Современные олигополии на российском рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2015 в 13:00, курсовая работа

Краткое описание

Конкуренция и монополия – предельные формы структуры рынка. Когда на рынке действует множество фирм, которые в своем большинстве предлагают однородную продукцию, - преобладает конкуренция; в случае, когда на рынке господствует единственная фирма, - речь идет о монополии.
В настоящее время одними из самых распространенных рыночных структур являются монополии и олигополии. Однако в чистом виде монополии сохранились лишь в немногих отраслях экономики. Наиболее же преобладающей формой современной рыночной структуры является олигополия.
Термин «олигополия» применяется в экономике для того, чтобы описать рынок, на котором действуют несколько фирм, отдельные из которых контролируют значительную долю рынка и, как следствие, лидируют на рынке продаж.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….......3
Глава 1. Олигополия как тип рыночной структуры
1.1. Модели поведения олигополии………………………………………………5
1.2. Картели как одна из разновидностей олигополии. Картелеподобная структура рынка……………………………………………………………..……..18
1.3. Нескоординированная олигополия…………………………………............26
Глава 2. Современные российские олигополии
2.1. Особенности российского рынка олигополий……………………………..34
2.2. Тенденции развития российских олигополий на примере нефтяной или газовой отрасли……………………………………………………………………..40
2.3. Перспективы развития российских олигополий…………………………..43
Заключение………………………………………………………………………….50
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Олигополии на современном российском рынке.docx

— 206.89 Кб (Скачать файл)

Олигополии имеют позитивные и негативные последствия. В качестве положительных можно отметить следующие моменты:

- крупные  фирмы имеют значительные финансовые  возможности для научных разработок, технических нововведений;

- конкурентная  борьба между фирмами, входящими  в олигополии, способствует развитию  научно-технического прогресса.

Эти положительные стороны отмечали И. Шумпетер и Дж. Гэлбрейт, которые утверждали, что крупные олигополистические фирмы способны быть технически прогрессивными и финансировать научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы для достижения высоких темпов научно-технического прогресса.

По мнению других экономистов, преимуществами олигополии являются отсутствие разрушительной силы конкуренции, которая существует в условиях свободного рынка, более низкие цены и более высокое качество продукции, чем в условиях монополии; трудность проникновения посторонних фирм в олигополистические структуры благодаря эффекту масштаба.

Наконец, экономистами отмечается и то обстоятельство, что в целом олигополистические монополии необходимы обществу. На них возлагается исключительная роль в ускорении научно-технического прогресса, так как они в состоянии финансировать дорогостоящие научные проекты.

Негативные моменты олигополии сводятся к следующему:

- олигополии  не столь опасаются конкурентов, так как проникнуть в отрасль  практически невозможно. Поэтому  они не всегда торопятся с  внедрением новых техники и  технологий;

- заключая  тайные соглашения, олигополии стремятся  извлечь выгоду за счет покупателей (например, повышают цены на продукцию), что снижает уровень удовлетворения потребностей людей;

- олигополии  сдерживают научно-технический прогресс. Пока не будет достигнута максимизация  прибыли на ранее вложенный  крупный капитал, они не спешат с внедрением новшеств. Это препятствует моральному износу машин, оборудования, технологий и продуктов.

Разработано множество моделей олигополии, хотя общей нет. Наиболее распространены модели Курно, Штекельберга и Чемберлина.

 К моделям количественной олигополии, основанным на некооперативной стратегии принято относить модели Курно, Штекельберга и Чемберлина.

Модель дуополии основывалась на следующих предпосылках:

-на рынке присутствуют только две фирмы;

-каждая фирма, принимая своё решение, считает цену и объем производства конкурента постоянными.

Допустим, что на рынке действуют две фирмы: X и Y Как будет определять фирма X цену и объем производства? Помимо издержек они зависят от спроса, а спрос, в свою очередь, от того, сколько продукции выпустит фирма Y. Однако что будет делать фирма Y, фирме X неизвестно, она лишь может предположить возможные варианты ею действий и соответственно планировать собственный выпуск.

Поскольку рыночный спрос есть величина заданная, расширение производства фирмой Y вызовет сокращение спроса на продукцию фирмы X. На рисунке 1.1 показано, как сместится график спроса на продукцию фирмы X (он будет сдвигаться влево), если Y начнёт расширять продажу. Цена и объем производства, устанавливаемые фирмой X исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек, будут снижаться соответственно от до , и от до , .

 

Рисунок 1.1 - Модель Курно

 

Изменение цены и объёма выпуска продукции фирмой X при расширении производства фирмой Y: D - спрос; MR - предельный доход; МС - предельные издержки.

Если рассматривать ситуацию с позиции фирмы Y, то можно начертить подобный график, отражающий изменение цены и количества выпускаемой продукции в зависимости от действий, предпринятых фирмой X.

