Состояние и перспективы стабилизации рынка труда в национальной экономике Республики Беларусь
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 21:16, курсовая работа
Краткое описание
Исходя из вышесказанного изучаемая в курсовой работе тема представляется особенно актуальной и значимой на сегодняшний день. Целью данной курсовой работы является исследование состояния и перспектив стабилизации рынка труда в национальной экономике Республики Беларусь. Из поставленной цели вытекают следующие задачи: - раскрыть понятие и содержание рынка труда, определить его основные элементы; - изучить основные модели регулирования рынка труда в развитых странах
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 2 1. РЫНОК ТРУДА: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ 5 2. ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ 20 3. ПУТИ СТАБИЛИЗАЦИИ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
Государственная политика в
области занятости населения основывается
на следующих принципах:
1. обеспечение равных
возможностей всем трудоспособным
гражданам;
2. предоставление социальных
гарантий и компенсаций безработным;
3. поддержание трудовой
инициативы граждан, содействие
и поощрение в развитии их
способностей к производительному
и творческому труду;
4. обеспечение мер, направленных
на предотвращение безработицы;
5. принятие дополнительных
мер, содействующих трудоустройству
граждан с ограниченной трудоспособностью;
6. обеспечение социальной
защиты в области занятости, проведение
специальных мероприятий для
трудоустройства граждан, желающих
работать;
7. координация деятельности
в области занятости с другими
направлениями экономической и
социальной политики;
8. участие профессиональных
союзов, ассоциаций предпринимателей,
трудовых коллективов, их формирований
в разработке, реализации и контроле
за выполнением мер по обеспечению занятости
во взаимодействии с органами государственного
управления;
9. международное сотрудничество
в решении проблем занятости
населения, включая профессиональную
деятельность граждан Республики
Беларусь за рубежом и трудовую
деятельность иностранных граждан
в Республике Беларусь.
Государственные программы
занятости нацелены на решение следующих
задач:
1) содействие структурной перестройке
экономики и создание условий для направления
высвобождаемых работников на рентабельные
производства;
2) развитие системы подготовки,
повышения квалификации, переподготовки
и профессиональной ориентации населения,
создания новых рабочих мест с учетом
демографической ситуации;
3) обеспечение занятости отдельных
категорий населения, трудоустройство
которых затруднено;
4) повышение экономической
заинтересованности предприятий и организаций
в создании рабочих мест и использовании
гибких форм занятости;
5) совершенствование организационной
структуры государственной службы занятости,
формирование ее материальной, кадровой,
информационной, статистической, финансовой
и научно-методической базы. [9, c. 4]
Решение стоящих перед государством
задач в области занятости населения требует
длительного времени, поэтому обеспечение
полной занятости выступает в качестве
стратегической цели развития на длительную
перспективу. Однако стратегическая цель
должна отражать то состояние занятости,
которое предусматривается достичь, решая
проблемы конкретного периода времени.
Стратегическая цель определяет
следующие тактические задачи:
1) на 2011 – 2015 гг. – содействие
социально-профессиональной мобильности
рабочей силы, повышение эффективности
и качества труда;
2) после 2015 г. – достижение количественной
и качественной сбалансированности спроса
и предложения рабочей силы и рабочих
мест. [8, c. 14]
Большое внимание уделяется
теме привлечения в народное хозяйство
Беларуси экономически неактивных граждан.
Число таковых, по некоторым оценкам, составляет
400-500 тыс. Работа по задейcтвованию этого
серьезного ресурса правительством уже
начата. Утверждена государственная Программа
занятости на 2009-2011гг., предусматривающая
создание новых рабочих мест. На создание,
в основном силами частного бизнеса, десятков
тысяч новых рабочих мест в кризисных
регионах рассчитана государственная
программа развития малых городов. Вместе
с тем в целом действия правительства
по вовлечению в экономику дополнительного
числа граждан пока не получили соответствующего
материального обеспечения, без чего трудно
рассчитывать на их высокую эффективность.
Например, приостановлено действие положения
Закона о занятости, предусматривающего
создание фонда занятости. Ранее аккумулировавшиеся
в фонде средства не подлежали изъятию;
они накапливались как страховой резерв
на случай обострения ситуации на рынке
труда. Теперь же эти средства объединены
со средствами Фонда социального страхования
и используются для закрытия сиюминутных
потребностей. Надо ли разъяснять, насколько
опасен такой подход? [9, с. 34]
Социально-экономические механизмы
управления спросом рабочей силы должны
включать систему бюджетных, инвестиционных,
кредитных и налоговых рычагов, направленных
на стимулирование создания рабочих мест,
эффективное использование рабочей силы.
Существенные возможности для создания
новых рабочих мест без реализации долговременных
инвестиционных проектов заложены в малом
бизнесе, позволяющем вовлечь в производство
на нестандартных режимах занятости многие
категории населения, нуждающиеся в дополнительном
заработке. Поддержка предпринимательства
должна рассматриваться как часть политики
увеличения спроса на рабочую силу, а финансовая
помощь предприятиям – увязываться с
числом создаваемых рабочих мест.
Ключевым механизмом регулирования
спроса рабочей силы на рынке труда является
создание новых и повышение эффективности
существующих рабочих мест на основе их
модернизации и технического перевооружения.
Действие данного механизма связано, прежде
всего, с расширением инвестиционной активности
как одним из основных экономических приоритетов.
Для этого необходимо, во-первых, расширение
источников инвестиций за счет привлечения
сбережений населения, средств республиканского
и местных бюджетов, зарубежных инвестиций,
средств фонда содействия занятости населения.
Важнейшим механизмом формирования
предложения рабочей силы является государственная
политика в области образования и подготовки
кадров, которая посредством обучения
и переобучения граждан влияет на количественные
и качественные параметры рабочей силы.
В сложившейся ситуации важно актуализировать
механизм гибкой занятости населения
- развитие надомного труда, куда могут
быть вовлечены женщины, имеющие детей,
инвалиды; временной и частичной занятости,
что решает проблему обеспечения рабочей
силой предприятий. Значительное влияние
на формирование предложения рабочей
силы на рынке труда оказывает система
социальной защиты населения от безработицы
[9, с. 36].
Таким образом, несмотря на
высокую затратность и периодическое
принятие «неотложных мер» по борьбе с
безработицей, в целом государственная
политика регулирования рынка труда все
дальше уходит от того направления, которое
было первоначально заложено в законодательстве.
Идет формирование своей, присущей только
Беларуси, модели регулирования рынка
труда, весьма, на мой взгляд далекой от
совершенства.
Направления стабилизации белорусского
рынка труда лежат, на мой взгляд, прежде
всего, в структурной перестройке экономики
на базе новейших достижений науки, техники
и организации труда; развитии частного
предпринимательства, малого бизнеса
и различных форм самозанятости; реформировании
системы статистического учёта показателей
рынка труда в направлении повышения их
достоверности; организации программ
переподготовки и повышения квалификации
кадров в соответствии с современными
требованиями рыночной экономики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рынок труда как система экономических
механизмов, норм и институтов, обеспечивающих
воспроизводство рабочей силы и ее использование,
является неотъемлемой составной частью
рыночной системы.
Согласно определению
Международной организации труда
(МОТ), которого придерживаются многие
зарубежные профсоюзы и специалисты
по труду, рынок труда - это сфера,
где предприниматели и трудящиеся
совместно ведут переговоры, коллективные
или индивидуальные, относительно
заработной платы и условий
труда.
Рынок труда имеет ряд особенностей.
К рынку труда относится не только сфера
обмена ( купля-продажа) труда, но и сфера
воспроизводства трудового потенциала
(рыночные механизмы образования, профессиональной
подготовки и др.) и сфера использования
труда ( рыночные механизмы управления
персоналом на производстве).
Составляющими элементами
рынка труда являются люди, которые
выступают носителями рынка труда
и наделены такими человеческими
качествами, как психофизиологические,
социальные, культурные, религиозные,
политические и др. Эти особенности
оказывают существенное влияние
на интересы, мотивацию, степень
трудовой активности людей и
отражаются на состоянии рынка
труда.
Рынок труда сложился
как система общественных отношений,
отражающих уровень развития
и достигнутый на данный период
баланс интересов между участвующими
на рынке субъектами, каковыми
являются: предприниматели, трудящиеся
и государство.
Организационной формой
выражения таких интересов на
рынке труда являются ассоциации
предпринимателей, с одной стороны,
профсоюзы- с другой. Государство
выступает в качестве работодателя
на государственных предприятиях
и инвестора, финансируя крупные
проекты программ развития. Однако
главная его функция заключается
в определении правил регулирования
интересов партнеров и противостоящих
сил.
Работники предлагают
свою рабочую силу за плату,
а работодатели предъявляют спрос
на рабочую силу и платят
за нее. Таким образом, в рыночной
экономике товары и услуги
продаются и покупаются на разных рынках
и рабочая сила выступает на рынках факторов
производства как товар.
