Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 13:33, курсовая работа
Объектом исследования в курсовой работе выступает ООО «Евроторг».
Предмет исследования – коммерческая деятельность ООО «Евроторг» по формированию торгового ассортимента.
Целью работы является изучение состояния коммерческой работы ООО «Евроторг» по формированию торгового ассортимента и разработка направлений совершенствования коммерческой работы по формированию торгового ассортимента ООО «Евроторг».
Исходя из поставленной цели, задачами курсовой работы являются:
- определение сущности и содержания коммерческой деятельности по формированию торгового ассортимента в современных условиях;
- краткая организационно-экономическая характеристика ООО «Евроторг»;
- изучение состояния коммерческой работы по формированию торгового ассортимента в ООО «Евроторг»;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1 СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ ……………………………………………………………………5
2 ОРГАНИЗАЦИОННО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «ЕВРОТОРГ»………………………………………………………………….21
3 СОСТОЯНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОРГОВОГО АССОРТИМЕНТА В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ……………………………………………………………………27
3.1Факторы определяющие построение ассортимента……………….....…………..……………………………………27
3.2 Методы формирование ассортимента и контроль за его состоянием…………………………………………………………………….31
4 НАПРАВЛЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОРГОВОГО АССОРТИМЕНТА……………………………………………………………35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..43
Примечание – Источник: собственная разработка на основании прил. А
Данные таблицы 3.2.1 свидетельствуют о том, как идут процессы типизации, специализации сети и привязки ассортимента к типам магазинов в соответствии с их размещением и контингентом обслуживаемого населения. То есть основными факторами, влияющими на количество наименований товаров, заявленных, в ассортиментных перечнях являются: тип магазина, район его размещения, реализуемые товарные группы, а также еще учитывается торговая площадь и численность обслуживаемого населения.
В ассортиментных перечнях для торговых объектов ООО «Евроторг указывается: наименование товара, количество видов и разновидностей по каждому наименованию, которые должны быть в продаже.
В ассортиментный перечень Министерством торговли Республики Беларусь включаются товары, производимые в республике и поставляемые внутреннему рынку в объемах, достаточных для удовлетворения заявок торговых объектов всех форм собственности, а также продовольственные и непродовольственные товары, не вырабатываемые в республике, имеющие социальную значимость. При разработке ассортиментного перечня в ООО «Евроторг» предусматривается удельный вес товаров отечественного производства в общем объеме розничного товарооборота не менее 70 %. Ассортиментные перечни являются минимальными для торговых объектов и могут дополняться другими разрешенными к реализации товарами при соблюдении действующих на территории республики правил их продажи.
Дополнения и изменения в ассортиментные перечни могут вноситься на основании предложений органов управления торговлей. Ассортиментный перечень должен находиться в торговом объекте и предъявляться по требованию органов, уполномоченных осуществлять контроль. Товары, включенные в ассортиментные перечни, должны быть в наличии в течение всего рабочего дня торгового объекта.
Таким образом, применяемый в магазине «Евроопт» метод формирования ассортимента с использованием ассортиментного перечня позволяет обеспечить постоянное наличие в продаже товаров достаточного ассортимента, упрощается процесс и повышается эффективность контроля за состоянием ассортимента конкретного магазина.
Контроль за полнотой и стабильностью ассортимента может осуществляться как на уровне самого предприятия, так и вышестоящими контролирующими органами и организациями, имеющими на это право (таблица 3.2.2).
Таблица3.2.2 Организации, осуществляющие проверки состояния ассортимента магазинов
Название организации, осуществляющей проверки магазина |
Направление проверки |
1. Внутрисистемный (ведомственный) Контроль |
Проверка соответствия фактического ассортимента утвержденному ассортиментному перечню цен, санитарному состоянию магазина |
2.Управление торговли и услуг горисполкома (райисполкома) |
Проверка санитарного состояния магазина, сроков хранения товаров, цен, соответствие предоставленного ассортимента утвержденному ассортиментному перечню, наличие сертификатов соответствия документов, подтверждающих качество и безопасность товаров |
3. Комитет государственного контроля |
Комплексная проверка |
4. Санитарная станция района, Центры гигиены и эпидемиологии (районные, городские) |
Проверка сроков
реализации и условий хранения товаров,
санитарного состояния |
Примечание – Источник:[10, с.235].
