Состояние и перспективы стабилизации рынка труда в национальной экономике Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 21:16, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из вышесказанного изучаемая в курсовой работе тема представляется особенно актуальной и значимой на сегодняшний день.
Целью данной курсовой работы является исследование состояния и перспектив стабилизации рынка труда в национальной экономике Республики Беларусь.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- раскрыть понятие и содержание рынка труда, определить его основные элементы;
- изучить основные модели регулирования рынка труда в развитых странах

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. РЫНОК ТРУДА: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ 5
2. ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ 20
3. ПУТИ СТАБИЛИЗАЦИИ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по макре.docx

— 268.92 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

  1. ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ

Долгое время считалось, что вследствие многообразия внутренних регуляторов, а также в силу социальной важности эффективного функционирования рынка рабочей силы он нуждается в квалифицированном регулировании. Представляется, что создание такой действенной системы регулирования в сфере занятости является одной из основных социальных задач государственной политики.

Однако в последнее время всё чаще звучит мнение, что регулирование рынка труда ограничивает свободу заключения трудовых соглашений. В его отсутствие работники и работодатели самостоятельно определяют уровень оплаты и условия труда.

Рынок труда является одним из индикаторов, состояние которого позволяет судить о национальном благополучии, стабильности, эффективности социально-экономических преобразований. Становление рыночных отношений в сфере труда в стране происходит в условиях глубокого экономического кризиса. Продолжающийся спад общественного производства обуславливает сокращение спроса на рабочую силу при одновременном росте ее предложения. Этим ясно очерчиваются перспективы и масштабы безработицы, которая вызывает необходимость вести непроизводительные расходы на оказание материальной помощи безработным, отрицательно сказывается на жизненном уровне населения. Обострившиеся проблемы занятости, снижение доходов и уровня жизни населения, недостаточность социальной защиты, усиление социальной напряженности свидетельствуют о необходимости корректировки проводимой политики на рынке труда, формирования новой экономической парадигмы занятости и рынка труда, что требует соответствующего научного обоснования и разработки конкретных рекомендаций по выходу из сложившейся ситуации, способствующих в будущем началу подъема российской экономики.

В связи с этим, не малый интерес представляют теоретические подходы ведущих экономических школ Запада к решению проблем занятости населения, ведь, в течение многих лет экономика развитых стран сталкивалась с целым рядом трудностей и кризисных потрясений. Приоритетность вопросов модернизации политики занятости признают представители практически всех современных школ в политэкономии, но вот взгляды на варианты решения этой проблемы отличаются достаточно сильно, вплоть до противоположных. В связи с этим существует необходимость критического осмысления существующих теорий экономического равновесия и занятости населения, и создания, на их основе, новой парадигмы экономической теории.

Многие проблемы труда и занятости, возникшие в развитых капиталистических странах на современном этапе НТР, являются весьма острыми и для нашей экономики или же имеют тенденцию к превращению в таковые. Это и несоответствие работы и работника, приводящие к недостаточно эффективному применению творческих возможностей человека, а также, к нерачительному использованию оборудования, сырья и топлива; и рост, так называемой, структурной безработицы (профессиональной и возрастной); и увеличивающаяся нагрузка на работающих членов общества, ввиду повышения удельного веса пенсионеров в общей численности населения и т. д. Практический опыт стран, с развитой рыночной экономикой, в решении подобных вопросов заслуживает всестороннего изучения.

Первое направление регулирования рынка труда - это законы о минимальной зарплате, устанавливающие нижний предел жалованья работников, а также законы о коллективных договорах (регулирующие не только абсолютный минимум оплаты труда, но и нижние пределы зарплат для различных профессиональных категорий), пособиях по безработице, оплате бюллетеней и пенсиях. Второе направление связано с установлением минимально допустимых условий труда. Здесь речь идет об ограничении продолжительности рабочего дня, законах против дискриминации, об участии рабочих в управлении предприятиями (к примеру, предписывающих создание совета трудового коллектива из избранных представителей работников), актах о «защите занятости», ограничивающих право работодателя увольнять работников, законах о передаче обязательств, призванных сохранить существующий уровень зарплат и условий труда при переходе бизнеса к другому собственнику, а также законах об охране здоровья работников и технике безопасности [12, с. 27].

