Содержание, методы фискальной политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 21:21, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность. Для решения стратегических задач поступательного социально-экономического развития России необходимо, чтобы государство последовательно проводило эффективную макроэкономическую политику, используя научно-обоснованные и апробированные на практике современные механизмы макроэкономического регулирования российской экономики. При этом исключительно важным является обеспечение финансовой стабильности, сбалансированности бюджетной системы страны посредством совершенствования бюджетного процесса и налоговой системы и применения современных механизмов бюджетно-налогового регулирования экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 836.35 Кб (Скачать файл)

В течение 1980 — начале 1990-х  гг. в ведущих странах Запада проводились  радикальные налоговые реформы. Их цель — ввести более равномерное налогообложение равных по величине доходов, уменьшить налог на прибыли компаний, снизить прогрессивность налогообложения, ликвидировать ряд налоговых льгот.

Кстати, с самого начала экономических  преобразований в России правительство взяло ориентир на введение чрезвычайно высокого налогообложения на доходы фирм (все виды федеральных, региональных (собираемых субъектами Российской Федерации) и местных налогов и взносов в различные фонды доходили до 85—90%), что отрицательно сказалось на состоянии национальной экономики и перспективах ее подъема. Не случайно ответной реакцией явилось широкое развитие теневой экономики. В итоге Правительство Российской Федерации было не в состоянии собрать в доходную часть бюджета до половины предусмотренных налоговых поступлений.

Сотрудники налоговой  полиции обнаружили свыше ста  способов уклонения от налогов. Вот несколько, пожалуй, самых простых:

  • занижается объем произведенной продукции
  • завышается себестоимость товара (чтобы скрыть часть прибыли)
  • торговая выручка, полученная наличными, не приходуется, не указывается
  • используются чужие расчетные счета в банке по взаимной договоренности предпринимателей
  • при сдаче товаров в коммерческий магазин накладная (документ о поставке товаров) оформляется, но не регистрируется
  • и т.д.

Таким образом, теневая экономика  наносит серьезный ущерб формированию доходной части государственного бюджета.

 

    1.  Механизм и инструменты фискальной политики

 

Изменение уровня налогообложения  и государственных расходов в  целях воздействия на экономическое  развитие страны называется фискальной (бюджетно-налоговой) политикой государства. После Второй мировой войны фискальная политика стала основным средством  ослабления колебаний экономического цикла, обеспечения устойчивого  экономического роста, достижения высокого уровня занятости при умеренных  темпах инфляции1.

Основой фискальной политики государства являются следующие  положения.

Рост государственных  расходов увеличивает совокупный спрос  и, следовательно, ведет к расширению объема выпуска продукции, увеличению доходов, снижению безработицы. Однако, все это справедливо только в  том случае, если прирост государственных  расходов финансируется не за счет увеличения налоговых платежей, а  источником роста государственных  расходов является сознательно планируемый  бюджетный дефицит.

Направленность воздействия  налогов на объем производства, доходы и занятость противоположна воздействию  государственных расходов. Снижение налогов увеличивает располагаемый  доход и потребление. Рост потребления  вызывает расширение совокупного спроса, что в краткосрочном периоде (когда  цены постоянны) стимулирует рост объема производства, доходов, снижает уровень  безработицы. Со временем, однако, когда  ВНП достигнет своего потенциального уровня, рост совокупного спроса приведет к повышению цен.

Повышение налогов снижает  располагаемый доход, потребление  и, следовательно, приводит к сокращению совокупного спроса, объема выпуска, доходов и занятости.

Фискальная политика, предусматривающая  равное увеличение налогов и правительственных  налогов, приводит к эффекту сбалансированного  бюджета, суть которого состоит в  том, что равное изменение государственных  расходов и налогов приводит к  изменению равновесного выпуска  на ту же величину.

Предположим, что налоги и государственные расходы возросли на одну и ту же величину. К чему это  приведет?

