Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 16:59, курсовая работа
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- изучить теоретические, экономические основы торговли;
-дать краткую характеристику и анализировать состояние торговли в России.
- охарактеризовать основные черты розничной и оптовой торговли, выявить их основные отличия;
- описать и структурировать основные форматы розничной торговли, выявить возможные подходы к структурированию;
- описать и структурировать основные форматы оптовой торговли;
Введение…………………………………………………………………………...2
1. Теоретические основы развития розничной и оптовой торговли ………….4 1.1Особбености развития оптовой и розничной торговли………………...…..4
1.2 Сущность и классификация оптовой и розничной торговли……...……….7
1.3 Характеристика современных форматов…………………………..………12
2.Анализ статистических показателей, характеризующих торговлю………..15
2.1.Оптовая и розничная торговля в РФ и Оренбургской области……….…..15
2.2Форматы оптовой и розничной торговли……………………………..…….24
2.3Проблемы развития отрасли торговли……………………………………...28
3.Современные тенденции и перспективы развития торговли…….…….…33
3.1 Государственное регулирование……………………………………………33
3.2 Пути совершенствования отрасли торговли……………..…………….…..39
Заключение……………………………………………………….……………...45
Список использованных источников…………………………….…………….47
Увеличивается также и обеспеченность
товарными запасами (табл.4): [7 c 220-228]
Табл. 4.Товарные запасы в организациях
розничной торговли
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В Оренбургской области наблюдается
устойчивый рост оборота розничной
торговли. Оборот розничной торговли –
явление динамическое; он непрерывно изменяется
,проанализируем динамику данного явления
(табл.5): [8 c 330-336]
Табл. 5. Оборот розничной торговли по Оренбургской области
Годы |
Миллионов рублей за (1990,1995гг.-млрд.руб.) |
В процентах к предыдущему году (в сопоставимых ценах ) |
1990 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 |
2,9 3331,1 17099,6 21841,6 26007,5 30469,8 40885,8 54408,7 69486,9 90265,5 125959,2 136473,4 157681,8 |
123,4 73,4 102,6 108,4 107,7 107,5 124,3 122,3 118,8 121,3 123,4 99,7 108,7 |
Оборотом розничной торговли
называется выручка от продажи товаров,
проданных населению для
Отметим, на 87,5% он сформировался за счёт торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в стационарной торговой сети. В Оренбуржье незначительно снизился спрос на пищевые продукты и вырос на непродовольственные товары: 43,8% и 56,2% соответственно, по сравнению с прошлогодним показателями – 45,4% и 54,6%. За десять месяцев года населению области продано пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий, почти на 76 миллиардов рублей, непродовольственных товаров – более чем на 97 миллиардов рублей, что в товарной массе составило к уровню января-октября 2011 года соответственно 105,8% и 111,8%. На 11,2% увеличился по сравнению с прошлым годом индекс физического объёма оборота общественного питания, составив в сумме 10 миллиардов 782,4 миллиона рублей. Удельный вес продажи товаров на рынках и ярмарках составил 12,5% оборота розничной торговли. В городах и районах области продолжается проведение ярмарок «выходного дня». За январь-октябрь 2012 года проведено 2081 таких ярмарок, где продано товаров на сумму свыше 902,3 миллионов рублей. [3c.30-32]
Оптовая торговля
Ежегодный прирост оборота
оптовой торговли в реальном выражении
составляет 14-15%, а её объемы составляют
порядка 30 трлн. руб. Таким образом,
внутренняя оптовая торговля развивается
весьма динамично и по темпам роста
идет в ногу с предприятиями розницы
(диаграмма 3).
Диаграмма 2. Оборот оптовой торговли
Структура оптовой торговли более или
мене однородна, с некоторым доминированием
трех основных направлений. Около 22,5% выручки
создается за счет продажи топлива, порядка
20% — за счет продажи продовольствия и
чуть более 17% — за счет непродовольственных
товаров.[5 с 34-38]
Диаграмма 3. Структура оптовой торговли
Специфической чертой российской оптовой
торговли является очень слабая её развитость
в регионах. Более 37% оборота предприятий
розничной торговли приходится на Москву,
при том, что доля Москвы в розничной торговле
только 23%. Это означает, что региональные
рынки развиты пока довольно слабо (по
сравнению с Москвой) и на них значительно
большую долю занимают прямые связи продавцов
с производителями продукции. Это приводит
и к менее широкому ассортименту продукции
в магазинах, и к перекосу в структуре
издержек предприятий розницы на связи
с производителями, с неминуемым отвлечением
средств от расходов для улучшение качества
обслуживания в магазинах и т.д.
