Современные олигополии на российском рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2015 в 13:00, курсовая работа

Краткое описание

Конкуренция и монополия – предельные формы структуры рынка. Когда на рынке действует множество фирм, которые в своем большинстве предлагают однородную продукцию, - преобладает конкуренция; в случае, когда на рынке господствует единственная фирма, - речь идет о монополии.
В настоящее время одними из самых распространенных рыночных структур являются монополии и олигополии. Однако в чистом виде монополии сохранились лишь в немногих отраслях экономики. Наиболее же преобладающей формой современной рыночной структуры является олигополия.
Термин «олигополия» применяется в экономике для того, чтобы описать рынок, на котором действуют несколько фирм, отдельные из которых контролируют значительную долю рынка и, как следствие, лидируют на рынке продаж.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….......3
Глава 1. Олигополия как тип рыночной структуры
1.1. Модели поведения олигополии………………………………………………5
1.2. Картели как одна из разновидностей олигополии. Картелеподобная структура рынка……………………………………………………………..……..18
1.3. Нескоординированная олигополия…………………………………............26
Глава 2. Современные российские олигополии
2.1. Особенности российского рынка олигополий……………………………..34
2.2. Тенденции развития российских олигополий на примере нефтяной или газовой отрасли……………………………………………………………………..40
2.3. Перспективы развития российских олигополий…………………………..43
Заключение………………………………………………………………………….50
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Олигополии на современном российском рынке.docx

— 206.89 Кб (Скачать файл)

Основными проблемами, с которыми сталкиваются потенциальные и действующие участники рынка, являются: ограничение или отсутствие доступа независимых участников рынка к мощностям по переработки нефти; ограничение или отсутствие возможности независимых участников рынка поставлять нефтепродукты в отдельные регионы; ограничение или отсутствие доступа независимых участников рынка к мощностям по хранению нефтепродуктов; наличие хозяйствующих субъектов, которые доминируют на рынке хранения нефтепродуктов и одновременно осуществляют розничную реализацию нефтепродуктов; наличие у ВИНК большого административного ресурса; высокие первоначальные затраты .6

Развитию конкуренции на внутреннем рынке нефтепродуктов должны также способствовать меры по развитию глубокой переработки нефти, повышению экономической привлекательности инвестиций в нефтепереработку. Существенным фактором, оказывающим влияние на уровень и динамику внутренних цен на нефтепродукты, является монополизированная система реализации нефтепродуктов внутри страны, характеризующаяся непрозрачным ценообразованием и закрытостью хозяйственных отношений между участниками рынка.

Подобное устройство рынка, порожденного и поддерживаемого всеми крупнейшими ВИНК, наносит ущерб эффективности самим ВИНК. Рынок нефтепродуктов, являясь непрозрачным, разделяется на зоны влияния различных ВИНК в оптовом и розничном сегментах. Ориентированность на экспорт, непрозрачность существующей системы продаж нефтепродуктов, способствует недоверию между ВИНК - каждая из которых контролирует ситуацию только в зонах своего, как правило, доминирующего влияния. Общее описание сложившейся структуры выглядит следующим образом: добываемая ВИНК нефть перерабатывается на собственном НПЗ и реализуется на собственных АЗС вне зависимости от территориальной удаленности этих объектов производственной цепи друг от друга. Несмотря на очевидную привлекательность торговли нефтью и нефтепродуктами между ВИНК, этого не происходит. Таким образом, по мнению ФАС России, негативное влияние на эффективность работы компаний и свободное ценообразование на нефть и нефтепродукты в России вертикальной интеграции может быть устранено через существенное повышение прозрачности при операциях с нефтью и нефтепродуктами и вовлечение в торговый оборот нефти и нефтепродуктов, принадлежащих ВИНК .

 

2.3. Перспективы развития российских олигополий

Производительность труда в крупном бизнесе растет опережающими темпами и превосходит средний бизнес в 1,5 раза. В нефтегазовой сфере производительность труда составляет 2300 тыс. руб./ чел. в год, когда как, например, в производстве строительных материалов 400 тыс. руб. в год. Это, конечно же можно списать на высокие цены на сырье и эффект масштаба . Но не только, сегодняшние средние и мелкие фирмы недостаточно используют свое преимущество быстрой реакции на изменения рынка, лишь пищевая промышленность выглядит особняком (производительность 1600 тыс. руб./чел.)