Объединив оба графика, получим кривые реакции обеих фирм на поведение друг друга. На рисунке 1.2 кривая X отражает реакцию фирмы X на изменения в производстве фирмы Y, а кривая Y- соответственно наоборот. Равновесие наступает в точке пересечения кривых реакций обеих фирм. В этой точке предположения фирм совпадают с их реальными действиями.

 

Рисунок 1.2 - Кривые реакции фирм X и Y на поведение друг друга

В модели Курно не отражено одно существенное обстоятельство. Предполагается, что конкуренты отреагируют на изменение фирмой цены определённым образом. Когда фирма Y выходит на рынок и отнимает у фирмы X часть потребительского спроса, последняя “сдаётся”, вступает в ценовую игру, снижая цены и объем производства. Однако фирма X может занять активную позицию и, значительно снизив цену, не допустить фирму Y на рынок. Такие действия фирмы X не охватываются моделью Курно.

В отличие от модели Курно, в которой обе фирмы являются на рынке равноправными игроками, в модели Штекельберга одна из них (лидер I) активна, а другая (последователь II) пассивна. Последователь предоставляет лидеру возможность первому предложить на рынке желаемое количество товара и оставшийся после этого неудовлетворённый отраслевой спрос рассматривает как свою долю рынка .

Такое взаимоотношение между конкурентами может возникнуть вследствие ассиметричного распределения информации: лидер знает функцию затрат последователя, в то время как последователь не осведомлён о производственных возможностях лидера.

В такой ситуации фирмам не нужно принимать стратегических решений. Прибыль лидера зависит только от его объёма выпуска, так как объем выпуска последователя задан уравнением его реакции: qII = qII(qI).

 

Рисунок 1.3 - Изопрофиты дуополии

 

Для наглядного сопоставления равновесия Курно с равновесием Штекельберга линии реакции дуополистов нужно дополнить линиями равной прибыли (изопрофитами). Уравнение изопрофиты получается в результате решения уравнения прибыли дуополии относительно объема выпуска, обеспечивающего заданную величину прибыли.

На рисунке 1.3 показано, как располагаются изопрофиты фирмы II. При заданном выпуске фирмы I соответствующая ему точка на линии реакции фирмы II указывает объем ею производства, максимизирующий прибыль. Получить такую же прибыль при большем или меньшем своём выпуске фирма II может только, если фирма I уменьшит предложение на рынке, поэтому вершины изопрофит располагаются на линии реакции. Чем ниже расположена изопрофита, тем большую прибыль она представляет, так как соответствует меньшему выпуску конкурента.

 

Рисунок 1.4 - Равновесный выпуск в моделях Курно и Штекельберга

 

Совместив карты изопрофит дуополистов, можно увидеть сочетания qI,qII, соответствующие отраслевому равновесию в моделях Курно и Штекельберга (рисунок 1.4). Точка пересечения линий реакции (С) представляет равновесие в модели Курно, а точка касания линии реакции последователя с наиболее низкой изопрофитой лидера представляет равновесие в модели Штекельберга (SI или SII).

Из рисунка 1.4 следует, что у фирмы, становящейся лидером, прибыль увеличивается по сравнению с той, которую она получала при конкуренции по модели Курно: лидер переходит на более низкую изопрофиту.

Можно доказать, что при линейных функциях отраслевого спроса и общих затрат дуополистов в модели Штекельберга рыночная цена будет ниже, чем в модели Курно.

Модель Чемберлина описывает некооперативную количественную последовательную игру дуополистов. Устраняя недостатки моделей Курно и Штекельберга, она учитывает, что в отрасли оба дуополиста не придерживаются предположения о заданности выпуска соперника, а учитывают, что он будет меняться в ответ на действия соперников. В отличие от модели Курно, где дуополисты не максимизируют совокупную прибыль отрасли, в этой модели фирмы способны это сделать, не прибегая к сговору.

В точках, лежащих на отрезке AB (рисунок 1.5) каждый дуополист получает больше прибыли, чем в точке С, так как он попадает на более выгодную изопрофиту.

 

Рисунок 1.5 – Контрактная кривая

 

Отрезок AB получается путем соединения точек касания изопрофит дуополистов Курно, образующихся в заштрихованной области, ограниченной изопрофитами, пересекающимися в точке С. Отрезок AB является частью контрактной кривой ABCD, соединяющей точки касания изопрофит, в которых каждый дуополист получает такую же прибыль, как в равновесии Курно, либо большую, что позволяет максимизировать совокупную прибыль отрасли. Фирмы в модели Чемберлина получают максимальную прибыль и одновременно максимизируют общую прибыль отрасли, выбирая любую точку на контрактной кривой.

