Современная международная трудовая миграция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2012 в 19:15, курсовая работа

Краткое описание

В последние десятилетия для Беларуси весьма актуальным стал вопрос интеллектуальной и трудовой миграции, причём не только внешней, но и внутренней. Она оказывает значительное влияние на экономическое развитие нашей страны. При развитии аграрного сектора (образование агрогородков), энергетики (строительство АЭС) необходимо учитывать не только наличие собственных высококвалифицированных ресурсов, но и правильное их размещение по территории страны. На данный момент не существует законодательных актов, которые бы регламентировали бы масштабы миграции внутри страны и за её пределами, но уже сложились определённые тенденции, которые способны отразить картину происходящего и позволят в будущем направить их в нужное русло.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1) Современная международная трудовая миграция
2) Тенденции трудовой миграции в Республике Беларусь
3) Некоторые аспекты внешней трудовой миграции в РБ
4) Внутренняя миграция в РБ
5) Республика Беларусь в контексте новых тенденций развития международной интеллектуальной миграции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая- оригинал!!!!!!!!!!!!!!!!.docx

— 121.43 Кб (Скачать файл)

• Западная Европа. Наиболее развитые западноевропейские страны, и прежде всего страны, входящие в Европейский союз, притягивают рабочую силу из менее развитых западноевропейских стран (Португалии, Мальты, Испании), арабских стран Северной Африки и Ближнего Востока, стран Африки к югу от Сахары, восточноевропейских стран и республик бывшего СССР. Миграции работников из африканских стран — бывших колоний западноевропейских государств способствуют общность языка, исторически сложившиеся традиционные торговые и иные связи. Притоки иммигрантов в Западную Европу в середине 90-х годов оценивались на уровне 180 тыс. человек в год. Более того, в рамках западноевропейской интеграции создан и развивается общий рынок рабочей силы, предполагающий свободу перемещения работников между странами Европейского союза и унификацию трудового законодательства.

• Ближний Восток. Нефтедобывающие страны этого региона привлекают дешевую иностранную рабочую силу на тяжелые низкооплачиваемые работы. Рабочие приезжают в основном из соседних арабских стран, а также из Индии, Пакистана, Бангладеш, Кореи, Филиппин. Более половины рабочей силы Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Катара, Бахрейна, Кувейта и Омана составляют иностранные рабочие.

• Другие развивающиеся страны. Новый феномен 90-х годов — интенсификация трудовой миграции среди самих развивающихся стран. Обычно потоки работников направляются в те страны, которые быстрее продвигаются по пути экономических реформ. Так, в Латинской Америке сезонные рабочие и рабочие на сборочные предприятия направляются в Аргентину и Мексику. В Африке к югу от Сахары на Берег Слоновой Кости, Нигерию и ЮАР приходится более половины притока всех иммигрантов. В результате войны в Персидском заливе в 1991 году около 1 млн. египтян покинули Ирак, 800 тыс. йеменцев уехали из Саудовской Аравии и около 500 тыс. палестинских и иорданских рабочих покинули Кувейт, куда на их место приехали рабочие из Индии и Египта.

• Новые индустриальные страны. В связи с бурным развитием этих государств Юго-Восточной Азии туда значительно увеличился приток иммигрантов, нанимающихся на временные работы. Особенно это заметно в случае Южной Кореи и Малайзии.

Практически все страны, в которые иммигрирует более 25 тыс. человек в год, — высокоразвитые государства с ВНП более 6900 долл. на душу населения. Источник эмиграции — развивающиеся страны (рис. 10.2), главные из которых — Мексика и страны Азии.

Итак, количественные показатели, связанные с миграцией  рабочей силы, являются частью баланса  текущих операций и классифицируются по статьям трудовых доходов (выплаты нерезидентам) и частных неоплаченных переводов, которые представляют собой оценочный денежный эквивалент имущества, перемещаемого мигрантами в момент их отъезда за границу и последующих посылок товаров и денег на родину. Распределение положительного экономического эффекта, получаемого в результате миграции, происходит в форме роста доходов мигрантов, переводов денежных средств из-за рубежа на родину, в результате снижения издержек производства в странах получающих  денежные   переводы. Развитые  страны являются основным направлением иммиграции, а развивающиеся — источником эмиграции.