Одной из принципиальных особенностей современного рынка труда в развитых странах является значительная распространенность предпринимательской деятельности. (Развитые страны характеризуются довольно высоким уровнем дохода на душу населения (ВВП - внутренним валовым продуктом - показателем, характеризующим стоимость всей конечной продукции, выпущенной на территории данной страны за один год). В таких странах большая часть населения имеет высокий уровень жизни. Развитые страны имеют, как правило, большой запас произведённого капитала и население, которое по большей части занято высокоспециализированными видами деятельности. В этой группе стран проживает около 15% населения мира.) Примерно каждый десятый работающий в США, Франции, Великобритании, каждый седьмой в Японии, каждый пятый в Италии является предпринимателем. Почти 2/3 из них возглавляют средние и мелкие предприятия, а каждый четвертый ведет дело, в котором занято 20 и менее человек. В Австралии большой выбор рабочих мест на любой вкус, и, даже во время кризиса, австралийский рынок труда держится довольно неплохо.

Труд в условиях частной собственности, когда она является не враждебным и противостоящим человеку понятием, а полным или частичным личным достоянием, формирует особо важные качества рабочей силы, которые высоко ценятся на рынке труда и быстрее всего закрепляются в людях, облаченных ответственностью предпринимателя. Личное владение утверждает в человеке сознание и чувство ответственности за принадлежащую ему частицу национального богатства, развивает в нем социальный инстинкт сбережения материальных и духовных ценностей, желание их развивать и укреплять. Около 80% занятых в западных странах в той или иной форме выступают владельцами или совладельцами семейного дела, мелких, средних и крупных предприятий, обладателями акций фирм и корпораций.

Развитые страны мира накопили богатый опыт по регулированию занятости населения, различающийся не только методами государственного воздействия, но и ключевыми принципами, на которых оно строится.

Появление бирж труда с государственным участием, их массовое распространение в капиталистических странах, по моему мнению действительно являются отправным пунктом эволюции государственной политики занятости и началом первого этапа. Кроме того, ранний интерес государства к вопросам регулирования занятости подтверждает и тот факт, что в начале ХХ в. в ряде стран появляются законы, определяющие минимум заработной платы, продолжительность  рабочей недели, а также гарантии получения рабочими компенсации за производственные травмы и увечья.

Рынок труда в США и Европе конца ХIХ─ начала ХХ вв. отличался стихийностью протекающих процессов, отсутствием полноценного трудового законодательства. В результате работодатели диктовали условия наемным работникам, а государство в конфликтных ситуациях становилось на сторону предпринимателей, поддерживая их порой силой оружия. Реализуемые государством меры были направлены лишь на смягчение социальных последствий неблагоприятной конъюнктуры на рынке труда.

Второй этап эволюции подходов к регулированию занятости, ознаменовавший коренное изменение взглядов на проблему занятости населения, связан с мировым экономическим кризисом 1929 – 1933гг.Кризис продемонстрировал необходимость государственного вмешательства в экономическую жизнь и в работу рынка труда в частности.

Для большинства развитых стран  в то время был характерен высокий уровень безработицы, носивший циклический характер. При этом государство не могло оказать реальной помощи своим гражданам как по экономическим причинам, так и в связи с отсутствием мер воздействия на рынок труда.

Третий этап охватывает период с конца 40-х до начала 70-х г. ХХ в., когда происходят восстановление и бурный рост экономик развитых стран. В послевоенный период роль государства в регулировании отношений на рынке труда неизменно возрастала. Ведущие страны пришли к согласию по поводу того, что хроническая безработица и общая социальная нестабильность должны быть устранены при помощи смешанной экономики и «государства всеобщего благосостояния».

Энергосырьевой кризис середины 1970-х гг. и резкий рост инфляции обусловили начало четвертого этапа, продлившегося до конца 1980-х гг. прошлого века. Глубокий экономический кризис сопровождался взлетом массовой и длительной безработицы. Государственные органы оказались бессильны перед ростом безработицы. Положительный саморегулирующийся механизм фордизма дал сбой.

Социально-экономические преобразования происходящие в стране, ставят перед статистической наукой и практической задачи по их дальнейшему развитию. Статистика является основополагающим элементом информационной системы общества, обеспечивающим органы власти, деловые круги и общественность сведениями о социально-экономическом положении страны.

В области статистики труда основное внимание обращено на дальнейшее совершенствование методологического и технологического обеспечения проведения и обработки материалов обследований населения по проблемам занятости.

Американская модель рынка труда характеризуется следующими показателями: децентрализацией законодательства о занятости и помощи безработным, которое принимается каждым штатом отдельно. На предприятиях действует жесткое отношение к работникам, которые при изменении конъюнктуры рынка могут быть уволены, причем работники не информируются об увольнении заблаговременно. Коллективными договорами охвачена только четверть работников. Недостаточно внимания уделяется внутрифирменной подготовке персонала, за исключением подготовки по специфическим для фирмы работам. Подобная политика фирм ведет к высокой географической и профессиональной мобильности работников.