Под влиянием роста государственных  расходов совокупный спрос возрастет, а под влиянием роста налогов  сократится. При этом, поскольку  мультипликатор правительственных  расходов «сильнее» налогового мультипликатора, окончательный, суммарный результат  будет состоять в приросте выпуска  продукции, равном увеличению налогов  и правительственных расходов.

Основными инструментами  фискальной политики является государственные (или правительственные) расходы  и налоги.

Государственные (или правительственные) расходы – это затраты на содержание института государства, а также  правительственные закупки товаров  и услуг. К последним могут  быть отнесены весьма разнообразные  виды закупок, например, закупка государством атомных подводных лодок, космических  ракет, солдатских шинелей, строительство  за счет бюджета электростанций, дорог, каналов, школ, медицинских учреждений, объектов культуры и просвещения, закупки  сельскохозяйственной продукции, внешнеторговые закупки и т.д. Таким образом, потребителем всего вышеназванного является государство2.

Как правило, государственные  закупки подразделяют на закупки  для собственного потребления государства, которые наиболее стабильны, и закупки  для регулирования рынка. Эти  расходы отражаются в расходной  части государственного бюджета. В  современном обществе смешанной  экономики роль государственных  расходов чрезвычайна важна. Поэтому  в перспективных экономических  программах развития общества большое  внимание уделяется регулирующей роли государственных расходов в обеспечении  социально-экономического развития, в формировании нового качества экономического роста.

В странах с развитой рыночной экономикой государство как покупатель обеспечивает реализацию до 20% ВНП. Для  этого существует система государственного заказа, привлекающая фирмы гарантированным  рынком сбыта, налоговыми и кредитными льготами, отсутствием риска неплатежей и т.д. Поэтому государственные  расходы и налоги – это важнейшие  инструменты государственного регулирования  экономики, определяющие уровень совокупных расходов, объемы национального производства, занятость населения.

Значительное место в  государственных расходах занимают трансфертные платежи. Трансфертные платежи  есть система экономических, политических мер и программ, которые через  перераспределение доходов через  государственный бюджет выплачивают  средства населению в основном в  денежной форме. Таким образом, происходит реинвестирование в людей, относящихся  к категории остро нуждающихся, т.е. живущих за чертой бедности3.

Кроме того, трансфертные платежи  представлены как выплаты по страхованию (или социальное обеспечение), по старости, выплаты работникам в связи с  несчастными случаями и профзаболеваниями  кормильцев и инвалидам, выплаты  процентов по государственному долгу.

Трансфертные платежи  формируются за счет налогообложения, в том числе подоходного налога, отчислений трудящихся в фонды социального  страхования, частной благотворительности  и т.д. Таким образом, с помощью  трансфертных платежей осуществляется перераспределение доходов в  пользу более бедных.

Налоги представляют собой  второй важнейший инструмент фискальной политики. Налоги есть нормативная  форма обложения доходов физических и юридических лиц, характеризующаяся  обязательностью и срочностью платежа. Они представляют собой доход государства, необходимый для его нормального функционирования4.

Использование налогов в  качестве инструмента централизованного  воздействия на экономическое развитие государства имеет длительную историю. Первый денежный поголовный налог на граждан был введен еще в Римской  империи во II в. н.э.

По мере развития обмена и экономической цивилизации  денежные налоги вытесняют другие виды платежей, в том числе и натуральный, и становятся господствующими.

Практика экономической  жизни располагает широким спектром видов налогов. По платежеспособности и методу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги непосредственно  уплачиваются конкретным плательщиком. Как правило, они прямо пропорциональны  платежеспособности.

Косвенные налоги – это  обязательные платежи, включаемые в  цену товара или услуги. Значительную их часть образуют акцизы.

По использованию налоги подразделяют на общие, поступающие  в общую доходную часть бюджета, и специальные (целевые). Они используются строго на определенные цели. Эти налоги, например, на продажу бензина, топлива, смазочных масел и др.

В соответствии с государственным  устройством и бюджетной структурой налоги подразделяются на государственные  и местные. Государственные налоги взимаются центральным правительством на основании государственного законодательства и направляются в государственный  бюджет. К ним относятся подоходный налог, налог на прибыль с корпораций, таможенные пошлины и т.п. Местные  налоги взимаются местными органами власти на соответствующей территории и поступают в местный бюджет. Местные власти взимают преимущественно индивидуальные акцизы и поимущественный налог5.

