Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 16:59, курсовая работа
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- изучить теоретические, экономические основы торговли;
-дать краткую характеристику и анализировать состояние торговли в России.
- охарактеризовать основные черты розничной и оптовой торговли, выявить их основные отличия;
- описать и структурировать основные форматы розничной торговли, выявить возможные подходы к структурированию;
- описать и структурировать основные форматы оптовой торговли;
Введение…………………………………………………………………………...2
1. Теоретические основы развития розничной и оптовой торговли ………….4 1.1Особбености развития оптовой и розничной торговли………………...…..4
1.2 Сущность и классификация оптовой и розничной торговли……...……….7
1.3 Характеристика современных форматов…………………………..………12
2.Анализ статистических показателей, характеризующих торговлю………..15
2.1.Оптовая и розничная торговля в РФ и Оренбургской области……….…..15
2.2Форматы оптовой и розничной торговли……………………………..…….24
2.3Проблемы развития отрасли торговли……………………………………...28
3.Современные тенденции и перспективы развития торговли…….…….…33
3.1 Государственное регулирование……………………………………………33
3.2 Пути совершенствования отрасли торговли……………..…………….…..39
Заключение……………………………………………………….……………...45
Список использованных источников…………………………….…………….47
Поскольку изменения на продуктовом
рынке коснулись и товарного
ассортимента, необходимо привести статистические
данные относительно основных продуктовых
групп товаров, производителей и
торговых марок, завоевавших наибольшие
симпатии покупателей.
причем в связи с закрытием «АЛПИ» и «Мосмарта»
доля гипермаркетов демонстрирует тенденцию
к снижению, несмотря на высокие темпы
органического роста сетей «Карусель»
и «Магнит». Ключевыми форматами для российских
ритейлеров в 2010-2011 годах остаются дискаунтер
и гипермаркет. Что касается супермаркетов,
то продолжается процесс изменения их
концепции, основные элементы которой
– повышение доли свежих продуктов и сокращение
доли непродовольственных товаров (подобная
программа реализуется сетями «Перекресток»,
«Ситистор» и «Ашан-Сити»). Кроме того,
некоторые ритейлеры отказываются от
развития данного формата и закрывают
супермаркеты (например, «Мосмарт», Max-Mix)
или переформатируют некоторые из них
в дискаунтеры (например, X5 Retail Group – «Перекрестки»
в «Пятерочки»). [6]
2.3Проблемы развития отрасли торговли
Существует ряд проблем , с которыми отрасль торговли сталкивается в структуре рыночных отношений . Одной , из которых является проблема , связанная с государственным регулированием .
К проблемам государственного регулирования, негативно сказывающимися, на развитии торговли , можно отнести следующие .
Во – первых , некоторые аспекты торговой деятельности являются чрезмерно зарегулированными . Во- вторых , отдельные положения нормативно-правовых актов допускают неоднозначное толкование в силу недостаточного раскрытия понятийного аппарата . Дополнительной проблемой является отсутствие в некоторых случаях четкого разграничения полномочий по регулированию торговой деятельности между федеральными и региональными властями . В-третьих , отдельные нормативно –правовые акты , регулирующие различные аспекты торговой деятельности , содержат пункты , противоречащие друг другу .
До последнего времени
регулирование отрасли
- невмешательство в процесс взаимодействия производителей и торговых организаций ;
-отсутствие механизмов
защиты внутреннего рынка от
иностранных розничных
-отсутствие ценового
контроля по большинству
-отсутствие требований экологического контроля для торговых организаций;
-слабое вмешательство со стороны ФАС;
-отсутствие внимание к вопросам подготовки кадров ;
-отсутствие регулирования оптовых и дистрибуционных компаний;
-существенное делегирование
полномочий по работе с
Злоупотребление
местными властями своими
В секторе оптовой
торговли отмечается
Одной из наиболее острых проблем ,препятствующих развитию коммерческой деятельности в России , является недостаточно развитая инфраструктура , а именно не развитость торговой инфраструктуры по сравнению с зарубежной , неприспособленность инфраструктуры , созданной до 1990-х годов , для развития современных форм торговли , недостаточные темпы и объемы строительства новых торговых площадей . Под инфраструктурой понимаются не только базовые инфраструктурные объекты, такие как дороги, порты , склады, торговые объекты , сети электроснабжения, но и инфраструктура услуг для сектора торговли , включающая наличие необходимого количества высоко развитых логистических компаний , дистрибуторов и оптовых поставщиков сертифицирующих и лицензирующих организаций , компаний , работающих на рекламном рынке , образовательных учреждений .
