Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 23:59, автореферат
Целью магистерской диссертации является изучение основ проведения внутреннего аудита и совершенствование методики его проведения в коммерческих организациях.
Для раскрытия поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- изучить сущность, особенности и основные задачи внутреннего аудита в коммерческих организациях;
-изучить принципы и этапы создания службы внутреннего аудита;
-изучить основные требования к службе внутреннего аудита;
Введение
3
1. Теоретические основы проведения внутреннего аудита в коммерческих организациях
9
1.1. Сущность, особенности и основные задачи внутреннего аудита в коммерческих организациях
9
1.2 Принципы и этапы создания службы внутреннего аудита
22
1.3 Основные требования к службе внутреннего аудита
27
2. Исследование методологических основ проведения внутреннего аудита в отечественных коммерческих организациях
38
2.1. Анализ методик проведения внутреннего аудита в коммерческих организациях
38
2.2. Анализ применения методики внутреннего аудита бизнес-процессов в отечественных коммерческих организациях
45
2.3 Описание основных элементов методики внутреннего аудита бизнес-процессов
51
3. Совершенствование методики внутреннего аудита бизнес-процессов в коммерческих организациях
58
3.1. Основные источники информации необходимые для проведения внутреннего аудита бизнес-процессов
58
3.2. Организация внутренней аудиторской проверки бизнес-процессов отечественных коммерческих организаций
61
3.3.Направления дальнейших исследований в области совершенствования методик внутреннего аудита основанных на бизнес-процессах коммерческой организации
68
Заключение
75
Список использованных источников
1. Обеспечение своевременности проведения проверки.
2.Планирование и достижение наибольшей эффективности проверки, реализация ее общей цели и задач, акцентирование внимания на главных проблемах, что достигается, в частности, рациональной расстановкой специалистов, участвующих в проверке, с целью исключения дублирования выполняемых ими функций, с учетом уровня квалификации и компетентности каждого специалиста в определенных вопросах, и оформляется календарным графиком выполняемых работ в рамках задач, поставленных перед каждым участником аудиторской группы.
3.Знание финансово-хозяйственной деятельности проверяемой организации. От состояния контрольной среды проверяемой организации и применяемых в ней процедур (средств) контроля во многом зависит ход проверки (перечень применяемых методов и объем необходимых процедур). Эти и иные свойства должны быть обязательно учтены при составлении плана и программы аудита. При проведении аудита выделяют следующие разновидности планов [62, c.89]:
-перспективный;
-текущий (составляется на отдельную проверку).
Перспективное планирование проверки, проводимые подразделением внутреннего аудита, на анализируемом предприятии планируются исходя из направлений, предложенных, как правило, вышестоящим исполнительным руководством (или советом директоров, собранием акционеров) и обязательно с ним согласованных (утвержденных).
Текущие планы призваны детализировать задачи, поставленные перед аудиторами перспективным планом, и включают в себя конкретный перечень вопросов, подлежащих рассмотрению в ходе проведения проверки.
Требует пристального внимания проблема профессиональной подготовки, переподготовки и аттестации аудиторов.
Это связано с комплексностью, сложностью выполнения большинства аудитов, при которых охватываются различные вопросы финансово-хозяйственной деятельности и выявляются ошибки, которые носят системный характер. Исходя из этого аудиторы должны быть в наибольшей степени образованы, подготовлены и обладать организаторскими, творческими способностями, познаниями в области бухгалтерского учета, экономического анализа, гражданского, трудового, налогового и иных отраслей права, логистики, экономико-математических методов, психологии, не говоря уже о методах собственно фактического и документального контроля. Для эффективного осуществления проверки квалификация аудитора должна быть не ниже квалификационного уровня работника проверяемого функционального отдела.
Проблеме обучения и переподготовки аудиторов посвящены публикации многих исследователей: А.М. Бурцева, Е.Е. Бульина, Ю.А. Данилевского, Л.М. Крамаровского, Г.В. Максимовой.
Понятно, что после традиционного образования, полученного в вузе, специалист не может удовлетворять изложенным выше критериям. Многолетняя практика, система непрерывного образования и переподготовки являются первостепенными факторами успеха в деятельности по формированию компетентных проверяющих работников [31, c.90].
