Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2012 в 19:15, курсовая работа
В последние десятилетия для Беларуси весьма актуальным стал вопрос интеллектуальной и трудовой миграции, причём не только внешней, но и внутренней. Она оказывает значительное влияние на экономическое развитие нашей страны. При развитии аграрного сектора (образование агрогородков), энергетики (строительство АЭС) необходимо учитывать не только наличие собственных высококвалифицированных ресурсов, но и правильное их размещение по территории страны. На данный момент не существует законодательных актов, которые бы регламентировали бы масштабы миграции внутри страны и за её пределами, но уже сложились определённые тенденции, которые способны отразить картину происходящего и позволят в будущем направить их в нужное русло.
ВВЕДЕНИЕ
1) Современная международная трудовая миграция
2) Тенденции трудовой миграции в Республике Беларусь
3) Некоторые аспекты внешней трудовой миграции в РБ
4) Внутренняя миграция в РБ
5) Республика Беларусь в контексте новых тенденций развития международной интеллектуальной миграции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ имеющихся данных мониторинга интеллектуальной миграции показывает, что в среднем из Беларуси ежегодно эмигрировало и оставалось за границей порядка 70 научных работников и преподавателей вузов, из них 5 докторов наук, 30 кандидатов наук и 35 работников без ученой степени.
В 2004 г. из Беларуси эмигрировали и остались за границей после временного пребывания 64 научных работника и преподавателя вуза, из них 7 докторов и 34 кандидата наук.
Направление потоков интеллектуальной миграции из Беларуси в 2004 г. следующее:
Необходимо отметить, что почти в два раза возросло число научных работников и преподавателей вузов, эмигрировавших в Россию: с 25 человек в 2003 г. до 40 - в 2004 г., или 47,6 % от общей численности мигрантов. Эмиграционный поток в страны дальнего зарубежья - США, Германию, Израиль и Канаду составил всего 38 % от общего числа эмигрантов-ученых и преподавателей вузов. Это можно объяснить усилением наступательного характера иммиграционной политики Российской Федерации, а также насыщением рынка интеллектуального труда и высоким уровнем его конкуренции в высокоразвитых в научном и технологическом отношении странах (рис 2).
1995 г.
Рис.
2. Численность научных
Как и в предыдущие годы, в 2004 г. в отраслевой структуре научной эмиграции преобладали специалисты в области физико-математических, химических, биологических и технических наук. Представителей гуманитарных наук в миграционном потоке незначительное количество.
Анализ данных госстатистики возвратной миграции научных кадров по Беларуси показывает, что в 2004 г. 2803 исследователя (16,6% от общей численности) из 130 научных организаций, научно-производственных объединений и научно-исследовательских подразделений государственных вузов страны выезжали за границу с различными целями, в том числе и для работы по контракту. Среди них 11,4 % -доктора и 28,6 %- кандидаты наук. Из общей численности исследователей, выезжавших за рубеж, 15,2 % в возрасте до 29 лет, 16,2 % - 30-39 лет, 26,2 % - 40-49 лет, 32,3 % - 50-59 лет, 8,8 % -60-69 лет, 1,3 % - 70 лет и старше. По продолжительности пребывания за рубежом: до 3 месяцев - 94,6 % исследователей, от 3 до 6 месяцев - 1,7 %, от 6 до 12 месяцев - 1,6 %, 1 год и более -2,1 %.
По приглашению иностранного партнера выезжали 22,6 % исследователей; по направлению организации в служебную командировку - 64,3 %; по контрактам, заключенным через официальные белорусские организации, -2,2 %; по контрактам, заключенным самостоятельно, - 5,8%; по обмену - 1,6 %; по другим причинам (в основном по приглашению общественных организаций) - 3,5 %.
Распределение выезжавших за рубеж исследователей по областям наук приведено в табл. 5.2.
Таблица 5.2 - Численность исследователей, выезжавших в 2004 г. за рубеж, по областям наук
|
Как видим, в структуре возвратной миграции преобладают специалисты технических - 57,1 % и естественных наук - 29,7 %.
География
внешней временной научной
Данные о численности исследователей, выезжавших за границу, по целям выезда приведены в табл.5.3.