Основные олигополистические рынки:

- Чёрная металлургия:

Одна из классических отраслей для рынка олигополии. В России - стране одной из лидеров по запасам железной руды эта отрасль является ключевой. На данный момент на рынке представлено более 20 фирм, но 80% рынка держат 7 металлургических компаний. Несмотря на ощутимый рост за последние 5 лет, объёмы производства продукции остаются низкими. Так в первом полугодии 2010 года они составили 31,6 млн. т., тогда как в Китае 125 млн. т .

Следует отметить, что доля отдельных металлургических предприятий возрастает если рассматривать отдельно рынки производства продукции: рынок чугуна, стали и проката. Так, например, ТМК является крупнейшим производителем труб в России.

Особенности рынка.

Черная металлургия, прежде всего экспортная отрасль, зависящая от мировых цен на металл. В настоящий момент в отрасли происходят подвижки в сторону увеличения доли более дорого по сравнению с заготовкой и сортовым прокатом листового проката. Его доля увеличилась на 38,7% . В целом же экспорт проката в стоимостном выражении вырос в 2012 году на 23%. На рынке на фоне высоких экспортных достижений вследствие высоких рыночных цен на сырье идет процесс консолидации и укрепление предприятий. Так, например, стальная группа «Мечел» еще в 2009 году объявила о планах создания вертикально интегрированного холдинга, формирование которого завершилось в конце 2011 года. В новую компанию вошли, кроме самого «Мечела», угольная компания «Южный Кузбасс», торговая компания «Угле-меттрейдинг», Вяртсильский метизный завод, Белорецкий меткомбинат и компания «Южуралникель». Также российские металлурги охотно приобретают активы за рубежом - заводы для производства конечной продукции и полуфабрикатов. Так, например, Новолипецкий МК имеет завод в Дании, а «Мечел» - ряд заводов в Румынии и Хорватии. Важным вопросом для металлургов является вступление России в ВТО и ряда дискриминирующих Россию законодательств стран-импортеров.

- Нефтяная  промышленность:

В данный момент является определяющей для всей Российской экономики. Сколько раз по новостям центральных и региональных СМИ, мы слышим о колебаниях цен на нефть и о возможных последствиях этих колебаний для России. Действительно сейчас, как говорят аналитики, Россия, как никогда, привязана к нефтяной игле, а от цен на нефть зависит и дефицит государственного бюджета, и рост благосостояния граждан. Хотя нефтяная и угольная промышленность имеет долю в основных видах промышленной продукции в нашей стране всего около 5 %, по суммарной добычи сырьевой нефти Россия постепенно выходит на первое место в мире, добывая около 2900 млн. баррелей в год. На сегодняшнем рынке ( после распродажи «Юкоса») представлены несколько общероссийских и региональных компаний: «Лукойл», «Сибнефть», «ТНК», «Татнефть», «Роснефть», «Транснефть», «РиТек», «Башнефть», «Сургутнефтегаз» и некоторые другие. По объемам добычи между этими компаниями, разумеется, существует большая разница. Основными игроками на рынке являются общероссийские компании. Так в 2010 году 11 крупнейших нефтяных компаний добывали около 91,28% всей нефти в России, а четыре общероссийских «ЛукОйл», «Юкос», «Сибнефть» и «ТНК» чуть менее 60%. При этом «Лукойл» и «Юкос» занимали по 20% рынка (добыча нефти по 35,4 млн т. за полтора квартала).

Ситуация изменилась, когда компания «Юкос» фактически завершила свое существование (были распроданы её основные активы). На рынке появился один ярко выраженный лидер - «Лукойл».