Соотношение различных видов  налогов на различных ступенях развития общества менялось. В XIX – начале ХХ веков главную роль играли косвенные  налоги, после Второй мировой войны  ведущую роль стали играть прямые налоги. Для современной налоговой  системы характерен рост взносов  в фонд социального страхования, который по темпам роста опережает  как прямые, так и косвенные  налоги.

Можно выделить три ступени  развития взглядов на роль налогов  в реализации государственных интересов:

    • на начальных этапах рыночной экономики налоги рассматривались исключительно в фискальных интересах как средство пополнения государственной казны,
    • затем пришли к выводу о необходимости ввести ограничения в фискальную функцию налогообложения. Таким ограничением стало требование не подрывать воспроизводственный процесс в микроэкономике,
    • для настоящего времени стало характерным стремление все в большей степени использовать налоги для корректировки хозяйственных пропорций в обществе6.

Традиции экономической  политики оказывают существенное влияние  на уровень налогового бремени. В  странах социально ориентированной  экономики (шведская модель) этот уровень  составляет около 50% ВВП. В странах, развивающихся на монетарных принципах, – около 30% ВВП. Более высокий  уровень налогов стал платой за социальную стабильность общества. Поскольку налоги перекладываются на покупателя (включаются в отпускные цены), то в этих странах  отмечаются и более высокий уровень  цен.

Тяжесть налогообложения  зависит от циклических колебаний. Она может быть ниже во время кризиса  и выше при более благоприятной  конъюнктуре.

Зависимость налоговых поступлений  от величины налоговой ставки была описана А. Лаффером. Графическое изображение указанной зависимости получило название кривой Лаффера, согласно которой, увеличение налоговых ставок приводит к росту налоговых поступлений лишь до определенных пределов (точка М). Дальнейшее увеличение налоговой ставки приведет к чрезмерности налогового бремени. Оно ведет к уходу многих производителей с рынка из-за банкротств и уклонению от налогов. Результатом указанных действий становится нежелательное уменьшение налоговых поступлений в казну.

Россия сегодня по налоговым  поступлениям явно находится не в  оптимальной позиции, превышающей  точку М. В результате запланированная  величина налоговых поступлений, превышающая 50% ВВП, оказалась нереальной. Фактически государство не может получить и 30–35% ВВП, что повлечет за собой задержку выплаты заработной платы работникам бюджетных организаций, усилению напряженности  с ростом неплатежей предприятий  друг другу7.

Кривая Лаффера показывает, что при определенных условиях снижения налоговых ставок может создать  стимулы для бизнеса, способствовать образованию дополнительных сбережений и тем самым содействовать  инвестиционному процессу. Уменьшение банкротств должно способствовать расширению налогооблагаемой базы, так как количество налогоплательщиков при этом должно возрасти.

В рыночной экономике налоги – это важнейший, но очень тонкий инструмент. Поэтому пользоваться данным инструментом нужно осторожно продуманно, ибо их предназначение состоит не только в фискальной функции –  по аккумуляции денежных средств  в бюджет, но и в распределительной, и контрольной функций.

ГЛАВА 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ  ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

 

2.1. Постановка  проблемы и методология исследования

 

В последнее время проводится много исследований, в которых  делается попытка оценить эффективность  отдельных сторон фискальной системы  с помощью отыскания точек  Лаффера для конкретных видов  налоговых сборов. 8

Вместе с тем концепция  кривой Лаффера изначально создавалась  применительно к понятию совокупного  налогового бремени, т. е. всей массы налоговых отчислений. Далее придерживаемся именно такого понимания проблемы и, следовательно, будем отыскивать точки Лаффера для усредненного макроэкономического показателя налогового бремени. Под последним мы будем понимать долю налоговых поступлений в консолидированный бюджет страны в объеме валового внутреннего продукта (ВВП).

Информация о работе Содержание, методы фискальной политики государства