Должностные лица, имеющие на это право, проводят проверки объектов торговли по предъявлении служебного удостоверения и предписания на проведение проверки. В практике контроля за деятельностью субъектов предпринимательской деятельности осуществляются плановые и внеплановые проверки. Все внеплановые проверки должны производиться по согласованию с Советом по координации контрольной деятельности по областям Республики Беларусь.
В процессе контроля за состоянием ассортимента необходимо учитывать, что контроль не является самоцелью. Стратегической задачей контроля является своевременное регулирование ассортимента в полном соответствии со спросом покупателей с целью увеличения объема и скорости продаж, установления за организацией торговли устойчивого имиджа. Поэтому необходимо разработать и установить в практике торговли эффективную систему управления, включающую постоянный внутренний контроль и регулирование ассортимента. Для этого разрабатывается соответствующая система мотивации торгового персонала и менеджеров со шкалой повышающих и понижающих коэффициентов. Эффективной в этом направлении является работа оперативных менеджеров торгового зала.
4 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОРГОВОГО АССОРТИМЕНТА ООО «ЕВРОТОРГ»
Формирование ассортимента организаций розничной торговли требует специальных знаний в области коммерции, экономики, маркетинга. Это обусловлено принципами этой работы, среди которых ориентация на запросы конкретных групп потребителей и обеспечение рентабельной работы организации.
Если коммерсант надеется добиться успехов на розничном рынке, то он обязан отслеживать все изменения, происходящие на нем и своевременно на них реагировать. При формировании ассортимента это означает, что однажды сформированная модель ассортимента не дает гарантий рентабельной работы, так как обстановка на рынке очень динамична и требует ответной адекватной реакции. Изменяются экономическая ситуация, социальная и демографическая обстановка, денежные доходы потребителей и стратегии конкурентов. Соответственно изменяются потребительские запросы. Эти изменения и должны стать, прежде всего, объектом внимания коммерсанта.
Для повышения степени удовлетворения спроса необходимо эффективная ассортиментная политика. Ассортиментная политика должна быть очень взвешенной и учитывать изменения факторов внешней и внутренней среды. Суть ее заключается в предложении жителям устойчивого ассортимента товаров повседневного спроса с одновременным обеспечением торговли товарами сложного ассортимента в торговых центрах, универмагах и специализированных магазинах по торговле непродовольственными товарами, находящихся в районных и других относительно крупных населенных пунктах. При этом во всех случаях ассортиментные перечни разрабатываются в соответствии с размерами торговых площадей магазинов и ассортиментным профилем. Поэтому в сельской местности необходимо оптимальное формирование ассортимента, т.е. осуществление эффективного управление товарным ассортиментом.
Эффективное управление товарным ассортиментом позволяет организации:
- сократить количество продаж, утраченных вследствие отсутствия необходимых товаров;
- ускорить товарооборачиваемость;
- уменьшить излишки товаров;
- снизить риск списания товаров в связи с окончанием срока годности;
- минимизировать суммарные затраты связанные с запасами [10, с. 97].
Направления совершенствования коммерческой работы по формированию ассортимента в торговых объектах ООО «Евроторг»:
- С целью своевременного принятия мер по выявлению неходовых, залежалых товаров, а также товаров, которые не приносят дохода, коммерческой службе ООО «Евроторг» предлагается оценить доходность ассортиментной модели. Оценка доходности ассортиментной модели реализуемых товаров в розничной торговле ООО «Евроторг» позволит выявлять те товары, доля которых занимает незначительный удельный вес в доходах от реализации и принимать меры по ее увеличению.