Существует проблема информационного и коммуникационного обучения, обмена опытом среди работников служб внутреннего аудита. Данная проблема является следствием предыдущей, поскольку необходимым элементом любого обучения является изучение и внедрение передового опыта.
Информационное и компьютерное обеспечение внутреннего аудита одна из важнейших проблем совершенствования методики внутреннего аудита бизнес-процесса.
Для обеспечения наибольшей эффективности работы аудитора необходимо сочетать ее с передовой методологией финансово-экономического контроля, которая основывается на применении новейших технических средств, программного обеспечения [42, c.231].
В общем понимании компьютеризация и информатизация характеризует переход общества в новое качественное состояние – информационное общество. Последнее основывается на компьютеризированных средствах труда и информационных технологиях.
Именно поэтому актуальность применения современных компьютерных технологий во всех сферах хозяйственной деятельности, включая аудиторскую, с течением времени не только не ослабевает, но и возрастает.
О ряде узких мест внутреннего аудита бизнес-процессов в научной литературе можно встретить лишь упоминание, большинство из них изучено недостаточно полно, по многим из них пока не найдено решения. Мы рассмотрели проблемы, возникающих в практической деятельности внутренних аудиторов, предложив следующее:
-организовать работу по обобщению, систематизации выявленных недостатков, нарушений, разработке методических пособий, инструктивных и рекомендательных документов для внутренних аудиторов;
-обеспечить совершенствование и регулярное обновление организационно-методического и компьютерного обеспечения аудита;
-проводить сравнительный анализ запланированных целей и фактически достигнутых результатов проверки.
Особая роль при проведении проверок должна отводиться координации деятельности группы проверяющих со стороны ее руководителя. В целях повышения эффективности внутреннего аудита бизнес-процессов он должен осуществлять рациональную организацию проверки, распределять вопросы (задачи) проверки между отдельными исполнителями, контролировать качественное и своевременное их выполнение.
Заключение
Внутренний аудит представляет собой важную функцию управления, которая охватывает учет, финансовый анализ и контроль, сравнение и оценку фактически достигнутого результата с поставленными целями и задачами предприятия. Внутренний аудит систематически контролирует деятельность всех объектов управления, выявляет причины отступления от стандартов, отклонение от целей поставленных перед конкретным объектом, что способствует оперативному устранению выявленных нарушений. Организация внутреннего аудита как функции управления предприятием подразумевает строгую регламентацию своей деятельности, определение прав, обязанностей и ответственности специалистов, квалификационные требования, взаимоотношений с подразделениями и персоналом предприятия.
Эффективный внутренний аудит может снизить расходы компании на внешний аудит, если внешний аудитор будет иметь возможность полагаться на результаты работы внутреннего аудита, который сократит объем аудиторских процедур, выполняемых внешним аудитором.
В настоящее время акценты деятельности внутреннего аудита смещены в сторону более значительной и широкой постановки целей и задач функционирования, выбора объектов проведения аудита.
Можно выделить такие принципы и требования относительно организации эффективной системы внутреннего аудита на предприятии:
-надежность (установление надежной системы внутреннего аудита);
-динамичность (динамическое приведение контрольной деятельности);
-адаптивность (поддержка определенного баланса внутренних возможностей развития системы внутреннего аудита и внешних);
-саморегуляция (корректировка системы внутреннего аудита);
-постоянство (постоянное и эффективное функционирование системы внутреннего аудита).
Особенность внутреннего аудита в том, что он осуществляется в момент совершения и документального оформления хозяйственных операций, что позволяет своевременно обнаруживать недостатки в работе и принимать соответствующие меры к их предупреждению.
Обеспечение эффективности функционирования всех подразделений предприятия на всех уровнях управления, а также защитить законные имущественные интересы предприятия и его собственников является основной задачей внутреннего аудита.
Внутренний аудит является особой формой осуществления контроля и не взаимосвязан с общим внешним аудитом. Внешние аудиторы могут лишь оценить эффективность внутреннего аудита и на основании этого изменить объем аудиторских процедур по подтверждению достоверности бухгалтерской отчетности.
