Современная международная трудовая миграция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2012 в 19:15, курсовая работа

Краткое описание

В последние десятилетия для Беларуси весьма актуальным стал вопрос интеллектуальной и трудовой миграции, причём не только внешней, но и внутренней. Она оказывает значительное влияние на экономическое развитие нашей страны. При развитии аграрного сектора (образование агрогородков), энергетики (строительство АЭС) необходимо учитывать не только наличие собственных высококвалифицированных ресурсов, но и правильное их размещение по территории страны. На данный момент не существует законодательных актов, которые бы регламентировали бы масштабы миграции внутри страны и за её пределами, но уже сложились определённые тенденции, которые способны отразить картину происходящего и позволят в будущем направить их в нужное русло.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1) Современная международная трудовая миграция
2) Тенденции трудовой миграции в Республике Беларусь
3) Некоторые аспекты внешней трудовой миграции в РБ
4) Внутренняя миграция в РБ
5) Республика Беларусь в контексте новых тенденций развития международной интеллектуальной миграции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая- оригинал!!!!!!!!!!!!!!!!.docx

— 121.43 Кб (Скачать файл)

Отток из села трудоспособного населения  приводит к дефициту рабочей силы на многих сельскохозяйственных предприятиях (агрокомбинатах, мясо- и молокоперерабатывающих комбинатах), которые обеспечивают продуктами питания все население республики. Если учесть, что сельские регионы занимают около 90% территории Беларуси, то постоянная эмиграция из сельской местности трудоспособного населения может негативно отразиться на продовольственной безопасности государства.

В республике разработаны и реализуются государственные программы, направленные на возрождение села, в том числе его демовоспроизводственого потенциала, посредством стабилизации численности сельского населения, а также привлечения молодежи из городов в села. Государственной программой возрождения и развития села на 2005-2010 годы предусмотрено преобразование сельских населенных пунктов в благоустроенные агрогородки, развитие в них жилищного, коммунального, культурно-бытового строительства в целях привлечения молодежи. Помимо этого, актуализировалась проблема создания условий для закрепления молодых специалистов, уже работающих на селе. Речь в первую очередь идет о социально-психологической адаптации сельских мигрантов, в основном горожан, в новой социально-территориальной среде.

Главными  условиями переезда горожан в  сельскую местность выступают хорошее  жилье, достойная работа и высокая  заработная плата, гарантии трудоустройства на новом месте членов семьи.  Для этого следует активизировать в сельской местности процесс создания структур малого предпринимательства, фермерских хозяйств, в том числе усадеб, ориентированных на развитие сельского туризма, что будет способствовать не только привлечению, но и закреплению иммигрантов в сельской местности. Больше внимания необходимо уделять строительству объектов социально-бытового и культурного обслуживания сельского населения, а также улучшению транспортного сообщения с близлежащими городами, что повысит доступность городских благ для сельских жителей.

 

Реализация  данных мероприятий, а также улучшение информированности населения о возможностях и выгодах, связанных с переселением в сельскую местность, должно способствовать уменьшению оттока населения, привлечению и закреплению молодежи в сельской местности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5) Республика Беларусь в контексте новых тенденций развития международной интеллектуальной миграции

 

5.1 Расчет и оценки интеллектуальной миграции

 

В то время, когда интеллектуальная эмиграция  приняла крупномасштабный характер, оценки давались в основном негативные. В большинстве случаев их получали путем подсчета реальных и потенциальных  потерь, преимущественно экономических. Потери включили фактические затраты  на обучение эмигрантов, ущерб, наносимый снижением научно-технического потенциала страны выезда и ухудшением его структуры, упущенную выгоду, т.е. долю ВВП или величину поступлении в бюджет, недополученных из-за отъезда необходимых специалистов. Следовательно, объектом оценки служили только интересы стран-доноров, и предметом учета становились последствия - поддающиеся и не поддающиеся количественному измерению.