Наряду с этим, в магазинах ООО «Евроторг» необходимо проводить анализ товарных запасов по каждой разновидности товаров с целью выявления залежалых и неходовых товаров. На основании этого сделать вывод, по каким товарам замедлилась оборачиваемость за анализируемый период, пользуются ли спросом у покупателей в розничной торговле эти товары, какой доход они приносят. Здесь необходимо изучить факторы, которые могли повлиять на снижение спроса по отдельным ассортиментным позициям в магазинах ООО «Евроторг» (чтобы в дальнейшем уметь правильно их учитывать). В дальнейшем можно предложить при формировании ассортимента, ограничить включение указанных разновидностей в ассортиментные перечни магазинов или исключить из них те товары, которые вообще не пользуются спросом у населения. Таким образом, целесообразно пересматривать существующие перечни с учетом оборачиваемости, с учетом доли в доходах от реализации по отдельным товарным группам.
- Коммерческой службе ООО «Евроторг» для эффективного управления товарными запасами и ассортиментом можно рекомендовать использовать в практической деятельности метод АВС-анализа.
АВС-анализ – метод, позволяющий классифицировать ресурсы организации по степени их важности. В его основе лежит принцип Паретто, известный также как «правило 20/80». Суть принципа Паретто состоит в том, что в процессе ее достижения какой-либо цели нерационально уделять объектам, образующим малую часть вклада, то же внимание, то же внимание, что и объектам первостепенной важности. Согласно методу Паретто множество управляемых объектов делится на две неодинаковые части. Метод АВС предполагает более глубокое разделение – на три части.
АВС-анализ состоит из следующих этапов:
- формирование цели анализа;
- идентификация объектов управления, анализируемых методом АВС;
-выделение признака, на основе которого будет осуществлена классификация объектов управления;
- оценка объектов управления в процессе убывания значения признака;
- разделение совокупности объектов управления на три группы: А, В, С;
- построение кривой АВС.
Метод АВС – «способ формирования и контроля за состоянием запасов, заключающихся в разбиении номенклатуры реализуемых товаров на три подмножества А(80%), В(96%), С (100%) на основании некоторого формального ассортимента:
Суть данного метода заключается в том, что вся номенклатура материальных ресурсов располагается в порядке убывания суммарной стоимости всех позиций. Далее подразделяют все позиции номенклатуры на 3 группы А, В, С. Группа А объединяет наиболее активные в стоимостном выражении виды запасов, В-запасы средней активности и С-запасы с наиболее низким уровнем рублевой активности.
В соответствии с принципом Паретто, товары группы А подлежат более тщательному учету и более частой инвентаризации, внимательно контролируется своевременное поступление этих запасов. В то время, как потребность в активных товарах определяется более точным методом прогнозирования сбыта, потребность в малоактивных товарах может определяться менее точным и более дешевым способом учета прошлого опыта. Неоптимальное управление малоактивными товарами слабо влияет на общие показатели управления запасами.
При использовании метода АВС в управлении ассортиментом товаров предполагается глубокое деление всех ассортиментных позиций на три части. При этом предварительно все управляемые объекты необходимо вначале оценить по степени вклада в результат деятельности. Предлагается воспользоваться следующим алгоритмом:
- в группу А включают 50% упорядоченного списка, начиная с наиболее значимой группы товаров по ее доле в общем запасе товаров;
- в группу В включают следующие 30% позиций;
- в группу С включают оставшиеся 20% позиций.
Проведем анализ АВС по объемам реализации продовольственных товаров ООО «Евроторг» (таблица 4.1).
Таблица 4.1 – Анализ АВС по объемам реализации продовольственных товаров ООО «Евроторг»за 2012 г.
