Система управления финансами малого предприятия и направления ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 17:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель и задачи исследования. Цель курсовой работа является изучение финансового менеджмента малых предприятий. В соответствии с поставленной целью в курсовой работе определены и решаются следующие взаимосвязанные задачи:
- исследовать роль малого бизнеса в современной экономик;
- рассмотреть формы государственной финансовой поддержки малого бизнеса;
- изучить особенности учета и налогообложения малых предприятий;
- показать источники финансирования малого бизнеса;
- проанализировать систему управления финансами малого предприятия и направления ее совершенствования;

Содержание

Введение 3
1 Теоретические походы к анализу малого бизнеса 6
1.1 Роль малого бизнеса в современной экономике 6
1.2 Формы государственной финансовой поддержки малого бизнеса 12
2 Финансы малых предприятий 17
2.1 Особенности учета и налогообложения малых предприятий 17
2.2 Источники финансирования малого бизнеса 28
3 Система управления финансами малого предприятия и направления ее совершенствования 33
3.1 Особенности финансового менеджмента малого бизнеса 33
3.2 Направление совершенствования финансового менеджмента в малом бизнесе 37
Заключение 40
Список использованных источников 42

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовый менеджмент малого бизнеса.doc

— 270.50 Кб (Скачать файл)

Таблица 1.3.

Объемы оборота малых предприятий  по федеральным округам Российской Федерации в январе-июне 2012 г.7

Федеральные круга

Объем оборота в январе-июне 2012 г.

млн. руб.

на  душу населения, руб.

в % к  январю-июню 2011 г.

РФ 

6 543 349,2

45 739,7

116,8

Центральный ФО

2 463 543,5

63 925,7

115,6

Северо-Западный ФО

737 292,3

53 974,0

114,7

Южный ФО

484 904,1

34 925,3

118,6

Северо-Кавказский ФО

124 202,5

13 083,7

114,9

Приволжский ФО

1 169 066,3

39 215,3

113,8

Уральский ФО

637 324,9

52 483,1

140,7

Сибирский ФО

678 232,6

35 212,9

111,7

Дальневосточный ФО

248 783,1

39 704,7

110,8


 

 

Общий объем оборота малых предприятий  в Российской Федерации в 1 полугодии 2012 года составил 6 543,3 млрд. рублей, что на 21,8% выше аналогичного показателя 2011 года (с учетом индекса потребительских цен рост составил 16,8%).

Рост оборота малых предприятий  с учетом ИПЦ наблюдается во всех федеральных округах. Наиболее значительный рост показателя отмечен в Уральском федеральном округе (на 40,7%), Южном федеральном округе (на 18,6%) и Центральном федеральном округе (на 15,6%). В Северо-Кавказском федеральном округе рост показателя составил 14,9%, в Северо-Западном федеральном округе – 14,7%, в Приволжском федеральном округе – 13,8%, в Сибирском федеральном округе – 11,7%. Наименьший рост показателя отмечен в Дальневосточном федеральном округе (на 10,8%).

В январе-июне 2012 года объем оборота  малых предприятий с учетом ИПЦ  по сравнению с аналогичным показателем прошлого года вырос в 62 регионах.

Лидерами по темпам роста  показателя стали Волгоградская  область (показатель вырос на 68,8%), Свердловская область (на 65,3%), Приморский край (на 60,1%) и Чеченская Республика (на 58,1%).

 

   1.2 Формы государственной финансовой поддержки малого бизнеса

В соответствии с федеральным  законодательством государственная  поддержка малого предпринимательства  должна осуществляться по следующим  направлениям8:

формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

создание льготных условий  использования субъектами малого предпринимательства  государственных финансовых, материально-технических  и информационных ресурсов, а также  научно-технических разработок и  технологий;

установление упрощенной системы порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления статистической и бухгалтерской отчетности;

поддержка внешнеэкономической  деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий  и др.

Формами государственной поддержки малых предприятий являются оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе; финансирование федеральных программ поддержки и развития малого предпринимательства; предоставление налоговых льгот малым предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности; льготное кредитование и страхование субъектов малого предпринимательства; предоставление малым предприятиям на конкурсной основе государственных заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и услуг для государственных нужд и другие формы поддержки. К сожалению, из-за сложившейся экономической ситуации не все формы поддержки реализуются на практике.

В Концепции государственной  политики поддержки и развития малого предпринимательства сформулированы следующие комплексные меры по поддержке малого предпринимательства9:

оптимизация нормативно-правовых основ государственного регулирования  малого предпринимательства;

совершенствование системы  налогообложения малого предпринимательства;

развитие системы финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства;

совершенствование механизмов использования государственного и  муниципального имущества для развития малого предпринимательства;

совершенствование информационной поддержки;

укрепление и развитие системы подготовки кадров для малого предпринимательства;

активная антимонопольная  политика и пресечение недобросовестной конкуренции по отношению к малым  предприятиям;

совершенствование деятельности органов государственной поддержки  малого предпринимательства.

Как следует из преамбулы Федерального закона № 88-ФЗ от 14 июня 1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», его целью является реализация установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной, не запрещенной законодательством, экономической деятельности. Кроме того, закон определяет общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства. Учитывая сложность (по сравнению с крупным бизнесом) деятельности субъектов малого предпринимательства, использование закона должно облегчить их работу.

Основные направления  поддержки малого предпринимательства, определенные в Законе, можно разделить  на три основные группы.