В США исторически проводится политика поддержания конкурентного состояния экономики, недопущения ее высокой централизации, поощряется активная роль предпринимателей, жизненная установка работников на индивидуальный успех, на зарабатывание денег.

Для американской политики занятости характерна ориентация на высокую территориальную мобильность работников между предприятиями, на законченную профессиональную подготовку в учебных заведениях. Заработная плата на таких предприятиях устанавливается контрактами, коллективными договорами с учетом спроса и предложения рабочей силы.

Шведская модель характеризуется активной политикой государства в области занятости, делающей упор на меры по предупреждению безработицы, а не на содействие уже потерявшим работу, в результате чего уровень безработицы в этой стране минимальный. Политика занятости включает в себя четыре основные элемента:

1) ограничительную фискальную  политику, которая направлена на  поддержку менее прибыльных предприятий  и сдерживание прибыли высокодоходных  компаний для снижения инфляционной  конкуренции между ними в повышении  заработной платы;

2) политику «солидарности»  в заработной плате, которая преследует  цель достижения равной оплаты  за равный труд независимо  от финансового положения предпринимателя  или отраслевой принадлежности  фирмы;

3) стимулирование создания  новых рабочих мест, а также  центров по подготовке и переобучению  кадров;

4) селективную (выборочную) поддержку в секторах экономики, имеющих низкие экономические  показатели, но при этом обеспечивающих  решение важных социальных задач.

 Государственные органы  уделяют большое внимание повышению  конкурентоспособности рабочей  силы через профессиональную  подготовку и переподготовку  работников, создание рабочих мест как в государственном секторе, так и путем субсидирования частных компаний, совмещение ищущих работу и вакантных мест, в т.ч. и через информацию и профориентацию, выплату пособий по переезду к новому месту работы.

На эти цели Швеция расходует больше средств, чем любое государство, хотя бюджетные ассигнования на поддержку занятости не больше, чем в других индустриально-развитых странах.

Сравнительный анализ моделей.

Чем крупнее затраты на активные меры по  поддержанию  занятости,  при общих более значительных масштабах финансирования  политики  рынка  труда, тем ниже, как правило, безработица в стране и выше общий уровень  трудовой активности населения.

 Показательно, в данном  отношении,  сопоставление  ситуации  на  рынке труда Швеции и США. При том, что в Швеции в 3 с лишним  раза  выше,  чем  в США, относительные затраты на программы политики рынка труда - 2, 7 против 0,8 ВНП, доля  средств,  идущих  на  меры  активной  защиты  населения  от безработицы, в два раза значительнее - 70% против 35%. Активная политика не только и не столько поддерживает существование тех, кто потерял работу, но прежде всего поощряет активность каждого гражданина, направленную на поиск рабочего места, что, в свою очередь, сокращает его зависимость от поддержки доходов за счет социальных выплат (а, значит, уменьшает и затраты государственного бюджета), а также снимает напряженность в обществе, связанную с тяжелым психическим состоянием безработных (даже при условии получения ими достаточно высоких пособий). А также, активная политика увеличивает производительность труда в целом и, в частности, способствует структурной перестройке экономики, повышая тем самым эффективность использования трудовых ресурсов, поскольку ее главная задача состоит в максимально быстром нахождении работником такого рабочего места, на котором его отдача будет самой высокой, то есть такого рабочего места, которое будет оптимально соответствовать его умственным и физическим способностям.

 Нет сомнения в том, что именно эти различия в  масштабах  и  качестве внимания к социальной защите населения на рынке труда  является  одним  из главнейших факторов, определявших сложившийся уровень занятости  населения обеих стран.

Несмотря на то, что эффективность государственной службы по трудоустройству высока, только небольшая часть вакансий заполняется с ее помощью, причем это преимущественно рабочие места, требующие низкой квалификации. Так, в Швеции всего 35 процентов ищущих работу вступают в контакт с бюро занятости. А  в США, где насчитывается 300 банков рабочих мест, охватывающих всю территорию страны, лишь 5 процентов лиц получают работу через службу содействия найму. Дело в том, что целый ряд причин затрудняет функционирование агентств. Так, предприниматели, имеющие выгодные вакансии, и хорошие работники редко пользуются их услугами, предпочитая искать то, что им нужно, через родственников и знакомых или с помощью объявлений и прямых контактов. Подсчитано, что большинство трудящихся (56 процентов) получает информацию о рабочих местах от друзей или родных. Во-вторых, работодатели часто не заявляют о своих вакансиях, боясь раскрытия коммерческой тайны. В связи с этим в некоторых странах их законодательно обязывают делать это - "Закон об обязательной регистрации свободных рабочих мест" в Швеции. [13, c. 25]

Информация о работе Состояние и перспективы стабилизации рынка труда в национальной экономике Республики Беларусь