Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 23:59, автореферат
Целью магистерской диссертации является изучение основ проведения внутреннего аудита и совершенствование методики его проведения в коммерческих организациях.
Для раскрытия поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- изучить сущность, особенности и основные задачи внутреннего аудита в коммерческих организациях;
-изучить принципы и этапы создания службы внутреннего аудита;
-изучить основные требования к службе внутреннего аудита;
Введение
3
1. Теоретические основы проведения внутреннего аудита в коммерческих организациях
9
1.1. Сущность, особенности и основные задачи внутреннего аудита в коммерческих организациях
9
1.2 Принципы и этапы создания службы внутреннего аудита
22
1.3 Основные требования к службе внутреннего аудита
27
2. Исследование методологических основ проведения внутреннего аудита в отечественных коммерческих организациях
38
2.1. Анализ методик проведения внутреннего аудита в коммерческих организациях
38
2.2. Анализ применения методики внутреннего аудита бизнес-процессов в отечественных коммерческих организациях
45
2.3 Описание основных элементов методики внутреннего аудита бизнес-процессов
51
3. Совершенствование методики внутреннего аудита бизнес-процессов в коммерческих организациях
58
3.1. Основные источники информации необходимые для проведения внутреннего аудита бизнес-процессов
58
3.2. Организация внутренней аудиторской проверки бизнес-процессов отечественных коммерческих организаций
61
3.3.Направления дальнейших исследований в области совершенствования методик внутреннего аудита основанных на бизнес-процессах коммерческой организации
68
Заключение
75
Список использованных источников
Рассмотрим принципы создания СВА в коммерческих организациях [64, с.72]:
Принцип полноты - сфера действия службы внутреннего аудита должна охватывать все структурные подразделения предприятия. Проверяются не только формальные нормативные или количественные параметры документа, но и соответствие характера исполнения документа его смысловой сущности. Результаты деятельности внутренних аудиторов приводят к повышению эффективности работы предприятия, сделанные ими выводы принимаются к сведению, замечания устраняются, рекомендации выполняются.
Принцип прямого руководства – при проведении внутреннего аудита сотрудники службы подчиняются только руководящему составу компании, а не руководству подразделений, в который они направлены для проведения проверки. Цели создания, основные функции, права и обязанности, структура отдела должны быть четко закреплены в положении о службе внутреннего аудита, должностных инструкциях, стандартах деятельности.
Принцип непротиворечивости - выводы, зафиксированные в отчете аудитора должны логически вытекать из фактов, полученных в процессе аудита и зафиксированных в рабочих документах внутренних аудиторов.
Принцип оперативности – информации по результатам внутреннего аудита должна предоставляться руководству в сроки, оптимальные для принятия управленческих решений.
Принцип использования передовых технологий и внедрения в практику новых разработок, для обеспечения должного качества информации, ее оперативности, наглядности и надежности СВА предприятия рекомендуется использовать в своей деятельности передовой теоретический и практический опыт, современные автоматизированные системы.
Учитывая все нюансы, возникающие в процессе создания службы внутреннего аудита, рассмотрим последовательность этапов ее организации [50, с. 48]:
1.Выявление и четкое
2.Создание службы внутреннего аудита, разработка и документальное оформление Положения о службе внутреннего аудита, должностных инструкций сотрудников.
Так как работа СВА направлена на удовлетворение интересов руководства и собственников (акционеров) предприятия, полномочия и обязанности сотрудников должны быть зафиксированы во внутреннем документе-Положение о службе внутреннего аудита. Положение о службе внутреннего аудита четко определяет диапазон и границы обязанностей и полномочий службы. Его задача-разъяснение назначения СВА всем заинтересованным пользователям. На этом этапе также предлагается структура СВА предприятия, распределяются обязанности между сотрудниками, ответственность за их надлежащее исполнение, утверждаются должностные инструкции.
3.Разработка стратегических и тактических планов деятельности службы внутреннего аудита, утверждение внутренних стандартов деятельности
Стратегический план СВА направляет ее деятельность, как и любой другой. С учетом специфики деятельности предприятия стратегический план уделяет особое внимание прогнозируемым на ближайшее будущее изменениям, а так же их наиболее вероятным последствиям. Далее определяется объем работ, примерные сроки их проведения, необходимые условия для выполнения, способы, приемы и методы, применяемые при проведении внутреннего аудита.