Диаграмма 4. Развитие оптовой торговли
по регионам
Оборот оптовой торговли в Оренбургской области не стабилен , в 2000, 2001 и 2004 годах наблюдалось резкое снижение оборота до 40% в год ,в настоящее время он возрастает. Данные представлены в таблице (табл.5):
Табл. 6. Оборот оптовой торговли по Оренбургской области
ОБОРОТ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ
( в фактически действовавших ценах)
2000 |
2005 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Миллионов рублей | ||||||
Оборот оптовой торговли Всего
Из него оборот организаций оптовой торговли |
31482,0
23908,7 |
48269,8
23779,6 |
79655,4
51811,7 |
108266,6
79464,8 |
71311,9
57156,0 |
85523,5
77116,9 |
В процентах к предыдущему году ( в сопоставимых ценах) | ||||||
Оборот оптовой торговли Всего
Из него оборот организаций оптовой торговли |
57,8
68,4 |
104,9
106,1 |
123,6
133,2 |
107,9
121,7 |
74,3
81,1 |
103,7
116,6 |
2.2Форматы оптовой и розничной торговли
В современной торгово-
В общем объеме оборота розничной торговли
продовольственными товарами современные
форматы занимают менее 20%. Еще 44% приходятся
на открытые рынки и 36% на другие устаревающие
форматы, такие как киоски, традиционные
магазины «возле дома» и т. д. В некоторых
регионах доля современных предприятий
розничной торговли еще ниже. Ожидается,
что эта доля в ближайшее время быстро
возрастет, так как сети розничной торговли
активно продвигаются в регионы.
Наиболее активными темпами, как показали ежегодные исследования , наращивают количество торговых точек (ТТ) гипермаркеты и супермаркеты, причем в связи с закрытием «АЛПИ» и «Мосмарта» доля гипермаркетов демонстрирует тенденцию к снижению, несмотря на высокие темпы органического роста сетей «Карусель» и «Магнит»
В структуре увеличения торговых
площадей по СЗФО на долю гипермаркетов
пришлось 40,6% (открылись шесть
В 2009 г. прирост ТТ в сегменте продуктового ритейла в городах России составил 12,6%: 5,1% – в 24 крупнейших городах, соответственно 7,5% пришлись на другие города. Показатели же традиционных видов торговли в мегаполисах постепенно сокращаются. Доля прироста ТТ через каналы прод- и промрынков открытого типа соответственно составляет -10% и -12%. Наибольшие потери открытые рынки имеют в обеих столицах, где потребители предпочитают отовариваться продуктами питания и предметами первой необходимости в гипер супермаркетах и дискаунтерах.
В Москве и Санкт-Петербурге
продолжается борьба между
Население обеих столиц стало тратить более половины семейного бюджета в дискаунтерах не только по причине сокращения «покупательской корзины» и экономии, но и во избежание больших временных затрат при совершении необходимых покупок.Учитывался индекс капитала марки, численно выражающий, насколько силен бренд сети, который складывался из двух составляющих: знания марки (сколько опрошенных знают о марке и называют ее в числе первых) и отношения к марке (готовность предпочесть ее другим). [9 ]
В Москве лидером по показателю индекса капитала марки остается «Ашан», в Санкт-Петербурге – ритейлер «О’кей». Сеть «Лента» в Санкт-Петербурге получила самые низкие результаты указанного индекса среди всех ритейл-брендов за 5-летний срок. Наибольший рост продемонстрировала сеть «Пятерочка»: и на московском, и на петербургском рынках восприятие ее имиджа улучшилось. Эксперты объясняют это действиями компании по укреплению своих позиций: коммуникативными стратегиями (привлечение покупателей с помощью рекламы и промоакций) и бизнес-решениями (снижение цен на товары, открытие новых ТТ и т.д.).[22]
Для формирования сильного
бренда также важен такой
По ценовому фактору (в категории «Самые низкие цены») в Москве стали лидерами «Ашан», «Копейка» и «Пятерочка». Дискаунтеры «Пятерочка» и «Копейка» оказались, по мнению респондентов, магазинами с наиболее выгодными ценами: «Копейку» отметили 22% (в 2009 г. – 17%), «Пятерочку» – 31% москвичей (в 2009 г. – 23%). «Ашан» назвали 36% опрошенных (в 2009 г. – 45%). [22]
В Санкт-Петербурге
первые позиции удерживают «
Отметив успешную работу «Пятерочки» в укреплении имиджа бренда, а также прирост в 8% за год (очень высокий показатель для столицы), эксперты Nielsen Shopper Trends констатировали сокращение разрыва в ценовом факторе между данной сетью и лидирующим «Ашаном».
Завидных результатов достигла и сеть «Магнит»: она открыла в 2009 г. 646 магазинов (против 382 в 2008 г.), львиную долю которых составили дискаунтеры, и увеличила выручку на 28,12%. Средний чек в «Магните» вырос на 5,75%. Сеть сделала ставку на развитие в регионах, покупательская способность которых была наиболее уязвима для инфляции. Клиенты «Магнита» стали не только тратить меньше денег на покупки, но и реже ходить в магазины – поэтому количество чеков в сети снизилось на 1,52%.[6]
«Дикси», специализирующаяся на нижнем ценовом сегменте, по темпам роста отстала от конкурентов: компания открыла 44 магазина, ее выручка увеличилась в сравнении с 2008 г. всего на 12% (тогда – на 38%).
Все лидеры продуктового ритейла, придерживались политики низких цен. Однако, утверждают специалисты, уже в ближайшей перспективе российским ритейлерам для удачного позиционирования своих услуг на рынке необходимо будет предложить потребителю не только дешевые товары, но и, например, приемлемое соотношение «цены-качества», расширенный ассортимент, удобное размещение продукции и отсутствие пустых товарных полок.
Информация о работе Современные тенденции и перспективы развития торговли