Современные олигополии на российском рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2015 в 13:00, курсовая работа

Краткое описание

Конкуренция и монополия – предельные формы структуры рынка. Когда на рынке действует множество фирм, которые в своем большинстве предлагают однородную продукцию, - преобладает конкуренция; в случае, когда на рынке господствует единственная фирма, - речь идет о монополии.
В настоящее время одними из самых распространенных рыночных структур являются монополии и олигополии. Однако в чистом виде монополии сохранились лишь в немногих отраслях экономики. Наиболее же преобладающей формой современной рыночной структуры является олигополия.
Термин «олигополия» применяется в экономике для того, чтобы описать рынок, на котором действуют несколько фирм, отдельные из которых контролируют значительную долю рынка и, как следствие, лидируют на рынке продаж.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….......3
Глава 1. Олигополия как тип рыночной структуры
1.1. Модели поведения олигополии………………………………………………5
1.2. Картели как одна из разновидностей олигополии. Картелеподобная структура рынка……………………………………………………………..……..18
1.3. Нескоординированная олигополия…………………………………............26
Глава 2. Современные российские олигополии
2.1. Особенности российского рынка олигополий……………………………..34
2.2. Тенденции развития российских олигополий на примере нефтяной или газовой отрасли……………………………………………………………………..40
2.3. Перспективы развития российских олигополий…………………………..43
Заключение………………………………………………………………………….50
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Олигополии на современном российском рынке.docx

— 206.89 Кб (Скачать файл)

 

1.2. Картели как одна из разновидностей олигополии. Картелеподобная структура рынка

В российской рыночной экономике, которая все еще находится в стадии развития, и в которой основным видом ограничения конкуренции являются естественные монополии, оставшиеся еще с советских времен, такое явление как картели, картельные соглашения встречается довольно редко. Тем более, что российское антимонопольное законодательство запрещает практически все (за небольшим исключением) виды картельных соглашений.

С одной стороны это может быть и хорошо, но есть и другая сторона. В экономике развитых капиталистических стран (США, Германии, Японии) с более совершенным антимонопольным законодательством и грамотным государственным регулированием существует много примеров, когда картели не только не приносили вреда, но и давали немалый положительный эффект.

Так, например картельные соглашения помогают развитию малых и средних предприятий, позволяет им удержаться на плаву в конкурентной борьбе с более крупными, облегчает им выход на внешний рынок (экспортные картели). Картели также создаются также с целью преодоления производственных кризисов и восстановления баланса спроса и предложения в определенной отрасли (картель структурных кризисов).                                                    Все это конечно происходит в условиях жесткого контроля со стороны государства, который исключает возможные негативные последствия.1

При образовании картеля его участники не утрачивают производственной и коммерческой самостоятельности; между ними заключается соглашение по ряду вопросов: цены на производимую продукцию, разграничение рынков сбыта, условия найма рабочей силы и т. д. Наиболее часто картельное соглашение предусматривает взаимные обязательства сторон по условиям сбыта продукции. Участники картеля продают продукцию самостоятельно, но в рамках соответствующих договорённостей: о сбыте по ценам, не ниже предусмотренных соглашением; о производстве и сбыте продукции по строго определённым нормам — квотам каждого участника в общем объёме производства или сбыта конкретного вида продукции; о разграничении рынков сбыта. Нарушение соглашения в виде превышения квоты или вторжения на чужие рынки сбыта влечёт за собой уплату штрафа в картельную кассу. Картельные соглашения содержат также пункты об условиях найма рабочей силы. На более поздних стадиях развития картельные соглашения стали предусматривать патентные соглашения, договоры о взаимном обмене научно-технической информацией и др.

     Картели появились в результате концентрации производства и централизации капитала в конце XIX века. Картелированию промышленности способствовали протекционистская  политика правительств, ведущая к ограничению иностранной конкуренции, и стремление бизнесменов к объединению усилий с целью захвата внешних рынков.

      Обычно картель создаётся в  форме акционерного общества либо общества с ограниченной ответственностью. Цель образования подобных объединений  тщательно скрывается и большинство картелей носит тайный характер. Однако картельные соглашения часто рассматриваются как мягкая форма монополии, и при общем запрете картеля в антимонопольных законодательствах развитых стран обычно делаются исключения для некоторых фирм. Соглашение об образовании картеля оформляется договором; зачастую картель образуется негласно, без документарного оформления. Признаки картеля: 

  - договорной характер образования; 

  - юридическая самостоятельность членов-участников;

   - совместная деятельность на рынке.