Первичный список |
Упорядоченный список | |||||
Наименование товарных групп и товаров |
РТО, млн.руб |
Уд. вес, % |
Наименование товарных групп и товаров |
Уд. вес,% |
Уд. вес с нарастающим итогом |
Группа |
Фрукты |
881 |
1,2 |
Напитки, включая алкогольные |
20,5 |
20,5 |
группа А |
Овощи |
582 |
0,8 |
Мясо, в т.ч. мясо домашней птицы и мясные продукты |
18,1 |
38,6 |
группа А |
Мясо, в т.ч. мясо домашней птицы и мясные продукты |
12800 |
18,1 |
Молочные продукты |
11,3 |
49,9 |
группа А |
Рыба, ракообразные и моллюски |
3040 |
4,3 |
Кондитерские изделия из сахара |
9,4 |
59,3 |
группа А |
Хлеб, пирожные и хлебобулочные изд. |
6150 |
8,7 |
Табачные изделия |
9 |
68,3 |
группа А |
Кондитерские изделия из сахара |
6620 |
9,4 |
Хлеб, пирожные и хлебобулочные изд. |
8,7 |
77 |
группа А |
Напитки, включая алкогольные |
14446 |
20,5 |
Безалкогольные напитки |
4,4 |
81,4 |
группа В |
Безалкогольные напитки |
3122 |
4,4 |
Рыба, ракообразные и моллюски |
4,3 |
85,7 |
группа В |
Табачные изделия |
6321 |
9 |
Сахар |
2,7 |
88,4 |
группа В |
Молочные продукты |
7991 |
11,3 |
Пищевые масла и жиры |
2,4 |
90,8 |
группа В |
Яйца |
688 |
1,1 |
Прочие пищевые продукты |
2,2 |
93 |
группа В |
Сушеные и консервированные орехи, овощи и фрукты |
501 |
0,7 |
Чай, кофе, какао, специи |
1,2 |
94,2 |
группа В |
Чай, кофе, какао, специи |
822 |
1,2 |
Фрукты |
1,2 |
95,4 |
группа С |
Пищевые масла и жиры |
1682 |
2,4 |
Яйца |
1,1 |
96,5 |
группа С |
Мука |
378 |
0,5 |
Рис и прочие крупы |
0,8 |
97,3 |
группа С |
Соль |
72 |
0,1 |
Овощи |
0,8 |
98,1 |
группа С |
Сахар |
1894 |
2,7 |
Сушеные и консервированные орехи, овощи и фрукты |
0,7 |
98,8 |
группа С |
Рис и прочие крупы |
590 |
0,8 |
Лапша и прочие макаронные |
0,6 |
99,4 |
группа С |
Лапша и прочие макаронные изделия |
421 |
0,6 |
Мука |
0,5 |
99,9 |
группа С |
Прочие пищевые продукты |
1572 |
2,2 |
Соль |
0,1 |
100 |
группа С |
Итого |
70573 |
100,0 |
Итого |
100 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основании прил. А
В группу А включаются ассортиментные позиции с нарастающим итогом доли параметра до 80%, группу В – от 80% до 95%, С – от 95% до 100%.
Товарные позиции группы А – это важнейшие товары, на которые приходится большая часть денежных средств населения. Ассортиментные позиции группы А являются приоритетными и составляют базовый ассортимент торговой организации, они составляют наибольшую долю от всего объема реализации. К группе А, исходя из данных табл. 4.1, относятся такие товарные группы, как напитки, включая алкогольные, мясо, в том числе мясо птицы и мясные продукты, молочные продукты, кондитерские изделия из сахара, табачные изделия, хлеб, пирожные и хлебобулочные изделия.
Товарные позиции группы В занимают срединное положение по объему реализации торговой организации по сравнению с позициями группы А. Они требуют к себе меньшего внимания. В группу В входят такие товарные группы, как безалкогольные напитки, рыба, ракообразные и моллюски, сахар, пищевые масла и жиры, чай, кофе, какао, специи и прочие пищевые продукты.
В группу С, включаются товарные позиции, составляющие как правило, значительную часть ассортимента, но они относятся к второстепенным товарам так, как занимают наименьшую долю в доходах от реализации торговой организации. К товарам группы С относятся: фрукты, яйца, рис и прочие крупы, овощи, сушеные и консервированные орехи, овощи и фрукты, мука, соль, лапша и прочие макаронные изделия.
Таким образом, в дальнейшем коммерческому аппарату ООО «Евроторг» можно рекомендовать использовать в практической деятельности метод АВС- анализа. Это позволит определять вклад каждой товарной группы в результат работы ООО «Евроторг», стабильность продаж, а также статус каждой товарной группы в объеме продаж торговой организации. В результате это позволит принимать эффективные решения по управлению ассортиментом, а также принимать коммерческие решения по включению или исключению отдельных товарных групп из реализуемого ассортимента. Все это будет способствовать максимальному удовлетворению спроса покупателей и эффективной работе на рынке потребительских товаров.
Также торговому отделу необходимо в целях совершенствования формирования ассортимента выполнение следующих мероприятий: