Состояние и перспективы стабилизации рынка труда в национальной экономике Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 21:16, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из вышесказанного изучаемая в курсовой работе тема представляется особенно актуальной и значимой на сегодняшний день.
Целью данной курсовой работы является исследование состояния и перспектив стабилизации рынка труда в национальной экономике Республики Беларусь.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- раскрыть понятие и содержание рынка труда, определить его основные элементы;
- изучить основные модели регулирования рынка труда в развитых странах

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. РЫНОК ТРУДА: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ 5
2. ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ 20
3. ПУТИ СТАБИЛИЗАЦИИ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по макре.docx

— 268.92 Кб (Скачать файл)

Государственная политика в области занятости населения основывается на следующих принципах:

1. обеспечение равных  возможностей всем трудоспособным  гражданам;

2. предоставление социальных  гарантий и компенсаций безработным;

3. поддержание трудовой  инициативы граждан, содействие  и поощрение в развитии их  способностей к производительному  и творческому труду;

4. обеспечение мер, направленных  на предотвращение безработицы;

5. принятие дополнительных  мер, содействующих трудоустройству  граждан с ограниченной трудоспособностью;

6. обеспечение социальной  защиты в области занятости, проведение  специальных мероприятий для  трудоустройства граждан, желающих  работать;

7. координация деятельности  в области занятости с другими  направлениями экономической и  социальной политики;

8. участие профессиональных  союзов, ассоциаций предпринимателей, трудовых коллективов, их формирований  в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспечению занятости во взаимодействии с органами государственного управления;

9. международное сотрудничество  в решении проблем занятости  населения, включая профессиональную  деятельность граждан Республики  Беларусь за рубежом и трудовую  деятельность иностранных граждан  в Республике Беларусь.

Государственные программы занятости нацелены на решение следующих задач:

1)  содействие структурной перестройке экономики и создание условий для направления высвобождаемых работников на рентабельные производства;

2)  развитие системы подготовки, повышения квалификации, переподготовки и профессиональной ориентации населения, создания новых рабочих мест с учетом демографической ситуации;

3)  обеспечение занятости отдельных категорий населения, трудоустройство которых затруднено;

4)  повышение экономической заинтересованности предприятий и организаций в создании рабочих мест и использовании гибких форм занятости;

5)  совершенствование организационной структуры государственной службы занятости, формирование ее материальной, кадровой, информационной, статистической, финансовой и научно-методической базы. [9, c. 4]

Решение стоящих перед государством задач в области занятости населения требует длительного времени, поэтому обеспечение полной занятости выступает в качестве стратегической цели развития на длительную перспективу. Однако стратегическая цель должна отражать то состояние занятости, которое предусматривается достичь, решая проблемы конкретного периода времени.

Стратегическая цель определяет следующие тактические задачи:

1) на 2011 – 2015 гг. – содействие социально-профессиональной мобильности рабочей силы, повышение эффективности и качества труда;

2)  после 2015 г. – достижение количественной и качественной сбалансированности спроса и предложения рабочей силы и рабочих мест. [8, c. 14]

Большое внимание уделяется теме привлечения в народное хозяйство Беларуси экономически неактивных граждан. Число таковых, по некоторым оценкам, составляет 400-500 тыс. Работа по задейcтвованию этого серьезного ресурса правительством уже начата. Утверждена государственная Программа занятости на 2009-2011гг., предусматривающая создание новых рабочих мест. На создание, в основном силами частного бизнеса, десятков тысяч новых рабочих мест в кризисных регионах рассчитана государственная программа развития малых городов. Вместе с тем в целом действия правительства по вовлечению в экономику дополнительного числа граждан пока не получили соответствующего материального обеспечения, без чего трудно рассчитывать на их высокую эффективность. Например, приостановлено действие положения Закона о занятости, предусматривающего создание фонда занятости. Ранее аккумулировавшиеся в фонде средства не подлежали изъятию; они накапливались как страховой резерв на случай обострения ситуации на рынке труда. Теперь же эти средства объединены со средствами Фонда социального страхования и используются для закрытия сиюминутных потребностей. Надо ли разъяснять, насколько опасен такой подход? [9, с. 34]

Социально-экономические механизмы управления спросом рабочей силы должны включать систему бюджетных, инвестиционных, кредитных и налоговых рычагов, направленных на стимулирование создания рабочих мест, эффективное использование рабочей силы. Существенные возможности для создания новых рабочих мест без реализации долговременных инвестиционных проектов заложены в малом бизнесе, позволяющем вовлечь в производство на нестандартных режимах занятости многие категории населения, нуждающиеся в дополнительном заработке. Поддержка предпринимательства должна рассматриваться как часть политики увеличения спроса на рабочую силу, а финансовая помощь предприятиям – увязываться с числом создаваемых рабочих мест.

Ключевым механизмом регулирования спроса рабочей силы на рынке труда является создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест на основе их модернизации и технического перевооружения. Действие данного механизма связано, прежде всего, с расширением инвестиционной активности как одним из основных экономических приоритетов. Для этого необходимо, во-первых, расширение источников инвестиций за счет привлечения сбережений населения, средств республиканского и местных бюджетов, зарубежных инвестиций, средств фонда содействия занятости населения.

Важнейшим механизмом формирования предложения рабочей силы является государственная политика в области образования и подготовки кадров, которая посредством обучения и переобучения граждан влияет на количественные и качественные параметры рабочей силы. В сложившейся ситуации важно актуализировать механизм гибкой занятости населения - развитие надомного труда, куда могут быть вовлечены женщины, имеющие детей, инвалиды; временной и частичной занятости, что решает проблему обеспечения рабочей силой предприятий. Значительное влияние на формирование предложения рабочей силы на рынке труда оказывает система социальной защиты населения от безработицы [9, с. 36].

Таким образом, несмотря на высокую затратность и периодическое принятие «неотложных мер» по борьбе с безработицей, в целом государственная политика регулирования рынка труда все дальше уходит от того направления, которое было первоначально заложено в законодательстве. Идет формирование своей, присущей только Беларуси, модели регулирования рынка труда, весьма, на мой взгляд далекой от совершенства.

Направления стабилизации белорусского рынка труда лежат, на мой взгляд, прежде всего, в структурной перестройке экономики на базе новейших достижений науки, техники и организации труда; развитии частного предпринимательства, малого бизнеса и различных форм самозанятости; реформировании системы статистического учёта показателей рынка труда в направлении повышения их достоверности; организации программ переподготовки и повышения квалификации кадров в соответствии с современными требованиями рыночной экономики.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Рынок труда как система экономических механизмов, норм и институтов, обеспечивающих воспроизводство рабочей силы и ее использование, является неотъемлемой составной частью рыночной системы.

 Согласно определению  Международной организации труда (МОТ), которого придерживаются многие  зарубежные профсоюзы и специалисты  по труду, рынок труда - это сфера, где предприниматели и трудящиеся  совместно ведут переговоры, коллективные  или индивидуальные, относительно  заработной платы и условий  труда.

Рынок труда имеет ряд особенностей. К рынку труда относится не только сфера обмена ( купля-продажа) труда, но и сфера воспроизводства трудового потенциала (рыночные механизмы образования, профессиональной подготовки и др.) и сфера использования труда ( рыночные механизмы управления персоналом на производстве).

 Составляющими элементами  рынка труда являются люди, которые  выступают носителями рынка труда  и наделены такими человеческими  качествами, как психофизиологические, социальные, культурные, религиозные, политические и др. Эти особенности  оказывают существенное влияние  на интересы, мотивацию, степень  трудовой активности людей и  отражаются на состоянии рынка  труда.

 Рынок труда сложился  как система общественных отношений, отражающих уровень развития  и достигнутый на данный период  баланс интересов между участвующими  на рынке субъектами, каковыми  являются: предприниматели, трудящиеся  и государство.

 Организационной формой  выражения таких интересов на  рынке труда являются ассоциации  предпринимателей, с одной стороны, профсоюзы- с другой. Государство  выступает в качестве работодателя  на государственных предприятиях  и инвестора, финансируя крупные  проекты программ развития. Однако  главная его функция заключается  в определении правил регулирования  интересов партнеров и противостоящих  сил.

 Работники предлагают  свою рабочую силу за плату, а работодатели предъявляют спрос  на рабочую силу и платят  за нее. Таким образом, в рыночной  экономике товары и услуги  продаются и покупаются на разных рынках и рабочая сила выступает на рынках факторов производства как товар.

 На рынке труда, как  и на прочих рынках, имеется  предложение, спрос и цена - заработная  плата. Следовательно, рынок труда  в узком смысле представляет  собой место, где встречаются  работник, ищущий работу, и работодатель, ищущий работника с целью заключения  договора о найме. Рынок труда  является открытой системой и  потому на результативность его  функционирования оказывают влияние  многие факторы, которые можно  свести в две группы: внешние  и внутренние.