Основное беспокойство
у торговых организаций всех
товарных сегментов вызывает
низкая обеспеченность
Аналогично связывается
ситуация и со складскими
В России отдаленные
и труднодоступные территории
зачастую характеризуется
Торговая отрасль
обеспечивает рабочими местами
пятую часть экономически
Персонал в сфере
розничной торговли условно
- низко квалифицированный персонал , например , кассиры , продавцы , операторы торгового зала , грузчики ;
-сотрудники средней
-топ-менеджеры , высшее руководство розничных компаний .
Наибольший дефицит
трудовых ресурсов наблюдается
на уровне
Также существует
дефицит кадров средней и
3.Современные тенденции
и перспективы развития
3.1 Государственное регулирование
Одной из основ рыночных отношений является механизм государственного регулирования торговой деятельности. Однако в мире нет такой экономики ,в которой все работало бы идеально. Основы регулирования торговой деятельности ,согласно Конституции РФ находится в введении государства,
и оно определяет их стратегическое
направление посредством
Одним из основополагающих нормативных документов ,определивших основы ценообразования , является Указ Президента РФ № 221 от 21 февраля 1995 года «О мерах по упорядочиванию государственного регулирования цен (тарифов)». Его целями явились дальнейшее углубление экономических реформ ,повышение эффективности рыночной экономики и упорядочение государственного регулирования цен (тарифов).
Государственное регулирование цен (тарифов ) продукции ,естественных монополий закреплено Федеральным законом № 147 от 17 августа 1995 года . «О естественных монополиях» (в ред. От 26 марта 2003 г.).
Особо следует выделить новый закон №381 –ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Этот закон был внесен Правительством РФ 15 июля 2009 года. 18декабря 2009 года данный закон был принят в третьем и окончательном чтении в государственной думе РФ. Совет Федерации на последнем в 2009 году заседании также одобрил закон о государственном регулировании торговли , направленный на создание прозрачных условий взаимодействия поставщиков и розничных сетей , а также содержащие довольно жесткие нормы антимонопольного регулирования. 28 декабря 2009 года президент РФ Д.А.Медведев подписал данный закон который вступил в силу с 1 февраля 2010 года. Работа над законом продолжалась несколько лет , в первом чтении вариант , разработанный правительством ,был принят еще в сентябре. Ко второму чтению поступило около 300 поправок, оно состоялось 16 декабря . По ключевым вопросам пришлось преодолевать диаметрально противоположные точки зрения , вырабатывать решения , приемлемые как для производителей сельскохозяйственной продукции , так и для торговых сетей . [25 c.18]
По словам председателя комитета по экономической политике и предпринимательству , мощная система антимонопольного регулирования по всей цепочке – самая главная составляющая законопроекта . Закон заранее определяет порог доминирования и не позволит предпринимателям переступить эти законодательные рамки . Принципы , прописанные в законопроекте - это принципы свободной конкуренции , необходимые для развития и регулирования цен . Законопроект не предполагает прямого регулирования цен и наценок , поскольку это не возможно осуществить на практике и противоречит принципам рыночной экономики .
Владельцы многих торговых сетей , узнав о перспективах , которые их ожидают , заранее поспешили отказаться от применения недобросовестных практик , взимая бонусов , навели порядок в сроках расчетов с поставщиками. А законодатели , внимая общественному мнению .смогли уточнить наиболее спорные позиции . Законопроект в первую очередь направлен на интересы потребителей , на создание равных возможностей производителей , поставщиков и розничных торговых сетей , в том числе посредством развития конкуренции .Что приведет к ограничению роста цен и их снижению .Хотя документ не предполагает прямого регулирования цен и наценок , поскольку это невозможно осуществить и противоречит принципам рыночной экономики.
Мощная система
«Мы заинтересованы в том , чтобы права и интересы всех участников рынка эффективно защищались и торговая отрасль в России продолжала развиваться динамично и цивилизованно» , - сказал Борис Грызлов .
Были уточнены предельные сроки платы за поставленную в торговлю продукцию:10 , 30 и 45 календарных дней в зависимости от срока годности продукции. Продовольственные товары , на которые срок годности установлен менее 10 дней, подлежит оплате в срок не позднее чем 10 рабочих дней со дня приемки . Если же срок годности установлен от 10 до 30 дней включительно – оплата должна произведена в срок не позднее 30 календарных дней. Продовольственные товары сроком свыше 30 дней , а также алкогольная продукция, произведенная на территории Российской Федерации , подлежит оплате в срок не позднее чем 45 календарных дней .
Ко второму чтению была
внесена поправка , предоставляющая
правительству право при
Информация о работе Современные тенденции и перспективы развития торговли