4.Создание структуры
Пользователями информации, предоставляемой службой внутреннего аудита, могут выступать:
-руководство предприятия ОАО;
-собственники и акционеры
-независимые аудиторские фирмы, осуществляющие проверку бухгалтерской отчетности;
-государственные органы.
Каждая из этих групп рассматривается в зависимости от типа услуг и информации, которую им необходимо получить от службы внутреннего аудита. Для того чтобы отвечать специфическим потребностям, для каждой группы предложено разработать систему отчетности и способ передачи информации.
5.Планирование и обсуждение сотрудничества с независимой аудиторской фирмой (внешними аудиторами организации).
Сотрудничество с независимыми аудиторами является одним из важнейших факторов, определяющих успех внутреннего аудита. Для внутренних аудиторов доверие со стороны внешних служит одним из профессиональных ориентиров и стимулирует деятельность, а для внешних это способ снизить затраты времени и проверку благодаря сокращению объема независимых процедур.
Важным в стратегии управления коммерческой организацией является определение экономической эффективности создания службы внутреннего аудита. Практическая польза от создания подразделения внутреннего аудита для каждой отдельно взятой организации различна.
1.3 Основные требования к службе внутреннего аудита
Современные системы построения внутреннего аудита, формируемые в соответствии с требованиями как российских, так и зарубежных принципов корпоративного управления, акцентируют ответственность высшего руководства за формирование надежной системы внутреннего аудита и поддержание надлежащего ее функционирования. При этом многие отечественные компании в настоящее время имеют в своей структуре службу внутреннего аудита.
Создание служб внутреннего аудита – право хозяйствующего субъекта, но не обязанность. Современных условиях растет число организаций, образующих в штате специальные подразделения, которые осуществляют контроль за состоянием бухгалтерского учета, контролируют риски, проводят комплексный анализ хозяйственной и финансовой деятельности экономического субъекта с целью наметить пути наиболее эффективного развития и выявить резервы организации и ее подразделений.
Основными задачами, стоящими перед службой внутреннего аудита, являются [38, c.125]:
-обеспечение соответствия принципам корпоративного управления;
-оценка надежности и эффективности внутреннего аудита в компании, а так же оказание консультационной поддержки менеджменту предприятия на этапе разработки систем и процедур внутреннего аудита;
-оценка системы управления рисками;
-оценка эффективности и экономичности управления бизнес-процессами.
От того, какое положение в компании занимает служба внутреннего аудита, зависит и возможность, и способность этой службы в полной мере решать поставленные задачи и объективно и независимо.
На рисунке 1.3.1 представлен авторский вариант организационной модели в системе управления современной компанией.
В современной международной практике служба внутреннего аудита подчинена не исполнительному руководству, а Совету директоров, а также комитету по аудиту.
Рисунок 1.3.1. Организационная модель функционирования внутреннего аудита в системе управления компанией
В отечественных компаниях службы внутреннего аудита подчинены исполнительному руководству и не являются независимым от этого руководства, т.к. фактически действуют не в интересах инвесторов, а этого исполнительного руководства. Практически независимость внутреннего аудита от исполнительного руководства создать почти недостижимо. Внутренний аудит – мощный инструмент управления компанией, поэтому исполнительное руководство предельно заинтересовано контролировать этот инструмент.
Международный институт внутренних аудиторов предложил организовать в компании такую организационную структуру, чтобы внутренний аудит находился в административном подчинении у исполнительных органов, а в функциональном – у комитета по аудиту [43, с.79].
В своей деятельности комитет по аудиту подотчетен совету директоров компании и действует в рамках полномочий, предоставленных комитету советом директоров.
В обязанности комитета по аудиту включается надзор за службами внутреннего аудита, внутреннего контроля и управления рисками.
К компетенции комитета по аудиту во взаимодействие с внешними аудиторами относятся следующие вопросы:
-подготовка для совета директоров рекомендаций по кандидатуре внешнего аудитора и проекту заключаемого с внешним аудитором договора, в том числе в вопросе выплачиваемого аудитору вознаграждения;
-обсуждение с внешним аудитором объемов и сроков проведения аудиторской проверки компании;
-обсуждение с внешним аудитором промежуточных и окончательных результатов аудита перед их вынесением на рассмотрение совета директоров;
-формирование мнения о независимости внешнего аудитора компании; выработка рекомендаций совету директоров по принятию мер, обеспечивающих независимость внешнего аудитора;
-оценка деятельности внешнего аудитора компании.
