малого предпринимательства;

ж) позволяют привлечь к уплате налога организации, где  налоговый контроль значительно  затруднен.

Субъектами специальных  налоговых режимов в первую очередь  являются малые предприятия (и индивидуальные предприниматели). Но перейти на специальные  налоговые режимы могут и другие категории налогоплательщиков. При  этом не все малые предприятия  имеют право воспользоваться преимуществами специальных налоговых режимов, так как многие из них не отвечают установленным НК РФ критериям. В частности, на уплату единого налога на вмененный доход переводятся субъекты, которые занимаются определенными видами предпринимательской деятельности. Единый сельскохозяйственный налог установлен исключительно для поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, поэтому вполне логично, что не все малые предприятия могут перейти на его уплату15.

Применение специальных  налоговых режимов подразумевает замену единым налогом целого ряда налогов, приведенных в таблице 2.1.

Таблица 1.1.

Налоги, не уплачиваемые при применении специальных налоговых  режимов

Налогоплательщики

Вид налога, от уплаты которого освобождается налогоплательщик

1

2

Организация

Налог на прибыль организаций

Налог на имущество организаций

Не признается налогоплательщиком по НДС, за исключением подлежащего  уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации

Индивидуальный предприниматель

Налог на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности)

Налог на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого  для предпринимательской

 

деятельности)

Не признается налогоплательщиком по НДС, за

исключением подлежащего  уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации


 

Кроме единого налога организации  или индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые  режимы, должны платить страховые  взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, а также прочие налоги и сборы.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие специальные  налоговые режимы, должны также исполнять  обязанности налоговых агентов.

Налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены  обязанности по исчислению и удержанию  налогов у налогоплательщика (из выплачиваемых ему агентом средств) и перечислению их в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд). Налоговые агенты должны вести учет выплаченных доходов, удержанных у налогоплательщиков и перечисленных в бюджет сумм налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику, предоставлять отчетность о суммах исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджет налогов. В большинстве случаев налогоплательщики выступают в качестве налоговых агентов при исчислении доходов физических лиц. При этом они должны рассчитывать, удерживать и перечислять в бюджет налог на доходы физических лиц.

Упрощенная система  налогообложения – это специальный  налоговый режим, который применяется  на всей территории Российской Федерации  начиная с 01.01.2003 наряду с общепринятой системой налогообложения.

Организации (индивидуальному  предпринимателю) для перехода на упрощенную систему налогообложения нужно  выбрать объект налогообложения  и указать его в заявлении  о переходе на упрощенную систему  налогообложения с 1 октября по 30 ноября по месту своего нахождения.

При переходе организации  на упрощенную систему налогообложения  в налоговом учете отражается остаточная стоимость основных средств  и нематериальных активов, которые  оплачены до перехода на упрощенную систему  налогообложения, в виде разницы цены приобретения (сооружения, изготовления, создания) и суммы начисленной амортизации.

Индивидуальные предприниматели  при переходе с иных режимов налогообложения  на упрощенную систему налогообложения  и с упрощенной системы налогообложения на иные режимы применяют правила, предусмотренные для организаций16.

При расчете единого  налога доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода. Налоговым периодом по единому налогу признается календарный год. Отчетными периодами считаются квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Доходы и расходы, стоимость  которых выражена в иностранной  валюте, пересчитываются в рубли  по официальному курсу Банка России. В отношении доходов такой  пересчет необходимо сделать на дату получения доходов, а в отношении расходов – на дату осуществления соответствующего платежа.

Глава 26.2 НК РФ предусматривает  уплату единого налога в виде авансовых  платежей. Под авансовыми платежами  в данном случае подразумевается  их перечисление по итогам каждого отчетного периода. Порядок расчета авансовых платежей зависит от выбранного объекта налогообложения.

Информация о работе Система управления финансами малого предприятия и направления ее совершенствования