Однако модель Чемберлина имеет ряд ограничений в объяснении реальной ситуации в отрасли, поскольку она не учитывает возможности входа в отрасль других продавцов, вследствие чего равновесие в ней становится нестабильным. Кроме того, на практике для максимизации совокупной прибыли дуополисты должны иметь представление о кривой рыночного спроса и кривых издержек друг друга, что, при отсутствии сговора, проблематично.

К моделям некооперативной ценовой олигополии относят модели Бертрана и Эджуорта.

Модель олигополии Бертрана указывает на то, что существование нескольких крупных фирм в отрасли приведёт к ценовой войне между ними. Ценовая война будет продолжаться до тех пор, пока цена не снизится до уровня предельных и средних издержек. Олигополисты независимо друг от друга вынуждены будут установить одну и ту же цену, обеспечивая рыночный спрос на уровне предложения на рынке совершенной конкуренции. Олигополисты Бертрана не смогут получить положительную прибыль и, следуя предпосылкам модели, в условиях равновесия разделяют рынок между собой. Доля предложения каждой фирмы на рынке составит часть рыночного спроса. При одинаковом количестве фирм на рынке олигополист Бертрана в условиях равновесия предлагает на рынок больше продукции, чем олигополист Курно, а рыночный спрос удовлетворяется в большем объёме при более низкой цене.

С увеличением числа фирм на рынке изменяется только один параметр рыночного равновесия: уменьшается доля предложения каждой отдельной фирмы. В результате при значительном увеличении числа фирм на рынке уровень выпуска отдельной фирмы становится слишком мал по сравнению с размерами рынка. В этом крайнем случае рынок олигополии Бертрана, как и рынок Курно, трансформируется в рынок совершенной конкуренции.

Пусть две фирмы на рынке предлагают однородную продукцию, зная функцию рыночного спроса, но имеют неравные условия по издержкам производства. У обеих фирм предельные издержки по-прежнему равны средним, но у первой фирмы из уровень меньше.

При данных предпосылках ценовая война неизбежна. Предположим, что ценовая война привела к понижению цены до уровня средних издержек второй фирмы. Равновесие на рынке при такой цене не может быть достигнуто, поскольку первая фирма ещё способна получить выгоду от снижения цены. Верхняя граница изменения цен существует, поскольку фирме невыгодно устанавливать цену ниже уровня средних и предельных издержек. Если цена, назначенная первой фирмой, выше её средних издержек, но ниже средних издержек фирмы-конкурента, то первая фирма сможет привлечь покупателей боле низкой ценой и получить положительную прибыль. Производственная деятельность второй фирмы окажется убыточной. Продолжение ценовой войны будет увеличивать убытки второй фирмы.

Обобщая модель для случая n фирм в отрасли, можно сделать следующие выводы. При заданных условиях стратегического взаимодействия в выигрышной ситуации окажутся те фирмы, чей уровень средних и предельных издержек будет ниже. Следовательно, число фирм на рынке может сократиться. Равновесие на рынке олигополии Бертрана также не будет единственным и, в частности, может быть достигнуто, если одна или несколько фирм смогут наладить безубыточное производство при одном и том же уровне рыночной цены.

Модель дуополии Эджуорта описывает некооперативную ценовую последовательную игру дуополистов. В отличие от модели Бертрана, в ней производственные мощности фирм ограничены. Предположим, что дуополисты поделили рынок пополам, так как имеют производственные мощности для покрытия половины рыночного спроса (при P=AC=MC, как у Бертрана). Если дуополист 1 решит повысить свою цену по сравнению с равновесием Бертрана, чтобы получить дополнительную прибыль, а дуополист 2 сохранит цену, то все покупатели, привлекаемые низкой ценой, перейдут к дуополисту 2. Но он, имея ограниченные производственные мощности, не сможет удовлетворить возросший спрос, и покупатели обратятся к дуополисту 1, который тоже, имея ограниченные производственные мощности, будет получать дополнительную прибыль за счёт возросшей цены, действую как монополист своей части рынка. Это привлечёт дуополиста 2, и он повысит цену до уровня чуть ниже цены первой фирмы, чтобы привлечь покупателей, но не сможет удовлетворить спрос в полном объёме и будет получать дополнительную прибыль, действуя как монополист. Повышение цен будет продолжаться, пока это будет выгодно дуополистам. Но в какой-то момент дуополист 1, привлекаемый прибылью дуополиста 2, решит снизить цену до уровня чуть ниже, чем цена второй фирмы, чтобы отвоевать часть рынка. В ответ на это дуополист 2 поступит аналогично, что приведет к ценовой войне и снижению цен до уровня предельных издержек, после чего дуополистам вновь будет выгодно повышение цен и ценовой цикл повторится. Такое равновесие не является стабильным, а предполагает попеременный переход между циклами снижения (ценовой войной) и роста цен.

Информация о работе Современные олигополии на российском рынке