Современные тенденции и перспективы развития торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 16:59, курсовая работа

Краткое описание

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- изучить теоретические, экономические основы торговли;
-дать краткую характеристику и анализировать состояние торговли в России.
- охарактеризовать основные черты розничной и оптовой торговли, выявить их основные отличия;
- описать и структурировать основные форматы розничной торговли, выявить возможные подходы к структурированию;
- описать и структурировать основные форматы оптовой торговли;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Теоретические основы развития розничной и оптовой торговли ………….4 1.1Особбености развития оптовой и розничной торговли………………...…..4
1.2 Сущность и классификация оптовой и розничной торговли……...……….7
1.3 Характеристика современных форматов…………………………..………12
2.Анализ статистических показателей, характеризующих торговлю………..15
2.1.Оптовая и розничная торговля в РФ и Оренбургской области……….…..15
2.2Форматы оптовой и розничной торговли……………………………..…….24
2.3Проблемы развития отрасли торговли……………………………………...28
3.Современные тенденции и перспективы развития торговли…….…….…33
3.1 Государственное регулирование……………………………………………33
3.2 Пути совершенствования отрасли торговли……………..…………….…..39
Заключение……………………………………………………….……………...45
Список использованных источников…………………………….…………….47

Вложенные файлы: 1 файл

отрасль111111 (восстановлен) (восстановлен).docx

— 435.27 Кб (Скачать файл)

Поскольку изменения на продуктовом  рынке коснулись и товарного  ассортимента, необходимо привести статистические данные относительно основных продуктовых  групп товаров, производителей и  торговых марок, завоевавших наибольшие симпатии покупателей. 
причем в связи с закрытием «АЛПИ» и «Мосмарта» доля гипермаркетов демонстрирует тенденцию к снижению, несмотря на высокие темпы органического роста сетей «Карусель» и «Магнит». Ключевыми форматами для российских ритейлеров в 2010-2011 годах остаются дискаунтер и гипермаркет. Что касается супермаркетов, то продолжается процесс изменения их концепции, основные элементы которой – повышение доли свежих продуктов и сокращение доли непродовольственных товаров (подобная программа реализуется сетями «Перекресток», «Ситистор» и «Ашан-Сити»). Кроме того, некоторые ритейлеры отказываются от развития данного формата и закрывают супермаркеты (например, «Мосмарт», Max-Mix) или переформатируют некоторые из них в дискаунтеры (например, X5 Retail Group – «Перекрестки» в «Пятерочки»). [6]

2.3Проблемы развития отрасли  торговли

Существует ряд проблем , с которыми отрасль торговли сталкивается в структуре рыночных отношений .  Одной , из которых является проблема , связанная с государственным регулированием .

  К проблемам государственного регулирования, негативно сказывающимися, на развитии торговли , можно отнести следующие .

Во – первых , некоторые аспекты торговой деятельности являются чрезмерно зарегулированными . Во- вторых , отдельные положения нормативно-правовых актов допускают неоднозначное толкование в силу недостаточного раскрытия понятийного аппарата . Дополнительной проблемой является отсутствие в некоторых случаях четкого разграничения полномочий по регулированию торговой деятельности между федеральными и региональными властями . В-третьих , отдельные нормативно –правовые акты , регулирующие различные аспекты торговой деятельности , содержат пункты , противоречащие друг другу .

  До последнего времени  регулирование отрасли торговли  в России характеризовалось низкой  степенью вмешательства со стороны  государства:

- невмешательство в процесс  взаимодействия производителей  и торговых организаций ;

-отсутствие механизмов  защиты внутреннего рынка от  иностранных розничных компаний;

-отсутствие ценового  контроля по большинству товарных  позиций;

-отсутствие требований  экологического контроля для  торговых организаций;

-слабое вмешательство  со стороны ФАС;

-отсутствие внимание к вопросам  подготовки кадров ;

-отсутствие регулирования  оптовых и дистрибуционных  компаний;

-существенное делегирование  полномочий по работе с отраслью  региона. Такая регуляторная политика привела к ряду как положительных ,  так и отрицательных эффектов для самой отрасли , потребителей и государства .

    Злоупотребление  местными властями своими полномочиями  – одно из главных препятствий  для развития торговли в стране . Местные власти  часто имеют личную заинтересованность в бизнесе региональных розничных компаний и препятствуют конкуренции , затягивая задачу разрешений на строительство , лицензий и других документов новым игрокам .

