Современные методы оценки интеллектуальной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 15:07, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть современные методы оценки интеллектуальной собственности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть понятие и объекты интеллектуальной собственности
2) проанализировать нормативно-правовую базу оценки интеллектуальной собственности
3) охарактеризовать общепринятые подходы к оценке интеллектуальной собственности - доходный, сравнительный, затратный
4) произвести практический расчет рыночной стоимости объекта интеллектуальной собственности на примере товарного знака

Содержание

Введение ………………………………………………………………...

3
Глава 1. Понятие, цели и методы оценки интеллектуальной собственности………………….……………………………………….

6
1.1. Понятие и объекты интеллектуальной собственности ………….
6
1.2. Цели оценки объектов интеллектуальной собственности. Факторы влияющие на стоимость…………………….………………..

13
1.3. Обзор основных методов оценки интеллектуальной собственности…………………….……………………………………..

28
1.4. IPO – первая публичная продажа акций…………………………
42
Глава 2. Практический расчет рыночной стоимости объекта интеллектуальной собственности на примере изобретения.

46
2.1. Описание объекта оценки ….……………………………………..
47
2.2. Расчет рыночной стоимости изобретения …..................................
2.3. Согласование результатов ………………………………………
48
53
Заключение ……………………………………………………………...

54
Список использованной литературы ………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

диплом изобретение.doc

— 816.00 Кб (Скачать файл)

      В лицензионное соглашение может быть включена оговорка минимальной сумме  вознаграждения, которая в любом  случае должна быть выплачена лицензиатом.

      6. Метод освобождения  от роялти. Этот метод базируется на предположении, что рассматриваемая интеллектуальная собственность не принадлежит реальному владельцу, а является собственностью другого предприятия. Последнее предоставляет интеллектуальную собственность на лицензионной основе при условии уплаты роялти. Таким образом, вычисляется псевдоэкономия расходов по оплате роялти, капитализированная величина которых может рассматриваться в качестве эквивалента рыночной стоимости интеллектуальной собственности.

      7. Метод избыточной  прибыли. При оценке патентов и лицензий, торговой марки, франшизы, имущественных прав используется, как правило, метод избыточной прибыли.

      Метод избыточной прибыли основан на расчете  экономических выгод, связанных  с получением прибыли за счет нематериальных активов, не отраженных на балансе предприятия  и обеспечивающих прибыль на активы или собственный капитал выше среднего уровня.

      Правило 25 %. За время существования патентной охраны сформировалась определенная традиция, согласно которой претендент изъявлял готовность платить патентообладателю 25% ожидаемой валовой прибыли, заработанной конкурентом благодаря лицензии. При условии применения этого метода оценки ОИС лицензиат не заинтересован в раскрытии своих потенциальных показателей, поэтому оценить диапазон прибыли можно на период не более двух лет. При этом для новой сферы бизнеса и неопределенного размера прибыли пропорции распределения прибыли следует увеличивать в пользу лицензиата, так как он подвергается повышенному риску.

      8.Метод мультипликаторов (его еще называют «оценкой бизнеса относительно сопоставимых компаний») — распространенный ненаучный способ определения цены предприятия. Сам мультипликатор — это некий коэффициент, на который нужно умножить какой-либо показатель из финансовой отчетности предприятия, чтобы получить некое число, которое можно провозгласить рыночной стоимостью этого предприятия. Наиболее распространены мультипликаторы различных показателей прибыли, балансовой стоимости и выручки — на коэффициент умножается соответствующий показатель. Выбор значения мультипликатора происходит следующим образом. Аналитик-оценщик произвольно определяет, какие компании можно считать «сопоставимыми» с оцениваемой компанией. Затем он делит рыночную цену каждой сопоставимой компании на один из ее финансовых показателей, например, выручку, и получает значение мультипликатора выручки для этой компании. А средний показатель мультипликатора по выборке так называемых сопоставимых компаний аналитик провозглашает мультипликатором для совсем другой компании — объекта его оценки. Мультипликаторы активно используются в процессе IPO для «поиска» вероятной цены предприятия. Для этой цели применяют пять-шесть различных мультипликаторов одновременно, устанавливающих диапазон, внутри которого, возможно , будет находиться цена оцениваемого предприятия. В дальнейшем цена уточняется и может выйти из предварительно установленного «вероятного диапазона».

      9. Метод экспертной оценки. Метод экспертных оценок - метод прогнозирования, основанный на достижении согласия группой экспертов.