Служба внутреннего аудита является одним из инструментов, позволяющих комитету по аудиту эффективно выполнять свои обязанности. Служба внутреннего аудита, во-первых, дает возможность комитету по аудиту сохранить достаточную степень независимости от менеджмента в вопросе получения информации о деятельности компании, а во-вторых, проводит объективную оценку системы внутреннего контроля и системы управления рисками с последующим представлением комитету по аудиту результатов такой оценки. В свою очередь комитет по аудиту способствует обеспечению надлежащих условий работы для службы внутреннего аудита, сводящих к минимуму возможность давления на внутренних аудиторов со стороны менеджмента компании.
Кроме того, с нашей точки зрения, система внутреннего аудита (далее СВА) является частью системы внутреннего контроля, а также системы управления рисками. Также СВА проводит внутренний аудит не только подразделений предприятия, но и каждого бизнес-процесса.
Рассмотрим основные требования к функционированию службы внутреннего аудита в компании, а также требования к внутреннему аудиту.
1.Независимость. Внутренние аудиторы независимы, когда они могут свою работу свободно и объективно. Независимость внутреннего аудитора определяется статусом (т.е. функциями и подчинением) службы внутреннего аудита, правами и обязанностями внутреннего аудитора, в том числе доступом к высшему руководству.
2.Организационный статус службы внутреннего аудитора. Орган внутреннего аудита не должен быть подотчетен исполнительным органам управления. В обратном случае нарушается объективность внутреннего аудитора при проверке деятельности лиц, если он находится в их подчинении. Организационный статус должен быть достаточным для гарантии широкого поля действий внутренних аудиторов, адекватного обсуждения и эффективных действия по результатам и рекомендациям аудита.
3.Права и обязанности аудитора. Внутренний аудитор должен быть независим от тех лиц, чью работу он проверяет, как в аспекте функциональной или административной подчиненности, так и с точки зрения заинтересованности. Например, результаты проверки, проведенной внутренним аудитором, будут менее объективны, если оплата его труда будет как-то зависеть от результатов того направления деятельности организации, к которому относятся объекты проверки. Также внутренний аудитор не должен обладать правом требования исполнения всех рекомендаций (предложений). А также не должен быть ответственным за организацию их внедрения и результаты. Кроме того, внутренний аудитор не должен принимать участие и нести ответственность за корректировку обнаруженных им отклонений. В противном случае не будет объективен последующий контроль этих же объектов, так как аудитору придется проверять либо результаты своего же труда. Либо результаты осуществления своих же рекомендаций (предложений). Кроме того, предполагается ослабление объективности, когда внутренние аудиторы выполняют аудит деятельности, в которой они же имеют функции внеаудиторского характера, поэтому при составлении отчета это должно быть обсуждено с соответствующим уровнем управления. Специалисты, перемещенные или временно задействованные в подразделении внутреннего аудита, не должны назначаться на проверку той деятельности, в которой они были ранее задействованы. Внутренние аудиторы должны иметь поддержку органов управления организации достаточную для того, чтобы сотрудничать с аудируемыми структурами и выполнять свою работу без вмешательства и столкновений интересов. Главный внутренний аудитор должен иметь прямую связь с советом директоров (орган управления) для решения всех необходимых вопросов. Для формирования и представления органам управления необходимых им данных внутреннему аудитору, в свою очередь, необходима качественная информация о реальном состоянии или действии аудируемого объекта. Степень необходимости информации должна определяться самим внутренним аудитором. В особых случаях, например в случаях особой конфиденциальности (секретности) информации, внутренний аудитор должен обосновать перед органом управления необходимость получения данной информации для ее изучения и формально получить разрешение ее требовать у ответственных лиц. Внутреннему аудитору должно формально предоставляться право доступа к любой необходимой для контроля информации независимо от ее носителей, стадии ее формирования или прохождения, в том числе к проектам документов. Черновым и беловым схемам, справкам, расчетам и т.п. Ему должно предоставляться право беспрепятственного вхождения во все служебные помещения, кассы, склады кладовые, цеха, участки и другие помещения, предназначенные для хранения ценностей, а также право в случае необходимости их опечатывать, требовать проведения инвентаризации. Внутренний аудитор также имеет право требовать у сотрудников письменные и устные объяснения по любым интересующим его вопросам которые имеют отношение к его непосредственной работе. Необходимо регламентировать порядок действий внутреннего аудитора при получении информации у сотрудников других отделов, так как внутренний аудитор не должен препятствовать или мешать должному исполнению этими сотрудниками своих обязанностей. Таким же образом внутреннему аудитору должно предоставляться право получать необходимую информацию из внешних источников.