Совершенствование методики внутреннего аудита бизнес-процессов в коммерческих организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 23:59, автореферат

Краткое описание

Целью магистерской диссертации является изучение основ проведения внутреннего аудита и совершенствование методики его проведения в коммерческих организациях.
Для раскрытия поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- изучить сущность, особенности и основные задачи внутреннего аудита в коммерческих организациях;
-изучить принципы и этапы создания службы внутреннего аудита;
-изучить основные требования к службе внутреннего аудита;

Содержание

Введение
3
1. Теоретические основы проведения внутреннего аудита в коммерческих организациях

9
1.1. Сущность, особенности и основные задачи внутреннего аудита в коммерческих организациях

9
1.2 Принципы и этапы создания службы внутреннего аудита
22
1.3 Основные требования к службе внутреннего аудита
27
2. Исследование методологических основ проведения внутреннего аудита в отечественных коммерческих организациях

38
2.1. Анализ методик проведения внутреннего аудита в коммерческих организациях

38
2.2. Анализ применения методики внутреннего аудита бизнес-процессов в отечественных коммерческих организациях

45
2.3 Описание основных элементов методики внутреннего аудита бизнес-процессов

51
3. Совершенствование методики внутреннего аудита бизнес-процессов в коммерческих организациях

58
3.1. Основные источники информации необходимые для проведения внутреннего аудита бизнес-процессов

58
3.2. Организация внутренней аудиторской проверки бизнес-процессов отечественных коммерческих организаций

61
3.3.Направления дальнейших исследований в области совершенствования методик внутреннего аудита основанных на бизнес-процессах коммерческой организации


68
Заключение
75
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Габсалямова А. Автореферат.doc

— 773.00 Кб (Скачать файл)

М.В. Якушев рассматривает внутренний аудит как один из важнейших инструментов развития организаций. В его методике даются рекомендации по проведению внутреннего аудита: деятельность представителей высшего руководства оценивают по результатам функционирования процессов, результатам внутренних аудитов на предприятии, а также подчиненных им служб и подразделений требованиям стандарта ИСО 9001 [63, c.68]. По мнению М.В. Якушева, вопросы первых аудитов должны касаться знания и понимания политики и целей в области принятия управленческих решений, документированных процедур, а также планирования в области бизнес-процессов на предприятии. При проведении последующих аудитов вопросы усложняются, затрагивая реализацию принципов управления процессами и ресурсами, анализ деятельности, мотивацию персонала, совершенствование бизнес-процессов организации. Результаты аудитов оформляются в виде протоколов несоответствий или уведомлений и отражались в отчете о внутреннем аудите данной службы.

В методике поднимается важный вопрос: каково место оценки затрат на внутренний аудит, расходов на выполнение корректирующих и предупреждающих действий по результатам внутреннего аудита? М.В. Якушев утверждает, что к значительным потерям может привести выполнение корректирующих действий по результатам сертификационного или внутренних аудитов без предварительной оценки затрат на их выполнение. Однако, результаты настоящего исследования показывают, что оценка эффективности процессов организации, а также затрат на корректирующие и предупреждающие действия необходима.

М.В. Якушев рассматривает психологический аспект внутреннего аудита. Так, раз за разом, наталкиваясь на психологический барьер между проверяемыми и проверяющими, внутренние аудиты утрачивают свою эффективность. Постепенно энтузиазм аудиторов угасает, снижается уровень требовательности и даже пропадает желание участвовать в проверках, проявляется склонность к компромиссам, работа аудитора сводится к рутине. Таким образом, в работе выявляется важный фактор, влияющий на результативность внутреннего аудита, - психологический барьер проверяющего и проверяемого, но какими средствами и методами предупредить влияние (или свести его к минимуму) данного фактора – не рассматривается.

Кроме того, в рассмотренной методике не учитываются особенности предприятия, его структуры, взаимодействия информационных потоков как при планировании и проведении внутреннего аудита, так и при оценке его результативности. Не уделяется внимание методам повышения результативности и возможности снижения затрат на проведение внутреннего аудита на предприятии с помощью применения компьютерных технологий.

А.Д. Шадриным в методике описывается практический опыт и некоторые особенности проведения внутреннего аудита там, где внедрены стандарты ИСО серии 9000 [60, c.69].

Внутренний аудит на предприятии рассматривается А.Д. Шадриным  как метод реализации обратной связи или как один из этапов управления в соответствии с циклом Деминга: планирование-действие-проверка- корректировка.

Объектом аудита является деятельность предприятия в целом, которая есть совокупность элементов. Поэтому при конкретном внутреннем аудите А.Д. Шадрин рекомендует проверять один или несколько элементов функционирования предприятия и перечень этих элементов целесообразно приводить в «Руководстве по внутреннему аудиту» предприятия.