      Существует  масса методов получения экспертных оценок.

      В одних случаях с каждым экспертом  работают отдельно, он даже не знает, кто  еще является экспертом, и потому высказывает свое мнение независимо от авторитетов.

      В других же - экспертов собирают вместе для подготовки материалов, при этом эксперты обсуждают проблему друг с другом, учатся друг у друга, и неверные мнения отбрасываются. При этом, число экспертов может быть фиксировано и таково, чтобы статистические методы проверки согласованности мнений и затем их усреднения позволяли принимать обоснованные решения, а может расти в процессе проведения экспертизы.

      Необходимость проведения экспертной оценки предполагает следующие этапы подготовки работы экспертов [29, С. 123]:

      1. Формулировка заказчиком, цели экспертного  опроса (формулируется цель оценки  ОИС). От точности формулировки  цели оценки ОИС зависит эффективность  и своевременность выполнения экспертами поставленной перед ними задачи.

      2. Подбор заказчиком основного  состава группы экспертов. Состав  экспертов зависит от специфики  оцениваемых объектов. Эксперты  должны быть специалистами в  той отрасли, где осуществляет  свою деятельность заказчик.

      3. Разработка и утверждение технического  задания на проведение экспертного  исследования опроса.

      4. Разработка подробного сценария  проведения сбора и анализа  экспертных мнений (оценок), включая  как конкретный вид экспертной  информации (слова, условные градации, числа, ранжировки, разбиения или иные виды объектов нечисловой природы) и конкретные методы анализа этой информации (вычисление медианы Кемени, статистический анализ люсианов и иные методы статистики объектов нечисловой природы и других разделов прикладной статистики).

      5. Формирование экспертной комиссии (целесообразно заключение договоров  с экспертами об условиях их  работы и ее оплаты, утверждение  заказчиком состава экспертной  комиссии).

      6. Проведение сбора экспертной  информации.

      7. Анализ экспертной информации.

      8. Интерпретация полученных результатов  и подготовка заключения для  заказчика.

      9. Официальное окончание деятельности.

      В соответствии с должностной инструкцией (приложение 1) оценщик интеллектуальной собственности имеет право самостоятельно определять и применять методы проведения оценки объекта интеллектуальной собственности в соответствии со стандартами оценки. При выборе метода оценки необходимо учитывать также особенности различных объектов интеллектуальной собственности: изобретений, дизайнерских разработок, товарных знаков, литературных и художественных произведений, программных продуктов, баз данных, интегральных микросхем, деловых и производств, секретов, профессиональных знаний и опыта и т.д. Все они уникальны, что исключает использование единой методики расчета, и в каждом конкретном случае требует индивидуального подхода, основанного на учете правовых, экономических, технических, эргономических и художественных аспектов.

Таблица 1

Рекомендуемая предпочтительность применения подходов к оценке НМА и ОИС

Виды  НМА и ОИС В первую очередь Во вторую очередь Редко применим
Патенты и технологии Доходный Рыночный Затратный
Товарные  знаки Доходный Рыночный Затратный
Объекты авторского права Доходный Рыночный Затратный
Квалифицированная рабочая сила Затратный Доходный Рыночный
Информационное  программное обеспечение менеджмента Затратный Рыночный Доходный
Программные продукты Доходный Рыночный Затратный
Дистрибьюторские  сети Затратный Доходный Рыночный
Базовые депозиты (Core deposits) Доходный Рыночный Затратный
Права по франчайзингу Доходный Рыночный Затратный
Корпоративная практика и процедуры Затратный Доходный Рыночный

      Подводя итог, можно  сделать следующие выводы:

      Интеллектуальная  собственность – собирательное  понятие, используемое для обозначения прав, относящихся к интеллектуальной деятельности в различных областях (производственной, научной, литературной и художественной). Оценка объекта интеллектуальной собственности представляет собой определение стоимости, обусловленную потенциальной эффективностью для владельца права распоряжения активом. Под оценкой интеллектуальной собственности всегда понимается оценка исключительных прав, которые вытекают из факта владения активом. Экономическое понятие стоимости нематериального актива выражает рыночный взгляд на выгоду, которую имеет обладатель данного объекта, на момент оценки его стоимости. Поэтому, одним из главных факторов оценки стоимости интеллектуальной собственности является определение ее влияния на конечные результаты хозяйственной деятельности предприятия.