Можно отметить, что существуют хорошие перспективы для того, чтобы нефтяная промышленность в РФ развивалась быстро и качественно. Это обусловлено тем, что в стране имеется большое количество ресурсов нефти, которые при этом являются неразведанными, поэтому можно утверждать, что государство обладает огромными и ценными ресурсами. Специалисты указывают на то, что количество неразведанной нефти во много раз превышает объем, который был получен за все время ее добычи. Поэтому в перспективе ожидается, что будут открываться новые месторождения, которые увеличат количество нефти в стране, что приведет к ее эффективному развитию. Одновременно с этим нефтяная промышленность России постоянно находится под контролем государства, в результате чего в нее постоянно внедряются новейшие и модернизированные технологии и инновации, что приводит к тому, что осуществлять добычу ресурса становится все проще, а сам процесс не занимает много времени. Минтопэнерго России постоянно принимает множество законопроектов и продолжений, которые направлены на стимулирование использования в процессе добычи нефти модернизированных и уникальных методов, которые устранят практически все проблемы, связанные с нефтяной промышленностью. Также следует выделить, что российские компании, которые работают в сфере добычи нефти, начинают более плотно и эффективно сотрудничать с иностранными фирмами, обмениваясь при этом различными технологиями и инновациями. Это приводит к тому, что к этой сфере деятельности привлекается большое количество иностранного капитала, а также в процессе добычи нефти российские организации используют усовершенствованное оборудование и уникальные технические разработки. При этом все фирмы учитывают топливные балансы, чтобы не увеличить предельно допустимые нормы добычи нефти. Россия – это страна, в которой имеется огромное количество нефти, поэтому можно быть уверенным, что нефтяная промышленность всегда будет высокоэффективной, а при этом будет положительно влиять на развитие страны в целом.

           Особенности рынка

На рынке нефти сложилась парадоксальная ситуация - рост доходов при заметном росте издержек компаний. Рост доходов связан с высокими ценами на нефть вследствие очередного энергетического кризиса и нестабильности политической ситуации на ближнем востоке. В 2012 году цена нефти марки BRENT достигала около 40$ за баррель.

Ситуация с издержками связана с все большим ужесточением налогового законодательства и укреплением рубля. Можно отметить факт, что для нефтяных компаний, все равно если цены на нефть будут больше 25$ за баррель, так как больше этого уровня они вряд ли смогут заработать. Увеличение налогового бремени крайне негативно сказалось на инвестициях в сферу нефтедобычи. При вступившей с 1 августа 2010 года новой экспортной шкале пошлин государство в виде налогов взимает около 88% дополнительного дохода при цене свыше 25$ за баррель у крупнейших нефтедобывающих компаний и 100% у независимых компаний (при учете налога на прибыль). Укрепление рубля также понижает реальную прибыль компаний. Кроме того при «экстенсивной» добычи нефти старые месторождения заметно уменьшают отдачу, а разработка новых в силу разных (в том числе климатических) причин влечет дополнительные сверхиздержки. Еще один фактор - дело «Юкоса», которые не прибавило привлекательности акциям отечественных нефтяных компаний.

Автомобильная промышленность:

Автомобильная промышленность является одной из самых «больных» отраслей Российской экономики. На производстве автомобилей занято более 1 млн. человек, предприятия, как правило, являются градообразующими. Однако продукция автопрома чаще всего неконкурентоспособна не только на внешнем рынке, но и на внутреннем. Единственное в большинстве своем преимущество отечественных автомобилей перед импортными - преимущество в цене постепенно нивелируется.

Особенно это касается «Автоваза», который постепенно уменьшает выпуск «дешевых» моделей, расчищая нишу для отечественных производителей («ИЖавто») и для иностранных конкурентов, в первую очередь корейских компаний. Ставка на «Шевроле Нива», казалось бы, себя оправдала ,-за 2013 год объем производства вырос на 1,2%. Но по итогам первого квартала 2013 года Волжский автозавод снизил объемы производства по сравнению с тем же периодом 2012 года на 4,7 процента. Все же «Автоваз» несомненный лидер в производстве легковых автомобилей от 70 - 75 % всех произведенных ежегодно. Объем реализации продукции в 2009 году составил 3,9 млрд $, для сравнения у «ГАЗа» - 1,1 млрд $ Государство проводит активную протекционистскую политику по отношению к автопрому. Благодаря высоким пошлинам на иномарки и стабильному росту спроса на внутреннем рынке, «Автоваз» ежегодно испытывает рост. Однако уже в 2013 году каждый третий купленный в России автомобиль – иномарка