Каждое подразделение и ответственный за каждый процесс на предприятии в начале года (или квартала) получает утвержденный план внутренних аудитов, в котором указан месяц проведения аудита в данном подразделении (на данном процессе). Конкретную дату проведения внутреннего аудита определяет главный аудитор, который уведомляет проверяемое подразделение о датах начала и планируемого завершения аудита не позднее чем, например, за две недели. Таким образом, подразделение (персонал процесса) имеет возможность подготовиться в достаточной степени. Таким образом, А.Д. Шадрин рекомендует заблаговременное информирование о проведении внутренних аудитов.

А.Д. Шадрин предлагает методику составления вопросников для проведения внутренних аудитов следующим образом: аудитор детально рассматривает нормативную документацию, касающуюся деятельности данного подразделения или процесса (такой документацией служит стандарт ИСО 9001), и формулирует вопросы относительно всех требований данной документации, которые он считает существенными в данной проверке. Другими словами, «превращает» требования в вопросы. При наличии электронной версии нормативной документации такую операцию удобно делать с помощью ЭВМ. Кроме этого, предлагается способ оформления результатов внутренних аудитов с помощью двух документов.

Первый (вспомогательный) документ представляет собой перечень выявленных несоответствий. Перечень формируется с помощью специальной программы путем распечатки на ЭВМ, после того как в ЭВМ вводятся номера соответствующих вопросов. Подобный перечень несоответствий можно формировать и вручную, и именно такой подход используется, где перечень несоответствий служит приложением к отчету.

Второй (основной) документ – это отчет о проведении внутреннего аудита. В отчете дается ссылка на указанный перечень, в котором имеется развернутое описание всех несоответствий, обнаруженных в процессе внутреннего аудита. В конце отчета делается общий вывод о соответствии качества управления в проверенном подразделении (процессе) действующим требованиям и выдаются рекомендации проверяющих (когда есть такие рекомендации).

Таким образом, А.Д. Шадрин рассматривает различные походы к проведению аудита, поднимает вопрос о применении информационных технологий для целей внутреннего аудита. Но к недостатку его методики можно отнести тот факт, что не рассмотрен вопрос оптимального выбора объектов внутреннего аудита, не уделено внимание проблеме управления предприятиями на основе общих бизнес-процессов, в том числе временем на процесс внутреннего аудита.

Отметим, что в некоторых компаниях аудиторы завышают свою самооценку (они самые умные) и начинают всех поучать. На таких предприятиях «аудиторов не любят все». Как изменить сложившуюся ситуацию, как улучшить работу аудиторов и принести пользу компании? Может быть, изменить механизм проведения аудита, сформулировать другие цели, например, поиск улучшений.

Результаты анализа методик сведены в приложение 1.

Не следует забывать и о таком аспекте, как разработка методик внутреннего аудита, рабочей документации, и тому подобное. На наш взгляд к проблемным аспектам внутреннего аудита следует отнести:

-недостаточное количество методических разработок из аудиторского контроля;

-неэффективность действующей правовой базы в вопросе внутреннего аудита;

-нехватка достаточного опыта аудиторской деятельности;

-недостаточное количество квалифицированных аудиторских кадров;

-отсутствие типичных форм документов;

-отсутствие методических рекомендаций по вопросам автоматизации внутреннего контроля

Почти полное отсутствие методического обеспечения внутреннего аудита приводит к пробелам в его теории и практике.

Проведенный анализ существующих методик проведения внутреннего  аудита в организациях показал, что анализируемые методики разработаны без учета особенностей организации и поэтому являются недостаточно результативными для применения на отечественных предприятиях, которые обладает значительным объемом взаимодействующих информационных и материальных потоков.

С внедрением внутреннего аудита предприятие имеет существенные преимущества:

-выявление резервов средств и источников предприятия;

-разработка рекомендаций относительно усовершенствования системы учета;

-оценка использования имеющегося на предприятии программного обеспечения;

-повышение интереса инвесторов до таких предприятий.

Построение надлежащего внутреннего аудита невозможно без применения современных технологий внутреннего аудита.

Следовательно, ситуация, которая сложилась на отечественных предприятиях, требует решения проблем, которые имеют место в организации внутреннего аудита и делают невозможным дальнейшее успешное развитие внутреннего аудита. Первоочередным заданиями, по нашему мнению, есть:

-усовершенствование законодательного урегулирования внутреннего аудита;

-определение принципов внутреннего аудита;

-последующее разработка и внедрение нормативов внутреннего аудита;

-улучшение методики и организации внутреннего аудита.

Для решения отмеченных проблем и укрепления позиций отечественного внутреннего аудита в целом и внутреннего аудита предприятий в частности, на взгляд автора, необходимо проводить на основе внедрения методики внутреннего аудита бизнес-процессов на предприятии.

