Современные тенденции и перспективы развития торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 16:59, курсовая работа

Краткое описание

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- изучить теоретические, экономические основы торговли;
-дать краткую характеристику и анализировать состояние торговли в России.
- охарактеризовать основные черты розничной и оптовой торговли, выявить их основные отличия;
- описать и структурировать основные форматы розничной торговли, выявить возможные подходы к структурированию;
- описать и структурировать основные форматы оптовой торговли;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Теоретические основы развития розничной и оптовой торговли ………….4 1.1Особбености развития оптовой и розничной торговли………………...…..4
1.2 Сущность и классификация оптовой и розничной торговли……...……….7
1.3 Характеристика современных форматов…………………………..………12
2.Анализ статистических показателей, характеризующих торговлю………..15
2.1.Оптовая и розничная торговля в РФ и Оренбургской области……….…..15
2.2Форматы оптовой и розничной торговли……………………………..…….24
2.3Проблемы развития отрасли торговли……………………………………...28
3.Современные тенденции и перспективы развития торговли…….…….…33
3.1 Государственное регулирование……………………………………………33
3.2 Пути совершенствования отрасли торговли……………..…………….…..39
Заключение……………………………………………………….……………...45
Список использованных источников…………………………….…………….47

Вложенные файлы: 1 файл

отрасль111111 (восстановлен) (восстановлен).docx

— 435.27 Кб (Скачать файл)
    • ниже прожиточного минимума — дискаунтер, «стоковые магазины», магазин-склад, продовольственные рынки, мини-маркеты, «секонд-хенд», комиссионные магазины;
    • соответствующие прожиточному минимуму — рынки, товары повседневного спроса: магазины «Кэш энд керри»;
    • превосходящие прожиточный минимум (элитные):
    • продовольственные магазины — супермаркеты, специализированные магазины, гипермаркеты;
    • непродовольственные магазины — бутики, магазины-салоны, дисконтные магазины, специализированные магазины или узкоспециализированные.

По размерам торгового  предприятия:

    • крупные (более 150 м2);
    • средние (до 150 м2);
    • мелкие (до 50 м2).

По виду реализуемого ассортимента:

    • универсальные;
    • специализированные (узкоспециализированные);
    • неспециализированные:
    • со смешанным ассортиментом,
    • с комплексным ассортиментом.

По формам интеграции:

    • горизонтальная:
    • корпоративная,
    • добровольная;
    • вертикальная:
    • розничные предприятия с изготовителем,
    • розничные и оптовые предприятия,
    • смешанная интеграция.

По уровню территориальной  концентрации:

    • изолированные;
    • сгруппированные:
    • торговый комплекс,
    • торговый центр,
    • молл,
    • торговая галерея.

По виду здании:

    • в отдельно стоящем здании;
    • встроенное в жилое здание;
    • встроено-пристроенное;
    • пристроенное.

По видам оказываемых  услуг:

    • связанные с покупкой товара;
    • связанные с оказанием помощи покупателям при использовании товаров;
    • связанные с созданием благоприятной обстановки при посещении магазина.

По особенностям размещения (месту расположения):

    • регионального значения (региональный торговый центр);
    • общегородского значения (центральный деловой район);
    • районного значения (районный торговый центр);
    • жилого (местного) значения (торговый центр микрорайона).

По форме обслуживания:

    • салонное обслуживание;
    • индивидуальное обслуживание.
    • Классификация оптовой торговли

по широте ассортимента

  • ассортимент широкий (1-100 тыс. наименований);
  • ассортимент ограниченный (< 1000 наименований);
  • ассортимент узкий (< 200 наименований);
  • ассортимент специализированный;

по способу  доставки

    • доставка своим транспортом;
    • продажа со склада (самовывоз);

по степени  кооперации

    • горизонтальная кооперация для совместных закупок и организации оптовых рынков;
    • вертикальная кооперация для целей сбыта и конкуренции с розничной торговлей за рынок конечных потребителей;

по отношению  к системе сбыта 

  • эксклюзивная система сбыта: производитель предоставляет лицензию на торговлю по условиям франчайзинга;
  • селективная система сбыта: дистрибьютерские и дилерские соглашения между производителем и выбранными им оптовыми компаниями;
  • интенсивная система сбыта: работа одновременно со всеми посредниками;

по размеру  оборота 

    • крупные оптовики;
    • средние оптовики;
    • мелкие оптовики;

с точки зрения организации оптовой торговли существует три общей категории:

    • оптовая торговля производителей;
    • оптовая торговля предприятий-посредников;
    • оптовая торговля, осуществляемая агентами и брокерами. [1.c 53-58]    

1.3 Характеристика современных форматов

В настоящее время перед  розничной торговлей стоят большие  задачи включая требования развития, необходимость структурной перестройки  розничной торговой сети ,решением проблем ,связанных с увеличением численности предприятий  и их размещением. Состояние потребительского рынка на сегодняшний  день характеризуется жесткой структуризацией и определяется вводом в действие новых форматов и подформатов организации торговли. Понятие «формат магазина» выступает характеристикой , определяющий не только тип , но и концепцию магазина . Под форматом понимается магазинная форма розничной торговли , ориентированная на определенную целевую группу потребителей. Поэтому формат в розничной торговле –это совокупность характеристик ,четко определяющих роль торговой точки для потребителей.