В нашей стране значительный экономический ущерб наносится государству, главным образом, незарегистрированной безработицей. В этой связи возникает необходимость содействия переходу незарегистрированных безработных в сферу регистрируемой безработицы, поскольку последняя в наибольшей мере подвержена государственному регулированию. Вместе с тем, экономический ущерб от безработицы не только характеризует нереализованный трудовой потенциал, но и свидетельствует о значительных возможностях улучшения использования трудового потенциала и повышения результативности общественного воспроизводства посредством снижения уровня безработицы в стране.

Перспективы стабилизации белорусского рынка труда в свете мирового финансового кризиса выглядят пока весьма туманно. С одной стороны, безработица в период экономической депрессии - вполне объяснимое и ожидаемое явление. Производители стремятся максимально уменьшить затраты, увольняя одних сотрудников и сокращая зарплаты другим в связи с переизбытком силы на рынке труда. Данные меры позволяют предприятиям в кратчайшие сроки оптимизировать производство и выжить в ситуации кризиса. С другой стороны, в нашем государстве существует официальный запрет на увольнение работников с госпредприятий, как. Поэтому, ожидать массового всплеска открытой безработицы не приходится. Оборотная сторона данной проблемы состоит в том, что стремительно возрастает скрытая безработица, которая наиболее разрушительна для экономики.

Практика регулирования занятости сводится к контролю за показателем официально регистрируемой безработицы на макроуровне, что приводит к расхождению фактического уровня безработицы с официальным (на который ориентируются при разработке государственных программ занятости).

Искусственное, административное снижение официального уровня безработицы приводит к росту ее теневых видов, размеры которых невозможно точно определить и, следовательно, управлять ими (скрытая безработица, структурная, носящая регрессивный характер).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Анохов, С.М. Статистическое изучение проблем занятости населения в Республике Беларусь / С.М. Анохов, Н. В. Лацкевич // Потребительская кооперация. – 2012. - №1. – С. 39-43.

  1. Губенко, М. Евросоюз: факторы, влияющие на состояние рынка труда / Милена Губенко // Человек и труд. – 2011. - №11. – С. 30 -33.
  1. Заславский И.Е. Труд, занятость, безработица/ И.Е. Заславский – М.: Департамент труда и занятости правительства Москвы. – 1992. – 312 с.

  1. Кобяк О.Г. Рынок труда Беларуси и механизмы его регулирования/ О.Г. Кобяк // Финансы. Учёт. Аудит. – 2009. - № 11. – С. 11 – 15.

start="5"

 Котшер З.А. Структура занятости населения в республике Беларусь: проблемы совершенствования/ З.А. Котшер // Отдел кадров. – 2009. - № 3. – С. 24 – 29.

  1. Маковская, Н. В. Формирование спроса на труд предприятиями промышленности в Республике Беларусь / Н. В. Маковская // Белорусский экономический журнал. – 2011. - №2.- С. 119-133
  1. Макроэкономика: учеб. пособие / Т.С. Алексеенко, Н. Ю. Дмитриева, Л. П. Зенькова [и др.]; под ред. Л.П. Зеньковой. – Минск: ИВЦ Минфина, 2013. – 448с.

  1. О занятости населения Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 01.07.2006 по состоянию на 4.10.2010 // Национальный реестр правовых актов Республик Беларусь – 2009. - № 12. – С. 12 – 14.

start="9"

 Пилуй М., Злотников Л. От обслуживания безработицы – к активной государственной политике занятости / Белорусский банковский бюллетень. – 2009. – № 3. – С. 32 – 46

  1. Рынок труда: учеб. пособие для вузов / под ред. П.Э. Шлендера. – М.: Вузовский учебник, 2004. – 208 с.
  1. Селищев Н.И. Макроэкономика: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 560 с.

  1.  Спиридонов Ю. Факторы занятости в экономике РБ // Белорусский банковский бюллетень. – 2010. - № 39. – с. 34 – 38.

  1. Стоцкий А. Регулирование рынка труда в развитых странах/ А. Стоцкий// Экономика и управление в зарубежных странах. – 2007. - № 5. – С. 27-32.

Информация о работе Состояние и перспективы стабилизации рынка труда в национальной экономике Республики Беларусь