Таблица5.3 - Численность исследователей, выезжавших за рубеж в 2004 г., по целям выезда
Цель выезда |
Численность исследователей, чел. |
В % к общей численности выезжавших за рубеж |
Всего Из них выезжали с целью: |
2803 |
100 |
Чтения лекций, проведения консультаций |
89 |
3,2 |
Выполнения совместных исследований, проектов |
919 |
32,8 |
Научной работы в зарубежных организациях |
168 |
6,0 |
Работы по контракту |
194 |
6,9 |
Учебы, стажировки |
189 |
6,7 |
Участиях в симпозиумах, конгрессах, конференциях, семинарах, выставках |
1244 |
44,4 |
По данным социологических опросов 2002-2004 гг., потенциал внешней миграции среди научных работников и преподавателей вузов Беларуси остается достаточно значимым. Так, доля респондентов, твердо намеренных эмигрировать из страны в ближайшем будущем, колеблется от 1 до 5 % из числа опрошенных научных работников и преподавателей вузов в зависимости от возраста и отрасли научного знания. Доля намеренных временно выехать за границу для работы по контракту и иных целей значительно больше - от 11 до 25 %. Среди опрошенных научных работников в возрасте до 35 лет эта доля составила 45 %. Исследования показывают, что внешняя миграция молодых ученых в большинстве случаев является одним из способов профессиональной и социальной самореализации, поэтому следует в качестве альтернативы «утечки умов» создавать все необходимые социально-экономические условия для реализации творческого потенциала ученых.
5.3 Государственное регулирование миграции
Как свидетельствует мировой опыт, имеется два способа привлечь научные кадры:
1) реализация масштабных репатриационных программ;
2) дистанционная мобилизация
Реализация
масштабной и дорогостоящей
Для Беларуси
в настоящее время наиболее реалистичной
программой по возвращению ученых является
дистанционная мобилизация
Взаимодействие
с белорусской научной
1) развитие
информационного обмена и
2) стажировка
белорусских ученых в ведущих
научных центрах. Многие
3) участие
в белорусских инновационных
проектах белорусских ученых-
Следует
также предусмотреть механизмы
использования значительного
Кроме того, для нас может быть весьма полезен опыт восточноевропейских стран по работе с научной диаспорой, включающий: выделение грантов для соотечественников, в рамках которых им предоставляется возможность работать в стране происхождения; проведение разнообразных типов конференций; открытие национальных научных журналов для зарубежных авторов; создание специализированных программ с участием Европейского союза.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время, несмотря на идущие трансформационные процессы, обусловленные рыночными реформами и положительными сдвигами в экономике, трудовая сфера Беларуси по основным характеристикам не в полной мере соответствует требованиям эффективно функционирующего рынка труда. В настоящее время его конъюнктура характеризуется существенным дисбалансом структуры предложения рабочей силы и спроса на нее. В этих условиях именно трудовая миграция способна временно аккумулировать излишнюю рабочую силу, стать фактором, облегчающим структурную перестройку национальной экономики. Временный выезд белорусский рабочей силы за рубеж следует рассматривать как дополнительный инструмент решения проблем занятости населения и улучшения конъюнктуры национального рынка груда. Кроме того, неотъемлемой частью в достижении сбалансированности спроса и предложения на рынке труда может стать более активное привлечение иностранной рабочей силы на вакансии, на которые не претендует местное население. Такое решение может стать одним из источников пополнения демографического ресурса страны, серьезным экономическим рычагом в обеспечении роста ВВП.
Учитывая, что проблемы внешней трудовой миграции заключаются не только в правовом обеспечении данного процесса, но и преодолении огромной конкуренции на международных рынках труда, необходимо разработать долгосрочную широкомасштабную программу расширения международного сотрудничества в трудовой сфере, поддержке своих граждан в вопросах трудоустройства за границей. При этом регулировать процессы трудовой миграции следует с позиции обеспечения эффективной занятости населения, сбалансированности спроса и предложения на рынке труда.
По моему мнению, основная цель регулирования трудовой миграции должна заключаться:
Основными задачами регулирования процессов внешней трудовой миграции являются:
Информация о работе Современная международная трудовая миграция