В настоящее время ситуация благоприятна для российскогоo автопрома, поскольку пока существует «окно возможностей» для создания более современного и доступного автомобиля в среднем ценовом сегменте. В то же время отказ правительства от дальнейшего повышения импортных пошлин, а также перспектива вступления в ВТО, и как следствие их обязательное постепенное снижение в долгосрочной перспективе представляют угрозу для российских производителей. Судьба российского автопрома во многом зависит от того, смогут ли отечественные производители рационально воспользоваться имеющимися в настоящий момент возможностями. Для иностранных производителей и в случае сохранения пошлины на новые иномарки в размере 25% и в случае ее возможногo снижения в связи с вступлением в ВТО, импортная схема остается более выгодной и гибкой, нежели создание собственного производства в России. Вне зависимости от того, будут ли иностранные производители инвестировать в развитие производства в России, в ближайшие годы ожидается приток инвестиций в развитие инфраструктуры сбыт и обслуживания иномарок.7

Лидерство в ценах.

На примере рынка легковых автомобилей можно проследить ситуацию лидерства в ценах, когда один самый крупный производитель диктует цены на продукцию остальным. В данном случае таким производителям является «Автоваз». Именно данная компания является основным переговорщиком с правительством по поводу защиты отрасли. Превосходя конкурентов по объемам продаж в 8 - 10 раз, имея большую рентабельность, вследствие масштаба производства «Автоваз» разумеется, является безусловным лидером.

Неблагоприятные прогнозы и пути выхода

По прогнозам специалистов рынок легковых автомобилей к 2016 году в России возрастет до 2,5 млн. единиц, В 2010 году рынок легковых автомобилей в РФ составил 1 млн. 619 тысяч единиц. При этом их производство в 2011 году составило 1 млн. 110 тысяч единиц, а в 2015 году возрастет до 1,3- 1,9 млн. Объем производства будет зависеть от объема отечественных и зарубежных инвестиций. В ближайшие 1,5-2 года цены на отечественные автомобили приблизятся вплотную к ценам на некоторые зарубежные модели. Что не может не сказаться на конкурентоспособности наших предприятий. Из такого положения у отечественных компаний есть несколько путей выхода.

1)Создание  совместных предприятий. Наподобие  совместного предприятия «ВАЗ»  и «Дженерал Моторз» по производству «Шевроле Нива». Такое сотрудничество выгодно для иностранных компаний, ведь они снижают издержки в виде пошлин. Для российских же компаний это один из основных способов выживания в конкурентной среде.

2)Комплексная  перекапитализация, создание новой  конкурентоспособной продукции  на основе новых технологий. Так  тот же «Автоваз» проводит перекапитализацию сроком 8 лет.

Цветная металлургия - отрасль разнородная по составу и по самой продукции. Можно сказать, что данная отрасль наиболее близка к монополии, так как большинство фирм специализируются на разных видах продукции (медь, цинк и т.д.)

Ситуация ухода от конкуренции.

В отечественной алюминиевой отрасли сложилась ситуация разделения сфер деятельности между двумя крупными компаниями - «Русским Алюминием» и «Сибирско - Уральским Алюминием». АО «РусАЛ» входит в тройку круп-нейших мировых алюминиевых компаний, уступая только американской Alcoa и канадской Alcan. На его долю приходится более 80 % российского и около 10% мирового производства первичного алюминия. Холдинг « СУАЛ» производит 90% российских бокситов, 60% глинозема, 20% первичного алюминия. Т.е. данные компании не вступают друг с другом в непосредственное конкурентное взаимодействие. На некоторых рынках других цветных металлов в России имеются заметные лидеры, имеющие долю выше 90% от всей продукции. Так, например, в выплавке медно-никелевых руд олигополистическим лидером является РАО «Норильский никель» - около 60% добычи и 95-96% выпуска металлического никеля.

 

Заключение

 

Таким образом, хотя олигополия и не удовлетворяет абстрактным условиям эффективного использования и распределения ресурсов, в реальной действительности она эффективна, так как вносит важный вклад в экономический рост, активно участвуя в исследованиях и разработках новых продуктах и технологий, а также внедряя эти изобретения в производство.

Информация о работе Современные олигополии на российском рынке