Согласно  предложенной ООН методике, экономический  ущерб для страны, вызываемый эмиграцией ее ученых и специалистов, рассчитывается по следующей формуле:

 

Y = (Рвос.обр. + Пу.выг. + Кп.) N1 – (Вим  + Эвыг. + Д) N2

 

Где Рвос.обр - расходы на воспитание, образование и повышение квалификации ученого/специалиста; Пу.выг - упущенная выгода; Кп - косвенные потери (из-за снижения научно-техническою потенциала, ухудшения качества подготовки и использования научных кадров);  N1 - число невозвратившихся ученых и специалистов:  Вим -  выгода, получением в результате возвращения части эмигрантов в страну, рассчитывается аналогично  Рвос.обр.;  Эвыг - выгода от повторною включения бывших эмигрантов в экономическую жизнь страны;  Д - поступления в бюджет от различного рода сборов и пошлин, выплачиваемых эмигрантами, а также их денежные переводы, участие капиталом, научно-технической мыслью, ноу-хау в совместных предприятиях и т.п.; N2 - число возвратившихся ученых и специалистов.

К оценкам, получаемым в результате применения такой методики, нельзя относиться однозначно. Поскольку интеллектуальная миграция может происходить одновременно по пути безвозвратной и трудовой, появляются различия и в вероятности реэмиграции: в первом случае она значительно меньше, чем во втором. В зависимости от вида миграции меняется структура и направленность денежных трансфертов: в случае безвозвратной миграции они могут различаться по форме и двигаться в обе стороны (валютные переводы - из страны-реципиента в страну-донор, пенсии в противоположном направлении), в случае же трудовой преобладают переводы из стран въезда в страну выезда.

По  расчетам, отъезд одного высококвалифицированного работника Беларуси влечет потерю около 300 тыс. долл. США. Это значение получено суммированием двух других - величины вычета из совокупного общественного  продукта страны прямых и косвенных  расходов на подготовку одного специалиста и величины упущенной выгоды.

В дальнейшем получил распространение и другой взгляд, в соответствии с которым  интеллектуальная эмиграция рассматривалась  с точки зрения полезности не только для стран-реципиентов, но и для стран-доноров. Данный вид эмиграции способствует сокращению безработицы среди немигрирующих специалистов, а эмигранты значительно улучшают свое материальное положение. Зарубежный опыт может принести стране значительную пользу, если хотя бы часть эмигрантов вернется на родину или, оставаясь за границей, будет сотрудничать с отечественными учеными и предприятиями. Есть и другие примеры. Так, ученые и специалисты из развивающихся стран, повысив свою квалификацию и поработав на Западе, по возвращении па родину (например, в Китай, Индию) закладывали национальные научные школы.

Сокращению  масштабов безвозвратной интеллектуальной миграции может способствовать создание материальных и профессиональных условии  для национальных кадров па родине путем привлечения национального  и иностранного капитала для финансирования научно-исследовательских центров, проектов и т.д. Эти меры будут эффективны только в том случае, если одновременно с финансированием науки происходит перестройка экономической системы в сторону развития наиболее передовых отраслей, использующих новейшие технологии.

Для более  углубленного анализа внешней трудовой миграции в Беларуси необходимо рассмотреть  ее потенциал. Социологическое исследование среди потенциальных трудящихся-мигрантов, выполненное НИИ груда Министерства труда и социальной защиты, показывает, что в целом по Беларуси каждый четвертый житель в трудоспособном возрасте изъявляет желание временно поработать за границей. Среди безработных доля потенциальных трудовых мигрантов значительно выше – 30%. Наибольшую миграционную активность среди социальных групп проявляет учащаяся молодежь и студенты - более 50%.

Уровень потенциально возможной внешней  трудовой миграции в Беларуси можно  рассчитать по формуле:

 

ILM  =  ,

 

где  ILM - потенциал трудовой миграции; - численность зарегистрированных безработных; Рa - численность экономически неактивного населения; N- численность лиц, находящихся в вынужденных отпусках по инициативе администрации; S -  численность обучающихся с отрывом от производства; 0,3; 0,25; 0,5 - коэффициенты, отражающие желание определенных категорий населения поработать за рубежом.

 

Проведенные расчеты показывают, что в настоящее  время общий потенциал внешней  трудовой миграции из Беларуси составляет от 500 до 700 тыс. чел., 
или около 10% трудовых ресурсом страны, при нынешних объемах выезда 
4-5 тыс. чел. (0,1% всех трудовых ресурсов). 

В связи  с этим в нашей стране уделяется  большое внимание интеграции в международный  рынок труда, принятию межправительственных соглашений в области обмена рабочей  силой и зашиты прав трудящихся-мигрантов. Такие соглашения подписаны с Россией, Молдовой,  Украиной, Казахстаном, Арменией, Литвой, Польшей. В Совете Министров Республики Беларусь обсуждается вопрос принятия соглашении по обмену рабочей силой с рядом стран Европейского союза - Чехией, Словакией, Германией.