 

 

 

 

 

 

 

 

2) Тенденции трудовой миграции в Республике Беларусь

 

2.1 Особенности трудовой миграции в РБ

 

 Анализ развития процессов внешней трудовой миграции за последнее десятилетие позволил выявить следующие особенности:

1) увеличение  масштабов экспорта и импорта  рабочей силы. По данным Министерства статистики и анализа, численность белорусских граждан, выезжающих на работу за рубеж, постепенно увеличивалась, достигнув максимума в 2003 г. - 6 349 чел. против 1986 чел. в 1996 г. Однако затем число выездов пошло на спад и в 2006 г. количество трудовых мигрантов по сравнению с уровнем 2003 г. уменьшилось в 1,5 раза и составило -1 502 чел. Снижению числа выехавших  белорусских  граждан на работу за рубеж способствовало усиление государственного контроля над процессами внешней трудовой миграции, в том числе ужесточение требований к деятельности фирм, занимающихся трудоустройством белорусских граждан за рубежом.

Потоки  прибывающих в Беларусь трудовых мигрантов в последние годы также  сокращаются. Наибольшее число иностранных  трудовых мигрантом приходилось  на 1998 г. (2969 чел.), затем численность  их стала сокращаться, составив в 2006 г. 922 чел.;

2) среди  выехавших трудовых мигрантов  и прибывшей иностранной рабочей  силы преобладают занятые физическим трудом. Как показал анализ, более 90 % всех выехавших на работу в другие страны по договорам и контрактам в 2006 г. были заняты на работах, связанных с применением преимущественно физического труда. Наиболее распространены строительство, работа в сельском хозяйстве, сфере услуг и досуга. Трудовая миграция, связанная с умственным трудом, постепенно возрастает, что объясняется увеличением потребностей рынка труда принимающих стран в преподавателях, воспитателях, медицинских работниках, работниках искусства.

Трудовые  мигранты, работающие в Беларуси, в  основном также заняты преимущественно  физическим трудом (сельское хозяйство, строительство, деревообработка,   торговля   и   общественное   питание).   Работников,   занятых   умственным трудом, в 2006 г. было 439 чел. Из них 108 чел., или 12 % от всех прибывших трудовых мигрантов, руководители совместных или иностранных предприятий и организаций.   Кроме   того,   в стране трудоустраиваются  на  временной  основе иностранные преподаватели и воспитатели, инженерно-технические специалисты, медицинские работники, артисты, режиссеры и т. д.;

3) основные  направления белорусской рабочей  силы на протяжении десятилетия  остаются страны Западной Европы, Россия и США. При этом, как  показывает анализ, российское направление  традиционно и наиболее востребовано. Доля выезжающих в эту страну  колеблется от 30,6 % в 2000 г. до 68,5 % в 2006 г. Это объясняется несколькими  причинами. Прежде всего невозможностью  пробиться на западные рынки  труда: ограничительные меры ряда  западных стран, большая конкуренция  со стороны мигрантов из ряда  развивающихся стран. С другой  стороны, увеличение спроса на  квалифицированную рабочую силу  в ряде российских регионов, рост  числа высокооплачиваемых рабочих  мест способствуют повышению  интереса белорусских работников к трудоустройству в России. Наиболее привлекательны для белорусских мигрантов строительство, сельское хозяйство, транспорт, общественное питание. Как показывают расчеты, с 2000 г. резко увеличился выезд белорусских трудовых мигрантов в США. Так, если в 1999 г. на основе подписанных договоров и контрактов в США выезжало на работу 105 чел., то в 2000 г. — уже 1 438 чел. К 2003 г. численность выехавших в США возросла еще в 1,5 раза и составила 3 476 чел. Такое увеличение количества выездов в США объясняется развертыванием в Беларуси международных  культурно-образовательных программ и активным участием в них белорусской молодежи. В этих программах в основном участвуют студенты высших и средних специальных учебных заведений, а также молодежь, имеющая рабочие специальности (выпускники колледжей и ПТУ). В последние годы наблюдается снижение объемов выезда в США в целях временного трудоустройства. По сравнению с 2003 г. их численность уменьшилась в 6 раз и составила  574 чел. в 2006 г. Это связано с тем, что за последние годы и Беларуси свернуты многие популярные программы работы студентов в США и странах Западной Европы. Одна из основных причин подобных ограничительных мер - нарушение белорусскими участниками правил программы, участившиеся случаи невозвращения студентов после летних каникул на учебу и продолжение прудовой деятельности за рубежом после истечения сроков действия программы.

