Состояние и перспективы стабилизации рынка труда в национальной экономике Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 21:16, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из вышесказанного изучаемая в курсовой работе тема представляется особенно актуальной и значимой на сегодняшний день.
Целью данной курсовой работы является исследование состояния и перспектив стабилизации рынка труда в национальной экономике Республики Беларусь.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- раскрыть понятие и содержание рынка труда, определить его основные элементы;
- изучить основные модели регулирования рынка труда в развитых странах

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. РЫНОК ТРУДА: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ 5
2. ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ 20
3. ПУТИ СТАБИЛИЗАЦИИ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по макре.docx

— 268.92 Кб (Скачать файл)

Таким образом, в большинстве развитых стран Европы проводится активная политика занятости, существуют развитые институты рынка труда, а также системы профессиональной подготовки населения и социального страхования, ориентированные на рынок труда. Вместе с тем масштабы и направления государственного регулирования сферы занятости весьма различны: регулирование всех аспектов рынка труда и самое широкое участие профсоюзов в деятельности предприятий (Франция, Германия) или либеральные законы, определяющие лишь общие правила и процедуры регулирования трудовых отношений, свобода найма и увольнения для работодателей и активное содействие со стороны государства при профессиональной подготовке и адаптации безработных к рынку труда (Великобритания). Однако проведение активной политики занятости в традиционном виде зачастую не приводит к нужным результатам, вызывая сопротивление как со стороны работодателей, стремящихся ограничить использование наемного труда, так и безработных, испытывающих трудности при трудоустройстве.

Необходимость изменения политики занятости обусловлена тем, что глобализация и технологический прогресс все более активно влияют на изменение потребностей предприятий к рабочей силе. Компании вынуждены оперативно принимать меры по адаптации и развитию не только производственной деятельности, но и своих работников. В то же время работники осознают, что изменения в деятельности организации – неизбежный процесс. Иметь работу сегодня не означает абсолютной защищенности и уверенности в будущем. Поэтому для того, чтобы планировать свою жизнь и карьеру, работникам нужны новые формы поддержки их трудовых возможностей, которые помогут им оставаться в сфере занятости. Эта поддержка должна выходить за рамки конкретной работы и обеспечить уверенный переход на новое рабочее место, который возможен только в том случае, если работник будет обладать конкурентоспособной рабочей силой – знаниями, навыками и умениями, востребованными на рынке труда независимо от структурных и технологических сдвигов в спросе на наемный труд.

Для анализа проблем безработицы необходимо, прежде всего, четко определить, кого следует считать безработным. Не всякий неработающий человек является безработным. Очевидно, что дети, престарелые и инвалиды не относятся к трудоспособному населению. Люди, обладающие каким-то доходом или просто не желающие работать, также не считаются безработными. Критерии признания человека безработным обычно устанавливаются законом или правительственными документами и могут немного различаться по странам.

 Вывод: проблема сбалансированности рынка труда затрагивает общегосударственные интересы, что требует применения активной государственной политики в области занятости. Государство с помощью комплекса активных и пассивных мер может оказывать влияние на уровень безработицы в стране, однако система регулирования занятости должна быть тщательно продумана и обоснована с точки зрения современных экономических реалий и возможностей экономики страны.

Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах социально-экономического развития.

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПУТИ СТАБИЛИЗАЦИИ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Главным результатом социально-экономического развития Республики Беларусь в 1994—2005 гг. стало создание и деятельность оптимальной социально-экономической системы, основанной на постепенном, эволюционном пути экономических преобразований. Страна сохранила богатства, созданные трудом всего народа, не продала за бесценок землю, заводы и фабрики, приостановила инфляцию и без помощи из-за границы сократила дефицит государственного бюджета. Сохранены и углублены социальные гарантии для людей: жилье, пенсии, бесплатные (за счет бюджета) образование и лечение.

Главной целью социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2010 гг. является дальнейший рост уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики, создания государства наибольшего благоприятствования для людей. Государственными приоритетами социально-экономического развития в 2006—2010 гг. объявлены всестороннее гармоничное развитие человека на основе повышения реальных денежных доходов, совершенствования систем образования, здравоохранения и других областей сферы услуг; инновационный путь развития экономики, энерго и ресурсосбережение; увеличение экспортного потенциала страны на основе повышения конкурентоспособности отечественной продукции; развитие агропромышленного комплекса и социальное возрождение села; развитие малых и средних городов; жилищное строительство.

Для определения путей стабилизации рынка труда в Республике Беларусь, дадим краткую характеристику динамики данного рынка, а также проанализируем содержание и результаты проводимой в этой области государственной политики.

 

Во всем мире в связи с развитием научно-технического прогресса наблюдается тенденция к снижению уровня занятости и росту численности незанятого трудоспособного населения, желающего иметь работу. Одним из важных аспектов социальных гарантий является гарантия защищенности от безработицы. В январе-ноябре 2011 года в экономике Республики Беларусь было занято 4645 тс чел., что  на 0,4% меньше, чем в январе-ноябре 2010 года. В общей численности населения, занятого в экономике, 74,3% (3451,8 тыс. чел.) составляли работники организаций (кроме субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности).

