Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2015 в 13:00, курсовая работа
Конкуренция и монополия – предельные формы структуры рынка. Когда на рынке действует множество фирм, которые в своем большинстве предлагают однородную продукцию, - преобладает конкуренция; в случае, когда на рынке господствует единственная фирма, - речь идет о монополии.
В настоящее время одними из самых распространенных рыночных структур являются монополии и олигополии. Однако в чистом виде монополии сохранились лишь в немногих отраслях экономики. Наиболее же преобладающей формой современной рыночной структуры является олигополия.
Термин «олигополия» применяется в экономике для того, чтобы описать рынок, на котором действуют несколько фирм, отдельные из которых контролируют значительную долю рынка и, как следствие, лидируют на рынке продаж.
Введение………………………………………………………………………….......3
Глава 1. Олигополия как тип рыночной структуры
1.1. Модели поведения олигополии………………………………………………5
1.2. Картели как одна из разновидностей олигополии. Картелеподобная структура рынка……………………………………………………………..……..18
1.3. Нескоординированная олигополия…………………………………............26
Глава 2. Современные российские олигополии
2.1. Особенности российского рынка олигополий……………………………..34
2.2. Тенденции развития российских олигополий на примере нефтяной или газовой отрасли……………………………………………………………………..40
2.3. Перспективы развития российских олигополий…………………………..43
Заключение………………………………………………………………………….50
Список использованных источников
Многие западные экономисты утверждают, что олигополистическая структура наилучшим образом приспособлена для проведения длительных, дорогостоящих, фундаментальных исследований и разработок и внедрения полученных результатов в производство. Утверждается, что, поскольку участники олигополии постоянно сталкиваются с ярко выраженной конкуренцией со стороны своих основных соперников, у них, в отличие от монополиста, имеются явные основания активно использовать технический прогресс для улучшения собственного положения на рынке.
К тому же участники олигополии обладают значительным объемом прибыли, которая является результатом существования барьеров для вхождения в отрасль и их способности избегать ценовой конкуренции. Подобные утверждения подкреплены многочисленными эмпирическими данными.
Помимо
факторов, определяющих рыночный спрос
и рыночное предложение, уровень равновесной
цены зависит от характеристик рынка,
на котором осуществляются торговые сделки.
Характеристики рынка формируются как
условиями его функционирования (открытый — з
В условиях олигополии специфическим фактором ценообразования является многовариантный стратегический план реакции производителя на ожидаемые действия немногочисленных конкурентов. Из-за неоднозначности ответных реакций олигополистов не существует единой теории олигопольного ценообразования. Но в любом случае цена на рынке олигополии предложения при прочих равных условиях превышает цену, складывающуюся на рынке совершенной или монополистической конкуренции, и ниже монопольной цены.
Наиболее заметная черта олигополии состоит в немногочисленности действующих на рынке фирм. В олигополистической отрасли, как и при монополистической конкуренции, наряду с крупными часто действует немало мелких фирм. Однако на несколько ведущих компаний приходится столь большая часть суммарного оборота отрасли, что именно их деятельность определяет развитие событий.
Крупные предприятия России - это основная составляющая всей российской промышленности. И от эффективности их использования зависит судьба экономики страны. Проблема современной российской экономики состоит не столько в том, чтобы не допустить ее развития по олигополистическому сценарию( в силу преобладания крупных предприятий это вряд ля осуществлимо), сколько в том чтобы фирмы-олигополисты действовали эффективно и были конкурентноспособными по международным стандартам.
Лидерство в ценах - это одна из форм рыночного поведения фирм - олигополистов, при которой все конкуренты на данном рынке следуют в фарватере ценовой политики ведущей или господствующей фирмы олигополиста. Речь идет о том, что наиболее крупная или наиболее эффективная в отрасли компания выбирает наиболее подходящий момент и место для изменения цены, тогда как все остальные фирмы - олигополисты автоматически следуют этому изменению.
В условиях олигополии специфическим фактором ценообразования является многовариантный стратегический план реакции производителя на ожидаемые действия немногочисленных конкурентов. Из-за неоднозначности ответных реакций олигополистов не существует единой теории олигопольного ценообразования. Но в любом случае цена на рынке олигополии предложения при прочих равных условиях превышает цену, складывающуюся на рынке совершенной или монополистической конкуренции, и ниже монопольной цены.
Список использованной литературы
1 Нуриев, Р.М. Курс микроэкономики. / Р.М. Нуреев. – 2-е изд. – М.: Норма, 2011. – 109 с.
2 Грязнова, А.Г., Юданова, А.Ю. Микроэкономика : учебник – 2 издание. / - СПб. : ИТД Кно Рус, 2013.– 544 с - Гребенников, П.И., Леусский, А.И., Тарасевич, Л.С., Микроэкономика. / П.И. Гребенников, А.И. Леусский, Л.С. Тарасевич. – 5-е изд. – М.: Юрайт, 2013. – 231 с.
3 Большой экономический словарь. / под ред. Азрилияна А.Н. - 5-е изд.,- М.: Институт новой экономики, 2013. .-348 с.
4 Введение в рыночную экономику: Учебное пособие/ Под ред. А.Я. Лившица и И.Н. Никулиной. — М.: Высшая школа, 2013. - 226 с.
5 Макконнелл, К.Р., Брю, С.Л. Экономикс. Принципы, проблемы и политика: в 2-х т. Учебник. / К.Р. Макконнелл, С. Л. Брю. – 14-е изд. - М.: Инфра-М, 2012. – 34 с.
6 Введение в рыночную экономику: Учебное пособие/ Под ред. А.Я. Лившица и И.Н. Никулиной. — М.: Высшая школа, 2013. - 122 с.
7
http://info.tatcenter.ru/
Информация о работе Современные олигополии на российском рынке