Основными импортерами рабочей силы остаются страны СНГ (55 % всех прибывших в 2006 г.), в том числе Украина 196 чел. (21 %) и Россия 214 чел. (23%). Из дальнего зарубежья  в Беларусь прибывают трудовые мигранты из Турции, Польши, Великобритании, Германии, Ливана, Китая и др.;

4) преобладание  в структуре трудовой миграции  молодежной составляющей. В настоящее  время уезжают на работу за  границу в основном молодые  люди в возрасте до 24 лет (от 71,9%  в 2000 г. до 78,0 % в 2005 г.) . Как  показывают рас четы, в 2006 г.  доля молодых людей в возрасте  до 24 лет.,  участвующих в процессе  трудовой миграции, снизилась до 56,8 %, что также отражает тенденцию  свертывания международных программ  по отправке на сезонные работы  студентов из Беларуси;

5) сохранение  значительных масштабов незаконной  трудовой миграции при незначительных  размерах летальной трудовой  миграции. Так, белорусские эксперты  оценивают масштабы незаконной  трудовой миграции из Беларуси  в Россию в пределах 30 - 100 тыс.  чел., в то время как российские  исследователи оценивают численность незаконных трудовых мигрантов из Беларуси в размерах 300 тыс. чел. На формирование потоков нелегальной трудовой миграции в первую очередь влияют факторы, связанные с процессом глобализации. Во-первых, усиление иммиграционного контроля во многих странах Запада уменьшило возможности легального въезда, что сказалось на более активном использовании нелегальных каналов перемещения и трудоустройства. Во-вторых, неформальная экономика предъявляет возрастающий спрос на нелегальную иностранную рабочую силу из-за ее дешевизны и непритязательности. Нелегальные работники готовы работать за минимальную плату, без каких-либо социальных гарантий. В-третьих, приобрел глобальный характер бизнес, связанный с контрабандой людей.

В целом  анализ процессов внешней трудовой миграции показал, что за последнее десятилетие их развитие характеризуется глубокими количественными и качественными изменениями.

 

 

2.2 Эффекты эмиграции белорусской рабочей силы

 

Проведенные исследования позволили выявить  следующие составляющие экономического эффекта, получаемого от выезда белорусской  рабочей силы за рубеж:

1) денежные  переводы трудовых мигрантов.  Заработанные за рубежом денежные  средства важны не только потому, что помогают выжить мигрантским  домохозяйствам. В последнее время  они все больше рассматриваются  как самостоятельный и весьма  существенный фактор развития  экономики стран — экспортеров  рабочей силы. Суммы денежных  переводов трудовых мигрантов,  отражаемые в платежном балансе  Республики Беларусь, с каждым  годом увеличиваются, составив 164 млн. дол. США в 2003 г. и  173.4 млн. дол.  в 2006 г., положительно  воздействуя на текущий счет платежного баланса;

2) рост  сбережений населения, формирование  инвестиционных ресурсов страны. Спрос на товары, возникающий  в домашних хозяйствах, получающих  переводы мигрантов, создает дополнительный  мультипликационный эффект в  экономике, а дополнительное потребление  товаров увеличивает платежи  кос венных налогов. И в этом  как раз выражается вторичное  косвенное влияние переводов  мигрантов. Если заработанные  мигрантами средства инвестируются, то они стимулируют рост производства. При этом экономический рост, обусловленный денежными переводами мигрантов, возможен только при наличии взвешенной политики властей, стимулирующей вложения заработанных мигрантами средств в национальную экономику;