      Выделяют  достаточно много разновидностей  картелей по различным критериям, таким, как по цели их образования и виду договорённостей. В экономике по формам собственнoсти различают частные и государственные картели. Деятельность государственных картелей строится на основе инструкций и правил, которые вырабатываются правительством  с учетом интересов прoмышленников картелирoванной отрасли. Частные картели основываются на соглашениях между частными собственниками, могут по своему усмотрению учитывать либо не учитывать требования государственных органов власти в зависимости от типа заключенного сoглашения, места и времени основания картеля, особенностей нациoнального законодательства и т. д. Большинство картелей относится к сoглашениям междунарoдного типа. Причём только некоторые международные картели были созданы как частные монополии, в основном это соглашения между национальными правительствами.

      По  характеру  операций картели бывают внутренние  и международные, экспортные и  импортные. Большинство индустриально  развитых стран оказывает содействие  экспортным картелям, которые способствуют  защите национальных интересов  на международных рынках. Национальный  доход этих стран, таким образом, может увеличиваться в результате  укрепления позиций таких картелей  за рубежом. Однако если большинство  стран будет проводить подобную  стратегию, то это в конечном  счёте может привести к общим для всех стран потерям. Квотовый  картель - выделяет каждому члену  картеля  определённую квоту (долю) производства продукции, которая не может быть превышена. При этом должно производиться лишь такое количество продукции, которое может быть реализовано при завышенных единых ценах. Кроме того, квотовый картель равномерно воздействует на все предприятия-участники, заставляя их снижать избыточные производственные мощности. Превышение установленных производственных квот карается штрафом, определенным картельным договором. Однако так как превышения квот часто оставались незамеченными, квотовый картель в конце концов трансформировался либо вливался в синдикат.

Синдикат  – самая «жесткая» форма картеля. Реализация продукции  всех участников синдиката осуществляется по единым ценам  исключительно через центр по продажам, принадлежащий синдикату. Таким  образом все предприятия-члены обязаны поставлять всю свою продукцию в  синдикат, который благодаря этому имеет возможность контролировать  соблюдение производственных квот. Нелегальная продажа продукции  отдельными членами синдиката предотвращается с помощью самых различных мер, вплоть до постоянного контроля у заводских ворот.

     Можно выделить  много классификаций картелей, в  зависимости от цели создания. Некоторые из них создаются  с намерением добиться монопольной  власти на рынке путем выбивания  конкурентов, другие для того, чтобы  пробиться на новый рынок, третьи  – чтобы выйти из кризиса  и т.д. Это еще раз подтверждает, что картели могут давать как  негативный, так и позитивный  экономический эффект, поэтому все  процессы, связанные с образованием  и деятельностью картелей подлежат  законодательному регулированию  и прямому государственному контролю.

     Первые  картельные  соглашения были заключены  в  Англии среди английских владельцев  каменноугольных копей в 18-м веке, и после этого картели стали  медленно «расползаться» по континенту. Измождённые экономическими войнами  конкуренты готовы были к «добровольно  – принудительному» заключению  мира, чтобы остаться хотя бы  на плаву. 

Но, как известно, любой предпринимательский союз отнимает у своих членов часть их экономической свободы. И предприниматели шли на такое ограничение в силу указанных выше обстоятельств. Они готовы были в ущерб себе передать картелю часть своих функций: установление продажных цен, нормирование производства, передавать в центральную контору сбыт своих товаров и т.п. Иными словами, они передавали весь свой конкурентный арсенал сформированному предпринимательскoму oбъединению – картелю.

     На  американском континенте картели пoявились  впервые в 1860 году, фактически спустя век после появления картелей в Европе. Американский аналог картеля  назывался пулом, который не получил  здесь такого распространения, как  в Европе. Значение пулов в экономической  истории США проявилось в том, что они за короткий период своего существования подготовили экономическую  базу для образования трестов, по числу и величине которых с  США до сих пор не может сравниться ни одно государство мира.  

Синдикат - это разновидность картельного соглашения, которое предполагает сбыт продукции его участников через единый сбытовой орган, создаваемый в форме АО или ООО.