      Деятельность  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по проведению оценки как услуги третьим лицам, в частности, по установлению рыночной стоимости  объекта оценки, регулируется Федеральным  законом  от 29 июля 1998г. № 135 – ФЗ «Об оценочной деятельности  в Российской федерации».

      При оценке интеллектуальной собственности  используются три подхода к оценке: затратный, сравнительный и доходный. Выбор конкретных методик оценки на практике определяется целями оценки, имеющимися в наличии, или доступными исходными данными.  

1.4. IPO – первая публичная продажа акций.

    Initial Public Offering (IPO) – сделанное впервые, публичное предложение инвесторам стать акционерами компании – это сложный комплекс организационных, юридических и финансовых процедур, в котором кроме самой компании и потенциальных инвесторов задействованы множество посредников. Цели основных участников IPO не всегда совпадают, каждый из них в процессе подготовки и проведения IPO сталкивается со своими проблемами и решает свои задачи, тем не менее, все они заинтересованы друг в друге, заинтересованы в том, чтобы IPO состоялось. Поэтому весь комплекс проблем IPO должен рассматриваться с разных точек зрения – компании-эмитента, инвесторов, посредников.

    Актуальность проблематики IPO для эмитента в основном сосредоточена в вопросах выбора схемы IPO, выбора торговой площадки (страны), на которой будет проводиться размещение, выбора андеррайтера, проведения комплекса мер по реструктуризации компании, по раскрытию информации о компании как во время проведения IPO, так и после него. Главные цели компании в IPO – привлечение долгосрочных финансовых ресурсов в максимальном объеме, создание и поддержание статуса публичной компании. Немаловажным моментом является минимизация издержек на подготовку и проведение IPO.

    Главная цель потенциального инвестора – получение максимального дохода в будущем при минимальном риске, диверсификация инвестиционного портфеля. Поэтому во время подготовки и проведения IPO для инвестора наиболее важным является круг проблем, связанных с точной оценкой перспектив компании, рыночных рисков, связанных с ее деятельностью, и специфических рисков, связанных с проведением сделок при IPO – как финансовых, так и юридических.

    Основной посредник между компанией и инвесторами – андеррайтер. Главная цель андеррайтера – проведение успешного IPO, результаты которого удовлетворили бы как самого эмитента, так и инвесторов, получивших новые акции. Основные задачи андеррайтера – выбор схемы IPO, анализ эмитента, подготовка и осуществление всех юридических процедур, информационное сопровождение, привлечение инвесторов, организация работы других посредников, помогающих в процессе подготовки и проведения IPO. Ключевой момент в деятельности андеррайтера – определение цены предложения акций. Почти для любого посредника финансовый результат при IPO предопределен, поэтому зачастую основным результатом для любого посредника становится репутация надежного партнера.

    Возможность взаимодействия этих основных групп участников во многом определяется нормативно-законодательной базой, деятельностью регуляторов, уровнем развития рыночной инфраструктуры. И от того, насколько успешно будут взаимодействовать между собой эти группы участников, во многом зависит развитие финансового рынка в стране и экономики в целом.

    Принципы размещения ценных бумаг при IPO оговариваются во время выбора андеррайтера и заключения андеррайтерских соглашений. Существует два основных принципа размещения – когда андеррайтер берет на себя твердые обязательства по цене и гарантирует весь объем размещения, второй – когда размещение осуществляется по принципу «максимальных усилий». Каждый из вариантов имеет для компании-эмитента свои плюсы и минусы.

    При размещении важно заранее разработать технику проведения сделок с учетом имеющейся инфраструктуры: способ депонирования денежных средств и ценных бумаг, способ проведения аукциона, возможность размещения на нескольких торговых площадках, возможность сочетания биржевого и небиржевого размещения и т.д.. В этом процессе участвуют не только эмитент и андеррайтеры, но и представители со стороны организатора торгов и других профучастников рынка (Расчетной и Троговой палаты, депозитария, реестродержателя).

    Часто на западных рынках при размещении новых акций используются специальные механизмы стабилизации цены акций в начальный период вторичных торгов, и условия применения этих механизмов заранее оговариваются в соглашении об андеррайтинге и заранее объявляются инвесторам. Наиболее широко применяемый механизм – green shoe – своеобразный опцион, дающий право андеррайтеру купить дополнительное число акций в случае высокого спроса со стороны инвесторов.

Информация о работе Современные методы оценки интеллектуальной собственности