3) экономия  бюджетных средств, направляемых  на реализацию политики занятости  населения. Белорусские граждане, самостоятельно трудоустраивающиеся за рубежом, экономят средства, направляемые государственной службой занятости на создание дополнительных рабочих мест в стране, а также выплачиваемые в качестве пособий по безработице;

4) расширение  среднего класса как социальной  основы рыночной экономики. Как показывают исследования, проведенные за последние годы в Беларуси и других странах СНГ, за счет заработанных средств значительная часть трудовых мигрантов улучшили жилищные условия, повысили качество жизни (получили возможность отдыхать за границей, покупать хорошую одежду, бытовую технику, новую мебель), смогли обеспечить себе и семьям лучшее медицинское обслуживание, хорошее питание;

5) развитие  человеческого потенциала путем  приобретения новых знаний и  профессиональных навыков, опыта  работы в иностранных фирмах, освоения новых технологий и  овладения новой специальностью, иностранными языками, повышения квалификации.

 

Негативные  социально экономические последствия  от временного выезда белорусской рабочей  силы за рубеж с целью трудоустройства  проявляются в тот момент, когда выезжают работники, востребованные на рынке труда страны, а общая численность выезжающих превышает численность экономически неактивного населения, воздействуя на процессы распределения трудовых ресурсов в экономике. Кроме того, отрицательный эффект может выражаться в ухудшении качества рабочей силы при трудоустройстве на непрестижных и низкооплачиваемых работах в случае нелегальной миграции, а также и превращении временной трудовой миграции в эмиграцию.

 

 

2.3 Эффекты, вызванные привлечением иностранной рабочей силы (для нац. экономики РБ)

 

Дать  однозначную экономическую оценку такому явлению, как привлечение  иностранных работников на национальный рынок труда, также достаточно сложная  задача. Сейчас в Беларуси и других государствах существует сильная поляризация  мнении о желательности расширения возможностей для международной  миграции, в том числе трудовой. Как показывает мировой опыт, в  условиях фактической убыли и  старения населения удовлетворить  потребности в трудовых ресурсах и достичь экономического роста  крайне сложно. А если не будет соответствующего уровня экономического развития, то неизбежны  проблемы по содержанию социальной сферы. Ни одна развивающаяся страна не смогли поддержать экономический рост без  привлечения иммигрантов. С другой стороны, неконтролируемый въезд иностранной  рабочей силы может привести к  сложнейшим социально- политическим, экономическим  и культурологическим последствиям. Золотая середина заключается в  том, что процесс внешней трудовой миграции  сопровождается  социально-экономическими  выгодами   и   издержками, которые  следует серьезно взвешивать. Выявлены следующие эффекты для национальной экономики от привлечения иностранной  рабочей силы для Беларуси:

1) получение  дополнительного валового национального  продукта за счет расширения  сферы приложения труда и заполнения  свободных рабочих мест, остающихся  незанятыми.   При этом иностранные  рабочие могут  рассматриваться   как  определенный   амортизатор:   в  случае  социально экономических  кризисов и безработицы они  первыми могут быть уволены;

2) получение  дополнительного валового национального   продукта за счет роста производства  и стимулирования дополнительной  занятости. Иностранные рабочие,  предъявляя дополнительный спрос  на товары и услуги, способствуют  образованию дополнительных рабочих  мест, развитию инфраструктуры. Исследования  показывают, что каждое рабочее  место, создаваемое мигрантом,  способствует образованию дополнительных  рабочих мест в смежных сферах  или отраслях занятости, развитию  инфраструктуры. Вступает в действие  так называемый мультипликативный  эффект занятости. По расчетам  западных экономистов каждый  мигрант кормит дополнительно  20 человек. По исследованию Л.  Максаковой, проведенному в Узбекистане,  каждый мигрант создает дополнительно  30 рабочих мест . Каждое новое  рабочее место и основном производстве  требует создания нескольких  в обслуживающих отраслях. А это  вовлечение в производство и  сферу услуг местных трудовых ресурсов, рост доходов и расширение покупательского спроса, что стимулирует вложения в развитие экономики. Кроме того, происходит увеличение доходной части бюджета за счет роста поступления от различного рода налогов и сборов;

Информация о работе Современная международная трудовая миграция