В январе-ноябре 2011 года 83,1 тыс. работников организаций (2,4% среднемесячной численности) трудились в режиме вынужденной неполной занятости (в январе-ноябре 2010 года – 4,2%).В ноябре 2011 года по сравнению с октябрем численность работников, переведенных на работу с неполной рабочей неделей (днем), увеличилась в 1,6 раза составила 9,8 тыс. чел. численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя в 1,8 раза и составила 8,1 тыс. чел. Отпуска без сохранения заработной платы по инициативе нанимателя в ноябре 2011 года были предоставлены 2,6 тыс. чел., или 32,8% от общей численности работников, находившихся в вынужденных отпусках. Общее количество неотработанного времени по причине вынужденной неполной занятости в январе-ноябре 2011 года составило 0,7 млн. чел.- дней. (в январе-ноябре 2010 года – 1,6 млн чел.- дней), что равнозначно ежедневному невыходу на работу 3 тыс. чел. (в январе-ноябре 2010 года – 6 тыс. чел.).

Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец декабря 2011 года составила 28,2 тыс. чел., что на 14,8% меньше, чем на конец декабря 2010 года и на 5% меньше, чем на конец ноября 2011 года. Уровень зарегистрированной безработицы на конец декабря 2011 года составил 0,6% экономически активного населения (на конец декабря 2010 года – 0,7%).

Регионы

Численность безработных на конец декабря 2011 года

Численность безработных в декабре 2011 года, тыс. чел.

Уровень безработицы на конец декабря 2011 года

Всего, тыс. чел

В % к декабрю 2010 года

В % к ноябрю 2011 года

зарегистрировано

трудоустроено

Республика Беларусь

28,2

85,2

95,0

14,1

10,4

0,6

Брестская область

4,8

89,6

91,9

2,1

1,7

0,7

Витебская область

4,3

79,7

94,2

2,2

1,6

0,8

Гомельская область

5,8

94,7

99,5

2,5

1,7

0,9

Гродненская область

3,2

77,5

93,3

1,9

1,4

0,6

г. Минск

3,0

87,6

95,0

1,1

0,6

0,3

Минская область

3,8

81,8

91,8

2,4

2,0

0,6

Могилевская область

3,3

82,0

98,8

1,9

1,4

0,7


 

Таблица 3.1 – Данные о численности безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, по областям Республики Беларусь и г. Минску.[1, с. 40]

Государственная служба занятости наделена широкими полномочиями. Она имеет право заключать договоры с нанимателями о направлении к ним граждан (при наличии свободных мест) для трудоустройства; запрашивать у нанимателей сведения о наличии вакансий, а также получать информацию о высвобождении рабочей силы в связи с ликвидацией предприятия, сокращением численности или штата работников; вносить в местные Советы депутатов предложения по установлению предприятиям и организациям всех форм собственности брони для приёма на работу лиц, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда; направлять безработных на другую работу в другую местность и др.

Страхование от безработицы и финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения осуществляет Государственный фонд содействия занятости, который создаётся за счёт обязательных отчислений хозяйствующих субъектов и бюджетных ассигнований.

Государственная политика в области занятости населения основывается на следующих принципах:

  1. обеспечение равных возможностей всем трудоспособным гражданам;

  1. предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;

  1. поддержание трудовой инициативы граждан, содействие и поощрение в развитии их способностей к производительному и творческому труду;

  1. обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы;

  1. принятие дополнительных мер, содействующих трудоустройству граждан с ограниченной трудоспособностью;

  1. обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий для трудоустройства граждан, желающих работать;

  1. координация деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики;

  1. участие профессиональных союзов, ассоциаций предпринимателей, трудовых коллективов, их формирований в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспечению занятости во взаимодействии с органами государственного управления;

  1. международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая профессиональную деятельность граждан Республики Беларусь за рубежом и трудовую деятельность иностранных граждан в Республике Беларусь.[8, с. 12]

Государственные программы занятости нацелены на решение следующих задач:

  1.  содействие структурной перестройке экономики и создание условий для направления высвобождаемых работников на рентабельные производства;

  1.  развитие системы подготовки, повышения квалификации, переподготовки и профессиональной ориентации населения, создания новых рабочих мест с учетом демографической ситуации;

  1.  обеспечение занятости отдельных категорий населения, трудоустройство которых затруднено;

  1.  повышение экономической заинтересованности предприятий и организаций в создании рабочих мест и использовании гибких форм занятости;

  1.  совершенствование организационной структуры государственной службы занятости, формирование ее материальной, кадровой, информационной, статистической, финансовой и научно-методической базы.[8, с. 12].

В настоящее время в связи со структурными преобразованиями обострилась проблема несоответствия имеющихся профессий (специальностей) и уровней квалификации ищущих работу требованиям работодателей, а также дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда.

Специалисты выделяют отраслевые, территориальные, социально-демографические и профессионально-квалификационные диспропорции. Отраслевые диспропорции складываются под воздействием различных темпов рыночных преобразований в экономике, промышленности и сфере услуг.

Территориальные диспропорции результат неравномерного размещения и распределения сырьевых и производственных ресурсов, различных темпов развития экономики и трудовых ресурсов. Социально-демографические диспропорции возникают вследствие пониженной конкурентоспособности отдельных групп населения — молодежи, инвалидов, женщин.

Профессионально-квалификационные диспропорции стали следствием совокупного воздействия отраслевых, территориальных и социально-демографических диспропорций между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда в условиях недостаточного регулирования процессов воспроизводства и распределения трудовых ресурсов.

Информация о работе Состояние и перспективы стабилизации рынка труда в национальной экономике Республики Беларусь