   В секторе оптовой  торговли отмечается злоупотребление  со стороны сотрудников таможенных  органов . В частности , отмечаются неоправданно длительные сроки оформления грузов , халатное обращение с грузами и их неправильное хранение, приводящие в отдельных случаях к порче или полной потере груза .  Налоговое законодательство приводит к избыточному объему бухгалтерской отчетности для хозяйственных обществ и низкому уровню применения патентов самозанятыми и малыми семейными компаниями . [25 c.18]

  Одной из наиболее  острых проблем ,препятствующих развитию коммерческой деятельности в России , является недостаточно развитая инфраструктура , а именно не развитость торговой инфраструктуры по сравнению с зарубежной , неприспособленность инфраструктуры , созданной до 1990-х годов , для развития современных форм торговли , недостаточные темпы и объемы строительства новых торговых площадей . Под инфраструктурой понимаются не только базовые инфраструктурные объекты, такие как дороги, порты , склады, торговые объекты , сети электроснабжения, но и инфраструктура услуг для сектора торговли  , включающая наличие необходимого количества высоко развитых логистических компаний , дистрибуторов и оптовых поставщиков сертифицирующих и лицензирующих организаций , компаний , работающих на рекламном рынке , образовательных учреждений .

  Основное беспокойство  у торговых организаций всех  товарных сегментов вызывает  низкая обеспеченность дорогами  многих населенных пунктов и  даже отсутствие дорожной связи  между отдельными территориями . Такое положение дел не позволяет в срок и в достаточном количестве осуществлять поставки товаров во многие регионы , нарушает процесс товарообмена между регионами , тесно связанными торговыми отношениями , создает угрозу дефицита и приводит к росту цен на отдельные группы товаров.

  Аналогично связывается  ситуация и со складскими помещениями . Для таких товаров как продукты питания , требующих особых условий хранения проблема отсутствия складов приводит к тем же последствиям , что и низкая обеспеченность дорогами .

  В России отдаленные  и труднодоступные территории  зачастую характеризуется острым  дефицитом и даже полным отсутствием  торговых площадей . Около 5 % населения России не имеют доступа к торговым объектам , вследствие того , что для розничных компаний нецелесообразно с экономической точки зрения открывать магазины в населенных пунктах с невысоким платежеспособным спросом и с недостаточно развитой инфраструктурой . Особенно характерна данная ситуация для городов Крайнего Севера , Дальнего Востока  и Северного Кавказа. [4 c.147-153]

  Торговая отрасль  обеспечивает рабочими местами  пятую часть экономически активного  населения страны с уровнем  оплаты труда соответствующим  среднему по стране . Однако в отрасли наблюдается значительный дефицит и недостаточная квалификация кадров , которые вызваны главным образом быстрым ростом сферы торговли в последние годы , низким социальным престижем низко квалифицированных работ в сфере торговли , недостаточным качеством обучения торговым специальностям в российских вузах .

  Персонал в сфере  розничной торговли условно можно  разделить на три категории :

- низко квалифицированный  персонал , например , кассиры , продавцы , операторы торгового зала , грузчики ;

-сотрудники средней квалификации , например , менеджеры магазинов , руководители отделов;

-топ-менеджеры , высшее руководство розничных компаний .

  Наибольший дефицит  трудовых ресурсов наблюдается  на уровне низкоквалифицированного  персонала и сотрудников средней  квалификации . Проблемы с набором персонала низкой квалификации связаны,  в первую очередь с низким уровнем оплаты труда , высокой текучестью кадров,низкой квалификации связаны , в первую очередь с мотивацией к работе и низкой степенью престижности профессии . Текучесть персонала данной категории может доходить до 50 % , а спрос может превышать предложение в отдельных случаях в два раза  .

  Также существует  дефицит кадров средней и высшей  квалификации , который связан , с одной стороны , с быстрым ростом розничной торговли , с другой стороны , с недостаточным качеством подготовки выпускников вузов, обучающихся торговым специальностям . [4 с 147-153]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Современные тенденции  и перспективы развития торговли.

3.1 Государственное регулирование

Одной из основ рыночных отношений является механизм государственного регулирования торговой деятельности. Однако в мире нет такой экономики ,в которой все работало бы идеально. Основы регулирования торговой деятельности ,согласно Конституции РФ находится в введении государства,

и оно определяет их стратегическое направление посредством законодательных  и правовых нормативных актов, в  том числе указов Президента РФ и  постановлений Правительства РФ. [25 c.18]

Одним из основополагающих нормативных документов ,определивших основы ценообразования , является Указ Президента РФ № 221 от 21 февраля 1995 года «О мерах по упорядочиванию государственного регулирования цен (тарифов)». Его целями явились дальнейшее углубление экономических реформ ,повышение эффективности рыночной экономики и упорядочение государственного регулирования цен (тарифов).