 

2.2. Анализ применения методики внутреннего аудита бизнес-процессов в отечественных коммерческих организациях

 

Внутренний аудит бизнес-процессов предполагает осуществление комплекса работ по исследованию деятельности коммерческой организации, направленных на получение информации о текущем состоянии заданного бизнес-процесса, позволяющий оценить бизнес-процесс по отношению к требованиям, предъявляемым к его функционированию, управлению, эффективности и степени удовлетворенности клиента. Аудит бизнес-процессов позволяет оценить проанализировать  их эффективность с целью дальнейшей оптимизации, совершенствования регламентов бизнес-процессов, что способствует повышению эффективности системы управления.

В ходе исследования важно рассмотреть различные определения бизнес-процесса, обеспечить единство терминологии.

Приведем наиболее часто встречающиеся в литературе определения в таблице 2.2.1.

 

Таблица 2.2.1

Определение термина «бизнес-процесс» у различных авторов

Автор

Определение

Андерсен  Б.

Бизнес-процесс – это цепь логически связанных, повторяющихся действий, в результате которых используются ресурсы предприятия для переработки объекта (физически или виртуально) с целью достижения определенных измеримых результатов или продукции для удовлетворения внутренних или внешних потребителей.


Продолжение таблицы 2.2.1

Беккер Й.

Бизнес-процесс является особым процессом, который служит осуществлению основных целей предприятия (бизнес-целей) и описывает центральную сферу его деятельности. Основными признаками бизнес-процесса являются точки соприкосновения этого процесса с бизнес-партнерами предприятия (например, клиенты и поставщики).

Елиферов В.Г., Репин В.В.

Бизнес-процесс – устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности, которая по определенной технологии преобразует входы в выходы, представляющие ценность для потребителя.

Зиндер Е.З.

Логические серии взаимозависимых действий, которые используют ресурсы предприятия для создания или получения в обозримом или измеримо предсказуемом будущем полезного для заказчика выхода, такого как продукт или услуга.

Парасоцкая Н.Н.

Упрощенно бизнес-процесс можно трактовать как поток чередующихся событий и операций, ограниченный входом и выходом.

Портер М.Е., Миллар В.Е.

Сущность, определяемая через точки входа и выхода, интерфейсы и организационные устройства, частично включающие устройства потребителя услуг / товаров, в которой происходит наращивание стоимости производимой услуги/товара.

Хаммер М., Чампи Д.

Бизнес-процессы – наборы операций, которые, взятые вместе, создают результат, имеющий ценность для потребителя. Бизнес-процессы – совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используется один или несколько видов ресурсов, и в результате этой деятельности на «выходе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя.


 

Таким образом, бизнес-процесс - это совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используется один или более видов ресурсов и в результате этой деятельности «на выходе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя. Бизнес-процесс можно изобразить как ряд логически взаимосвязанных заданий, нацеленных на достижение результата.

Выделение в рамках предприятия бизнес-процессов базируется на определенных  требованиях к таким экономическим   единицам   организации [51, с.62]:

1) их можно идентифицировать и провести соответствующие границы: что относится к бизнес-процессу, а что не относится;

2) у этой деятельности (совокупности операций) должен быть конечный потребитель либо внутри компании, либо за ее пределами;

3) границы бизнес-процесса не определяются технологическими или функциональными принципами, в их основе запрос потребителя-клиента;

4) важнейшими фигурами в определении границ бизнес-процессов являются не инженеры и технологи, а менеджеры и экономисты.

Вопрос о рациональном (оптимальном) количестве бизнес-процессов в экономической литературе остается к настоящему времени открытым, ряд авторов предлагают ограничиться 3-8 процессами, другие предлагают выделять примерно 20 бизнес-процессов, в отдельных случаях выделяют несколько сотен бизнес-процессов. По мнению автора, количество выделяемых бизнес-процессов должно определяться уровнем детализации и конкретными целевыми установками исследования деятельности предприятия.

Рассмотрим виды аудита, используемые на ряде предприятий Республики Татарстан (табл. 2.2.2).

 

Таблица 2.2.2

  Виды аудита, исследуемые на ряде предприятий Республики Татарстан

 

Предприятие

 

Внешний аудит

 

Внутренний аудит

ОАО «Татнефть»

х

х

ОАО «Казанский вертолётный завод» (КВЗ) 

х

х

ОАО «Казанский завод газовой аппаратуры» (КЗГА) 

х

 

ЗАО «Камско-Волжское акционерное общество резинотехники» (КВАРТ)

х

 

ОАО «Казанский медико-инструментальный завод» (КМИЗ)

х

х

ОАО «Казанский завод компрессорного машиностроения» (Казанькомпрессормаш)

х

 

ОАО «Танеко»

х

х

ОАО «Казанский комбинат строительных материалов» (ККСМ) 

х

 

Информация о работе Совершенствование методики внутреннего аудита бизнес-процессов в коммерческих организациях