Внутренний аудит может быть осуществлен специалистами организации, ревизионной комиссией или специально созданным подразделением аппарата управления, который подчиняется только руководителю предприятия. Специализированная служба внутреннего аудита не может быть одним из структурных подразделений учетно-финансовой службы, иначе она не выполнит роль эксперта в оценке учетной политики.
Осознавая роль внутреннего аудита, многие предприятия уже приняли решение о том, что следует начать работу по созданию службы внутреннего аудита. Изучив накопленный теоретический и практический опыт, в работе предложены принципы создания службы внутреннего аудита:
1.принцип полноты;
2. принцип прямого руководства;
3.принцип непротиворечивости;
4.принцип оперативности;
5.принцип использования передовых технологий.
Рассмотрели следующую последовательность этапов создания службы внутреннего аудита:
1.Выявление и четкое определение круга вопросов, для решения которых формируется СВА.
2. Создание службы внутреннего аудита, оформление Положения о службе внутреннего аудита.
3.Разработка стратегических
и тактических планов
4.Создание структуры
5.Планирование и обсуждение сотрудничества с независимой аудиторской фирмой.
Практическая польза от создания подразделения внутреннего аудита для каждой отдельно взятой организации различна. Наиболее общие аспекты целесообразности создания службы внутреннего аудита в коммерческих организациях заключается в следующем:
Во-первых, это позволит совету директоров или исполнительному органу наладить эффективный контроль за самостоятельными структурами подразделения.
Во-вторых, проводимые внутренними аудиторами целевые контрольные проверки и анализ выявляют резервы производства и наиболее перспективные направления развития.
В-третьих, внутренние аудиторы наряду с контролем часто выполняют и консультативные функции в отношении должностных лиц финансово-экономических, бухгалтерских и иных служб.
От того, какое положение в компании занимает служба внутреннего аудита, зависит и возможность, и способность этой службы в полной мере решать поставленные задачи объективно и независимо. Мировая практика уже показала, каким образом должен быть организован внутренний аудит компании для реализации своих целей. В современной международной практике служба внутреннего аудита подчинена не исполнительному руководству, а Совету директоров через независимого директора по аудиту.
Кроме того, по нашему мнению, система внутреннего аудита является частью системы внутреннего контроля, а также системы управления рисками.
Во многих коммерческих компаниях службы внутреннего аудита подчинены исполнительному руководству и не являются независимым от этого руководства.
Ключевое место в службе внутреннего аудита принадлежит руководителю отдела, который напрямую связан с советом директоров или генеральным директором и сообщает обо всех вопросах, представляющих взаимный интерес.
Внутренние аудиторы должны пользоваться полной поддержкой Совета директоров, чтобы они могли добиваться сотрудничества со стороны объектов аудита и беспрепятственно выполнять свою работу. При назначении на должность устанавливают соответствующие критерии образования и опыта, уделяя особое внимание объему работ и степени ответственности.
Внутренние аудиторы должны быть коммуникабельными, уметь работы с людьми, четко излагать обнаруженные факты, оценки, выводы и рекомендации в устной или письменной форме , а также бдительно относиться к возможности умышленных правонарушений, ошибок и упущений, неэффективности и нерентабельности.
Проведенный анализ существующих методик проведения внутренних аудитов в организациях показал, что анализируемые методики разработаны без учета особенностей организации и поэтому являются недостаточно результативными для применения на отечественных предприятиях, которые обладает значительным объемом взаимодействующих информационных и материальных потоков.
С внедрением внутреннего аудита бизнес-процессов предприятие имеет существенные преимущества:
-выявление резервов средств и источников предприятия;
-разработка рекомендаций относительно усовершенствования системы учета;
-оценка использования имеющегося на предприятии программного обеспечения;
-повышение интереса инвесторов до таких предприятий.
Построение надлежащего внутреннего аудита невозможно без применения современных технологий внутреннего аудита.
Следовательно, ситуация, которая сложилась на отечественных предприятиях, требует решения проблем, которые имеют место в организации внутреннего аудита и делают невозможным дальнейшее успешное развитие внутреннего аудита. Первоочередным заданиями, по нашему мнению, есть:
-усовершенствование законодательного урегулирования внутреннего аудита;
-определение принципов внутреннего аудита;
-последующее разработка и внедрение нормативов внутреннего аудита;