Государственное регулирование  цен  (тарифов ) продукции ,естественных монополий   закреплено Федеральным законом  № 147 от 17 августа 1995 года . «О естественных монополиях» (в ред. От 26 марта 2003 г.).

Особо следует выделить новый  закон №381 –ФЗ «Об основах  государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Этот закон был внесен Правительством РФ 15 июля 2009 года. 18декабря 2009 года данный закон был принят в третьем и окончательном чтении в государственной думе РФ. Совет Федерации на последнем в 2009 году заседании также одобрил закон о государственном регулировании торговли , направленный на создание прозрачных условий взаимодействия поставщиков и розничных сетей , а также содержащие довольно жесткие нормы антимонопольного регулирования. 28 декабря 2009 года президент РФ Д.А.Медведев  подписал данный закон который вступил в силу с 1 февраля 2010 года. Работа над законом продолжалась несколько лет , в первом чтении вариант , разработанный правительством ,был принят еще в сентябре. Ко второму чтению поступило около 300 поправок, оно состоялось 16 декабря . По ключевым вопросам пришлось преодолевать диаметрально противоположные точки зрения , вырабатывать решения , приемлемые как для производителей сельскохозяйственной продукции , так и для торговых сетей . [25 c.18]

По словам председателя комитета по экономической политике и предпринимательству , мощная система антимонопольного регулирования по всей цепочке – самая главная составляющая законопроекта . Закон заранее определяет порог доминирования и не позволит предпринимателям переступить эти законодательные рамки . Принципы , прописанные в законопроекте - это принципы свободной конкуренции , необходимые для развития и регулирования цен . Законопроект не предполагает прямого регулирования цен и наценок , поскольку это не возможно осуществить на практике и противоречит принципам рыночной экономики .

Владельцы многих торговых сетей , узнав о перспективах , которые их ожидают , заранее поспешили отказаться от применения недобросовестных практик , взимая бонусов , навели порядок в сроках расчетов с поставщиками.  А законодатели , внимая общественному мнению .смогли уточнить наиболее спорные позиции . Законопроект в первую очередь направлен на интересы потребителей , на создание равных возможностей производителей , поставщиков и розничных торговых сетей , в том числе посредством развития конкуренции .Что приведет к ограничению роста цен и их снижению .Хотя документ не предполагает прямого регулирования цен и наценок , поскольку  это невозможно осуществить и противоречит принципам рыночной экономики.

Мощная система антимонопольного регулирования по всей цепочке –  самая главная составляющая законопроекта . Закон призван стимулировать реальную конкуренцию в торговле , в том числе за счет дополнительных антимонопольных мер , за счет развития не только крупных торговых сетей,но и малого и среднего бизнеса . В результате государство пытается добиться более справедливого перераспределения прибыли в цепочке производитель – переработчик – продавец и более адекватной конечной цены на потребительские товары , прежде всего – продовольствие . [19 c.220]

«Мы заинтересованы в том , чтобы права и интересы всех участников рынка эффективно защищались и торговая отрасль в России продолжала развиваться динамично и цивилизованно» , - сказал Борис Грызлов .

Были уточнены предельные сроки платы за поставленную в  торговлю продукцию:10 , 30 и 45 календарных  дней в зависимости от срока годности продукции. Продовольственные товары , на которые срок годности установлен менее 10 дней, подлежит оплате в срок не позднее чем 10 рабочих дней со дня приемки . Если же срок годности установлен от 10 до 30 дней включительно – оплата должна произведена в срок не позднее 30 календарных дней. Продовольственные товары сроком свыше 30 дней , а также алкогольная продукция, произведенная на территории Российской Федерации , подлежит оплате в срок не позднее чем 45 календарных дней .

Ко второму чтению была внесена поправка , предоставляющая  правительству право при определенных условиях устанавливать предельно  допустимые розничные цены на продовольственные  товары на срок не более 90 календарных  дней . Такая мера может действовать  только в том случае , если в течении 30 календарных дней подряд на территории какого - либо региона рос т розничных цен на эти товары составил 30 и более процентов . «Государство сможет использовать эту норму там ,где произошел взлет цен ,спровоцированный недобросовестной практикой ,стихийным бедствием или другими форс –можорными обстоятельствами» , - пояснил зампред думского Комитета по экономической политике и предпринимательству , руководитель рабочей группы по подготовке законопроекта Андрей Голушко .

Информация о работе Современные тенденции и перспективы развития торговли