1. Меры поддержки «прямого»  действия, т.е. меры, прямо определенные  самим законом, для использования которых нужно просто ссылаться на Закон. Они заключаются в том, что субъекты малого предпринимательства при государственной регистрации своей деятельности получают полное право не выполнять устанавливаемые субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления дополнительные требования и условия при регистрации.

2. Меры поддержки, осуществляемые  федеральными органами исполнительной  власти и органами исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации.

К данной категории мер поддержки можно отнести следующие:

2.1. Обеспечение участия  субъектов малого предпринимательства  в реализации государственных  программ и проектов, а также  в поставках продукции и выполнении  работ (услуг) для федеральных  нужд.

Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусматривают резервирование для субъектов малого предпринимательства определенной доли заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд.

Государственные заказчики  при формировании и размещении заказов  и заключении государственных контрактов на закупку и поставки продукции  и товаров (услуг) для государственных  нужд по видам продукции, отнесенным Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации к приоритетным, обязаны размещать у субъектов малого предпринимательства не менее 15% от общего объема поставок для государственных нужд данного вида продукции на основе конкурсов на указанные поставки, проводимых между субъектами малого предпринимательства.

По данному вопросу  принято постановление Правительства  Российской Федерации от 23 апреля 1996 г. № 523 «Об участии субъектов  малого предпринимательства в производстве и поставке продукции и товаров (услуг) для федеральных государственных  нужд», которым утверждено дополнение к Порядку подготовки и заключения государственных контрактов на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 594 «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд».

2.2. Учреждение государственных  и муниципальных, в том числе  специализированных, фондов поддержки  малого предпринимательства;

2.3. Оказание поддержки  в участии субъектов малого предпринимательства в экспортно-импортных операциях, а также осуществление поддержки по участию этих субъектов в реализации программ и проектов в области внешнеэкономической деятельности, содействию их участию в международных выставках и ярмарках;

2.4. Разработка и осуществление комплекса мероприятий по содействию в обеспечении субъектов малого предпринимательства современным оборудованием и технологиями, в создании сети технопарков, лизинговых фирм, бизнес-инкубаторов, производственно-технологических центров и других объектов инфраструктуры, создаваемых в целях поддержки субъектов малого предпринимательства;

2.5. Осуществление мер  по размещению заказов на производство  и поставки специализированного  оборудования и иных видов  продукции для субъектов малого  предпринимательства, содействие в создании и организации деятельности субъектов малого предпринимательства, специализированных оптовых рынков, ярмарок продукции субъектов малого предпринимательства, в том числе путем предоставления зданий, сооружений, оборудования, производственных и служебных помещений, иного имущества, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

2.6. Осуществление мер  по созданию соответствующей  информационной инфраструктуры  в целях получения субъектами  малого предпринимательства экономической, правовой, статистической, производственно-технологической и иной информации, необходимой для их эффективного развития, и в целях обмена между ними указанной информацией органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

2.7. Обеспечение развития системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малого предпринимательства;

2.8. Оказание поддержки  в организации и обеспечении  деятельности союзов (ассоциаций) субъектов  малого предпринимательства;

2.9. Создание советов по развитию малого предпринимательства в регионе.

3. Меры поддержки, которые  отнесены Законом к предмету  иных Федеральных законов, законов  субъектов Российской Федерации  и иных нормативных правовых  актов Российской Федерации. 

2 Финансы   малых предприятий

2.1 Особенности  учета и налогообложения малых  предприятий

При организации и  ведении бухгалтерского учета в  организациях, являющихся субъектами малого предпринимательства, следует  руководствоваться общими требованиями бухгалтерского и налогового законодательства. В то же время специфика деятельности малых предприятий (прежде всего объемы производственных или торговых операций), обусловливает наличие определенных особенностей ведения ими бухгалтерского учета10.

Ответственность за организацию  бухгалтерского учета на малых предприятиях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут их руководители.

Исходным элементом  организации бухгалтерского учета  является его форма. Руководитель малого предприятия в зависимости от объема учетной работы вправе:

а) учредить бухгалтерскую  службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность  бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

г) вести бухгалтерский  учет лично.

В Положении по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности в Российской Федерации  отмечено, что вышеназванные варианты, кроме первого, рекомендуется применять в организациях, относящихся к субъектам малого предпринимательства. Это связано с тем, что объем учетной работы относительно невелик11.

При организации бухгалтерского учета следует учитывать совокупность организационно-правовых факторов, определяющих необходимость выбора руководителем малого предприятия того или иного порядка ведения бухгалтерского учета.

Рекомендации по организации  и ведению бухгалтерского учета  на малом предприятии должны учитывать  различные формы собственности, виды хозяйственной деятельности, применяемые налоговые режимы, внешнеэкономическую деятельность и т.д.

Форма собственности, определяющая имущественные отношения, характеризующие  закрепление имущества за определенным собственником малого предприятия  на праве собственности, в зависимости от ее вида предъявляет соответствующие требования к организации и ведению бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет и  отчетность ведутся в полном объеме в соответствии с действующим  законодательством, исходя из этого  и иных организационных и правовых особенностей, рекомендуются три варианта12:

а) создать бухгалтерскую  службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность  бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации.

Особенности осуществляемых видов деятельности. Сфера оказания услуг, торговая деятельность не предполагают значительного разнообразия осуществляемых хозяйственных операций, в то время  как производственная деятельность является, как правило, сложным по структуре процессом, совершается значительное количество различных хозяйственных операций, требуется учет себестоимости единицы выпускаемой продукции, обеспечение ежедневного контроля движения материальных и иных ресурсов.

Информация о работе Система управления финансами малого предприятия и направления ее совершенствования