На рынке труда, как
и на прочих рынках, имеется
предложение, спрос и цена - заработная
плата. Следовательно, рынок труда
в узком смысле представляет
собой место, где встречаются
работник, ищущий работу, и работодатель,
ищущий работника с целью заключения
договора о найме. Рынок труда
является открытой системой и
потому на результативность его
функционирования оказывают влияние
многие факторы, которые можно
свести в две группы: внешние
и внутренние.
В нашей стране значительный
экономический ущерб наносится государству,
главным образом, незарегистрированной
безработицей. В этой связи возникает
необходимость содействия переходу незарегистрированных
безработных в сферу регистрируемой безработицы,
поскольку последняя в наибольшей мере
подвержена государственному регулированию.
Вместе с тем, экономический ущерб от безработицы
не только характеризует нереализованный
трудовой потенциал, но и свидетельствует
о значительных возможностях улучшения
использования трудового потенциала и
повышения результативности общественного
воспроизводства посредством снижения
уровня безработицы в стране.
Перспективы стабилизации белорусского
рынка труда в свете мирового финансового
кризиса выглядят пока весьма туманно.
С одной стороны, безработица в период
экономической депрессии - вполне объяснимое
и ожидаемое явление. Производители стремятся
максимально уменьшить затраты, увольняя
одних сотрудников и сокращая зарплаты
другим в связи с переизбытком силы на
рынке труда. Данные меры позволяют предприятиям
в кратчайшие сроки оптимизировать производство
и выжить в ситуации кризиса. С другой
стороны, в нашем государстве существует
официальный запрет на увольнение работников
с госпредприятий, как. Поэтому, ожидать
массового всплеска открытой безработицы
не приходится. Оборотная сторона данной
проблемы состоит в том, что стремительно
возрастает скрытая безработица, которая
наиболее разрушительна для экономики.
Практика регулирования занятости сводится
к контролю за показателем официально
регистрируемой безработицы на макроуровне,
что приводит к расхождению фактического
уровня безработицы с официальным (на
который ориентируются при разработке
государственных программ занятости).
Искусственное, административное снижение
официального уровня безработицы приводит
к росту ее теневых видов, размеры которых
невозможно точно определить и, следовательно,
управлять ими (скрытая безработица, структурная,
носящая регрессивный характер).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Анохов, С.М. Статистическое изучение проблем занятости населения в Республике Беларусь / С.М. Анохов, Н. В. Лацкевич // Потребительская кооперация. – 2012. - №1. – С. 39-43.
Губенко, М. Евросоюз: факторы,
влияющие на состояние рынка труда / Милена Губенко // Человек и труд. – 2011. - №11. –
С. 30 -33.
Заславский И.Е. Труд, занятость, безработица/ И.Е. Заславский – М.: Департамент труда и занятости правительства Москвы. – 1992. – 312 с.
Кобяк О.Г. Рынок труда Беларуси и механизмы его регулирования/ О.Г. Кобяк // Финансы. Учёт. Аудит. – 2009. - № 11. – С. 11 – 15.
start="5"
Котшер З.А.
Структура занятости населения в республике
Беларусь: проблемы совершенствования/
З.А. Котшер // Отдел кадров. – 2009. - № 3. –
С. 24 – 29.
Маковская, Н. В. Формирование
спроса на труд предприятиями промышленности
в Республике Беларусь / Н. В. Маковская // Белорусский экономический журнал. – 2011. - №2.- С. 119-133
Макроэкономика:
учеб. пособие / Т.С. Алексеенко, Н. Ю. Дмитриева, Л. П. Зенькова [и др.]; под ред. Л.П. Зеньковой. – Минск: ИВЦ Минфина, 2013. – 448с.
О занятости
населения Республики Беларусь: Закон
Республики Беларусь от 01.07.2006 по состоянию
на 4.10.2010 // Национальный реестр правовых
актов Республик Беларусь – 2009. - № 12. –
С. 12 – 14.
start="9"
Пилуй М., Злотников
Л. От обслуживания безработицы – к активной
государственной политике занятости /
Белорусский банковский бюллетень. –
2009. – № 3. – С. 32 – 46
Рынок труда: учеб. пособие для вузов / под ред. П.Э. Шлендера. – М.: Вузовский учебник, 2004. – 208 с.
Селищев Н.И.
Макроэкономика: Учебное пособие. – М.:
ВЛАДОС, 2004. – 560 с.
Спиридонов
Ю. Факторы занятости в экономике РБ //
Белорусский банковский бюллетень. –
2010. - № 39. – с. 34 – 38.
Стоцкий А. Регулирование рынка труда в развитых странах/ А. Стоцкий// Экономика и управление в зарубежных странах. – 2007. - № 5. – С. 27-32.