Участники синдиката, как и картеля, сохраняют свою юридическую и коммерческую самостоятельность, а иногда и собственную сбытовую сеть, которая тесно связана с синдикатской сбытовой конторой или обществом. одно и то же Толчком к их массовому образованию  послужил мировой кризис 1900 – 1903 гг. Наиболее известными российскими картелями  в то время были «Продамет», «Продуголь», «Продвагон». К 1909 году синдикаты объединяли большую часть предприятий во всех ведущих отраслях промышленности. Образованию синдикатов в России способствовали, с одной стороны, покровительственные пошлины, которыми был защищён российский рынок  от импортных товаров, с другой стороны, казённые заказы, распределяемые на конкурсах. Эти конкурсы были чистой фикцией, так  как их участники – промышленные предприятия договаривались между собой для того, чтобы не сбивать друг другу цены.

     Поскольку картели  имеют возможность влиять на  цены и, соответственно, регулировать  свои прибыли, на определённой  стадии своего развития картели  начинают превращаться из средства  выживания в период тяжёлых  экономических депрессий в одно  из средств монополизации рынка. У участников картелей возникает  естественное предпринимательское  желание максимизировать свои  прибыли. Ценовая политика картелей  уже не отражает справедливого  соответствия получаемой прибыли  затрачиваемым  усилиям и риску. Картели начинают обогащаться  за счёт потребителей. И задача  государства в такой  ситуации  состоит не только в том, чтобы  нейтрализовать отрицательные  свойства  картелей, не дать им проявиться, но при этом постараться ещё  и  поставить картели на службу  обществу, используя их положительный экономический  потенциал.

 Правовое  регулирование картельных соглашений в России осуществляется Законом "О  защите конкуренции" от 26 июля 2006 г. (далее — Закон). В частности, ст. 10 Закона устанавливает запрет на злоупотребления компанией своим доминирующим положением на рынке, устранение или ограничение конкуренции. Запрещены соглашения между компаниями или их согласованные действия, если они приводят или могут привести к ограничению конкуренции (ст. 11 Закона).

При этом Закон рассматривает следующие  действия как направленные на злоупотребление  на рынке:

  • установление, поддержание монопольно низкой или монопольно высокой цены;
  • навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора;
  • создание дискриминационных условий;
  • создание препятствий доступу на товарный рынок и пр.

     Законом запрещены  соглашения, которые приводят к  разделу рынка по территориальному  признаку, объему продажи, ассортименту  товаров; установлению или поддержанию  цен (тарифов); установлению условий  членства в профессиональных  объединениях, если такие условия  приводят к  ограничению (устранению) конкуренции .2

     Как правило, антимонопольному органу достаточно  трудно доказать факт наличия  между  компаниями картельного  соглашения, например, об установлении  определенной цены на реализуемую  продукцию. Эти  соглашения в виде  единого юридического документа  не существуют. Более того, даже  если бы они существовали, то  в  любом случае не могли  носить правомерный  характер  и расценивались бы как  юридически  ничтожные в силу прямого  противоречия  законодательству (ст. 186 ГК РФ).

     Вместе  с  тем документальное подтверждение  соответствующего факта является  неоценимым доказательством. При  заключении картельного  соглашения  недостаточно просто договориться  о цене, необходимо также наладить  механизм контроля исполнения  данного  соглашения. Картель —  это сложная  организация, непрерывно  отслеживающая  поведение своих  участников на рынке, часть которых  постоянно испытывает соблазн  торговать по ценам ниже установленных. По словам работников ФАС, без  сотрудничества с одним из  участников картеля раскрыть  сговор очень трудно.

     Компании, к  которым предъявляются претензии  в картельном сговоре, как правило, строят свою защиту на том, что установленные  ими цены  продиктованы колебаниями  рынка, подкрепляя этот довод экономическими  расчетами. В таком случае ФАС  достаточно сложно доказать, что  согласованные  действия компаний  привели к установлению монопольной  цены.

     Заключение  картельных соглашений в определенных  случаях может повлечь уголовную  ответственность для их руководства. Уголовный кодекс предусматривает  состав данного правонарушения: недопущение, ограничение или устранение конкуренции  путем установления или поддержания  монопольно высоких или монопольно низких цен, раздела рынка, ограничения  доступа на рынок и пр., если эти  деяния повлекли причинение крупного ущерба (более 1 млн руб.).

     Таким образом, картельные соглашения в настоящее  время — это не редкость. Несмотря  на общий запрет их заключения  и  ответственность, установленную  государством, реального способа  помешать их заключению сейчас  не существует.

Информация о работе Современные олигополии на российском рынке