Цель формата в розничной  торговле такая же , как и в других сферах человеческой деятельности – задать общепринятый стандарт ,уже опробированную и успешную технологию. Торговые предприятия , так же ,как и предприятия любого другого типа ,выживают только при наличии какого –либо долгосрочного конкурентного преимущества. Поэтому в системе торговых форматов нет никакого хаоса: каждый из форматов занимает свое конкретное место.

В настоящее время в  России   действуют пять различных  форматов розничной торговли ,принятых компаниями ,специализирующимся в основном на продаже продуктов питания:

-Гипермаркет

-Супермаркет

-Cash@carru

-Дискаунтер

Магазин «у дома»  [1, с 67-71]

 

 

Табл .1. специфика критериев стратегии ведущих форматов предприятий розничной торговли

 

2. Анализ статистических показателей, характеризующих торговлю 2.1Современное состояние и развитие оптовой и розничной торговли в РФ и Оренбургской области

Рассмотрим некоторые  показатели, характеризующие изменения  в торговой сфере, как самой динамичной на сегодняшний день. Оборот розничной  торговли в России растет быстрыми темпами (табл.2).

 

Табл. 2. Оборот розничной торговли по РФ

 
Год

 
Всего, млн.р.

 
Оборот прод. товаров, млн.р.

 
Оборот непрод. Товаров, млн.р.

 
Оборот розничной торговли торгующих  организаций, млн.р.

 
Продажа на рынках и ярмарках, млн.р.

 
2000

 
2352274,3

 
1093195,2

 
1259079,1

 
1735155,3

 
617119,0

 
2001

 
3070014,0

 
1416832,3

 
1653181,7

 
2294218,0

 
775796,0

 
2002

 
3765363,6

 
1753919,6

 
2011444,0

 
2842887,9

 
922475,7

 
2003

 
4529632,9

 
2091747,8

 
2437885,1

 
3454648,5

 
1074984,4

 
2004

 
5642497,7

 
2580299,2

 
3062198,5

 
4381550,9

 
1260946,8

 
2005

 
7041509,1

 
3217647,3

 
3823861,8

 
5545798,0

 
1495711,1

 
2006

 
8711919,9

 
3947402,3

 
4764517,6

 
7000310,4

 
1711609,5

 
2007

 
10868976,4

 
4891343,5

 
5977632,9

 
9218579,4

 
1650397,0

 
2008

 
13920731,7

 
6484715,3

 
7436016,4

 
12090154,7

 
1830577,0

 
2009

 
14602528,2

 
7103772,4

 
7498755,8

 
12629093,0

 
1973435,2


 
 
Представим таблицу в форме  диаграммы (диаграмма 1). 
 
 
 
Диаграмма 1. Оборот розничной торговли 
 
Таким образом, мы наблюдаем постоянный рост оборота розничной торговли, причем прирост оборота торгующих организаций значительно превышает прирост оборота от продаж на рынках и ярмарках. Доля непродовольственных товаров в обороте превышает долю продовольственных товаров. Однако, тем не менее, доля продовольственных товаров достаточно высока, что свидетельствует об относительно низком уровне жизни населения.  
Бурный рост товарооборота происходит на фоне тенденции по уменьшению числа крупных и средних хозяйствующих субъектов в Российской Федерации. Это означает: уход с российского рынка российских компаний, не способных приспособиться к новым реалиям и не выдерживающим конкуренции в первую очередь с сильными иностранными компаниями. По данным Федеральной службы государственной статистики, число крупных и средних хозяйствующих субъектов изменилось с 69,4 тысяч в 2005 году до 57,3 тысяч в 2007 году. 
При этом доля товаров российского производства снижалась до 2008 года, однако, за последние два года произошло заметное увеличение (табл.2).

 

Табл. 3. Структура товарных ресурсов 

 
 Структура товарных ресурсов розничной торговли

 
(в фактически действовавших ценах;  в процентах к итогу)

 
 

 

 
2002

 
2003

 
2004

 
2005

 
2006

 
2007

 
2008

 
2009

 
2010

 
2011

 
Товарные ресурсы розничной торговли  всего

 
100

 
100

 
100

 
100

 
100

 
100

 
100

 
100

 
100

 
100

 
в том числе за счет:

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
собственного производства

 
59

 
57

 
57

 
55

 
54

 
53

 
56

 
59

56

57

 
поступлений по импорту

 
41

 
43

 
43

 
45

 
46

 
47

 
44

 
41

44

43

Информация о работе Современные тенденции и перспективы развития торговли