Однако  государства ЕС, стремясь защитить свой внутренний рынок труда, ужесточили иммиграционную политику, визовый режим, пограничный и таможенный контроль. Правительства стран ЕС приняли  так называемый Амстердамский договор, который определяет приоритет  предоставления вакантных рабочих  мест гражданам  своих государств и  стран-участниц  Европейского союза, а затем - гражданам ассоциированных государств. Допуск иностранной рабочей силы возможен в тех случаях, когда вакантные места не заняты гражданами этих стран. Странам СНГ рекомендовано осваивать восточный рынок труда.

 Однако  потребности экономики, быстро  происходящее старение населения  многих европейских стран, несомненно, повлекут в недалеком будущем  существенные изменения в миграционной  политике. В этих условиях белорусское  правительств поддерживает стремление  государственных и  коммерческих  структур самостоятельно выйти  на международный рынок труда  и заняться трудоустройством  белорусских граждан за рубежом.  Чтобы придать этой работе  упорядоченный, цивилизованный характер, в Республике Беларусь активно  разрабатывается миграционное законодательство, регулирующее трудовую миграцию. В июне 1993г. был принят Закон Республики Беларусь «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь». Данный закон гарантирует в соответствии с принципами Всеобщей декларации прав человека и другими общепризнанными международно-правовыми актами обеспечение права гражданина республики свободно покидать свою страну и возвращаться в нее; регулирует порядок оформления документов для выезда за границу и въезда в Беларусь. В  декабре 1993 г. Советом Министров был принят закон «О мерах по регулированию внешней трудовой миграции», где определены основные требования к органам государственного управления, субъектам хозяйствования независимо от форм собственности, занимающимся трудоустройством граждан Республики Беларусь за границей и привлечением иностранных граждан в республику для работы на ее территории. В этих целях был разработан и в июне 1998 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции». В соответствии с ним разработано Положение о порядке лицензирования деятельности, как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей, занимающихся трудоустройством белорусских граждан за границей и привлекающих в республику иностранную рабочую силу.

В целях  искоренения негативных явлений, возникающих  иногда при этом, специальными нормами  данного закона предусмотрена ответственность  субъектов хозяйствования за недостоверную рекламу и действия, которые могут привести к нежелательным и драматичным последствиям.

 

 

 

 

5.2 Направление потоков интеллектуальной миграции из Беларуси

 

Совершенно  очевидно, что по мере вовлечения Беларуси в мировой миграционный кругооборот возникает потребность в разработке концептуальных основ и новых принципов государственного регулирования внешней интеллектуальной миграции и селективной иммиграционной политики.

В нашей  стране растет осознание того, что  именно интеллектуальный потенциал  нации является важнейшим ресурсом и фактором устойчивого социально-экономического развития и национальной безопасности. В последние годы Президентом  Республики Беларусь и правительством принят ряд мер, направленных на качественное улучшение организации научной, научно-технической и инновационной  деятельности, на предотвращение неоправданных потерь высококвалифицированных кадров, обеспечивающих высокий уровень инновационного потенциала науки и экономики в целом. Это способствовало улучшению ситуации с научными кадрами в нашей стране, а также оптимизации процессов внешней миграции научных кадров.

По данным Центра мониторинга миграции научных  и научно-педагогических кадров Института социологии НАН Беларуси, в Беларуси на протяжении ряда лет наблюдается устойчивая тенденция к стабилизации ежегодной численности эмигрантов-ученых и сохранению ее достаточно низкого уровня. Ежегодный миграционный поток ученых и высококвалифицированных специалистов составляет менее 0,1 % от общей численности работников, занятых в научной сфере, и преподавательского состава высшей школы. Этот показатель значительно ниже, чем в странах Западной Европы (табл. 5.1).

 

Таблица 5.1 - Динамика численности научных и научно - педагогических работников и аспирантов, эмигрировавших за период 1996-2004 гг.

 

Квалификация 

эмигрантов

Всего за1996-2004гг.

В том числе (гг.):

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

Доктора наук

48

7

6

6

6

5

4

5

2

7

Кандидаты

наук

272

39

34

30

33

29

18

28

27

34

Работники без ученой степени

327

39

26

25

28

61

34

36

35

43

Всего

647

85

66

61

67

95

56

69

64

84

Информация о работе Современная международная трудовая миграция